ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3228/2016 от 09.11.2016 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-3228/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кумертау 09 ноября 2016 года

Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Куприяновой Е.Л.,

с участием представителя истца ФИО1 – адвоката Миркасимовой Г.Ф., представившей удостоверение <...> и ордер <...> от <...>,

представителя ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Кумертау по РБ ФИО2, действующей на основании доверенности <...> от <...>,

при секретаре Султановой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кумертау по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании зачесть периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначить и рассчитать пенсию с учетом установленного коэффициента для районов Крайнего Севера,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кумертау по Республике Башкортостан (далее по тексту ГУ-УПФ г. Кумертау) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании зачесть периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначить и рассчитать пенсию с учетом установленного коэффициента для районов Крайнего Севера, мотивируя свои требования тем, что решением ГУ-УПФ г. Кумертау <...> от <...> ему было отказано в установлении досрочной пенсии по старости. Отказ был мотивирован тем, что у него отсутствует требуемый законом специальный стаж 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. Согласно решению ответчика по состоянию на <...> его стаж в районах Крайнего Севера составляет <...>, стаж на соответствующих видах работ по Списку 1 составляет <...>, по Списку 2 - <...>. В стаж работы в районах Крайнего Севера не засчитан период работы с <...> по <...>, с <...> по <...> в должности слесаря по ремонту технологических установок в <...> всего <...>. Период времени <...> по <...> вообще не нашел отражения в решении Пенсионного фонда по г. Кумертау. С указанным решением Пенсионного фонда он не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене. Согласно п. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях (Закон 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В соответствии п.2 ст. 33 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющие необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренный пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. В связи с тем, что он проработал в районе Крайнего Севера <...> и имеет необходимый стаж по Списку <...>, и его страховой стаж, составляет более <...>, он имеет право на уменьшение возраста, необходимого для досрочного назначения пенсии на <...> лет. Соответственно с учетом льготного стажа он может выйти на пенсию в <...> года. Отказ в назначении пенсии последовал из-за того, что в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального Закона №400 при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального учета. В решении об отказе указано, что за период с <...> по <...> нет кода территориальных условий труда. Действительно Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ обязанность по предоставлению, уточнению и дополнению один раз в год, но не позднее 1 марта в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц возлагаются на страхователя (то есть на работодателя). Таким образом, законодательство не содержит норм, обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременность и правильность предоставления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховом стаже. Факт невыполнения страхователем этих обязанностей не может служить достаточным основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на застрахованное лицо. Как усматривается из его трудовой книжки, <...> он был принят в Дочернее акционерное общество открытого типа <...> слесарем <...> по ремонту технологических установок <...><...> ему был присвоен <...> слесаря. В <...>. Управление производственно-технического обслуживания и комплектации Производственно-техническое предприятие <...> реорганизованы в предприятия по ремонту и комплектации технологического оборудования систем газоснабжения <...> (приказ <...> от <...>.). В дальнейшем предприятие по ремонту и комплектации технологического оборудования газоснабжения «<...> преобразовано в <...> (решением Мособлкомищества от <...><...>). Приказом <...> от <...><...> преобразовано в <...> В дальнейшем распоряжением главы Щелкинского района Московской области <...> от <...><...> переименовано в <...> Адрес организации, где проходила его работа в спорный период, указан <...>. Несмотря на указание места расположения организации в его трудовой книжке - <...>, в действительности он работал в районе Крайнего Севера вахтовым методом. Так, из названия участка <...> следует, что он расположен в <...>, которая относится к району Крайнего Севера. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» <...> входит в перечень районов Крайнего Севера. Из выписки из приказа <...><...> от <...> следует, что он принят на работу слесарем по ремонту технологических установок <...> с окладом <...> рублей и надбавкой р/к в размере <...>. Из уточняющей справки <...> от <...>, выданной <...> следует, что в период времени с <...> по <...> он работал в качестве слесаря по ремонту технологических установок <...>, работа протекала в <...>. Кроме этого имеются расчетные листки за указанный период времени, из которых также следует, что он работал в районе Крайнего Севера и ему производились начисления виде районного коэффициента в размере <...>. Расчетные листы по заработной плате также имеют районный коэффициент. Применение районного коэффициента для расчета заработной платы свидетельствуют о работе в районе Крайнего Севера, что следует из Постановления <...> Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС «О продлении срока действия постановлений Государственного комитета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964г. № 611/35 и от 16.04.1966r. № 216/9», которым утвержден районный коэффициент, определен его размер и порядок применения. В силу п.8 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, в периоды работы вахтовым методом, дающие право на досрочное назначение пенсии старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы. Что же касается периода времени с <...> по <...>, то он включен в льготный стаж по Списку <...>, однако, он считает, что он должен быть включен в стаж работы в районе Крайнего Севера. Кроме этого ответчик при подсчете стажа работы в РКС учел период его работы лишь по состоянию на <...>, хотя он обратился с заявлением <...> (осталось не учтенным еще <...>). Таким образом, с учетом периода времени, не включенного Пенсионным Фондом в специальный стаж (с <...> по <...>, с <...> по <...> в должности слесаря по ремонту технологических установок <...> всего <...>) и включенных периодов (с <...> - <...>., с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...> РКС, всего <...>) и <...>, не учтенных ответчиком, стаж его работы по состоянию на <...> в РКС составляет <...>. Кроме этого считает, что пенсия ему должна быть установлена с учетом коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера. П. 3 ст. 30 ФЗ 173 «О трудовых пенсиях» предусмотрен коэффициент для лиц, проживавших или работавших по состоянию на <...> в РКС, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от <...> и выше, в размере <...>. Таким образом, повышенный коэффициент к его пенсии, должен быть установлен в размере <...>. Просит признать незаконным решение ГУ-УПФ г. Кумертау <...> от <...> в части отказа в назначение ему досрочной страховой пенсии по старости, обязать ГУ-УПФ г. Кумертау засчитать ему в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период его работы в должности <...> с <...> по <...>, с <...> по <...> в должности <...> по ремонту технологических установок <...> всего <...>, как работу, осуществляемую в районе Крайнего Севера, обязать ГУ-УПФ г. Кумертау назначить и рассчитать пенсию в соответствии со ст. 30 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера - <...>, начиная с <...>.

