ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-322/18 от 17.09.2018 Вурнарского районного суда (Чувашская Республика)

№ 2-322/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2018 года пгт. Вурнары Чувашской Республики

Вурнарский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе:

председательствующего судьи Кушниковой Н.Г.,

при секретарях Мироновой О.Н. и Канькиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» с учетом уточнения иска обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58674 рублей 60 копеек, пени по задолженности за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5643 рублей 68 копеек.

Истец также просит взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 2129 рублей 55 копеек.

В обоснование исковых требований Муниципальное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» указало, что ФИО1 является собственником нежилого помещения общей площадью 80,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Многоквартирный жилой дом подключен к системе централизованного отопления и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии СТУ-1. Начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам указанного дома производилось согласно требованиям пункта 42.1 Правил №354, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, по формуле 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. Согласно паспорта теплосчетчика СТУ - 1 первичная поверка теплосчетчика произведена 11.02.2013 г. (п. 7). Межпроверочный интервал - 4 года (п.1). В соответствии с п.п. «е» п. 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года №1034, узел учета считается вышедшим из строя в случае истечение срока поверки любого из приборов (датчиков). Учитывая, что срок поверки общедомового прибора учета тепловой энергии истек ДД.ММ.ГГГГ размер платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД по <адрес> определен согласно пункта 59 п.п. «а» Правил №354 исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за предыдущий отопительный период 2015-2016 год по показаниям общедомового прибора учета. Нежилое помещение в <адрес> имеет индивидуальный квартирный источник тепловой энергии. В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственники помещения в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность собственика жилого помещения нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома основана на законе (статьи 36, 37, 39 и 154 ЖК РФ). Абзацем вторым пункта 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Ч. 15 ст. 14 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно - правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении. Руководствуясь нормами ЖК РФ и Правилами №354, нежилому помещению в <адрес> начислена плата за коммунальную услугу по отоплению с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Правил №354. В связи с систематическим неисполнение ответчиком данной обязанности за ответчиком образовалась задолженность по оплате за коммунальные услуги (отопление) в размере 58674 руб. 60 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и ответчику начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 5643 руб. 68 коп.

Представитель истца Муниципальное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» ФИО2 исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Суду пояснила, что вышеуказанная задолженность к настоящему времени ответчиком не погашена.

Представитель истца ФИО3 в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что плата за отопление начисляется в соответствии и с требованиями Постановления РФ , которое является обязательным при начислении платы за отопление всем собственникам жилых и нежилых помещений независимо от того, установлен ли у них индивидуальный прибор для учета отопления, в виду того, что этот многоквартирный дом присоединен к централизованной системе теплоснабжения. Спорный дом оборудован общедомовым прибором учета, начисление проводилась в соответствии с формулой Правил , объем потребления тепловой энергии всего дома распределяли в соответствии с занимаемой площади. С февраля 2017 года в связи с истечением срока поверки общедомового прибора учета начисление в течении двух месяцев проводилась по среднемесячному потреблению тепловой энергии, предоставленный за предыдущий отопительный период, далее, с третьего месяца начисление проводится, исходя из утвержденного Постановлением Кабинета Министров ЧР норматива потребления коммунальных услуг.

Ответчик ФИО1 на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В деле от него имеется возражение на исковое заявление, в котором указано, что истец является ресурсоснабжающей организацией в г. Канаш, с которым он в договорных отношениях не состоит. Он является собственником спорного нежилого помещения, где находится организация ООО «Канашская студия телевидения», в которой он является единственным собственником и учредителем. Перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется согласно п. 8, п. 9 ст. 23 ЖК РФ. Он напрямую заключил договоры со всеми энергоснабжающими организациями, с которыми расплачивается своевременно и долгов не имеет. Следовательно, истец, не оказывающий коммунальные услуги (отопление), не может предъявить ему требования об оплате услуг, ссылаясь на ст. 153 ЖК РФ. Исходя из дословного содержания ч.15 ст. 14 ФЗ-190 «О теплоснабжении» переход на поквартирное отопление в домах с коллективной (центральной) системой отопления запрещен не полностью, а только с использованием некоторых квартирных источников тепловой энергии, каких именно определено Постановлением Правительства РФ №307 от 16 апреля 2012 года. В п. 44 указанного Постановления указано, что перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающий прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа. Таким образом, считает, что действующее законодательство не запрещает переход на индивидуальное отопление с использованием современных отопительный котлов, отвечающих указанным требованиям. Указывает, что истец в своем исковом заявлении ссылается, что «Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения». Согласно проектной документации на «Индивидуальное отопление нежилых помещений № по адресу: <адрес>» в графической части отражено, что водяное отопление запроектировано от настенного газового котла GAZLUXStandart В-24-С1 для отопления и горячего водоснабжения (лист 1). Согласно плана системы отопления (лист 2) принятая однотрубная с нижней разводкой с искусственной циркуляцией по замкнутому контору. Трубопроводы систем отопления предусмотрены из полипропиленовых труб ПП диаметром 25 мм. В качестве нагревательных приборов приняты биметаллические радиаторы Global. Для удаления воздуха из радиаторов в его конструкции предусмотрены встроенные клапаны. Для сохранения теплового баланса трубопроводы многоквартирного дома теплоснабжения (стояки проходящие через данное помещение с подвала на второй этаж подачи тепла и обработки) изолированы утеплителем по отдельности каждая и дополнительно обмотана фольгаизолом две трубы вместе, которые не дают теплоотдачи и сохраняют тепловой баланс. Ссылку истца на нарушение гидравлического режима во внутридомовой системе теплоснабжения считает абсурдной. Просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО4 на судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании исковые требования не признал, считая их необоснованными, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, где указано, что истец является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирные дома г. Канаш по договору с управляющей компанией МУП «Чистый город». При этом по договору с этой же компанией истец получил полномочия осуществлять расчеты за тепловую энергию непосредственно с потребителями. Истец в своем иске указывает, что ответчиком не оспаривается, что квартира ответчика в соответствии с действующим законодательством РФ переведена на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии. Согласно представленным документам администрация г. Канаш ЧР согласовала перепланировку и перевод квартиры ответчика из жилого в нежилое помещение, а также переход нежилого помещения на индивидуальное отопление. В двух расположенных по соседству нежилых помещениях ответчика произведен демонтаж внутриквартирных приборов централизованного отопления с сохранением общего имущества - внутриквартирных стояков отопления. 19 августа 2011 года администрацией г. Канаш ЧР вынесено постановление об утверждении Акта приемочной комиссии от 18 августа 2011 года. В соответствии с указанным Актом нежилое помещение <адрес> принято в эксплуатацию с площадью 44,9 кв.м., и состоящим из коридора, нежилых комнат, подсобного помещения, туалета и котельной, тем самым, нежилое помещение ответчика на законных основаниях переведено на индивидуальное отопление. Доводы искового заявления о том, что ответчик не отказывался от предоставления ему коммунальной услуги по отоплению, а истец продолжал ее оказывать, не соответствуют действительности. С августа 2011 года технической возможности для оказания этой услуги у истца не имеется. Истец не состоит с ответчиком в договорных отношениях. Как следует из искового заявления требование о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг основанного на нормах ст.ст. 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ о том, что ответчик обязан содержать не только принадлежащее ему жилое помещение, но и общее имущество в многоквартирном жилом доме. Следовательно, не опровергая доводы ответчика о несении расходов по отоплению принадлежащего ему жилого помещения, истец просит оплатить коммунальные услуги по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома - отоплению мест общего пользования. Обосновывая размер платежей, истец ссылается на то, что законодательством не предусмотрена методика расчета платы отдельно за отопление жилого помещения и мест общего пользования. Поэтому расчет взыскиваемой суммы включает плату, как за отопление жилого помещения ответчика, так и за отопление мест общего пользования в жилом доме. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Закон предусматривает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, в котором управление осуществляется управляющей организацией, вносить плату за коммунальные услуги только этой организации. Истец, не оказывающий коммунальные услуги ответчику, не может предъявить к нему напрямую требование об оплате этих услуг, основывая это требование договором, заключенным с третьим лицом - МУП «Чистый город», так как ответчик в этом договоре не участвует и никаких обязательств по нему не несет. Действующим законодательством РФ не предусмотрена оплата услуг, которые не оказаны, кроме случаев, когда услуги не оказаны по вине Заказчика (ст. 781 ГК РФ). Ответчик не является «Потребителем» услуги по отоплению. Поэтому исковые требования в той части, в которой они касаются взыскания платы за отопление нежилого помещения ответчика, не основаны на законе. Удовлетворение требований в этой части приводит к неосновательному обогащению истца, так как истец в этом случае получит оплату за тот объем тепловой энергии, который он не вырабатывал и в жилой дом не поставлял. Соответственно, истцу будут возмещаться расходы, которые он не нес. Истцом также не представлено доказательств несения расходов на содержание мест общего пользования. В силу п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, несет управляющая организация. Ответчик не имеет задолженности перед управляющей организацией за содержание жилого помещения. Следовательно, доводы искового заявления о том, что ответчик не исполняет свои обязанности по содержанию (отоплению) мест общего пользования, не соответствуют действительности, опровергаются материалами дела, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Дополнительно суду пояснил, что радиаторы отопления запитаны от их источника тепла, а не от источника тепла, который подает истец. Истец несет минимальные теплопотери, так как у него проходит стояк через помещение ответчика, которые заизолированы теплоизолирующими материалами, тем не менее, мизерная доля потери есть, но это никак нельзя назвать отоплением. Кроме подъездов, мест общего пользования, которые отапливаются, в этом доме нет. У ответчика квартиры расположены таким образом, что соприкасается со стенами подъезда с трех сторон, и этот подъезд он отапливает через стену, потому что ответчик включает раньше тепло. Поэтому ответчик несет расходы и на отопление собственного помещения и подъезда, так как теплопотери в ту сторону имеются. Подъезд, как место общего пользования, не оборудован радиаторами тепла на каждом этаже, соответственно, он не отапливается специально, он отапливается за счет того, что имеются теплопотери через двери, через стены. Поэтому в целом дом потребляет больше, чем сумма квартир, но эти теплопотери ответчик тоже несет. Таким образом, считают, что правовых оснований для взыскания с ответчика стоимости услуги по отоплению по формуле №3 не имеется. Иной методики расчета не имеется, но это не должно приводить к тому, что за счет лиц, которые имеют индивидуальные источники тепла, происходило обогащение РСО,

