Дело № 2-322\2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Гайны 6 ноября 2014 года
Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Гирева М. А.,
при секретаре Колеговой Т. В.,
с участием прокурора Гайнского района Деревянко М. Л.,
представителя Верхнестарицкого сельского поселения ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Гайны гражданское дело по заявлению прокурора Гайнского района о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
Прокурор Гайнского района обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части нормативного правового акта - Устава Верхнестарицкого сельского поселения. В обоснование своих требований указали, что прокуратурой Гайнского района, в связи с внесением изменений в законодательство, проведена сверка Устава Верхнестарицкого сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Верхнестарицкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №6, на предмет соответствия действующему законодательству РФ. Данный Устав зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста России по Пермскому краю за №RU 815013022006001. После государственной регистрации Устав обнародован. В Устав вносилось ряд изменений. Устав размещен на официальном сайте администрации Гайнского муниципального района.
В ходе изучения Устава установлено, что значительная часть его норм вошла в противоречие законодательству, в связи с внесением изменений в законодательство. По результатам изучения, 5.06.2013 года, на основании ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ», на противоречащие законодательству нормы Устава был принесен протест. Протест рассмотрен. Принято решение от 12.07.2013 года №7, в соответствии с которым главе поселения рекомендовано создать рабочую группу по подготовке изменений в Устав. Подготовлен проект Устава в новой редакции. Вместе с тем, данный протест в установленном законом порядке не принят и не зарегистрирован.
Федеральными законами были внесены ряд изменений в ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Данные изменения вступили в законную силу, в связи с чем, нормы Устава подлежат приведению в соответствие действующему законодательству.
В частности, претерпели изменения вопросы местного значения сельского поселения, а также иные нормы, в том числе:
1) п. 1 ч.1 ст. 6 Устава, предусматривающий, что к вопросу местного значения поселения относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, противоречит п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым к вопросу местного значения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
2) п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава, предусматривающий, что к вопросу местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, противоречит п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
3) п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава противоречит п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
4) п. 6 ч. 1 ст. 6 Устава противоречит п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
5) п. 13 ч. 1 ст. 6 Устава противоречит п. 13 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
6) ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ дополнена п. 13.1 «создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении».
Данный вопрос местного значения Уставом не определен.
Таким образом, ч. 1 ст. 6 Устава следует дополнить указанным вопросом местного значения.
7) п. 14 ч. 1 ст. 6 Устава противоречит п. 14 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
8) п. 15 ч. 1 ст. 6 Устава противоречит п. 15 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
9) п. 19 ч. 1 ст. 6 Устава противоречит п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
10) п. 20 ч. 1 ст. 6 Устава противоречит п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым к вопросу местного значения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными Федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
11) п. 21 ч. 1 ст. 6 Устава, предусматривающий, что к вопросу местного значения поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и нумерации домов противоречит п. 21 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
12) п. 27 ч. 1 ст. 6 Устава противоречит п. 27 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым к вопросу местного значения относится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
13) п. 32 ч. 1 ст. 6 Устава противоречит п. 31 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым к вопросу местного значения относится осуществление муниципального лесного контроля.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
14) п. 33 ч. 1 ст. 6 Устава, предусматривающий вопрос местного значения по созданию условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка, противоречит п. 33 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым к вопросу местного значения относится оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
15) ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ дополнена: - п. 7.2 «создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов РФ, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов»; - п. 35 «осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей»; - п. 36 «осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны»; - п. 37 «обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом»; - п. 38 «осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения».
Указанные положения в Уставе не закреплены, в связи с чем, часть 1 статьи 6 Устава следует дополнить указанными нормами.
16) п. 5 ч. 1 ст. 14.1 ФЗ №131-ФЗ признан утратившим силу, в связи с чем, п. 5 ч. 1 ст. 6.1 Устава также подлежит признанию утратившим силу.
17) ч. 1 ст. 14.1 ФЗ №131-ФЗ дополнена: - п. 8 «участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения»; - п. 10 «оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; - п. 11 «оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с ФЗ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Указанные положения в Уставе не закреплены, в связи с чем, ч. 1 ст. 6.1 Устава следует дополнить указанными нормами.
18) ч. 2 ст. 6.1 Устава противоречит ч. 2 ст. 14.1 ФЗ №131-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
19) п. 3 ч. 1 ст. 7 Устава противоречит п. 3 ст. 1 ст. 17 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым, органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
20) п. 4 ч. 1 ст. 7 Устава противоречит п. 4 ч. 1 ст. 17 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым органы местного самоуправления обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
21) пунктом 4.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ №131-ФЗ предусмотрено полномочие по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
Данные полномочия в Уставе не закреплены, в связи с чем, ч. 1 ст. 7 Устава следует дополнить данной нормой.
22) ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ дополнена: - п. 4.2 «полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными ФЗ «О теплоснабжении»; - п. 4.3 «полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; - п. 8.1 «организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений»; - п. 8.2 «утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Таким образом ч. 1 ст. 7 Устава следует дополнить указанными нормами.
