66RS0004-01-2020-002621-41
Дело № 2-3226/2020 (2)
Мотивированное решение изготовлено 26.08.2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 25 августа 2020 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Юшковой И.А.
при секретаре Капустиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной политики Свердловской области о признании права на получение материнского (семейного) капитала, выплате средств материнского (семейного) капитала,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась с иском к Министерству социальной политики Свердловской области о признании права на получение материнского (семейного) капитала, выплате средств материнского (семейного) капитала, указав в обоснование иска, что она состоит в браке с ФИО2 Евгеньевичем-военнослужащим. У нее имеется трое детей: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. ФИО1 обратилась в Министерство социальной политики Свердловской области о предоставлении ей областного материнского каптала. Министерством социальной политики Свердловской области было отказано в указанном праве, поскольку она не имеет постоянной регистрации на территории свердловской области. В период с 04.04.2014 по 04.04.2019 она и члены ее семьи мели временную регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, проживали в квартире, предоставленной Министерством обороны. Считает, что наличие ее регистрации по месту пребывания в течение пяти лет в г.Екатеринбурге, совокупность положений Конституции РФ, Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения», Закона Свердловской области «Об областном материнском (семейном) капитале» дают ей право на получение материнского семейного капитала в Свердловской области. Просит признать за истцом право на получение материнского капитала в свердловской области, обязать ответчика выплатить ей средства материнского (семейного) капитала.
Истец, участвовавшая в судебном заседании посредством ВКС, исковые требования поддержала вы полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, пояснив также, что у нее трое детей, третий ребенок родился в г.Екатеринбурге в период службы ее мужа, являющегося военнослужащим, в г.Екатеринбурге. В г.Екатеринбург она приехала 09.03.2014, были прописаны в штабе округа, она встала на учет по беременности в г.Екатеринбурге, проживала там, средний ребенок ходил в школу в <адрес>, дети наблюдались в больнице в г.Екатеринбурге. Не понимает причину отказа, поскольку считает, что они проживали в г.Екатеринбурге фактически постоянно. С заявлением обращалась она- через ее почту муж направил заявление от ее имени. Так как им разъяснили, что нет оснований для выплаты материнского капитала, официально с заявлением и документами она за получением сертификата не обратилась. В г.Омске им тоже было отказано в выплате материнского капитала, по причине, что ребенок родился в г.Екатеринбурге. Данный отказ она не обжаловала.
Представители истца, действующие по ходатайству, участвовавшие в судебном заседании посредством ВКС, исковые требования поддержали по доводами основаниям, изложенным в иске, пояснив, что для выплаты материнского капитала нужно установить факт постоянного проживания на территории Свердловской области, данный факт подтверждается тем, что истец наблюдалась по беременности в г.Екатеринбурге в перинатальном центре, сын ходил в школу и наблюдался в больнице г.Екатеринбурга, у Александра была заведена карточка в больнице Екатеринбурга, истец работала, о чем представлена копия трудовой книжки, есть свидетельские показания, что они уезжали жить постоянно в г.Екатеринбург.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законом и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в Федеральных законах положений нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В п.2 ст.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» закреплено право субъектов РФ устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей. Отношения, связанные с предоставлением областного материнского (семейного) капитала, регулируются Законом Свердловской области от 20.10.2011 № 86-ОЗ «Об областном материнском (семейном) капитале». В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области № 86-ОЗ от 20.10.2011 областной материнский (семейный) капитал предоставляется гражданам РФ, постоянно проживающим на территории Свердловской области. Истица имела временную регистрацию на территории Свердловской области с 2014 по 2019, фактически проживала с марта 2014 по январь 2015 года, в связи с чем право на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде областного материнского каптала, установленной в свердловской области, истец не имела. Кроме того, право на получение сертификата носит заявительный характер. Однако ФИО1 в Управление по месту жительства с заявлением о выдаче сертификата не обращалась. Обжалуемый истцом ответ Министерства Социальной политики Свердловской области не является решением о предоставлении меры социальной поддержки, был дан супругу истца ФИО4 в рамках ответа на обращение в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан». Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо ФИО4, участвовавший в судебном заседании посредством ВКС, пояснил, что он был направлен в 2014 по службе в г.Екатеринбург, 15.03.2014 снялся с учета в г.Омске, подал рапорт о регистрации по месту жительства в г.Екатеринбурге постоянно, однако ему ответили, что регистрация делается временная, в 2015 году он был направлен по службе в г.Омск. В г.Екатеринбурге они были временно зарегистрированы по адресу: г.Екатеринбург <адрес>
