Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2018 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Фадиной Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3229/18 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда», мотивировав свои требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году была награждена нагрудным знаком Федеральной таможенной службы России «Отличник таможенной службы».
В ДД.ММ.ГГГГ году за 10 лет безупречной службы была награждена медалью «За службу в таможенных органах» III степени.
В ДД.ММ.ГГГГ году за образцовое исполнение служебных обязанностей, высокий профессионализм в работе, значительный личный вклад в обеспечение защиты экономических интересов Российской Федерации награждена медалью «За усердие».
В ДД.ММ.ГГГГ году за 15 лет безупречной службы награждена медалью «За службу в таможенных органах» II степени.
Обратилась в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с просьбой о присвоении звания «Ветеран труда».
Комиссия Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вынесла решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда».
Полагая данный отказ незаконным, истец, просит признать незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об отказе учесть награждение нагрудным знаком Федеральной таможенной службы России «Отличник таможенной службы», медалями «За усердие», «За службу в таможенных органах» II и III степени как ведомственными знаками отличия в труде, обязать присвоить звание «Ветеран труда».
Истец ФИО1, представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, исследовав письменные материалы дела, пришёл к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Истец ФИО1 приказом Федеральной таможенной службы России ДД.ММ.ГГГГ года награждена знаком «Отличник таможенной службы (удостоверение), ДД.ММ.ГГГГ года приказом Федеральной таможенной службы России ДД.ММ.ГГГГ награждена медалью «За службу в таможенных органах» III степени, приказом Федеральной таможенной службы России от ДД.ММ.ГГГГ награждена медалью «За усердие» (удостоверение ДД.ММ.ГГГГ), приказом Федеральной таможенной службы России от ДД.ММ.ГГГГ года награждена медалью «За службу в таможенных органах» II степени (удостоверение).
Общий трудовой стаж ФИО1 составляет более ДД.ММ.ГГГГ лет, что подтверждается справкой №, трудовой книжкой №
Истец обратилась в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» отказано, поскольку истец не награждена ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), так же в разделе IV Перечня наград, которым установлены ведомственные знаки отличия в труде, являющиеся основаниями для присвоения звания «Ветеран труда», отсутствуют медали «За службу в таможенных органах» 2, 3 степеней, медаль Федеральной таможенной службы России «За усердие», знак «Отличник таможенной службы», что подтверждается ответом ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, или награжденные ведомственными знаками отлития в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет мужчин и 35 лет для женщин.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 01 октября 2004 года №97 «Об утверждении положений о наградах и Почётной грамоте Федеральной таможенной службы, и положений о нагрудных знаках и медалях Федеральной таможенной службы России» утверждены положения: о наградах Федеральной таможенной службы; о Почётной грамоте Федеральной таможенной службы; о нагрудных знаках и медалях Федеральной таможенной службы России.
К наградам Федеральной таможенной службы России относятся почётные звания, медали, нагрудные знаки, учреждаемые Федеральной таможенной службой России в соответствии с пунктом 9.9. Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 года №429.
В данный перечень включены медали «За службу в таможенных органах» II, III степени, нагрудный знак Федеральной таможенной службы России «Отличник таможенной службы», медаль «За усердие».
Таким образом, Федеральная таможенная служба России применила в отношении истца меры поощрения и наградила ФИО1 ведомственными знаками отличия в труде, что является основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда».
Ответчик в обоснование своего решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО1, ссылается на ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», согласно которого «Ветеранами труда» являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В силу положений ч.3 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Таким образом, анализируя представленные материалы дела, суд полагает, что решение ответчика об отказе истцу в присвоении звания «Ветеран труда» основано на неправильном применении ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», так как по состоянию на 30 июня 2016 года истец имела страховой стаж более 25 лет, награждена ведомственной наградой за отличие в труде в установленном порядке, то есть на момент обращения с заявлением к ответчику, за нею сохранилось право на присвоение звания «Ветеран труда», исходя из вышеуказанного, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
Правовой смысл пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными наградами за отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
В соответствии с п.4 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» переданы субъектам Российской Федерации.
Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдачи удостоверений утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».
В п.1 данного Постановления установлено, что Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда».
Ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ не представлено суду доказательств законности принятого им решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» истцу.
В связи с изложенными обстоятельствами, заявленные требования истца о присвоении звания «Ветеран труда» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные истцом по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об отказе учесть награждение ФИО1 нагрудным знаком Федеральной таможенной службы России «Отличник таможенной службы», медалью «За усердие», медалью «За службу в таможенных органах» II степени, медалью «За службу в таможенных органах» III степени, как награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 06 августа 2018 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.В. Воронцов