ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3226/2021 от 21.09.2021 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2-3226/2021

УИД 03RS0007-01-2021-004397-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2021 года г. Уфа РБ

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шапошниковой И.А.

при секретаре Шараевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Альфа-Сервис» Тойона Центр Уфа, ООО «Центр-Кама» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что < дата > истец заключил с ООО «Центр-Кама» договор купли-продажи автомобиля ... от < дата > года на приобретение автомобиля с пробегом марки «Toyota Land Cruser 200» VIN ... 2017 года выпуска, стоимостью 4 300 000 рублей.

В автосалоне истцу передано руководство по гарантийному обслуживанию автомобиля с отметками о пройденных ТО с указанием пробега. На момент покупки показания одометра совпадали с показаниями сервисной книжки. В объявлении о продаже автомобиля пробег указан 26 206 км.

Истец произвел оплату автомобиля в полном размере 4 300 000 рублей.

ООО «Центр-Кама» предоставил истцу сертификат к Программе дополнительного технического обслуживания автомобилей марки Toyota/Lexus, срок действия которого 2 года или 160 000 км пробега в зависимости от того, что наступит ранее.

< дата > истец проходил периодическое техническое обслуживание, пробег указан 29 232 км.

< дата > на панели приборов загорелась индикация «Сажевый фильтр заполен». Истец обратился по гарантии в ООО «Альфа-Сервис» Тойота Центр Уфа. При диагностике ДВС выявлено, что горит индикация DPF фильтр заполнен. При заезде пробег зафиксирован 40 378 км. При подключении дилерского сканера DТ3 к диагностическому разъему автомобиля и считывании электронных данных управления автомобилем установлено, что в период с < дата > по < дата > фактический пробег автомобиля изменен с 49 057 км на 20 538 км; с < дата > по < дата > с 21 643 км на 16 478 км; с < дата > по < дата > с 65 036 км на 22 863 км; с < дата > по < дата > с 41 964 км на 23 509 км.

Согласно Руководству по гарантийному обслуживанию автомобиля гарантией не покрывается устранение неисправностей автомобиля, в котором произведены подделка или изменение показаний одометра, в том числе посредством его замены, не отраженной в Руководстве таким, что его реальный пробег не может быть достоверно установлен. В ходе диагностики ДВС горит индикация DPF фильтр заполнен, заполнение DPF ряд 2 после попытки прожига на 200%. Для дальнейшей диагностики рекомендуется чистка канала ДОП форсунки (ряд 2) + разовые детали. Эксплуатация автомобиля запрещена.

Истец отказался оплачивать данные работы, поскольку не знал о скручивании пробега.

Изменение пробега является, по мнению истца, существенным недостатком, поскольку он неустраним.

При передаче автомобиля истцу при заключении договора купли-продажи не предоставлена достоверная информация о пробеге автомобиля, качество автомобиля не соответствовало условиям договора.

При выборе автомобиля для истца пробег имел важное значение, поскольку он напрямую связан с ценой автомобиля и его износом.

Согласно заключению эксперта от < дата > рыночная стоимость приобретенного истцом автомобиля составила 3 760 385 рублей.

Таким образом, разница в цене составляет 539 615 рублей.

< дата > истец оплатил ООО «Уфа СТС» стоимость чистки канала дополнительной форсунки в размере 49 929 рублей, поскольку по гарантии отказано в проведении диагностики.

