ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3226/2022 от 05.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2-3226/2022

УИД: 56RS0N-31

Решение

Именем Российской Федерации

5 июля 2022 года г. Оренбурга

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Семиной О.В. при секретаре Кожевниковой В.М., с участием:

старшего помощника прокурора Ленинского района г.Оренбурга Зиминой О.Г., действующей на основании поручения от имени Орского межрайонного природоохранного прокурора,

представителей ответчика: Жадуковой Т.С., директора ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» Бакировой Р.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечения специальными средствами, о понуждении проведения мероприятий по обязательному страхованию,

установил:

Прокурор обратился с названным иском, указав, что им проведен анализ соблюдения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» (сокращенное наименование – ФГБУ «Заповедники Оренбуржья»). По состоянию на ... деятельность осуществляют ... государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, в соответствии с законодательством к ним относятся должностные лица, осуществляющие функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений. Инспектора наделены правом при исполнении служебных обязанностей применять такие специальные средства, как наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак; подлежат обеспечению бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты; подлежат обязательному государственному страхованию. Вместе с тем инспектора в Учреждении не обеспечены бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты, а также не прошли обязательное государственное страхование. По данным нарушениям прокурором в Учреждение внесено представление. Согласно ответу финансирование на приобретение основных средств (в т.ч. бронежилетов) отсутствует, в предыдущий период не осуществлялось. В 2022 году запланирована подача заявки на получение целевой субсидии для приобретения бронежилетов. Нарушения законодательства не устранены, что препятствует государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков полноценно осуществлять функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений на указанной территории. Указанные нарушения влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, землепользования, охраны и восстановления природных комплексов, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор, уточнив требования, просил суд: признать незаконным бездействие ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» по принятию мер по приобретению основных средств, в том числе бронежилетов и других средств индивидуальной защиты для инспекторского состава Учреждения, а также по финансированию прохождения обязательного государственного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечить государственных инспекторов в области охраны окружающей среды ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» согласно штатному расписанию в срок до ... бронежилетами, специальными средствами – наручниками, резиновыми палками, слезоточивым газом, устройствами для принудительной остановки транспорта, служебными собаками, а также произвести мероприятия по проведению обязательного государственного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 19 апреля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов, экологии, имущественных отношений Оренбургской области.

Определением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 19 мая 2022 года произведена замена ненадлежащего соответчика Министерства природных ресурсов, экологии, имущественных отношений Оренбургской области на надлежащего - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Определением суда от 5 июля 2022 года принят отказ прокурора от иска в части требования о признании незаконным бездействия по принятию мер про приобретению средств индивидуальной защиты - наручников, резиновых палок, слезоточивого газа, устройств для принудительной остановки транспорта, служебных собак, а также в части требования о понуждении ответчиков обеспечить государственных инспекторов в области охраны окружающей среды ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» согласно штатному расписанию в срок до ... специальными средствами - наручниками, резиновыми палками, слезоточивым газом, устройствами для принудительной остановки транспорта, служебными собаками, производство по делу в этой части требований прекращено.

В письменном отзыве на иск представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Матвиенко О.С., действующая на основании доверенности от ..., указала, что Минприроды России является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделено полномочиями по обеспечению сотрудников учреждения бронежилетами и их страхованию, ссылалось на то, что полномочия собственника учреждения осуществляет Росимущество, которое несет субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения в случае недостаточности его имущества. Ответчик указал, что специального нормативного регулирования обязательного государственного страхования государственных инспекторов Учреждения не установлено, страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", что исключает удовлетворение требований прокурора в части страхования инспекторов. Указав на то, что финансирование деятельности бюджетных учреждений осуществляется путем предоставления субсидии на выполнение государственного задания, а также путем предоставления целевых субсидий на приобретение основных средств, не относящихся к особо ценному движимому имуществу, затраты на приобретение которых не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнения работы), ответчик ссылался на то, что заявок на предоставление субсидий для закупки бронежилетов от ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» не поступало. Минприроды России указало, что не запрещается приобретение основных средств, в том числе бронежилетов в рамках исполнения государственного задания за счет выделенных средств федерального бюджета, а также за счет поступлений от приносящей доход деятельности учреждения.

Письменным отзывом на иск представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом - руководитель Территориального управления Росимущества в Оренбургской области Колотов С.Ф., действующий на основании доверенности от ......N и приказа о назначении от ...N л/с, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Территориального управления, решение принять в соответствии с нормами закона.

