ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3226/14 от 09.02.2015 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2-421/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2015 года Левобережный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Жарковской О.И.

при секретаре Максименковой Е.Ю.

с участием представителя истца по доверенности ФИО1

представителя ответчика по доверенности ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО3 к УК ООО «АВА-кров» в порядке требований ФЗ «О защите прав потребителей»,

установил:

Истец ФИО3 обратилась в суд с иском к ответчику УК ООО «АВА-кров» ( л.д. 32-34) и просила признать, что установленный ответчиком способ определения потребляемого домом 4 объема холодной воды через «общий счетчик», учитывающий потребление других объектов запитанных через общий счетчик не соответствуют ФЗ от 23.11.2009 г. № 261 нормативному правовому акту РФ формула (9) и применению не подлежит со дня его принятия;

обязать ответчика произвести перерасчет начислений платы за потребление и водоотведение холодной воды за период сентябрь 2012 г. по март 2013 года согласно Правилам № 307 п. 16 с учетом отсутствия в доме <адрес> коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды и взыскать с ответчика сумму нанесенного материального ущерба в размере 5 382 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что она, ФИО3, до 15.05.2014 года являлась собственником жилого помещения в многоквартирном доме (МКД) по <адрес> находящимся под управлением Управляющей компании ООО «АВА-кров», которая в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг» является исполнителем коммунальных услуг с вытекающими из этого статуса обязанностями.

Исполнитель обязан производить в установленном действующими «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги. Несоблюдением исполнителем этих требований нарушаются права потребителей на оплату коммунальных услуг за фактическое потребление ресурса, гарантированные ему ФЗ и др. нормативными правовыми актами РФ.

Федеральным законом от 23.11.2009г. № 261 «Об энергосбережении и энергетической эффективности» п. 5 ст. 13 установлено, что каждый МКД должен быть оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, по показаниям которого определяется количество коммунального ресурса, подаваемого в дом в отчетный период. При установке такого прибора учета на холодное водоснабжение и ввода его в эксплуатацию актом от 14.08.2012 г. управляющей компанией установлен и применен при расчетах размера платы способ определения количества ресурса, потребляемого домом 4, не соответствующий действующему законодательству РФ.

При установке коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ) в доме 4 выяснилось, что через счетчик истца транзитом осуществляется водоснабжение и других жилых объектов (дома №3 и дома № 5) на другой стороне улицы Меркулова и счетчик истца фиксирует потребляемые объемы не только д. 4 но и д.3 и д. 5. Вычислить из этого котла фактическое потребление холодной воды домом 4 не представляется

- 2 -

возможным.

Данная ситуация не позволяет без реконструкции системы водоснабжения установить в доме 4 по ул. Меркулова коллективный (общедомовой) прибор учета, отвечающий требованиям ФЗ от 23.11.2009 г. № 261 по учету подаваемого ресурса в доме № 4. Эти обстоятельства послужили основаниям для выпуска Министерства регионального развития РФ Приказа от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета». В Приложении № 1 п. 2 сказано, что если отсутствует техническая возможность установки и использования коллективного (общедомового) прибора учета при расчете платы за коммунальные услуги без реконструкции, капитального ремонта существующих инженерных систем, то прибор учета не ставится (Письмо МУП Водоканал Воронеж от 22.02.2011 г. № 15/02-ОГ).

Доработка инженерной системы водоснабжения в доме проведена 5 марта 2013 года (письмо ООО «АВА- кров» исх. № 586 от 28.02.2013 г., акт от 05.03.2013 г.).

Часть 1 ст. 157 ЖК РФ, ФЗ РФ от 23.11.2009 г. № 261 п. 2 ст. 13, Правилами предоставления коммунальных услуг, установлено, что при отсутствии прибора учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из норматива потребления услуг.

Однако ответчик проигнорировал действующие законы, подлежащие применению при расчете планы за холодное водоснабжение, установил и применил в расчетах свой расчетный способ определения объема потребляемого домом № 4 ресурса, не имея на это соответствующих полномочий, и по этой методике в период с сентября 2012 г. по март 2013 г. производил расчеты с потребителем.

В акте ответчика от 14.08.2012 года о допуске в эксплуатацию узла учета потребления холодной воды в доме № 4 изложен способ определения объема потребления не по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, как устанавливает действующий закон, а через «общий счетчик», установленный в доме № 4, за минусом показаний его «подсчетчиков», установленных в жилых домах, водоснабжение которых осуществляется через «общий счетчик». При этом отмечает, что Правилами предоставления коммунальных услуг применение определений «общий счетчик», «подсчетчик» при расчете платы или количества коммунального ресурса не предусмотрено.

Считает, что такой способ противоречит ФЗ от 23.11.2009 г. № 216 п. 1 ст. 13, где установлено требование по учету подаваемого в дом ресурса в месте подключения дома к централизованной системе водоснабжения по показаниям введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.