В судебное заседание истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие не явившегося лица.

Представитель истца Миркасимова Г.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ-УПФ г. Кумертау ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала частично, не возражала включить в специальный стаж ФИО1 период его работы с <...> по <...>, поскольку работа ФИО1 в указанный период в районах Крайнего Севера документально подтверждена, в остальной части исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и оценив все доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено, что <...> истец ФИО1 обратился в ГУ-УПФ г. Кумертау с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п. 2 ст. 33 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФ г. Кумертау <...> от <...> ФИО1 отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в МКС.

В специальный стаж ФИО1 не включен период работы с <...> по <...>, поскольку представленные страхователем сведения не содержат кода территориальных условий труда, следовательно, документально не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня на работах. Период с <...> по <...> в должности <...> по ремонту технологических установок в <...> зачтен в специальный стаж ФИО1 по Списку № 2 (л.д. <...>).

С указанным решением ГУ-УПФ г. Кумертау согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

При этом п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28.

Согласно ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 – 10 и 16 – 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 8 вышеуказанных Правил, в периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.

Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке, а также периода междувахтового отдыха и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.

В соответствии с действовавшим до 01 января 2015 года Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и ныне действующим Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», стаж для установления пенсии за периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», определяющей правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, ст. 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете", обязанность по предоставлению сведений в отношении застрахованных лиц и ответственность за их правильность и своевременность предоставления, возложена на работодателя. Надлежащий контроль за предоставлением указанных сведений работодателем должен осуществлять Пенсионный Фонд РФ. Поэтому застрахованное лицо не должно нести неблагоприятные последствия ненадлежащего выполнения работодателем и органа Пенсионного Фонда РФ своих обязанностей, установленных законом.