23) п. 7 ч. 1 ст. 7 Устава противоречит п. 7 ч. 1 ст. 17 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым органы местного самоуправления обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждению проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведению до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
24) ФЗ №131-ФЗ дополнен ст. 17.1 следующего содержания: - «1. Органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. 2. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Таким образом, Устав следует дополнить статьей, предусматривающей полномочия по осуществлению муниципального контроля.
Проверкой установлено, что Уставом не предусмотрен порядок определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий.
Таким образом, Устав противоречит требованиям ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части отсутствия указанных положений. Такие нормы должны быть предусмотрены в Уставе.
25) ч. 6 ст. 10 Устава, определяющей количественный состав инициативы граждан о проведении референдума в 5% от числа участников референдума, противоречит требованиям ч. 1 ст. 31 Закона Пермского края от 14.08.2007 года №86-ПК «О местном референдуме в Пермском крае», согласно которой условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 статьи 15 настоящего Закона, является сбор подписей в поддержку данной инициативы в количестве 4 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения местного референдума в соответствии с федеральным законом, но не может быть менее 25 подписей.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
26) ст. 11 определены нормы в сфере муниципальных выборов. При этом вид избирательной системы, который применяется в Верхнестарицком сельском поселении, Уставом не определен.
Виды возможных избирательных систем предусмотрены ст. 13 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов Муниципальных образований в Пермском крае» от 09.11.2009 года №525-ПК.
Данной нормой также установлено, что вид избирательной системы устанавливается уставом муниципального образования.
Таким образом, в ст. 11 Устава следует внести изменения путем определения избирательной системы.
27) ФЗ от 30.11.2011 года №316-ФЗ в п. 3 ч. 3 ст. 28 ФЗ №131-ФЗ, касающейся публичных слушаний, были внесены изменения, в частности, после слов «проекты межевания территорий», норма дополнена словами «проекты правил благоустройства территорий».
Соответствующие изменения следует внести в п. 3 ч. 4 ст. 16 Устава, поскольку такие изменения в Устав до настоящего времени не внесены.
28) п. 7 ч. 1 ст. 31 Устава предусматривает не все основания для досрочного прекращения полномочий депутата Совета депутатов, которые установлены п. 7 ч. 10 ст. 40 ФЗ №131-ФЗ, в связи с чем, противоречит данной норме закона.
Кроме указанного в данной норме Устава основания, закон предусматривает и такие основания как: - прекращение гражданства РФ; - приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения путем дополнения.
29) п. 6 ч. 1 ст. 35 Устава предусмотрено, что полномочия главы поселения прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения свободы и (или) ограничения по замещению им соответствующей должности.
Данная норма Устава противоречит п. 6 ч. 6 ст. 36 ФЗ №131-ФЗ, поскольку основанием для досрочного прекращения полномочий достаточно вступления в отношении главы в законную силу обвинительного приговора суда, в независимости от назначенного наказания.
Таким образом, слова «, предусматривающего наказание в виде лишения свободы и (или) ограничения по замещению им соответствующей должности» следует исключить из п. 6 ч. 1 ст. 35 Устава.
30) п. 8 ч. 1 ст. 35 Устава предусматривает не все основания для досрочного прекращения полномочий главы поселения, которые установлены п. 8 ч. 6 ст. 36 ФЗ №131-ФЗ в связи с чем, противоречит данной норме закона.
Кроме указанного в данной норме Устава основания, закон предусматривает и такое основание как: - приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения путем дополнения.
31) Кроме того, статьей 35 Устава не предусмотрены основания для досрочного прекращения полномочий, предусмотренные ч. 6 ст. 36 ФЗ №131-ФЗ, а именно в случае:
- преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3,4-7 статьи 13 настоящего ФЗ, а также в случае упразднения муниципального образования (п. 12); - утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом (п. 13); - увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом (п. 14).
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения путем дополнения.
32) ч. 2 ст. 44 Устава предусмотрено, что глава поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов, издает постановления по вопросам местного значения, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации поселения.
Данная норма противоречит нормам ФЗ №131-ФЗ.
Из содержания норм закона следует, что по вопросам местного значения поселения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут быть изданы постановления администрации поселения, но не постановления главы поселения, а по вопросам организации работы местной администрации – распоряжения администрации поселения, но не распоряжения главы поселения.
Таким образом, в указанную норму Устава следует внести изменения.
33) ст. 36 ФЗ №131-ФЗ дополнена частью 4.1 следующего содержания: «Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены ФЗ от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами».
В связи с внесением указанных изменений, ст. 33 Устава вошла в противоречие указанной норме федерального закона. Таким образом, указанную норму Устава следует дополнить.
34) В ст. 50 ФЗ №131-ФЗ внесены ряд изменений, которые также следует внести в ст. 51 Устава.
35) ФЗ от 30.11.2011 №361-ФЗ в п. 6 ч. 10 ст. 35 ФЗ №131-ФЗ, которым предусмотрен один из вопросов исключительной компетенции представительного органа, были внесены изменения. Данный пункт дополнен словами «выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
Соответствующие изменения необходимо внести в п. 6 ч. 1 ст. 23 Устава.