Представитель третьего лица администрации г. Канаш Чувашской Республики на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без участия представителя администрации города Канаш Чувашской Республики. И.о. главы администрации города Димитриева В.В. в своем отзыве указала, что управление многоквартирным домом по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется Муниципальным унитарным предприятием «Чистый город» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» (далее - МУП «Чистый город» МО «<адрес> Республики»). МУП «Чистый город» МО «г.Канаш Чувашской Республики» является управляющей организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Уставом от ДД.ММ.ГГГГ, основной вид деятельности которой является управление эксплуатацией жилого фонда. Согласно главе 2 Устава МУП «Чистый город» МО «г. Канаш ЧР» осуществляет предоставление услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, которые пользуются помещениями в этом доме на законных основаниях. МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) в многоквартирные дома г. Канаш в соответствии с договором, заключенным с МУП «Чистый город» МО «г.Канаш Чувашской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ. В многоквартирный <адрес>, МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» осуществляет поставку тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ. Тепловая энергия в указанный многоквартирный дом поставляется по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения МП. «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР». За отпущенную тепловую энергию МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» осуществляет прямые расчеты непосредственно с собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений многоквартирных домов. МУП «Чистый город» МО «г. Канаш ЧР» собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений многоквартирного <адрес> расчет платы за отопление не производит. Многоквартирный жилой <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах установлен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно второму абзацу пункту 40 Правил № 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Пунктом 42.1 Правил № 354 определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещении в многоквартирном доме на основании формулы 2, 3, 3.1 приложения № 2 к настоящим Правилам (в зависимости от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета тепловой энергии). Согласно пункту 54 Правил № 354, самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению допускается при отсутствии централизованного теплоснабжения. Пунктами 42(1) и 43 Правил № 354 установлен единый порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии или отсутствии коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, не предполагающий особых условий оплаты коммунальной услуги по отоплению при использовании индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Таким образом, установка ФИО1 газового котла для отопления нежилого помещения <адрес>, не является основанием для не начисления платы за отопление занимаемого им нежилого помещения, так как Правилами № 354 не предусмотрен механизм расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в многоквартирном доме, отдельные помещения которых отключены от центральной системы отопления. Вопрос об удовлетворении заявленных требований Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» Муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг оставляет на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.3 ст. 30 ЖК РФ собственник помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Из материалов дела следует, что собственником помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: Чувашская Республика, -<адрес>, является ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРП на объект недвижимости от 16 марта 2018 года (л.д.18, 76). Указанное обстоятельство сторонами оспаривается.

В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

По общему правилу оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за тепловую энергию.

Многоквартирный жилой <адрес> подключен к системе централизованного отопления, указанные обстоятельства сторонами не оспаривается.

С технической точки зрения отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих изменений в технический паспорт; отключение квартир в многоквартирном доме от системы отопления изменяет общедомовую систему инженерного отопления.

В соответствии с частью 1 статьи 25 ЖК РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения, порядок проведения которого регулируется как главой 4 Жилищного кодекса РФ, так и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления.

В силу части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Между тем, доказательств, подтверждающих получение ответчиком разрешения органа местного самоуправления на переход занимаемого спорного помещения на индивидуальный источник теплоснабжения, не имеется.

Само по себе получение ответчиком ФИО1 от органа местного самоуправления разрешение на перевод жилого помещения на нежилое помещение не дает оснований считать, что им получено разрешение органа местного самоуправления на переход занимаемого нежилого помещения на индивидуальный источник теплоснабжения.

В соответствии пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В п. 1 ст. 247 ГК РФ установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относится, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Подпунктом "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) определено, что в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Пунктом 6 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Положениями ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления приведет к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и изменению общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме. При этом данное согласие должно быть получено в установленной п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ в форме - на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о реконструкции многоквартирного дома.

Между тем, как следует из материалов дела, такое согласие всех собственников многоквартирного дома получено не было.

Сам факт перевода жилого помещения на нежилое помещение, перепланировка и переустройство помещения под офис в многоквартирном доме на основании решения органа местного самоуправления с выполнением работ по демонтажу приборов отопления, присоединенных к централизованной системе отопления, не может свидетельствовать о прекращении теплопотребления и не изменяет нормативно введенный порядок предоставления коммунальной услуги и расчета оплаты за данную услугу, соответствующий Правилам N 307, и Правилам N 354, не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиком не потреблялась, поскольку энергия передавалась в многоквартирный дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом, в связи с чем, не освобождает ответчика, в силу положений статей 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расходов тепловой энергии на общедомовые нужды и не влечет для них такие правовые последствия как отключение квартиры (помещения) от централизованного отопления и прекращение договора центрального теплоснабжения с момента устройства в помещении автономного отопления, в том числе и при наличии отдельной котельной в спорном помещении.

В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

В подпункте «е» пункта 4 Правил указано, что отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения №1 к настоящим Правилам.

Абзацем вторым пункта 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Пунктом 42 (1) названных Правил определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом ( нежилом) помещении в многоквартирном доме на основании формул 2, 3 и 3.1 приложения №2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.

В приложении №2 Правил №307 установлен порядок расчета ежемесячного размера платы за услуги отопления, из которого следует, что плата за услуги по отоплению в многоквартирном доме начисляется всем потребителям в одинаковом порядке, а размер начисленной за один расчетный период платы различным потребителям зависит только от общей площади занимаемых ими помещений.

