...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2022 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе: председательствующего судьи Перовских И.Н., при секретаре Спиндовской Л.С.
с участием представителя истца Мирошниковой Е.А.
представителя ответчика ФИО2
представителя третьего лица ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Оренбурга в интересах муниципального образования «городской округ «город Оренбург», неопределенного круга лиц к Администрации города Оренбурга о
возложении обязанности заключить концессионное соглашение пользования системой водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Оренбурга, действующий в интересах муниципального образования «городской округ «город Оренбург» обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что в деятельности администрации города Оренбурга установлены нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в ... году между Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга и ООО «Оренбург Водоканал» заключены договоры аренды муниципального нежилого фонда города Оренбурга со сроком действия до .... В состав переданного в аренду имущества включены объекты водоснабжения и водоотведения, земельные участки. Протяженность сетей водоснабжения г. Оренбурга составляет ... км разводящих, ... км магистральных, износ сетей – ... %.
... администрация г. Оренбурга, в лице заместителя главы города по вопросам ЖКХ и транспорта ФИО1 и ... ООО «Оренбург Водоканал», в лице генерального директора ФИО утвердили план мероприятий по трансформации договоров аренды систем водоснабжения и водоотведения МО «город Оренбург» в концессионные соглашения, с крайним сроком выполнения предусмотренных мероприятий - .... Вместе с тем, концессионное соглашение сторонами не заключено.
Таким образом, Администрацией г.Оренбурга требования федерального законодательства не исполняются, объекты муниципального имущественного комплекса муниципального образования «городской округ «город Оренбург» (объекты водоснабжения и водоотведения), по концессионному соглашению не переданы, конкурс на право заключения данного соглашения не проведен. В результате ненадлежащего исполнения ответчиком полномочий по распоряжению муниципальной собственностью, нарушаются жилищно-коммунальные права граждан, проживающих на территории МО г.Оренбурга.
Ввиду того, что требование закона о передаче системы водоснабжения и водоотведения на условиях концессионного соглашения обусловлено социальной значимостью, его нарушение влечет ущемление не только прав неопределенного круга лиц, но и интересов муниципального образования, поскольку в рамках концессионного соглашения объекты жилищно-коммунального хозяйства подлежат реконструкции силами и средствами концессионера.
Уточнив исковые требования, окончательно просил признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, выразившееся в неисполнении п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», непринятии мер по заключению концессионного соглашения пользования системой водоснабжения городского округа «город Оренбург». Обязать администрацию города Оренбурга в срок до ... передать по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, права владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения городского округа «город Оренбург», переданными на основании договоров аренды от ...N, от ...N от ...N, дополнительными соглашениями.
Протокольным определением суда к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ООО "Оренбург Водоканал", Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г.Оренбурга Мирошникова Е.А. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, указав, что заключение концессионного соглашения является правом администрации ... но не обязанностью. Между ООО «Оренбург Водоканал» и комитетом по управлению имуществом ... заключены договоры аренды муниципального жилого фонда сроком до ... в состав арендуемого имущества включены объекты водоснабжения и водоотведения, а также земельные участки. Тем самым, нарушений со стороны администрации ... не имеется.
Представитель третьего лица ООО «Оренбург Водоканал» - ФИО3, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Статьей 41.1 (ч.3) Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие после 5 декабря 2015 года, установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Судом установлено, что прокуратурой ... в деятельности администрации ... установлены нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях. ... первому заместителю главы ... по указанным основаниям внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое органом местного самоуправления отклонено.
В 2004 году между Комитетом по управлению имуществом ... и ООО «Оренбург Водоканал» заключены договоры аренды муниципального нежилого фонда ... со сроком действия до .... В состав переданного в аренду имущества включены объекты водоснабжения и водоотведения, земельные участки.
В соответствии с Постановлением администрации города Оренбурга от 08.05.2013 №977-п «Об определении гарантирующей организации и разработчика схемы водоснабжения и водоотведения» ООО «Оренбург Водоканал» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «город Оренбург».
На основании представленных комитетом по управлению имуществом ... договоров аренды, в том числе от ...N, от ...N, от ...N ООО «Оренбург Водоканал» переданы объекты водоснабжения и водоотведения ..., протяженностью сетей водоснабжения ... в ... км разводящих, ... км магистральных, износ сетей – ... %. Все договоры, в соответствии с которыми у ООО «Оренбург Водоканал» возникли права владения и пользования имуществом, которое может выступать объектом концессионного соглашения, заключены в установленном порядке и в срок до ....
По информации КУИ города Оренбурга с ... года проводится работа по трансформации договора аренды в концессионное соглашение. Указанные обстоятельства также подтверждены в ходе судебного заседания представителем ООО «Оренбург Водоканал».