Истец просит взыскать солидарно с ответчиков денежные средства в размере 46 929 рублей, неустойку – 66 169,89 рублей, почтовые расходы – 424,88 рублей, расходы по оплате услуг представителя – 30 000 рублей, услуг нотариуса – 1 300 рублей, по составлению претензии – 5 000 рублей, почтовые расходы – 534,70 рублей, моральный вред – 50 000 рублей, штраф, почтовые расходы по направлению иска – 689,72 рублей; взыскать с ООО «Центр-Кама» денежные средства 539 615 рублей, неустойку в размере 5 396,15 рублей за каждый день просрочки с < дата >, расходы по проведению экспертизы – 15 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 пояснила, что разница в цене автомобиля составляет 344 000 рублей, указанную сумму просила взыскать солидарно с ответчиков, в остальной части исковые требования просила удовлетворить в полном объеме, поскольку до истца не доведена информация о пробеге автомобиля, истец при покупке автомобиля введен в заблуждение.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Центр-Кама» по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что до подписания договора купли-продажи автомобиль прошел предпродажную подготовку, включающую в себя осмотр и проверку качества по внешним признакам, проверку работоспособности, комплектности, а также наличие необходимой документации. Истец ознакомлен с результатом диагностики транспортного средства, до него доведена информация о нахождении автомобиля в эксплуатации. По внешним признакам, о том, что в автомобиле имеется скрытый недостаток в виде изменения показаний одометра, подозрений не вызвало, поскольку данные показания совпали с показаниями, указанными в сервисной книжке. В связи с недопробегом КТС – отрицательным значением разности фактического и нормативного пробегов КТС, высказано сомнение относительно показаний одометра, с которым истец согласился до заключения договора, что нашло отражение в п. 6.4 договора о том, что продавец не отвечает за корректировку пробега автомобиля в случае несоответствия реальному пробегу. При заключении договора купли-продажи между сторонами согласованы все существенные условия по предмету договора. Автомобиль реализовывался бывшим в эксплуатации без гарантии продавца по качеству автомобиля, покупатель был уведомлен о возможных скрытых недостатках.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Альфа-Сервис» Тойона Центр Уфа по доверенности ФИО4 просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что у Общества отсутствовали основания для безвозмездного устранения недостатков автомобиля, связанных с заполнением сажевого DPF фильтра в связи с обнаружением изменения пробега автомобиля в меньшую сторону. На момент обращения истца < дата > гарантийный срок, установленный изготовителем на автомобиль, истек. Программа дополнительного технического обслуживания не предусматривает продление гарантийного срока на автомобиль. Общество является ненадлежащим ответчиком. Также пояснил, что истцу был предложен коммерческий ремонт, от проведения которого истец отказался.

В судебное заседание иные лиц, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще. Истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, поскольку судом приняты все возможные меры по надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, суд, с учетом мнения представителей сторон, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи, одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В соответствии с положениями п. п. 1 - 4 ст. 4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан выполнить работу, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Судом установлено, что < дата > между ФИО1 (покупатель) и ООО «Центр-Кама» (продавец) заключен договор ..., по условиям которого истец приобрел легковой автомобиль «Toyota Land Cruser 200» VIN ... 2017 года выпуска, стоимостью 4 300 000 рублей.

В связи с тем, что автомобиль реализуется бывшим в употреблении, покупатель уведомлен о возможных скрытых недостатках автомобиля и не имеет по этому поводу претензии к продавцу. Автомобиль реализуется без гарантии (п. 1.2).

Продавец на момент заключения договора обеспечил покупателю квалифицированную помощь в выборе автомобиля (п. 1.3); предоставил информацию об автомобиле, правилах эксплуатации, порядке рассмотрения и удовлетворении претензий, условиях, сроках гарантии и службы автомобиля (п. 1.4); предоставил покупателю возможность до оформления покупки проверить качество автомобиля и его комплектность: вся необходимая информация об автомобиле доводится до сведения покупателя путем размещения в прилагаемой к автомобилю документации и/или спецификации автомобиля и/или акте приема-передачи автомобиля (п. 1.5).

Покупатель на момент заключения договора произвел выборку автомобиля (п. 1.7); ознакомился с предоставленной продавцом и изложенной в руководстве по эксплуатации, в гарантийной книжке, в прилагаемых к автомобилю документациях, а также акте приема-передачи и спецификации автомобиля, информацией по условиям и срокам гарантии и службы автомобиля (п. 1.8); полностью осмотрел автомобиль (п. 1.9).