Указанными Правилами не предусмотрен механизм расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, отдельные помещения которых отключены от централизованной системы отопления.

Таким образом, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за услуги по отоплению определяется в едином порядке.

Частью 15 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды. Поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.

В соответствии с положениями статьи 154 ЖК РФ за содержание общего имущества дома вносят как собственники, так и наниматели жилых помещений.

В связи с этим освобождение собственника жилого помещения от платежей за услугу отопления будет противоречить жилищному законодательству, поскольку перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на иных.

Довод ответчика о том, что принадлежащее им помещение отключено от системы централизованного отопления с оформлением необходимых документов, не может быть признан обоснованным, поскольку собственники квартир (помещений) в многоквартирном доме, в силу приведенных выше положений закона, обязаны нести расходы по теплоснабжению, в том числе расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Право потребителей на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализован посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за коммунальные услуги товариществу или кооперативу.

Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и статьей 171 ЖК РФ.

В силу ч.ч. 6.2, 7.1 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям,

ДД.ММ.ГГГГ между МП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г.Канаш Чувашской Республики» и МУП «Чистый город» муниципального образования «г.Канаш Чувашской Республики» заключен договор на отпуск тепловой энергии, в соответствии с условиями которого МП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г.Канаш Чувашской Республики», именуемое в дальнейшем как РСО, обязуется подавать потребителю (МУП «Чистый город» МО «г.Канаш Чувашской Республики») через присоединенную сеть тепловую энергию, а потребитель обязуется принять и оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии в многоквартирных домах, согласно Приложению к договору на отпуск тепловой энергии ( Том 2, л.д.11-16).

Дополнительным соглашением к указанному договору от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что за отпущенную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) РСО осуществляет прямые расчеты непосредственно с населением (Том 2 л.д.18).

Внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Таким образом, в данном случае ресурсоснабжающая организация в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация. Поэтому она вправе начислять плату за предоставление коммунальные услуги, выставлять собственникам (пользователем) помещений в многоквартирных домах платежные документы на оплату коммунальных услуг.

Доводы ФИО1 о том, что ресурсоснабжающая организация услуги по теплоснабжению ему не оказывал, договорных отношений с МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» у него не имеется, являются несостоятельными, поскольку система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Представленные в подтверждение факта несения ответчиком расходов договоры: поставки газа, на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обслуживание газового оборудования и газопроводов коммунально - бытовых, промышленных, сельскохозяйственных предприятий и общественных зданий, на отпуск и потреблений питьевой воды, холодного водоснабжения, на сброс и прием сточных вод, энергоснабжения, платежные поручения за горючий газ, накладные на отпуск газа (л.д.96-187), свидетельствуют о несении ответчиком расходов в целях эксплуатации собственного нежилого помещения, и, следовательно, данные расходы являются собственными расходами ответчика и не опровергают выводов суда о необходимости несения ответчиком расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, т.е. осуществления ответчиком оплаты коммунальных услуг (отопление) общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Задолженность ответчика по оплате коммунальных услуг (платы за отопление) в размере 58674 руб. 60 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг в размере 5643 руб. 68 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается расчетами, представленными МП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «<адрес> Республики» (л.д.229-240). Оснований не соглашается с указанным расчетом суд не находит, каких- либо оснований сомневаться в правильности расчета у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате коммунальных услуг (за отопление) подлежит удовлетворению в полном объеме.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 2129,55 рубля (л.д. 4,5).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Данные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

По правилам указанной статьи с ответчика ФИО1 в пользу МП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» подлежит взысканию в счет возмещения расходов по уплате госпошлины 2129 руб. 55 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Канаш Чувашской Республики» удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Канаш Чувашской Республики» задолженность по оплате коммунальных услуг (отопление) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58674 рубля 60 копеек, пени по задолженности за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5643 рублей 68 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2129 рублей 55 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 24 сентября 2018 года.

Судья Вурнарского районного суда Н.Г. Кушникова.