В судебное заседание представители ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом не явились, судом о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, при имеющихся сведениях об извещении.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Оренбурга Зимина О.Г., действующая от имени Орского межрайонного природоохранного прокурора на основании поручения, уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ФГБУ «Заповедники Оренбуржья»: директор Бакирова Р.Т., действующая на основании приказа от ..., и представитель Жадукова Т.С., действующая на основании доверенности от ..., возражали против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указали, что приобретение Учреждением основных средств сроком использования более 12 месяцев, к каковым отнесены и бронежилеты, возможно лишь за счет целевых субсидий Минприроды России, однако такие субсидии учреждению в 2021 и 2020 годах не выделялись. Представители ответчика дополнительно пояснили, что заявки на субсидирование закупки бронежилетов в Минприроды России ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» направляло, однако ответ не был получен. По вопросу страхования пояснили, что к числу страхователей по Федеральному закону от ... N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", который является закрытым, ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» и Минприроды России не отнесены. За счет собственных средств от приносящей доход деятельности Учреждением ежегодно заключаются договоры страхования от несчастных случаев, по которым застрахованы имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни и здоровью государственных инспекторов в области охраны окружающей среды вследствие несчастного случая.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из норм ст.3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 12 ГК Российской Федерации для защиты нарушенных гражданских прав заинтересованные лица могут использовать способы защиты, предусмотренные гражданским законодательством, в том числе: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков; взыскание неустойки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законом.

Таким образом, способы защиты гражданских прав – это предусмотренные законом средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права.

В соответствии с п. «а» ст. 7 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на государственные природные заповедники возлагается задача осуществления охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

Согласно п. 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1090 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий" государственный надзор осуществляется: федеральными государственными бюджетными учреждениями в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий федерального значения и их охранных зон; Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений.

От имени учреждений государственный надзор вправе осуществлять: руководитель (его заместитель) учреждения; должностные лица учреждений, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (п. 6).

Судом установлено, что Постановлением Совета министров РСФСР от 12 мая 1989 года № 156 создан государственный заповедник «Оренбургский» Государственного комитета РСФСР по охране природы в Оренбургской области общей площадью 21653 гектара на землях в Беляевском, Кувандыкском, Первомайском и ...х Оренбургской области.

Заповедник отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2055-р к ведению Минприроды России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 700 территория государственного природного заповедника "Оренбургский" расширена 38191,34 гектара за счет предоставления земель в Беляевском и Акбулакском районах.

В соответствии с Положением о государственном природном заповеднике "Оренбургский", утвержденным Приказом Минприроды России от 11 марта 2022 года N 179, Управление заповедником, выполнение задач, возложенных на заповедник, осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Объединенная дирекция государственных природных заповедников "Оренбургский" и "Шайтан-Тау" (далее - Учреждение).

В силу п. 22 вышеназванного Положения на территории заповедника федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный охотничий контроль (надзор) осуществляются должностными лицами Учреждения, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Государственный природный заповедник "Шайтан-Тау" учрежден постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2014 года N 1035 "Об учреждении государственного природного заповедника "Шайтан-Тау" на землях лесного фонда общей площадью 6726 гектаров в Кувандыкском муниципальном районе, отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В силу п. 7 Положения о государственном природном заповеднике "Шайтан-Тау", утвержденного Приказом Минприроды России от 12 октября 2016 года N 527 управление заповедником, выполнение задач, возложенных на заповедник, также осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Объединенная дирекция государственных природных заповедников "Оренбургский" и "Шайтан-Тау".

В соответствии с п. 19 Положения на территории заповедника государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и должностными лицами Учреждения, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

На заповедники среди прочих возлагается задача осуществления охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, что также является целью создания и деятельности ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау».

Учредителем ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» согласно Уставу, утвержденному приказом Минприроды России 31 января 2019 года № 62 (далее по тексту – Устав), является Правительство Российской Федерации, полномочия учредителя осуществляет Минприроды России.

В соответствии с Уставом структура Учреждения должна включать специальную государственную инспекцию в области охраны окружающей среды, работники которой входят в штат Учреждения и осуществляют охрану природных комплексов и объектов на территории заповедников в установленном законом порядке (п. 36). В состав специальной государственной инспекции в области охраны окружающей среды должны включаться: директор Учреждения, являющийся главным государственным инспектором, его заместители, являющиеся заместителями главного государственного инспектора, старшие государственные инспектора, участковые государственные инспектора и государственные инспектора в области охраны окружающей среды.

По представленному ответчиком штатному расписанию, утвержденному ..., в штате учреждения, включая должность директора, предусмотрено 38 единиц государственных инспекторов, из которых 8 единиц старших государственных инспекторов, 6 единиц участковых государственных инспекторов, 23 единицы государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, 1 – главный государственный инспектор.