Кроме того, невыполнение страхователями требований Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.

При этом, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и.. . в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П следует, что подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после дата), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.

С учетом характера отношений, складывающихся между субъектами обязательного пенсионного страхования, и особой ответственности, которая в этой сфере возлагается на государство, Конституционный Суд Российской Федерации обязал его впредь до установления надлежащего правового регулирования принять на себя исполнение обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий в соответствии с Постановлением от 10 июля 2007 года N 9-П.

Возложение на государство подобной обязанности, возникшей и подлежащей исполнению с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 10 июля 2007 года N 9-П, призвано гарантировать реализацию лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.

Судом установлено, что ФИО1 с <...> был принят в <...> Дочернее открытое акционерное общество <...><...> по ремонту технологических установок на <...>

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями приказа <...> от <...> (л.д. <...>), трудовой книжкой истца (л.д. <...>).

<...> ФИО1 переведен на должность <...><...> Дочернее открытое акционерное общество <...> что подтверждается копиями приказа <...> от <...> (л.д. <...>), трудовой книжкой истца (л.д. <...>).

Приказом <...> от <...> ФИО1 уволен <...> с занимаемой должности переводом в <...> с выплатой компенсации за ежегодный отпуск и дополнительный отпуск за работу в РКС (л.д. <...>).

В трудовой книжке ФИО1 адреса организаций Дочернее открытое акционерное общество <...> и Общество с ограниченной ответственностью <...> указаны как <...>.

Однако из названия участка – <...>, следует, что он расположен в <...>, которая относится к районам Крайнего Севера.

Из записи <...> в трудовой книжке истца следует, что цех <...> расположен в районе Крайнего Севера.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от <...><...> «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» город Новый Уренгой Ямало-Ненецкого Автономного округа входит в перечень районов Крайнего Севера.

Из выписок из штатной расстановки рабочих <...> на <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> усматривается, что ФИО1, работающий слесарем по ремонту технологических установок, выполнял работу по монтажу, наладке и ремонтно-техническому обслуживанию энергомеханического оборудования на <...> участке, штатная единица <...> по ремонту технологических установок была одна, выплачивалась надбавка в виде районного коэффициента <...> (л.д. <...>).

Согласно расчетным листам ФИО1 за <...>, <...> (л.д. <...>), ФИО1 работал <...> участке по ремонту, наладке, обслуживанию ЭМУ, выплачивалась надбавка в виде районного коэффициента <...>.

Из справки <...> уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и подтверждающих постоянную занятость в особых условиях труда, <...> от <...> следует, что работодатель подтвердил работу ФИО1 в Акционерном обществе <...><...> с <...> (приказ от <...><...>) по <...><...> по ремонту технологических установок <...>, с <...> (приказ от <...><...>-к) по <...> слесарем по ремонту технологических установок 5 разряда, с <...> (приказ от <...><...>) по <...> (приказ от <...><...>) <...>, в том числе в цехе <...> в районе Крайнего Севера вахтовым методом с <...> по <...> Цех <...> зарегистрирован в качестве обособленного подразделения <...>. по адресу: <...>, <...> относится к районам Крайнего севера на основании Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от <...><...>. В период работы ФИО3 вахтовым методом в условиях Крайнего Севера с <...> по <...> норма рабочего времени была выработана. Начисление заработной платы с <...> по <...> производилось с учетом северного коэффициента.

Из выписки из лицевого счета застрахованного лица также усматривается, что с <...> по <...> ФИО1 работал в <...>

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности работы истца в период <...> по <...>, <...> по <...> и <...> по <...> в районах Крайнего Севера, занятость в течение полного рабочего дня, следовательно, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж ФИО1 и исчислению как периоды работы в районах Крайнего Севера.

Доводы представителя ответчика ФИО2 о том, что период работы с <...> по <...> включению в специальный стаж истца не подлежит, в связи с отсутствием сведений о коде территориальных условий труда, суд находит необоснованными, при этом исходит из следующего.