36) Также в ФЗ №131-ФЗ были внесены изменения ФЗ от 21.11.2011 года №329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Данные изменения вступили в силу 3.12.2011 года.
37) К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Таким образом, Устав следует дополнить статьей, предусматривающей полномочия по осуществлению муниципального контроля.
Изучение показало, что Уставом не предусмотрен порядок определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий.
Таким образом, Устав противоречит требованиям ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части отсутствия указанных положений. Такие нормы должны быть предусмотрены в Уставе.
38) Кроме того, в нарушение требований ч. 3 ст. 10 ФЗ от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», Уставом не определен орган местного самоуправления, уполномоченный на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В целях исполнения требований указанной нормы закона, в Уставе следует определить орган местного самоуправления, уполномоченный на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Просят: признать противоречащими закону и недействующими пункты 1, 4, 5, 6, 13, 14, 15, 19, 20, 21, 27, 32, 33 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 6.1, пункты 3, 4, 7 ч. 1 ст. 7, ч. 6 ст. 10, ст. 11, ч. 1 ст. 14.1, п. 3 ч. 4 ст. 16, п. 6 ч. 1 ст. 23, ст. 29, п. 7 ч.1 ст. 31, ст. 33, п. 6 ч. 1 ст. 35, п. 8 ч. 1 ст. 35, ст.35, ч. 2 ст. 44, ст. 51 Устава Верхнестарицкого сельского поселения; признать противоречащим требованиям ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Устав Верхнестарицкого сельского поселения, в части отсутствия в Уставе порядка определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установления их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определения перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий; признать противоречащим требованиям ФЗ от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» Устав Верхнестарицкого сельского поселения в части отсутствия в Уставе нормы, определяющей орган местного самоуправления, уполномоченный на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В судебном заседании прокурор Гайнского муниципального района на заявленных требованиях настаивает, привел изложенные в иске доводы.
Представитель администрации Верхнестарицкого сельского поселения ФИО3 в судебном заседании с требованиями прокурора Гайнского района согласна в полном объеме, признает данные требования. Указала, что в проект Устава поселения уже внесены изменения, но не закреплены официально, так как глава поселения ФИО4 заболел, снял свои полномочия главы и производятся процедуры. Связанные с выборами нового главы поселения.
Представитель Совета депутатов Верхнестарицкого сельского поселения в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания. Сведений об уважительности не явки в суд или ходатайств об отложении судебного заседания заявлено не было.
Выслушав прокурора Гайнского района, главу администрации Верхнестарицкого сельского поселения, представителя Совета депутатов Верхнестарицкого сельского поселения, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 43 ФЗ №131-ФЗ, устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года №294-ФЗ, определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с Уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Согласно ч. 2 ст. 37 ФЗ №131-ФЗ, главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В силу ч. 6 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В силу ч. 4 ст. 7 ФЗ №131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гайнского района, в связи с внесением изменений в законодательство, проведена сверка Устава Верхнестарицкого сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Верхнестарицкого сельского поселения от 15.12.2005 года №6, на предмет соответствия действующему законодательству РФ. Данный Устав зарегистрирован 13.01.2006 года Управлением Минюста России по Пермскому краю за №RU 815013022006001. После государственной регистрации Устав обнародован. В Устав вносилось ряд изменений. Устав размещен на официальном сайте администрации Гайнского муниципального района.
В ходе изучения Устава установлено, что значительная часть его норм вошла в противоречие законодательству, в связи с внесением изменений в законодательство. По результатам изучения, 5.06.2013 года, на основании ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ», на противоречащие законодательству нормы Устава был принесен протест. Протест рассмотрен. Принято решение от 12.07.2013 года №7, в соответствии с которым главе поселения рекомендовано создать рабочую группу по подготовке изменений в Устав. Подготовлен проект Устава в новой редакции. Вместе с тем, данный протест в установленном законом порядке не принят и не зарегистрирован.
Таким образом, федеральными законами были внесены ряд изменений в ФЗ от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Данные изменения вступили в законную силу. В связи с чем, нормы Устава подлежат приведению в соответствие действующему законодательству.
Руководствуясь ст.ст.194-198,256 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора Гайнского района удовлетворить.
Признать противоречащими закону и недействующими пункты 1, 4, 5, 6, 13, 14, 15, 19, 20, 21, 27, 32, 33 части 1 статьи 6, ч. 2 ст. 6.1, пункты 3, 4, 7 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 7, ч. 6 ст. 10, ст. 11, ч. 1 ст. 14.1, п. 3 ч. 4 ст. 16, п. 6 ч. 1 ст. 23, ст. 29, п. 7 ч. 1 ст. 31, ст. 33, п. 6 ч. 1 ст. 35, п. 8 ч. 1 ст. 35, ст. 35, ч. 2 ст. 44, ст. 51 Устава Верхнестарицкого сельского поселения; признать противоречащим требованиям Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Устав Верхнестарицкого сельского поселения, в части отсутствия в Уставе порядка определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установления их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определения перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий; признать противоречащим требованиям Федерального закона от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Устав Верхнестарицкого сельского поселения в части отсутствия в Уставе нормы, определяющей орган местного самоуправления, уполномоченный на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: М. А. Гирев
Копия верна: М. А. Гирев