В связи со сменяемостью кадрового инспекторского состава, а также учитывая, что исковые требования направлены не только на защиту жизни и здоровья государственных инспекторов, но и имеют целью обеспечение надлежащего исполнения инспекторами должностных обязанностей по защите интересов природопользователей по сохранению природных комплексов заповедников, суд приходит к выводу о том, что круг лиц, в защиту прав и законных интересов которых обратился прокурор, является неопределенным.

Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные инспектора в области охраны окружающей среды обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.

В силу пп. 14 п. 33 Устава ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» директор Учреждения обеспечивает работников Учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты.

Ответчиками не оспаривается, что государственные инспектора ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» бронежилетами в соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от ... N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не обеспечены.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона (ч.3 ст.22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1).

Материалами дела подтверждено, что в связи с выявленными нарушениями природоохранным прокурором в адрес ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау», с требованием о принятии в месячный срок мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, привлечению виновных лиц к ответственности внесено представление от ..., по которому требования об обеспечении государственных инспекторов в области охраны окружающей среды бронежилетами не исполнены.

Таким образом, судом установлено, что государственные инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» бронежилетами не обеспечены.

В соответствии с п. 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об особо охраняемых природных территориях, положениями об охранных зонах особо охраняемых природных территорий, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска: а) категория значительного риска - деятельность граждан и организаций в границах государственных природных заповедников и национальных парков; б) категория среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах: охранных зон государственных природных заповедников; охранных зон национальных парков; государственных природных заказников; памятников природы; дендрологических парков и ботанических садов (п. 12 Положения).

Согласно частям 3, 4 ст. 33 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий наряду с правами, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в пределах установленной компетенции имеют право: запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон указанных государственных природных заповедников и национальных парков; производить в границах охраняемых природных территорий и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан; изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы; задерживать в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.

С учетом изложенных норм закона, который прямо предусматривает обязательное обеспечение государственных инспекторов в области охраны окружающей среды таким средством индивидуальной защиты как бронежилеты, на основании п. 14 ст. 33 Устава учреждения, суд приходит к выводу о доказанности возникновения у ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» обязанности обеспечить бронежилетами работников Учреждения - государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Принимая во внимание, что обязанность не исполнена, что может повлечь неблагоприятные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью инспекторов, следствием чего может стать ненадлежащее осуществление охраны природных комплексов, суд признает заявленное прокурором требование к ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» по обеспечению бронежилетами обоснованным, а бездействие ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» в виде неисполнения требований закона, положений Устава и требования прокурора в данной части соответственно незаконным.

Доводы стороны ответчика о том, что отсутствие целевого финансирования лишило Учреждение возможности исполнить обязательство подлежит отклонению, поскольку в силу п. 23 Устава для достижения целей Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность; источниками формирования имущества Учреждения согласно п. 42 Устава наряду с прочими является имущество, приобретенное за счет доходов, получаемых Учреждением от приносящей доход деятельности. Тот факт, что такую деятельность учреждение осуществляет, ответчик не оспаривал. Доводы же о том, что приобретение бронежилетов не направлено на достижение уставной цели деятельности некоммерческой организации подлежат отклонению, поскольку приобретение прямо предусмотренного законом средства индивидуальной защиты должностных лиц, непосредственно осуществляющих охрану природных территорий, согласуется с предусмотренным п. 2 ст. 22 Устава видом деятельности учреждения.

Возложение обязанности по обеспечению инспекторов бронежилетами на ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» не является основанием для освобождения лица, осуществляющего полномочия учредителя бюджетного учреждения, - Минприроды России от ответственности по выделению целевых субсидий на приобретение бронежилетов.

В соответствии с п.10 Постановления Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 года N 48 "Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации" государственные природные заповедники являются некоммерческими организациями, финансируются за счет средств федерального бюджета, имеют самостоятельный баланс, счета (в том числе валютные) в учреждениях банков Российской Федерации, а также печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Управление государственными природными заповедниками осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (п.6).

Планы мероприятий по выполнению задач, стоящих перед заповедниками, объем бюджетного финансирования утверждаются органами, в ведении которых находятся заповедники (п.36).

Аналогичные нормативные положения следуют и из Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Являются обоснованными доводы ответчиков об отнесении бронежилетов к категории основных средств.

Так, согласно п. 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года N 257н основными средствами признаются являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета. Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

В силу ст.69.1 БК Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на: обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 05апреля 2013 N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 ст.15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 июня 2015 года N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" затраты на приобретение движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), используемого в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока его полезного использования включаются в базовый норматив при расчете финансирования государственного задания.

Кроме того, Приказом Минприроды России от 28 декабря 2020 года N 1107 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, субсидий на иные цели, которым предусмотрено предоставление Минприроды России учреждениям целевых субсидий на приобретение основных средств, не относящихся к особо ценному движимому имуществу, затраты на приобретение которых не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) (п. 2.8).