Действительно, в силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако доводы ответчика об отсутствии кода особых условий труда в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица - истца, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку Федеральный закон от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ. Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда в спорный период работы истца, не влечет для него неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода работы в специальный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.

В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В силу изложенного истец не может быть лишен права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тем, что работодатель не указал код льготы, при этом надлежащее ведение соответствующей документации, в том числе и оформление индивидуального лицевого счета истца, является обязанностью работодателя, ненадлежащее выполнение им своих обязанностей не может лишать истца права на включение этих периодов в его специальный стаж.

Статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с п. 3 ст. 30 указанного Закона.

В соответствии указанной нормой отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Лицам, указанным в абз. 1 п.п. 6 п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.04.2003 года N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Разъяснение N 3 от 22.04.2003 года о порядке применения положений ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.

В соответствии с п. 3 указанного Разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 01.01.2002 года повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 146, ст. 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьями 315-317 Трудового кодекса РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ.

Аналогичные нормы предусмотрены ст.ст. 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

До настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем, на основании ч. 1 ст. 423 Трудового кодекса РФ применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР.

Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1964 года N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 град. северной широты Тюменской области" установлено применение районного коэффициента к заработной плате в размере 1,70.

Из расчетных листков ФИО1 <...> следует, что ему в указанный период осуществлялась выплата районного коэффициента в размере <...>.

На основании совокупности изложенных выше доказательств, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ в Постановлении от 10.07.2007 года N 9-П, суд считает установленным факт работы и проживания ФИО1 в районе Крайнего Севера по состоянию на <...>, в связи с чем, пенсия истцу ФИО1 должна быть установлена с учетом коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера, <...>.

Кроме того, при вынесении ГУ-УПФ г. Кумертау <...> решения стаж работы ФИО1 учитывался по состоянию на <...>.

Однако, из справки <...><...> от <...>, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и подтверждающей постоянную занятость в особых условиях труда, следует, что ФИО1 с <...> по настоящее время работает начальником участка по ремонту энергомеханического оборудования (приказ <...> от <...>.) в <...> в филиале <...> в районе Крайнего Севера.

Следовательно, период работы ФИО1 до обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии (<...>), а именно с <...> по <...>, также подлежит зачету в специальный стаж истца, как период работы в районе Крайнего Севера.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом подлежащих включению в специальный стаж истца периодов его работы в районе Крайнего Севера, специальный стаж ФИО1, необходимый для назначения досрочной пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», по состоянию на дату обращения с заявлением в пенсионный орган <...>, составлял 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, следовательно, с указанной даты истцу ФИО1 должна быть назначена досрочная пенсия, однако, согласно ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истцом ФИО1 заявлено требование о назначении ему и расчете пенсии в соответствии со ст. 30 Федерального закона от <...> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера - <...>, начиная с <...>.

При указанных обстоятельствах, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, в связи с чем, досрочная пенсия истцу ФИО1 должна быть назначена с <...>.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.

Судом установлено, что при подаче искового заявления истец ФИО1 оплатил государственную пошлину в сумме <...> рублей, что подтверждается соответствующей квитанцией (л.д. <...>).

В связи с удовлетворением исковых требований ФИО1, на основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика ГУ-УПФ г. Кумертау надлежит взыскать в пользу истца ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кумертау по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании зачесть периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначить и рассчитать пенсию с учетом установленного коэффициента для районов Крайнего Севера – удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кумертау по Республике Башкортостан <...> от <...> в части отказа в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кумертау по Республике Башкортостан засчитать в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период его работы в должности слесаря по ремонту технологических установок Дочернего открытого акционерного общества <...> с <...> по <...>, период его работы в должности <...> по ремонту технологических установок <...> с <...> по <...>, как работу, осуществляемую в районе Крайнего Севера.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кумертау по Республике Башкортостан назначить и рассчитать ФИО1 пенсию с учетом коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера, - <...>, начиная с <...>.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кумертау по Республике Башкортостан в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий