ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3226/2016 от 22.12.2016 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил 22 декабря 2016 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,

при секретаре Цыбуля А.А.,

с участием прокурора Эдилова А.Ю.,

представителя ответчика ФИО1,

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-3226/2016 по иску прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

установил:

03.10.2016 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил о признании незаконным бездействия ответчика по надлежащей организации внутриквартального освещения многоквартирных домов № по <адрес><адрес> и о возложении на ответчика обязанность организовать и обеспечить в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», Строительных норм и правил РФ «Естественное и искусственное освещение» СНиП 23-05-95, Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов СН 541-82, надлежащее внутриквартальное освещение многоквартирных домов № по <адрес> Тагиле, в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Право прокурора обратиться в суд с данным иском предусмотрено ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2201 «О прокуратуре Российской Федерации».

В обоснование исковых требований прокурор в исковом заявлении указал следующее. В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14, пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 25 ст. 5 Устава города Нижний Тагил к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц). Исходя из положений ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в функции ответчика входит организация наружного освещения улиц г. Нижнего Тагила. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в связи с обращением жителей многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, дома № на предмет отсутствия внутриквартального освещения в темное время суток. Проведенной поверкой установлено, что, несмотря на неоднократные соответствующие обращения жителей в администрацию города Нижний Тагил, надлежащее внутриквартальное освещение вышеуказанных многоквартирных домов до настоящего времени не организовано. Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие недостатки: по <адрес>, на участке многоквартирных домов от № <адрес> отсутствует внутриквартальное освещение.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Тагил».

В судебном заседании прокурор Эдилов А.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что отсутствие уличного освещения нарушение права, как жильцов указанных домов, так и неограниченного круга лиц, которые вправе требовать уличного освещения. Полагает, что освещение должно производиться муниципальными органами власти за счет своих средств, освещение не может быть возложено на жителей.

Представитель ответчика Администрации города Н.Тагил – ФИО1 с исковыми требованиями не согласился, в удовлетворении исковых требований просил отказать. В обоснование своей позиции указал, что в многоэтажные жилые дома № по <адрес> строились в период с 2008-2014 годы ООО СК «Тагил». В соответствии с проектной документацией строились также подводящие к домам инженерные сети и линия внутриквартального освещения данных жилых домов. После постройки линии наружного освещения ООО СК «Тагил» был подготовлен технический план объекта и кадастровый паспорт объекта. Данные документы были переданы в Управление муниципального имущества Администрации г. Нижнего Тагила для оформления в муниципальную собственность. ООО СК «Тагил» был разъяснен порядок принятия имущества в состав муниципальной казны в соответствии с Приказом Управления муниципальным имуществом и регулирования земельных отношений Администрации г. Нижнего Тагила от 13.12.2013 № 460. Согласно п. 7 ст. 11 Регламента для передачи объекта в казну города необходимо государственная регистрация права собственности, которая не была произведена. В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», лицо получившее разрешение на строительство и оформившее права на земельные участки, вправе зарегистрировать первичное право собственности на возведенное сооружение. Управлением муниципального имущества направлялись заявления и документы в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии с целью оформления права муниципального собственности на построенные ООО СК «Тагил» сети и дальнейшей передачи их на обсуждение, но было отказано. В связи с длительностью решения данного вопроса администрация города линия наружного освещения в кадастровым номером была поставлена на учет в органах Росреестра как бесхозная в соответствии со ст. 225 ГК РФ, а также с Постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ-ПА. Кроме того, заключение договора энергоснабжения на данный объект повлечет нецелевое расходование бюджетных средств города. Полагает, что собственником данного объекта является застройщик в лице ООО СК «Тагил».

Представитель третьего лица ООО Строительная компания «Тагил» ФИО2 пояснила, что ООО СК «Тагил» в период с 2008-2014 годы осуществляло строительство жилых домов в жилом комплексе «Октябрьский» по <адрес>. Дома имеют единые инженерные сети энергоснабжения. По окончании строительства данных жилых домов, ООО СК «Тагил» были проведены работы по постановке сетей теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, сетей наружного (внутриквартального) освещения на кадастровый учет, получены технические планы объектов. Инженерные сети, расположенные в районе многоквартирных жилых домов - на балансе ООО СК «Тагил» не стоят. Земельный участок, на которых расположены многоквартирные жилые <адрес>- по <адрес> и инженерные сети ООО СК «Тагил» не принадлежат. Все документы для первичной регистрации были направлены на имя начальника Управления муниципальным имуществом администрации г.Нижнего Тагила ФИО3 в сентябре 2015 года. Запросов на предоставление иных документов от администрации города не было.

Заслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, также решают иные вопросы местного значения.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Аналогичное положение содержится в п. 25 ст. 5 Устава городского округа «Нижний Тагил» согласно которого в его обязанности входит утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

Освещение общей городской территории на может быть отнесено к управлению многоквартирного дома с возложением на жильцов по обслуживанию городской инфраструктуры, в том числе освещения улиц, проездов между домами и т.д.

В пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» содержится следующее разъяснение: в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ перечень работ по содержанию общего имущества не предусматривает освещение придомовой территории, таким образом обязанность по организации освещения не может быть возложена на собственников конкретного дома или иных домов, находящихся поблизости. Отнесение уличного освещения к расходам общего имущества многоквартирного жилого дома не основано на требованиях закона.

Освещение установлено между жилыми многоквартирными домами микрорайона, выходит на дорогу за домом. Данная территория относится к местам общественного пользования.

Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, были выявлены нарушения, а именно по ул. <адрес>, на участке многоквартирных домов от № <адрес> отсутствует внутриквартальное освещение.

Как видно из представленных фотографий при строительстве дома установлены осветительные мачты освещения.

Суд полагает их нельзя отнести к придомовому освещению, обеспечивающему нужды только жильцов дома. Имеет место капитальное строительство с внутриквартальным освещением, возведенное в едином комплексе с жилым комплексом. Мачты освещения направлены на освещение, в том числе проезжей части как внутри квартала, так и за его пределами. Микрорайон находится внутри города. Поэтому, вычленять его как освещение конкретной придомовой территории из городской территории, суд полагает нельзя.

Согласно п.п. 4.6.1.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст) стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают среди прочего: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на внеуличных пешеходных переходах; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.

Сети внутриквартального освещения имеют технический план сооружения, выполненный ДД.ММ.ГГГГ и кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика администрации г.Нижнего Тагила, что обязанность организации освещения может быть возложена на ООО СК «Тагил», поскольку последний не произвел государственную регистрацию права собственности и не передал объект в казну города. ООО СК «Тагил» ДД.ММ.ГГГГ с сопроводительным письмом исходящий направил в адрес начальника Управления муниципальным имуществом ФИО4 для регистрации первичного права собственности кадастровые паспорта и технические планы объектов – канализационная сеть, водопроводная сеть, тепловая сеть расположенные по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, <адрес>, а также аналогичные документы с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в суде осуществляется защита оспоренных или нарушенных прав способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

К числу таких способов относится, в том числе, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Отсутствие освещения в существующих условиях влечет нарушение права на безопасность передвижения неопределенного круга лиц - создает реальную угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств, угрозу аварийных ситуаций и причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 21, п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. На основании п. 3 ст. 35 данного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Таким образом, обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц носит обоснованный характер.

На этом основании суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора, и считает необходимым удовлетворить их.

Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. (ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Предложенный прокурором срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по обустройству надлежащего внутриквартального освещения многоквартирных домов следует считать разумным.

В то же время суд не находит оснований признавать незаконным бездействие ответчика - Администрации города Нижний Тагил по надлежащей организации внутриквартального освещения указанных многоквартирных домов, поскольку не может согласиться с содержащимся в исковом заявлении утверждением прокурора о том, что внутриквартальное освещение указанных многоквартирных домов не организовано на протяжении двух лет, поскольку ограничение режима потребления электрической энергии в отношение объектов наружного освещения в районе жилых домов по ул. <адрес> в г.Нижнем Т. было введено с 09:00 часов ДД.ММ.ГГГГ на основании уведомления о расторжении договора энергоснабжения от 05.09.2015 № Т-01051 между Нижнетагильским филиалом ОАО «Роскоммунэнерго» - «Тагилэнергосбыт» и ООО СК «Т.», что следует из представленного суду письма от ДД.ММ.ГГГГ Нижнетагильского филиала ОАО «Роскоммунэнерго» - «Тагилэнергосбыт», направленного в филиал ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго».

Изложенное свидетельствует о том, что до ДД.ММ.ГГГГ сеть внутриквартального освещения функционировала.

Прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 206, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность по организовать и обеспечить внутриквартальное освещение многоквартирных жилых домов <адрес> по улице <адрес> в г. <адрес><адрес> в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В признании незаконным бездействия Администрации города Нижний Тагил по надлежащей организации внутриквартального освещения многоквартирных жилых домов №<адрес> по улице <адрес> в г. <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

В окончательной форме решение принято 27 декабря 2016 года.

Судья Луценко В.В.