РЕШЕНИЕ <номер>
И<ФИО>1
20 августа 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе :
председательствующего судьи <ФИО>5
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи <ФИО>3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>2 к Астраханской таможне о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
<ФИО>2 обратился в суд с иском к Астраханской таможне о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, в обоснование указав следующее.
<ФИО>2 проходил службу в Астраханской таможне по контракту о службе в таможенных органах в различных должностях в период с <дата> по <дата> в соответствии с Федеральным законом <номер>.
По инициативе ответчика, истцом в период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> выполнялись сверхурочные работы, что подтверждается табелями учета рабочего времени, графиками дежурств(сменности) сотрудников отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, иными документами. Оплата за сверхурочную работу не производилась, компенсация в виде дополнительного отдыха вместо повышенной оплаты в данные периоды истцом не использовалась.
Согласно ст.99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа –работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены),а при суммированном учете рабочего времени-сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
Согласно ст.152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы -не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Учитывая данные нормы, права истец просит взыскать с ответчика на основании представленных расчетов заработную плату за отработанные сверхурочные часы и компенсацию за задержку выплат за период с <дата> по <дата>,<дата> по <дата> в размере 2 886 609 руб.91 коп..
В судебном заседании истец <ФИО>2 требования поддержал, просил их удовлетворить согласно представленным расчетам, а также восстановить срок для обращения в суд, в связи с уважительностью причин пропуска на основании представленных медицинских справок.
Представитель ответчика Астраханской таможни в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с пропуском срока для обращения в суд с иском о восстановлении нарушенных прав, а также необоснованностью требований истца и несоответствием их требованиям закона.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждому работнику гарантируется вознаграждение за труд.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель, в силу положений ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу абзацев 10, 15 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу п.1 ст. 136 ТК РФ, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы, либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором ( п.3 ст. 136 ТК РФ).
Заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (п.6 ст. 136 ТК РФ).
Согласно ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что <ФИО>2 проходил службу в Астраханской таможне по контракту о службе в таможенных органах в период с <дата> по <дата> в соответствии с Федеральным законом <номер> на должностях:
-<дата> – <дата> – инспектора отдела таможенной охраны,
-<дата> -<дата> – старшего инспектора отдела охраны,
-<дата> -<дата>- ведущего инспектора отдела охраны,
-<дата> -<дата> –старшего инспектора отдела охраны,
-<дата>-<дата>- главного инспектора отдела охраны,
-<дата>- 24.07..2016 – старшего инспектора отдела охраны,
-<дата> – <дата>- инспектора отдела таможенной охраны.
Согласно приказу таможни от <дата><номер>-К «Об увольнении <ФИО>2» с <дата><ФИО>2 уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона <номер>(по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
В соответствии с заключенными контрактами <ФИО>2 был определен режим служебного времени и времени отдыха –работа по графику дежурства(сменности).
Федеральным законом от <дата> № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (п.3 ст.8 ) предусмотрена возможность учреждения в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов: гражданской, военной и правоохранительной. Таможенные органы относятся к числу тех федеральных органов исполнительной власти, в которых личный состав законодательно разделен на три категории : сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие, работники таможенных органов.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от <дата> № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» порядок прохождения службы в таможенных органах и основы правового положения должностных лиц таможенных органов регулируется Конституцией Российской Федерации, законодательством РФ о таможенном деле, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Служба <ФИО>2 проходила согласно контрактам, которыми был определен режим служебного времени и времени отдыха –работа по графику дежурств (сменности),что подразумевает работы в ночное время и в нерабочие праздничные дни в соответствии с утвержденным графиком дежурства.
Согласно контрактам о службе в таможенных органах сотруднику устанавливается соответствующий режим службы согласно правилам внутреннего распорядка таможенного органа.
Согласно приказам о назначении <ФИО>2 установлен должностной оклад, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 100 процентов должностного оклада, т.е в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.
В связи с Федеральным законом от <дата> № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выплачивалась ежемесячная надбавка за особые условия службы.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными Астраханской таможней контрактами, расчетными листками по выплате заработной платы и иными письменными доказательствами..
В соответствии со ст.34 Федерального закона от <дата> № 114-ФЗ « О службе в таможенных органах Российской Федерации» продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде.
Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени. Порядок учета служебного времени определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
(в ред. Федерального закона от <дата> N 58-ФЗ)
Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха.
На основании п.п. 2.4 Правил внутреннего распорядка для сотрудников Астраханской таможни (утвержденных приказом начальника таможни <номер> от <дата> ) для сотрудников отдела оперативно -дежурной службы и таможенной охраны (ООДС и ТО) исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности),начало и окончание служебного времени, в том числе затраченного на прием-сдачу дежурства, а также продолжительность перерыва на отдых и питания определяется в инструкциях сотрудников по исполнению конкретных функций в составе смен(нарядов) оперативно-дежурной службы таможенной охраны. График дежурства (сменности) составляется с учетом мнения выборного профсоюзного органа и после утверждения начальником таможни доводится до сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие.
