ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3227/2021 от 05.08.2021 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Гр.дело № 2-3227/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2021 года гор. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре под председательством судьи Березиной О.В., с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Лусниковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапко П. В. к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о признании незаконными уведомлений и письма, возложении обязанности, восстановлении срока на подачу заявления на получение мер социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Лапко П.В. обратился в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о признании незаконными уведомлений № (№) от (дата), № (№) от (дата), письма директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» от (дата), возложении обязанности осуществить выплаты на проведение капитального ремонта жилого дома, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации 2019 года. В обосновании иска указано, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), который в период чрезвычайной ситуации в июле-августе 2019 года подвергся затоплению. В сентябре-октябре 2020 он обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» с заявлением на предоставление мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта вышеуказанного жилого дома. Уведомлениями № (№) от (дата), № (№) от (дата) истцу было отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июля-сентября 2019 года на основании того, что истцом не предоставлены решение органа местного самоуправления о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту, заключение межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту. Вместе с тем, (дата) межведомственная комиссия по оценке соответствия индивидуальных домов вынесла заключение (№)-нп о признании жилого дома, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), непригодным для проживания. Будучи не согласным с указанным заключением, истец обратился в суд с административным иском о признании вышеуказанного заключения межведомственной комиссии (№)-нп от (дата) незаконным. Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) заключения межведомственной комиссии (№)-нп от (дата) признанно незаконным. Также истец обращался в суд с административным иском о признании незаконным заключения межведомственной комиссии (№)-нп от (дата), которым спорный жилой дом также признан непригодным для проживания. Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) заключения межведомственной комиссии (№)-нп от (дата) признанно незаконным. (дата) истец обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта спорного жилого дома, указав на заключение межведомственной комиссии (№) от (дата) и распоряжение Администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата), в соответствии с которыми спорный жилой дом признан подлежащим ремонтно-восстановительным работам. Письмом от (дата) директор КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» ФИОн 1 истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки на основании того, что заявление подано им позднее (дата). Истец полагает, отказы в предоставлении ему мер социальной поддержки, изложенные в уведомлениях (№)4 от (дата), № (№) от (дата), и письме директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» от (дата), незаконны, так как он, как собственник спорного жилого дома, пострадавшего в результате паводка 2019 года, имеет право на предоставление мер социальной поддержки как на предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений, так и на предоставление выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения. Обращаясь к ответчику в сентябре-октябре 2020 года с заявлением на предоставление мер социальной поддержки он просил ответчика произвести выплаты на проведение капитального ремонта спорного дома, что, по мнению истца, привело бы к экономии бюджетных средств. Просит суд признать незаконными уведомлений № (№) от (дата), № (№) от (дата), письмо директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» от (дата); возложить на ответчика обязанность осуществить выплаты на проведение капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), общей площадью 53,6 кв.м., из расчета 6000 рублей за квадратный метр (6000 рублей х 53,6 кв.м. = 321600 рублей).

Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 29 июня 2021 года к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Правительство Хабаровского края, комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите.

В ходе судебного разбирательства истец Лапко П.В. в связи с тем, что он не успел подать заявление в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» в установленный срок не позднее (дата), так как вынужден был в судебном порядке оспаривать заключения межведомственной комиссии о признании спорного жилого дома непригодным для проживания, а решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) о признании незаконным заключения межведомственной комиссии (№)-нп от (дата) вступило в законную силу (дата), увеличил исковые требования и просил суд восстановить ему срок на подачу заявления для получения меры социальной поддержки на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), общей площадью 53,6 кв.м.; признать незаконными уведомлений № (№) от (дата), № (№) от (дата), письма директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» от (дата); возложить на ответчика обязанность осуществить выплаты на проведение капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), общей площадью 53,6 кв.м., из расчета 6000 рублей за квадратный метр (6000 рублей х 53,6 кв.м. = 321600 рублей).

Истец Лапко П.В. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил суд рассмотреть дело без его участия в суде, о чем в материалах дела имеется заявление от (дата). С учетом изложенного суд определил возможным рассмотреть дело без его участия в суде.

Представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил суд рассмотреть дело без его участия в суде, о чем в материалах дела имеется телефонограмма от (дата). С учетом изложенного суд определил возможным рассмотреть дело без его участия в суде.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания в суд не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, о чем сообщил в письменном отзыве на исковое заявление. С учетом изложенного суд определил возможным рассмотреть дело без его участия в суде.

Согласно письменного отзыва на исковое заявление от (дата), подписанного представителем Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Процко Е.А., действующей на основании доверенности, последняя возражая относительно заявленных исковых требований, указала на то, что порядок предоставления выплат установлены постановлением Правительства РФ от (дата)(№), утвердившим Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер, и постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр, утвердившим Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края, который определяет порядок и условия предоставления выплаты, и в частности, устанавливает, что заявление на предоставление меры социальной поддержки подается в центр социальной поддержки населения не позднее (дата) включительно. Установление вышеуказанного порядка и условий предоставления выплаты является прерогативой органа исполнительной власти, а не судебного органа. Полагает, что поскольку в срок до (дата) истец в учреждение с необходимым пакетом документов не обратился, то срок обращения не может быть восстановлен, оснований для включения истца в Список не имеется. Продление установленного срока предоставления документов не предусмотрено. Выплата является мерой социальной поддержки, денежные средства на которую поступили в Хабаровский край путем перечисления Российской Федерацией межбюджетных трансфертов субъектам РФ на реализацию соответствующих мероприятий. Источники финансового обеспечения мер социальной поддержки в 2021 году постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр не предусмотрены. В соответствии с Законом Хабаровского края от 09.12.2020 № 125 «О краевом бюджете на 2021 год м на плановый период 2022 и 2023 годов» в краевом бюджете ни на 2021, ни на плановые периоды 2022 и 2023 годов расходные обязательства края по финансированию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате паводка 2019 года, не установлены. Установление расходных обязательств Хабаровского края на 2021 год не отнесено к компетенции суда. Также полагает, что оспариваемые истцом уведомления являются правомерными и интересы истца не нарушают. Просит суд в удовлетворении иска Лапко П.В. отказать.

Представитель третьего лица Правительства Хабаровского края, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания в суд не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, о чем сообщил в письменных возражениях на исковое заявление. С учетом изложенного суд определил возможным рассмотреть дело без его участия в суде.

Согласно письменных возражений от 22.07.2021, подписанных представителем Правительства Хабаровского края Кан С.Д., действующим на основании доверенности, последний возражая относительно исковых требований, указала, что порядок предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019№ 440-пр. Считает, что оспариваемые истцом уведомления об отказе во включение в Список соответствуют требованиям Порядка предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, так как в оспариваемых уведомлениях указано на отсутствие необходимых документов. Заявление на предоставление меры социальной поддержки согласно вышеуказанного Порядка, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019№ 440-пр, подается не позднее 01.10.2020. Постановление Правительства Хабаровского края от 26.10.2019№ 440-пр не предусматривает оснований, при которых центр социальной поддержки населения в рамках установленных Порядком положений мог бы продлить сроки для приема заявлений граждан на получение мер социальной поддержки. Считает, что КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» действовало в соответствии с нормами вышеуказанных правовых актов, а потому требования истца не подлежат удовлетворению. Правительство Хабаровского края, утверждая Порядок, действуя в рамках своих полномочий, предусмотрело ограничение по дате обращения граждан с заявлением на получение меры социальной поддержки. Считает, что вмешательство судебной власти в деятельность исполнительной власти позволяло бы до бесконечности продлевать действие мер социальной поддержки вопреки положениям п.2.1 Порядка и ч.2 ст.22 Федерального закона № 184-ФЗ. Постановление № 440-пр в части установленного срока на подачу заявления и срока для получения выплаты является императивной нормой, пресекательными и возможность восстановлениях их судом не допускается. Обращает внимание суда на то, что истец в Список не включен, полный пакет документов в 2020 году он не предоставил, бюджетные средства в 2021 году министерству социальной защиты населения Хабаровского края на указанные цели не предусмотрены, в связи с чем считает, что требования истца о возложении обязанности осуществить выплаты на капитальный ремонт спорного жилья противоречат установленному нормативным правовым актам Хабаровского края порядку осуществления таких выплат. Основания осуществления выплаты отсутствуют. Требования истца о возложении обязанности осуществить выплаты не тождественны праву на получение мер социальной поддержки. Просит суд в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причин не явки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил. С учетом изложенного суд определил возможным рассмотреть дело без его участия в суде.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со статьями 55 и 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Распоряжением Правительства Хабаровского края № 623-рп от 29 июля 2019 года в связи выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края на территории Хабаровского края, в том числе, в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре № 1688-па от 01 август 2019 года на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации.

Жилой дом, расположенный по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№)-па, включен в перечень объектов, попадающих в зону чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в перечень затопленных жилых домов, подтопление улично-дорожной сети.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от (дата) истец Лапко П.В. является собственником жилого дома, общей площадью 53,6 кв.м., инв.(№), расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес). Право собственности Лапко П.В. на указанный жилой дом зарегистрировано в ЕГРН – (дата).

Судом также установлено, что заключением городской межведомственной комиссии (№)-нп от (дата) принято решение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), непригодным для проживания, как пострадавшего в результате паводка 2019 года. В соответствии с распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата) жилое помещение, расположенное по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), признано непригодным для проживания.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата), вступившим в законную силу (дата), по административному делу (№) по административному иску Лапко П.В. о признании незаконным заключения городской межведомственной комиссии от (дата), признании незаконным постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) принято решение: о признании незаконными заключения городской межведомственной комиссии (№)-нп от (дата), распоряжения администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата), которыми жилое помещение, расположенное по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре признано непригодным для проживания и на городскую межведомственную комиссию администрации г.Комсомольска-на-Амуре по проведению процедуры оценки индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком 2019 года, возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании жилого дома по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес) пригодным для проживания в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Заключением городской межведомственной комиссии (№)-нп от (дата) принято решение о признании жилого помещения, расположенного пол адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), непригодным для проживания, как пострадавшего в результате паводка 2019 года. В соответствии с постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата) жилое помещение, расположенное по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре признано непригодным для проживания.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата), вступившим в законную силу (дата), по административному делу № 2а-2988/2020 по административному иску Лапко П.В. о признании незаконным заключения городской межведомственной комиссии от (дата), признании незаконным постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата), о признании жилого дома пригодным для проживания и подлежащим капитальному ремонту принято решение: о признании незаконными заключения городской межведомственной комиссии (№)-нп от (дата), постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата), которыми жилое помещение, расположенное по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре признано непригодным для проживания и на городскую межведомственную комиссию администрации г.Комсомольска-на-Амуре по проведению процедуры оценки индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком 2019 года, возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании жилого дома по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес) пригодным для проживания в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу с учетом требований указанных в судебной экспертизе от (дата)(№) и изложенных в решении Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата).

Судом также установлено, что в период сентябрь-октябрь 2020 Лапко П.В. обращался в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» с заявлениями о включении в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период с июля по сентябрь 2019 года на предоставление выплат на проведение капитального ремонта вышеуказанного жилого дома (далее по тексту – Список).

Уведомлением № (№) от (дата) КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» Лапко П.В. отказано во включении в Список по причине предоставления неполного пакета документов, а именно: отсутствие копии решения органа местного самоуправления о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту, заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес).

Уведомлением № (№) от (дата) КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» Лапко П.В. отказано во включении в Список по причине предоставления неполного пакета документов, а именно: отсутствие документа, удостоверяющего личность заявителя, копий правоустанавливающих документов на поврежденное жилое помещение, права на которые зарегистрированы в ЕГРН в соответствии с действующим законодательством, копии решения органа местного самоуправления о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту, заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес).

Также как следует из материалов настоящего гражданского дела, (дата)Лапко П.В. вновь обращался в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о включении в Список на предоставление выплат на проведение капитального ремонта спорного жилого дома, указав в заявление на заключение межведомственной комиссии (№) от (дата) и распоряжение Администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата), в соответствии с которыми спорный жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности, признан подлежащим ремонтно-восстановительным работам.

Письмом директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» ФИОн 1 от (дата) за (№) истцу Лапко П.В. отказано в принятии заявления о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты на проведение капитального ремонта спорного жилого помещения в связи с тем, что заявление на предоставление меры социальной поддержки в Центры социальной поддержки подавались по месту нахождения поврежденного имущества не позднее (дата) включительно. Одновременно Лапко П.В. разъяснено, что он вправе восстановить сроки приема заявления и предоставления выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения в судебном порядке.

Будучи не согласным с Уведомлением № (№) от (дата), Уведомлением № (№) от (дата) и письмом директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» ФИОн 1 от (дата) за (№) истец Лапко П.В. обратился в суд с настоящим иском, указав, что он как собственник жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации 2019 года, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде выплат на проведение капитального ремонта вышеуказанного дома, однако установленный срок до (дата) им пропущен по уважительной причине в связи с обжалованием в судебном порядке заключения городской межведомственной комиссии (№)-нп от (дата), распоряжения администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата), заключения городской межведомственной комиссии (№)-нп от (дата), постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата), которыми спорное жилое помещение, расположенное по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре признано непригодным для проживания, а потому просит суд признать незаконными уведомления № (№) от (дата), № (№) от (дата), письмо директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» от (дата); возложить на КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» обязанность осуществить ему выплаты на проведение капитального ремонта спорного жилого дома, восстановить срок на подачу заявления в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» для получения меры социальной поддержки на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого дома.

Суд частично соглашается с требованиями истца Лапко П.В. по следующим обстоятельствам.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п. «л» ч.1 ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с ч.1.1 ст.24 указанного Федерального Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера.

Согласно п.6 ст.81 Бюджетного кодекса РФ порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ устанавливается Правительством РФ.

Выплаты гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, являются мерой социальной поддержки, денежные средства на которые поступают в Хабаровский край путем перечисления Российской Федерации на реализацию соответствующих мероприятий.

Порядок получения субъектами Российской Федерации средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено из-за чрезвычайных ситуаций, установлен Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 (далее – Правила №1327).

Трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

В соответствии с п.5 указанных Правил № 1327 трансферты предоставляются, в том числе, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности граждан, являвшихся на день введения чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Перечисление трансфертов субъектам Российской Федерации со счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства, осуществляется при условии предоставления субъектами Российской Федерации в территориальный орган Федерального казначейства утвержденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии списков граждан, указанных в подпункте «г» пункта 6 Правил №1327, по форме согласно приложению №4 (п.17 Правил №1327).

Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии согласовывают списки граждан, указанные в пункте 17 настоящих Правил, в части подтверждения наличия у граждан права собственности на утраченные жилые помещения и поврежденные жилые помещения, а также отсутствия у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения (п.18 Правил №1327).

Согласно п.15 Постановления Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 «Об утверждении Правил предоставления иных бюджетных трансфертов из федерального бюджета», источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, порядок и условия предоставления выплат гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации указанных Правил № 1327 постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края» утвержден порядок предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края (далее по тексту - Порядок № 440-пр).

Согласно п.п.1.2, 1.3, 1.4, 1.5 указанного Порядка № 440-пр для целей настоящего Порядка под поврежденным жилым помещением понимается жилое помещение, находящееся в собственности граждан, которое повреждено в результате чрезвычайной ситуации и признано соответствующей межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления, подлежащим капитальному ремонту в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Размер выплаты определяется как произведение общей площади поврежденного жилого помещения и стоимости ремонта одного квадратного метра общей поврежденной площади жилого помещения - 6 тыс. (шесть тысяч) тысяч рублей. Мера поддержки предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения. Право на получение меры поддержки имеют граждане Российской Федерации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Согласно п.2.1 указанного Порядка № 440-пр заявление на предоставление меры поддержки (далее - заявление) подается в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения (далее - Учреждения) по месту нахождения поврежденного жилого помещения не позднее 01 октября 2020 г. включительно по форме согласно приложению к настоящему Порядку собственником (участниками общей собственности) поврежденного жилого помещения. Заявление подается в отношении одного жилого помещения.

Согласно п.2.2 указанного Порядка № 440-пр к заявлению прилагаются следующие документы:

1) копии документов, удостоверяющих личность граждан, указанных в пункте 1.5 раздела 1 настоящего Порядка (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 14 лет);

2) согласие всех участников общей собственности на поврежденное жилое помещение на предоставление выплаты одному из участников общей собственности (в случаях, предусмотренных абзацами третьим, четвертым подпункта 1 пункта 1.6 раздела 1 настоящего Порядка);

3) копии документов, подтверждающих факт смены фамилии, имени или отчества (представляется в случае наличия соответствующего факта);

4) копии правоустанавливающих документов на поврежденное жилое помещение, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) сведения о документах, подтверждающих признание иного жилого помещения утраченным (в отношении граждан, имеющих на праве собственности иное жилое помещение (долю в праве общей собственности на иное жилое помещение);

6) решение суда, вступившее в законную силу, о признании за гражданином права на получение мер поддержки - при наличии такого решения;

7) копии решения органа местного самоуправления о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту, заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту.

8) заявление о согласии на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Согласно п.п. «а» п.2.8 указанного Порядка № 440-пр, учреждение не включает в Списки граждан: представивших неполный пакет документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего раздела. Уведомление об отказе во включении в Список с обоснованием причин отказа Учреждение направляет заявителю в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления.

Согласно п.п. «а» п.2.14, 2.15 указанного Порядка № 440-пр, основаниями для отказа в удовлетворении заявления является непредставление одного или нескольких документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего раздела. В случае если заявителю было отказано в удовлетворении заявления, заявитель вправе повторно обратиться в Учреждение после устранения причин, явившихся основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом Лапко П.В. уведомление № (№) от (дата), уведомление № (№) от (дата), письмо директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» ФИОн 1 от (дата) за (№) приняты правомерно, поскольку как установлено судом Лапко П.В. при подаче заявлений на включение его в Список на предоставление выплат на проведение капитального ремонта спорного жилого дома не были предоставлены в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» документы, указанные в п. 2.2 Порядка № 440-пр, в частности: отсутствовали документ, удостоверяющий личность заявителя, копии правоустанавливающих документов на поврежденное жилое помещение, права на которые зарегистрированы в ЕГРН в соответствии с действующим законодательством, копии решения органа местного самоуправления о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту, заключение межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес). А потому оснований для признания вышеуказанных уведомлений № (№) от (дата), № (№) от (дата), письма директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» ФИОн 1 от (дата) за (№), у суда не имеется, а как установлено судом на момент обращения в центр социальной поддержки населения у Лапко П.В. не имелось и им не были представлены копии решения органа местного самоуправления о признании поврежденного спорного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту, заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту, а последнее заявление подано истцом после (дата) при отсутствии судебного акта о восстановлении срока на подачу заявления, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Лапко П.В. в данной части необходимо отказать.

Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, истец Лапко П.В. обращался в суд с административными исковыми заявлениями о признании заключения городской межведомственной комиссии (№)-нп от (дата), распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата), заключения городской межведомственной комиссии (№)-нп от (дата), постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата), которыми приняты решения о признании жилого помещения, расположенного пол адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), непригодным для проживания, как пострадавшего в результате паводка 2019 года.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата), вступившим в законную силу (дата), по административному делу № 2а-714/2020 по административному иску Лапко П.В. о признании незаконным заключения городской межведомственной комиссии от (дата), признании незаконным постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) принято решение, которым признаны незаконными заключение городской межведомственной комиссии (№)-нп от (дата), распоряжение администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата), которыми спорное жилое помещение, расположенное по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), признано непригодным для проживания и на городскую межведомственную комиссию администрации г.Комсомольска-на-Амуре по проведению процедуры оценки индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком 2019 года, возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании жилого дома по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес) пригодным для проживания в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата), вступившим в законную силу (дата), по административному делу № 2а-2988/2020 по административному иску Лапко П.В. о признании незаконным заключения городской межведомственной комиссии от (дата), признании незаконным постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата), о признании жилого дома пригодным для проживания и подлежащим капитальному ремонту принято решение, которым признано незаконными заключение городской межведомственной комиссии (№)-нп от (дата), постановление администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата), которыми жилое помещение, расположенное по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре признано непригодным для проживания и на городскую межведомственную комиссию администрации г.Комсомольска-на-Амуре по проведению процедуры оценки индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком 2019 года, возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании жилого дома по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес) пригодным для проживания в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу с учетом требований указанных в судебной экспертизе от (дата)(№) и изложенных в решении Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата).

Позже в соответствии с судебным актом от (дата), городской межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом принято заключение (№) от (дата), согласно которому принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями, предъявляемым к жилым помещениям.

Распоряжением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата) «О признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ», на основании заключения (№) от (дата) городской межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, признано жилое помещение, расположенное по адресу: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре (адрес) подлежащим ремонтно-восстановительным работам.

Таким образом, в судебном заседании судом достоверно установлено, что у Лапко П.В., как собственника жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, пострадавшего в результате паводка 2019 года, имеется право на получение меры социальной поддержки на предоставление выплат на проведение капитального ремонта спорного жилого дома, и указанное право истца на меру социальной поддержки в суде не оспаривалось, однако установленный Порядком № 440-пр срок (до (дата)) на предоставление соответствующего заявления в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» пропущен Лапко П.В., по мнению суда, по уважительным причинам в связи с оспариванием Лапко П.В. в судебном порядке решений органа местного самоуправления о признании поврежденного спорного жилого помещения аварийным и подлежащим сносу и заключений межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании поврежденного жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, а решения о признании поврежденного спорного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту получено Лапко П.В. только в январе 2021 года, при этом указанные причины носят объективный характер, а потому суд приходит к выводу о том, что срок для обращения Лапко П.В. с заявлением для получения меры социальной поддержки подлежит восстановлению.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требования Лапко П.В. восстановлении срока для подачи заявления о предоставлении заявления на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на проведение капитального ремонта гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края» с признанием права на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), принадлежащего ему на праве собственности и поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края.

Доводы третьих лиц – Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, Правительства Хабаровского края о том, что выплаты являются мерой социальной поддержки, денежные средства на которую поступили в Хабаровский край путем перечисления Российской Федерацией межбюджетных трансфертов субъектам РФ на реализацию соответствующих мероприятий, и в бюджете Хабаровского края ни на 2021, ни на плановые периоды 2022 и 2023 годов расходные обязательства края по финансированию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате паводка 2019 года, не установлены суд не принимает во внимание, поскольку как установлено судом право Лапко П.В., как гражданина пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации 2019 на получение меры государственной социальной поддержки нарушено, срок на обращение в установленном порядке на получение компенсации пропущен им по объективным причинам в связи с обращением в суд, а потому указанное право Лапко П.В. подлежит восстановлению в судебном порядке, при этом суд учитывает то, что денежные средства на выплату данной социальной поддержки поступают в Хабаровский край путем перечисления Российской Федерацией бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ, а потому не являются расходными обязательствами Хабаровского края как субъекта РФ.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.... Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

С учетом социальной значимости данного вопроса, окончания сроков принятия заявлений от граждан на предоставлении им мер социальной поддержки, суд считает возможным допустить немедленное исполнение решения суда, поскольку замедление его исполнения может привести к нарушению прав истцов

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Лапко П. В. к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» - удовлетворить частично.

Восстановить Лапко П. В. срок для подачи заявления на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на проведение капитального ремонта гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края».

Признать за Лапко П. В. право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), принадлежащего на праве собственности Лапко П. В., поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края.

Настоящее решение суда является основанием для обращения Лапко П. В. в Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о включении в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июля-сентября 2019 года.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В удовлетворении исковых требований Лапко П. В. к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о признании незаконным уведомления № (№) от (дата), уведомления № (№) от (дата), письма директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» ФИОн 1 от (дата) за (№) - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В.Березина

Мотивированное решение суда изготовлено 13.08.2021