В результате применения ответчиком расчетного способа определения объема холодной воды, потребленного домом в отчетный период через общий счетчик, учитывающего потребление жилых домов <адрес> и противоречащего ФЗ от 23.11.2009 г. № 261 и части нормативного правового акта формула (9) Постановления Правительства РФ № 307, истцу в период с сентября 2012 года по март 2013 года были начислены к оплате дополнительные объемы холодной воды истцом не потребленные в количестве 147,09 куб.м. на сумму 5382 руб. по сравнению с тем показателями, которые были бы при расчете платы по действующему законодательству.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.

Представитель истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании уточнил исковые требования, дополнив пункт 2 следующим : « Перерасчет производить с учетом разъяснений Управления ЖКХ и энергетики Воронежской области исх. 65-01-00/1101 от 30.07.2013 года о порядке расчетов за холодное водоснабжение до вступления в силу новых нормативов потреблений коммунальной услуги». Просил удовлетворить уточненные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

- 3 -

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то обстоятельство, что имеющиеся в материалах дела акты допуска в эксплуатацию узла учета холодной воды у абонента и письмо ООО «РВК-Воронеж», на которые ссылается сторона истца, подтверждают установку в доме <адрес> общедомового прибора учета ( ОДПУ) и опровергают утверждения истца. Общий счетчик – это счетчик, который установлен на вводе основной трубы (где имеются разветвления к домам) и не является общедовым прибором учета. В доме установлен общедомовой прибор учета, в соответствии с действующим законодательством, который учитывает объем потребляемого водоснабжения только дома Техническая возможность для его установки имелась. Включение домов к общедомовому прибору учета дома стороной истца не доказано. Управляющая компания действовала в рамках действующего законодательства, нарушений не допускала.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

Выслушав лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение.

Статья 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с п. 22 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства, по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно части 9 данной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета

- 4 -

используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно пункту 12 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

В соответствии с п.22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года, при оборудовании многоквартирных домов коллективными приборами учета потребители коммунальных услуг, а таком доме несут обязательства, по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного прибора учета.

Как следует из материалов дела, ООО «АВА-кров» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>.

В спорный период истица ФИО3 являлась собственником квартиры, расположенной по <адрес> ( л.д. 57).

Согласно актам допуска в эксплуатацию узла учета холодной воды у абонента от 14.08.2012г. и от 15.07.2014г., составленных ООО «РВК-Воронеж», по <адрес> принят в эксплуатацию узел учета холодной воды, установленный в подвальном помещении, указанный прибор учета опломбирован, недостатки выявлены не были ( л.д. 14, 76, 78).

Из предоставленной информации ООО «РВК-Воронеж» директору ООО «АВА-кров» от 04.02.2014г. ( л.д. 15), следует, что начисление по жилому дому по <адрес> производилось в соответствии с действующим законодательством. Общедомовой прибор учета (ОДПУ), установленный в данном доме учитывает водоснабжение жилы домов <адрес> в которых также установлены ОДПУ, являющимися подсчетчиками <адрес> Начисление по вышеперечисленным жилым домам производились верно, в соответствии с действующим законодательством.

На обращение жителей дома <адрес> ООО «АВА-кров» в письме от 28.02.2013г. указало, что проведены работы по изменению схемы подачи ХВС, которая исключает учет потребления воды жителям жилых домов <адрес>( л.д.35-38,40).

Актом обследования от 05.03.2014г., составленного ООО «РВК-Воронеж», установлено, что по <адрес> установлен прибор учете, до общедомового прибора учета имеется врезка на холодное водоснабжение жилых домов <адрес> идущая транзитом через подвал жилого дома <адрес> В жилом доме <адрес> установлен прибор учета, водомерное соединения опломбировано пломбой. В жилом доме <адрес> также установлен прибор учета ( л.д. 41).

- 5 -

Из имеющихся в деле квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ( л.д. 49-55) видно, что ООО «АВА-кров» начиная с октября 2012 года выставлены показания ОДПУ.

С учетом приведенных норм гражданского права и оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности и недоказанности заявленных требовании, поскольку в судебном заседании нашла свое подтверждение установка общедомового прибора учета воды в доме <адрес> в соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства, названный прибор до настоящего времени эксплуатируется, препятствий к его установке не установлено.

При этом доводы стороны истца о том, что общедомовой прибор учета используемой воды не возможно было установить без реконструкции системы водоснабжения в доме не нашел своего подтверждения.

Кроме того, тот факт, что до общедомового прибора учета, находящегося в доме имеется врезка на холодное водоснабжение жилых домов идущая транзитом через подвал жилого дома не подтверждает того обстоятельства, что счетчик в доме фиксирует также потребляемые объемы дома и дома так как каждый дом оборудован общедомовым прибором учета, учитывающего потребление холодной воды конкретного жилого дома.

Таким образом, поскольку в нарушении требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено надлежащих доказательств, в подтверждение своих доводов, а исследованными доказательствами напротив опровергаются доводы стороны истца, исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО3 к УК ООО «АВА-кров» в порядке требований ФЗ «О защите прав потребителей», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: О.И. Жарковская