Согласно Правил в случаях, установленных законодательством РФ, сотрудники приказом по таможенному органу могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности рабочего времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни. В этих случаях сотрудникам предоставляются дополнительные дни отдыха в течение месяца согласно порядку, установленному начальником таможенного органа.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка таможни сотруднику таможни за исполнение должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени предоставляется дополнительный день отдыха в течение месяца. В случае если дополнительный день отдыха не мог быть предоставлен в течение месяца, то по письменному заявлению сотрудника исполнение им должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни может компенсироваться в денежной форме, в соответствии с трудовым законодательством.
С Положением об отделе оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Астраханской таможни, Правилами внутреннего распорядка для сотрудников Астраханской таможни, контрактами и другими локальными актами <ФИО>2 был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись.
За период службы <ФИО>2 с заявлением к начальнику таможни в установленном порядке о компенсации за исполнение обязанностей верх установленного времени не обращался, что не отрицалось и самим истцом в ходе рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от <дата> № 78-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. Перечень дополнительных выплат, утвержденных Федеральным законом от <дата> № 78-ФЗ имеет исчерпывающий характер и не подразумевает иных выплат. Составной частью дополнительных выплат является дифференцированная в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности.
В соответствии с приказом ФТС России от <дата><номер> данная надбавка устанавливается сотрудникам, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высоко уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным специальным режимом несения службы, в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы. При установлении надбавки учитываются условия, в которых сотрудникам приходится выполнять служебные обязанности. Надбавка не является обязательной выплатой и корректируется в случаях изменения характера и режима службы, снижения (повышения) результатов служебной деятельности и т.д.
Согласно ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях отличающихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и других) работнику должны быть произведены доплаты, предусмотренные законодательством, а также договорами о труде.
Таким образом, в данном случае условия труда, отличающиеся от нормальных, определены на законодательном уровне, то есть условия труда подразделяются на нормальные, за которые доплата законодательно не предусматривается, и отличающаяся от нормальных-за них предусматривается в случае службы истца ежемесячная надбавка.
При таких обстоятельствах, несение службы <ФИО>2 в условиях, выходящих за рамки нормальных, то есть ночное время, сверхурочное время, несение службы в праздничные дни, было установлено в рамках его смешанного режима рабочего времени согласно графикам дежурств (сменности) и как сотруднику таможенных органов компенсировалась данной ежемесячной надбавкой.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют, что нормативными правовыми актами не предусмотрена выплата сотрудникам таможенных органов денежной компенсации за исполнение должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также при несении службы в ночное время и праздничные дни.
Суд не может согласиться с доводами истца о применении при рассмотрении настоящего иска положений ст.ст.99,104,162 ТК РФ, которыми регламентированы порядок проведения сверхурочной работы, суммированный учет рабочего времени и оплату сверхурочной работы.
Наличие графика дежурств установлено контрактом о службе как ее условие, а поэтому ознакомление сотрудника таможни с графиком дежурств не может расцениваться как получение согласия на работу в определенное время, поскольку носит характер оповещения.
Оценив все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что требования истца являются необоснованными, удовлетворению не подлежат, основаны на ошибочном толковании норм права..
В соответствии с ч.1 ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении- в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно ч.3 ст.392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч.1 ст.392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом.
По смыслу норм трудового законодательства вопрос о пропуске указанного срока может разрешаться судом в случае, если до вынесения решения ответчиком об этом будет заявлено. При этом пропуск срока, установленного ст.392 ТК РФ, является основанием для отказа в удовлетворении иска, что предусмотрено, в том числе ч.6 ст.152 ГПК РФ, согласно которой в случае пропуска срока без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельства по делу.
В судебном заседании ответчик просил отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока для обращения в суд с указанным иском.
Истцом ставился вопрос о восстановлении срока на обращение в суд с иском, ссылаясь на представленные медицинские документы, однако истец ежемесячно получал заработную плату, ему было достоверно известно о составляющих частях заработной платы, поэтому он мог, по убеждению суда, и должен был знать о нарушении своего права в момент получения заработной платы, однако за защитой своего нарушенного права обратился в суд в нарушение сроков, предусмотренных ст.392 ТК РФ, доказательств, бесспорно подтверждающих уважительность причин пропуска указанного процессуального срока истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, пропуск установленного законом срока, также является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковый требования <ФИО>2 к Астраханской таможне о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
-оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через районный суд вынесший решение.
Судья Ф.А.Колбаева
Решение в окончательной форме вынесено <дата>.
Судья Ф.А.Колбаева