Покупатель подтверждает, что он ознакомлен и согласен со всеми условиями настоящего договора, а также, что ему до заключения настоящего договора своевременно и в полном объеме предоставлена вся необходимая и достоверная информация: об автомобиле, включая его основные потребительские свойства; об условиях эксплуатации, которые обеспечили покупателю возможность правильного выбора автомобиля, а также подтверждает, что ознакомлен и согласен с информацией об автомобиле (в том числе аксессуарах и дополнительном оборудовании), предоставленной ему продавцом, замечаний и вопросов к предоставленной информации не имеет (п. 1.15).

До подписания настоящего договора покупателю предоставлена продавцом информация о том, что транспортное средство находилось в эксплуатации. На деталях кузова и салона возможно присутствие потертостей, сколов и царапин, связанных с естественным износом транспортного средства при его эксплуатации, имеются риски скрытых эксплуатационных и/или производственных дефектов (неисправностей), имеются риски участия транспортного средства в ДТП и проведении восстановительных ремонтных работ. Также покупатель ознакомлен с результатом диагностики транспортного средства (карта технического состояния), укомплектованности и оценки автомобиля и пробегом) (п. 1.17).

Продавец не отвечает за корректировку пробега автомобиля. В случае несоответствия реальному пробегу, покупатель подтверждает, что проверил данные одометра пробега на соответствие реальному пробегу, и претензий не имеет (п. 6.4).

В соответствии с актом приема-передачи от < дата > к договору ... от < дата > продавец передал, а покупатель принял в собственность транспортное средство.

Стороны подтвердили отсутствие взаимных претензий друг к другу.

При заключении вышеназванного договора купли-продажи от < дата > истцу предоставлен сертификат на подключение к Программе дополнительного технического обслуживания автомобилей марки Toyota/Lexus (программа ДТО) Пакет ....1 активация.

Срок действия пакета 12 месяцев со дня, следующего за днем истечения гарантийного срока на автомобиль, установленного изготовителем, или 160 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит ранее.

Объем дополнительного технического обслуживания по Программе ДТО: устранение неисправностей автомобиля, являющихся производственным недостатком, то есть вызванных недостатками материалов или изготовления во время производства автомобиля.Подробно условия Программы ДТО предусмотрены договором о подключении к Программе дополнительного технического обслуживания автомобилей Toyota/Lexus / договором купли-продажи автомобиля с пробегом. < дата > истец обратился по гарантии для проведения ремонта в ООО «Альфа-Сервис» Тойота Центр Уфа в связи с тем, что на панели приборов загорелась индикация «Сажевый фильтр заполнен». При проведении диагностики автомобиля установлено изменение показаний одометра в меньшую сторону и стороннем вмешательстве в систему управления ДВС, а именно: в период с < дата > по < дата > фактический пробег автомобиля изменен с 49 057 км на 20 538 км; с < дата > по < дата > с 21 643 км на 16 478 км; с < дата > по < дата > с 65 036 км на 22 863 км; с < дата > по < дата > с 41 964 км на 23 509 км. Согласно отчету Автотека спорный автомобиль имеет историю о размещении объявления < дата >, пробег указан 26 206 км, история пробега совпадает с сервисной книжкой. Обращаясь с настоящим иском, истец мотивирует свои требования тем, что при заключении договора купли-продажи он введен в заблуждение продавцом, до него не доведена достоверная информация относительно пробега автомобиля. Согласно заключению ИП ФИО...Г-21 от < дата > рыночная стоимость автомобиля Toyota Land Cruser 200 гос. номер ... на < дата > составляет 3 760 385 рублей. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Аналогичные положения содержатся и в статье 4 Закона о защите прав потребителей. В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.Пунктом 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). В соответствии с пунктом 2 указанной статьи продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.Пунктом 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, в том числе, потребовать соразмерного уменьшения покупной цены. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей недостаток товара - это несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется. Не предоставление продавцом потребителю достоверной информации о товаре (о пробеге) обеспечивающей возможность его правильного выбора, недостатком товара не является. Кроме того, в соответствии с п. 6.4 договора купли-продажи от < дата > продавец не отвечает за корректировку пробега автомобиля. Довод иска о том, что несоответствие заявленного пробега автомобиля фактическому пробегу является существенным недостатком автомобиля, предоставляющим покупателю право потребовать уменьшения покупной цены, суд отклоняет, поскольку положения пункта 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей предоставляют потребителю, чье право нарушено предоставлением недостоверной информации о товаре, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Таким образом, в данном случае законодателем предусмотрен способ защиты нарушенного права путем расторжения договора купли-продажи и возврата продавцом потребителю уплаченной за товар денежной суммы. Таким образом, исковые требования ФИО1 к ООО «Центр-Кама» удовлетворению не подлежат. Также не подлежат удовлетворению исковые требования ФИО1 к ООО «Альфа-Сервис» Тойота Центр Уфа о защите прав потребителя по следующим основаниям. Согласно сертификату на подключение к Программе дополнительного технического обслуживания автомобилей, представленного истцом, данный сертификат заключен по Программе ДТО Пакет ....1, который предусматривает устранение неисправностей автомобиля, являющихся производственным недостатком, то есть вызванных недостатками материалов или изготовления во время производства автомобиля. Программой не покрываются: элементы детали, подверженные нормальному разрушению при нормальной эксплуатации, а также нормальном (естественному) износу, в т.ч. ускоренному, если он вызван внешним воздействием: приводные ремни, аккумуляторные батареи, лампы накаливания, плавкие предохранители, щетки стеклоочистителей, шины диски сцепления, тормозные колодки и диски, свечи зажигания, амортизаторы подвески, фильтры и фильтрующие элементы, рабочие жидкости и масла, втулки стабилизатора (п. 4); случаи, которые определены в Руководстве по гарантийному обслуживанию и Руководстве для владельца на автомобиль, как случаи, на которые не распространяется гарантия изготовителя в период гарантийного срока на автомобиль (п. 6).