Свидетель <данные изъяты> участвовавший в судебном заседании посредством ВКС, пояснил, что был уверен, что семья Боровик проживают в г.Екатеринбурге постоянно, помогал им собирать вещи, приезжал к ним в гости в г.Екатеринбург в 2014 году.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, оценив каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
Отношения, связанные с предоставлением областного материнского (семейного) капитала, в Свердловской области регулируются Законом Свердловской области от 20.10.2011 N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 20.10.2011 N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале" областной материнский (семейный) капитал предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Свердловской области, являющимся: женщиной, родившей (усыновившей) начиная с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 4 Закона Свердловской области от 20 октября 2011 года N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале" лица, указанные в пункте 1, части второй пункта 2, части второй пункта 3 и пункте 4 статьи 2 настоящего Закона, законные представители ребенка, не достигшего совершеннолетия, или законные представители ребенка, достигшего совершеннолетия, но признанного недееспособным, ограниченно дееспособным, обращаются в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по своему месту жительства с заявлением о выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал. К заявлению о выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал прилагаются документы, перечень которых устанавливается Правительством Свердловской области.
В целях реализации ст. 4 Закона Свердловской области от 20 октября 2011 года N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале" Правительством Свердловской области утвержден Порядок подачи и рассмотрения заявления о выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал, выдачи сертификата на областной материнский (семейный) капитал (и его дубликата) и передачи сертификата на областной материнский (семейный) капитал ребенку по достижении совершеннолетия или приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законными представителями (Постановление Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года N 952-ПП "О мерах по реализации статьи 4 Закона Свердловской области от 20 октября 2011 года N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале").
Согласно п. 3 вышеуказанного Порядка выдача сертификата осуществляется территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - Управление социальной политики) по месту жительства на основании заявления лиц, указанных в пункте 1, части второй пункта 2, части второй пункта 3 и пункте 4 статьи 2 Закона, либо законного представителя по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.
Правовой анализ вышеуказанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что право на получение дополнительной меры социальной поддержки (областной материнский (семейный) капитал, установленной субъектом Российской Федерации, возникает у лиц, указанных в ст. 2 Закона Свердловской области от 20 октября 2011 года N 86-ОЗ, которые постоянно проживают на территории Свердловской области. Выдача сертификата обуславливается наличием права на него, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Судом установлено, что ФИО1 является матерью троих детей: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Местом рождения несовершеннолетнего <данные изъяты>, согласно свидетельству о рождении указан г.Екатеринбург.
Согласно представленным Свидетельствам о регистрации по месту пребывания истец ФИО1, ее супруг ФИО4, несовершеннолетние дети: <данные изъяты><данные изъяты>, были временно зарегистрированы по месту пребывания с 04.04.2014 по 04.04.2019, по адресу: <адрес><данные изъяты>, временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу. г<адрес> с 31.10.2014 по 04.04.2019.
Согласно выписки из личного дела майора ФИО4 с 06.07.2006 по 12.12.2013 г.г. ФИО4 проходил службу в г.Омске.
С 12.12.2013 по 25.12.2014 проходил службу в Управлении боевой подготовки ЦВО в г.Екатеринбурге.
С 25.12.2014 продолжил военную службу в должности преподавателя 15 кафедры физической подготовки филиала Военной академии материально-технического обеспечения в г.Омске.
Согласно записям в трудовой книжке истца она принята на работу в войсковую часть № 15.04.2014 и уволена 30.11.2015.