Для определения объема и в целях получения целевой субсидии учреждение направляет в Департамент Минприроды России в соответствии с п. 6 Порядка заявку на получение субсидии; пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления целевой субсидии; расчет-обоснование суммы целевой субсидии. Рассмотрение документов о предоставлении целевой субсидии осуществляется Департаментом в течение 30 рабочих дней с даты регистрации поступления в Минприроды России документов от учреждений, предусмотренных пунктами 6 - 10 настоящего Порядка (п. 14 Порядка).

Материалами дела подтверждено, что заявка о выделении субсидии на приобретение бронежилетов направлена директором Учреждения в адрес Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России ... с приложением не только предусмотренных Порядком документов в виде пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости предоставления целевой субсидии с расчетом суммы целевой субсидии, трех коммерческих предложений поставщиков, но и с приложением представления Орской природоохранной межрайонной прокуратуры от ..., содержащего обязательное для исполнения требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии безотлагательных мер к устранению нарушений закона, однако на день вынесения решения суда ответ на заявку в учреждение не поступил, каких-либо объективных препятствий к этому не установлено.

Ссылаясь в письменном отзыве на то, что в рамках исполнения государственного задания за счет выделенных средств федерального бюджета не запрещено приобретение основных средств, в том числе бронежилетов, Минприроды России не представило доказательств того, что при формировании государственного задания бюджетному учреждению и определении базового норматива затрат были учтены затраты на приобретение таких основных средств как бронежилеты.

По изложенным основаниям подлежат отклонению доводы ответчика о том, что Минприроды России является ненадлежащим ответчиком по данному делу. С учетом приведенных выше норм закона, при том обстоятельстве, что судом удовлетворено требование о возложении на ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» обязанности по обеспечению бронежилетами государственных инспекторов, подлежат удовлетворению и требования прокурора к Минприроды России по выделению субсидий на приобретение бронежилетов и признанию незаконным бездействия в данной части.

Согласно ст. 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершать определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом существа разрешенных требований, направленных на обеспечение безопасности, а также с учетом времени, необходимого на организацию закупки, принципов разумности и справедливости, суд полагает правомерным требование прокурора об установлении срока исполнения обязательств ответчиками до ....

Оценивая требования прокурора в части обеспечения страхования государственных инспекторов, суд находит обоснованными доводы ответчиков.

Согласно ч.3 ст.927 ГК Российской Федерации законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).

Действительно, согласно ч.7 ст.34 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, законодатель не предусмотрел механизма такого обязательного государственного страхования, который отсылал бы к нормам Федерального закона от 28 марта 1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", на которых основывает требования истец.

В соответствии с указанным законом страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

В то же время объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 N 52-ФЗ являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Таким образом, круг застрахованных лиц указанным законом ограничен, а анализ его норм показывает, что под службой помимо военной понимается приравненная, среди которых служба государственных инспекторов по охране окружающей среды не поименована, а потому положения Федерального закона от 28 марта 1998 N 52-ФЗ на них распространены быть не могут, в том числе и по аналогии.

В то же время ст.969 ГК Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.

Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.

Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.

При отсутствии определенного нормативного регулирования учреждением приняты достаточные меры, направленные на ежегодное исполнение установленной законом обязанности по страхованию, поскольку в подтверждение осуществления такого страхования ответчиком ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» представлены исследованные в судебном заседании договоры страхования, заключенные между АО «СОГАЗ» и ФГБУ «Заповедники Оренбуржья», объектом которых являются имущественные интересы государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, связанные с причинением вреда их жизни и здоровью вследствие несчастного случая от ...N LA 0028, от ...NN, от ...NN, от ...NN, от ...NN, от ...NN, от ...NN, а также действующий на момент принятия решения договор страхования от ...NN.

Таким образом, обязанность по страхованию жизни и здоровья государственных инспекторов в области охраны окружающей среды работодателем исполнена за счет собственных средств учреждения, полученных от приносящей доход деятельности, в связи с чем у суда не имеется оснований полагать нарушенными охраняемые законом права и интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора в части возложения на ответчиков обязанностей по обязательному государственному страхованию и признанию незаконным бездействия ответчиков в части организации страхования жизни и здоровья государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечения специальными средствами, о понуждении проведения мероприятий по обязательному страхованию удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау», выраженное в непринятии мер по обеспечению бронежилетами инспекторского состава ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау».

Обязать в срок до ...:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН: 7710256289) обеспечить выделение субсидий на приобретение бронежилетов для государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» согласно штатному расписанию;

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» (ИНН: 5611002642) обеспечить бронежилетами государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» согласно штатному расписанию.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение судом в окончательной форме принято 28 июля 2022 года.

Судья ...

...

...

...

...