Из Руководства по гарантийному обслуживанию автомобиля Тойота следует, что гарантией не покрываются затраты владельца на регулировки двигателя, узлов, агрегатов и деталей автомобиля Тойота, а также смазки и чистки узлов, агрегатов и деталей автомобилей Тойота, необходимость в которых возникла в процессе эксплуатации автомобиля; замены фильтров и фильтрующих элементов.

Гарантией не покрывается устранение неисправностей автомобиля Тойота, на котором произведены подделка или изменение показаний одометра, в том числе посредством его замены, не отраженной в данном Руководстве, таким образом, что его реальный пробег не может быть достоверно установлен.

< дата > истец обратился в ООО «Альфа-Сервис» для проведения гарантийного ремонта, поскольку в автомобиле загорелась индикация «Сажевый фильтр заполнен».

В проведении гарантийного ремонта ответчиком отказано, поскольку при диагностике автомобиля установлено изменение показаний одометра в меньшую сторону и стороннем вмешательстве в систему управления ДВС.

Из акта выполненных работ ... от < дата > следует, что для дальнейшей диагностики рекомендуется чистка канала ДОП форсунки + разовые детали. Заказчик от выполнения работ на коммерческой основе отказался.

< дата > ФИО1 оплатил услуги ООО «Уфа СТС+» в размере 46 929 рублей по чистке канала дополнительной форсунки.

В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ защите в судебном порядке подлежат лишь нарушенные, либо оспариваемые права и законные интересы заинтересованных лиц.

Между тем, нарушений прав истца как потребителя ответчиком ООО «Альфа-Сервис» Тойота Центр Уфа судом не установлено, поскольку изменение показаний одометра и стороннее вмешательство в систему ДВС исключает гарантийное обслуживание автомобиля истца в рамках сертификата на подключение к Программе дополнительного технического облуживания автомобилей.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к ООО «Альфа-Сервис» Тойона Центр Уфа, ООО «Центр-Кама» о защите прав потребителя.

Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к ООО «Альфа-Сервис» Тойона Центр Уфа, ООО «Центр-Кама» о защите прав потребителя отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Верховный суд РБ течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.

Судья: подпись

Копия верна

Судья: И.А. Шапошникова