Из иска следует, что ... администрация г. Оренбурга, в лице заместителя главы города по вопросам ЖКХ и транспорта ФИО4, и ... ООО «Оренбург Водоканал», в лице генерального директора ФИО5, утвердили план мероприятий по трансформации договоров аренды систем водоснабжения и водоотведения МО «город Оренбург» в концессионные соглашения, с крайним сроком выполнения предусмотренных мероприятий - ....
ООО «Оренбург Водоканал» в адрес администрации ..., а также Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства и транспорта ... направлено предложение о заключении концессионного соглашения путем создания карты мероприятий по трансформации договоров аренды объектов водоснабжения и водоотведения ... в Концессионное соглашение. Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу ч. 1.1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1, ч. 2 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 29, ч. 7 ст. 32 настоящего Федерального закона, частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды, при соблюдении одновременно следующих условий:
1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения;
2) договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до 1 июля 2010 года.
Пунктами 4, 5 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года № 406 (далее – Основы ценообразования), установлена система регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
По смыслу вышеприведённых норм материального права концессионное соглашение имеет своей целью обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, внесение стабильности в гражданско-правовые отношения, связанные с использованием имущества, выступающего предметом концессионного соглашения, с одной стороны, и правовой определенности в вопросе оплаты услуг, предоставляемых по концессионному соглашению, с другой.
Положения ст. 41.1 Закона о водоснабжении, которая содержит императивное предписание о порядке передаче прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения, вступили в силу с 1 января 2013 года.
Часть 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении возлагает на орган местного самоуправления обязанность передать принадлежащие ему права на объекты водоснабжения на территории городского округа только по концессионному соглашению.
По данным МБУ «Муниципальный диспетчерский центр» ..., в течение периода с ... по ... в системе водоснабжения и водоотведения зафиксировано 464 аварийных отключения холодного водоснабжения, в большинстве случаев связанных с утечками и повлекшими прекращение подачи холодной воды потребителям.
Из пояснений ООО «Оренбург Водоканал» следует, что из сложившихся долгосрочных отношений по аренде объектов водоснабжения и водоотведения (с 2003 года), принимая во внимание предоставление Обществом услуг водоснабжения и водоотведения соответствующего качества и надлежащее исполнение Обществом обязательств по заключенным договорам аренды, а также соответствие условиям заключения концессионного соглашения без проведения конкурса, указанным в ч. 1 ст. 51 ФЗ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Общество полагает возможным заключение концессионного соглашения исключительно в порядке трансформации действующих договоров аренды, заключенных между Обществом и Комитетом по управлению имуществом ....
Суд соглашается с доводами истца и третьего лица ООО «Оренбург Водоканал» поскольку законодательством установлена возможность передачи имущества, в том числе и объектов водоснабжения и водоотведения, по договору аренды без проведения торгов, если оно предоставляется в соответствии с антимонопольным законодательством РФ лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Ввиду того, что требование закона о передаче системы водоснабжения и водоотведения на условиях концессионного соглашения обусловлено социальной значимостью, его нарушение влечет ущемление не только прав неопределенного круга лиц, но и интересов муниципального образования, поскольку в рамках концессионного соглашения объекты жилищно-коммунального хозяйства подлежат реконструкции силами и средствами концессионера. Заключение договора аренды не способствует развитию переданных сетей.
Более того, поскольку ООО «Оренбург Водоканал» переданы значимые объекты водоснабжения и водоотведения, технологически связанные с находящимися в аренде у них объектами. Совместно с Комитетом по управлению имуществом ... завершены работы по передаче в аренду сформированных в результате проведения кадастровых работ, постановке на учет и регистрации права муниципальной собственности объектов водоснабжения и водоотведения, заключены соответствующие дополнительные соглашения к договорам аренды, а также в связи со ст. 51 ФЗ 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» обладает преимущественным правом заключения концессионного соглашения в отношении арендуемых объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения ... в порядке трансформации.
Таким образом, заключение концессионного соглашения не нарушает ни чьи права при его заключении, а соответственно исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах муниципального образования «городской округ «город Оренбург», неопределенного круга лиц к Администрации города Оренбурга о
возложении обязанности заключить концессионное соглашение пользования системой водоснабжения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, выразившееся в неисполнении п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», непринятии мер по заключению концессионного соглашения пользования системой водоснабжения городского округа «город Оренбург».
Обязать администрацию ... в срок до ... передать по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с требованиями законодательства российской Федерации о концессионных соглашениях, права владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения городского округа «...», переданными на основании договоров аренды от ...N, от ...N от ...N, дополнительными соглашениями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10 августа 2022 года.
Судья: Перовских И.Н.