С 01.12.2015 истец принята на работу в войсковую часть №, т.е возвратилась к месту своего постоянного проживания в г.Омск.
Как следует из материалов дела,. 27.07.2019 в адрес Министерства Социальной политики Свердловской области поступило обращение ФИО4 по вопросу разъяснения ему порядка получения сертификата на материнский (семейный) капитал Свердловской области в связи с рождением у него в 2014 году ребенка в г.Екатеринбурге в период прохождения службы ФИО4 с марта 2014 года по январь 2015 года и временной регистрации его в г.Екатеринбурге по адресу: г.<адрес>
Согласно ответу Министерства социальной политики Свердловской области исх.№ 07-10-07/4098 от 19.08.2019, по результатам рассмотрения обращения по вопросу выдачи сертификата на областной материнский капитал на основании временной регистрации на территории Свердловской области в момент рождения третьего ребенка, разъяснено, что в соответствии с п. 1 ст.2 Закона Свердловской области № 86-ОЗ областной материнский (семейный) капитал предоставляется женщине, имеющей гражданство Российской Федерации, постоянно проживающей на территории Свердловской области и родившей (усыновившей) начиная с 01.01.2011 года третьего ребенка или последующих детей, имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации. В связи с указанием в обращении лица на отсутствие регистрации по месту жительства на территории Свердловской области, указано на отсутствие права на предоставление областного материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом Свердловской области № 86-ОЗ.
Суд соглашается с доводами ответчика об отсутствии оснований для признания за истцом права на получение материнского капитала в связи с отсутствием условия о наличии постоянного места жительства на территории Свердловской области, предусмотренного ч. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 20.10.2011 N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале".
Факт регистрации по месту пребывания истца и членов его семьи, рождение третьего ребенка на территории Свердловской области, посещение несовершеннолетним сыном истца школы и медицинских учреждений детьми в период временной регистрации истца в г.Екатеринбурге ответчиком не оспариваются. Однако данные обстоятельства не свидетельствуют о факте постоянного проживания истца на территории Свердловской области, предоставляющего ей право на получение сертификата на областной материнский капитал в Свердловской области.
Постоянно проживающими в жилом помещении являются граждане, которые зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила N 713), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Таким образом, количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства (регистрация по месту жительства является бессрочной, постоянной).
Временно проживающими в жилом помещении являются граждане, зарегистрированные в указанном жилом помещении по месту пребывания. В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил N 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. В случае, если временно проживающий в жилом помещении гражданин не является собственником указанного помещения и не является нанимателем указанного помещения, то есть право пребывания в таком помещении предоставлено гражданину лицом, имеющим право пользования указанным помещением, в качестве одного из документов для регистрации гражданина в качестве временно пребывающего пункт 9 Правил N 713 устанавливает заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение. Именно это заявление указано и в подпункте "б" пункта 57 Правил N 354.
Истец ФИО1, третье лицо ФИО4 в судебном заседании факт отсутствия постоянной регистрации по месту жительства в г.Екатеринбурге не оспаривали, ошибочно полагая, что факт регистрации по месту пребывания дает право истцу на получение средств регионального материнского (семейного) капитала.
Кроме того, истцом не был соблюден заявительный порядок, предусмотренный для получения сертификата на областной материнский капитал.
Как следует из объяснений истца ФИО1, представителя ответчика, третьего лица ФИО4 для реализации своего права на получение дополнительной меры социальной поддержки, ФИО1 в Управление социальной политики по месту жительства с заявлением о выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал не обратилась, необходимые документы для реализации права не представила.
Учитывая установленные обстоятельства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании права на получение областного материнского (семейного) капитала, возложении обязанности по выплате средств материнского (семейного) капитала.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социальной политики Свердловской области о признании права на получение материнского (семейного) капитала, выплате средств материнского (семейного) капитала, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.
Судья /подпись/
Копия верна
Судья И.А. Юшкова
Решение суда по состоянию на «___»______2020 г.
в законную силу не вступило.
Судья_________ И.А. Юшкова