Дело № 2-322/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Монастырщина «06» мая 2020г.
Монастырщинский районный суд Смоленской области в составе
председательствующего судьи Земцовой Т.В.,
при секретаре: Езоповой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Монастырщинского района Смоленской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации ФИО5 сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению Административного регламента по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области, возложении на администрацию обязанности разработать и утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области в срок до 01 июня 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Монастырщинского района Смоленской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации ФИО7 сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению Административного регламента по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области, в котором просит обязать администрацию разработать и утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области в срок до 01 июня 2020 года.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Монастырщинского района Смоленской области была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, в ходе которой было установлено, что администрацией <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области не разработан и не принят Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения помимо утверждения правил благоустройства территории поселения, относится также и осуществление контроля за их соблюдением. Согласно ч.3 ст.14 Закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения также отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения и осуществление контроля за их соблюдением.
В п.9 ч.1 ст.7 Устава Татарского сельского поселения закреплено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории сельского поселения и осуществление контроля за их соблюдением. Согласно ч.9 ст.32 Устава Татарского сельского поселения, администрация сельского поселения является органом муниципального контроля, к полномочиям которого относится организация и осуществление муниципального контроля на территории сельского поселения, а также разработка административных регламентов по осуществлению муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.1 Правил благоустройства территории Татарского сельского поселения, утверждённых решением Совета депутатов Татарского сельского поселения от 09.11.2018г. № 35, настоящие правила обязательны для исполнения всеми организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории поселения, всеми гражданами, находящимися на территории поселения.
В силу требований п.4 ч.1 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон № 294-ФЗ), муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Ст.6 Закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, отнесена разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой Монастырщинского района Смоленской области в связи с отсутствием утверждённого нормативного правового акта, регламентирующего процедуру проведения проверки, на имя Главы муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения было внесено представление. На указанное представление был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ. № о том, что нормативно-правовой акт будет принят в ближайшее время.
Проведённой прокурорской проверкой установлено, что администрацией <данные изъяты> сельского поселения требования представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. до настоящего времени не исполнены, Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области не разработан и не утверждён. Его отсутствие предполагает широкие пределы усмотрения должностных лиц, осуществляющих проверку, что может привести к нарушению прав хозяйствующих субъектов при её проведении.
Прокурор Монастырщинского района Смоленской области ФИО3 заявленные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просит их удовлетворить.
Администрация ФИО8 сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области в судебное заседание не явилась, представив письменное ходатайствовало о рассмотрении данного административного дела в отсутствие представителя, указав, что проект Административного регламента «Осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселенияМонастырщинского района Смоленской области» будет принят как нормативно-правовой документ ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив позицию представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора Монастырщинского района Смоленской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе: надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. На основании ст. 35 Указанного закона, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий прокурора Монастырщинского района Смоленской области на подачу административного иска в интересах неограниченного круга лиц.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Монастырщинского района Смоленской области была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, в ходе которой было установлено, что администрацией Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области требования представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. до настоящего времени не исполнены, Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области не разработан и не утверждён.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения помимо утверждения правил благоустройства территории поселения относится осуществление контроля за их соблюдением. а также утверждение правил благоустройства территории поселения и осуществление контроля за их соблюдением.
Согласно п.9 ч.1 ст.7, ч.9 ст.32 Устава Татарского сельского поселения, к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории сельского поселения и осуществление контроля за их соблюдением, а администрация сельского поселения является органом муниципального контроля, к полномочиям которого относится организация и осуществление муниципального контроля на территории сельского поселения, а также разработка административных регламентов по осуществлению муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности (л.д.5-12).
Решением Совета депутатов Татарского сельского поселения от 09.11.2018г. № 35 (л.д.№ утверждены Правила благоустройства территории Татарского сельского поселения, которые в соответствии с ч.2 ст.1 Правил являются обязательными для исполнения всеми организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории поселения, всеми гражданами, находящимися на территории поселения (л.д.№).
В соответствии со ст.6 Закона № 294-ФЗ одним из полномочий органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, является разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Из представления прокурора Монастырщинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Главе муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения предписывалось утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ. администрация <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области (исх №) сообщила в адрес прокуратуры Монастырщинского района Смоленской области, что нормативно-правовой акт будет принят в ближайшее время (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ. администрация <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области сообщила в адрес прокуратуры Монастырщинского района Смоленской области, что на территории <данные изъяты> сельского поселения нормативный правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства, не принят (л.д№
Кроме того, на день рассмотрения дела в суде обязанность администрации <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения не выполнена.
Каких-либо доказательств обратного, в силу ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком суду не представлено, в целом указанные обстоятельства признаны административным ответчиком, что изложено в адресованном суду письменном ходатайстве о рассмотрении данного административного дела в отсутствие представителя администрации <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области.
Поскольку отсутствие Административного регламента по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения влечёт нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и свидетельствуют о бездействии администрации <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области, суд приходит к выводу, что требования прокурора Монастырщинского района Смоленской области подлежат удовлетворению в полном объеме, так как судом установлено бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения.
В части установления сроков обязания разработать и утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области, суд соглашается с административным истцом, считая их разумными и достаточными.
С учетом положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Монастырщинского района Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации ФИО9 сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области о признании бездействия незаконным и обязании разработать и утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области в срок до 01 июня 2020 года, удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации ФИО10 сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области, выразившееся в не принятии мер по разработке и утверждению Административного регламента по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области.
Обязать администрацию ФИО11 сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Смоленский областной суд через Монастырщинский районный суд Смоленской области.
Судья Т.В.Земцова