ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-322/2013 от 23.04.2013 Дубовского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-322/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2013 г. г. Дубовка

Дубовский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Корнеевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Скляровой Е.А.,

с участием: представителя истца Ивановой С.А. - Ярцева М.Г.,

представителя ответчика - администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области Клецко А.Н.,

представителя отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района, уполномоченного исполнять обязанности по опеке и попечительству администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области Черноморцевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Светланы Александровны, поданному в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ивановой Юлии Сергеевны, Ивановой Дарьи Сергеевны, к администрации городского поселения г. Дубовки Волгоградской области, администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области об оспаривании действий и обязывании предоставить жильё,

УСТАНОВИЛ:

Иванова С.А. обратилась в суд настоящим иском, указав в его обоснование, что постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, основной деятельностью входящей в неё подпрограммы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Постановлением администрации г. Дубовки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение о включении в список № на получение жилья ФИО2 по данной подпрограмме.

Правительством РФ установлен Порядок формирования молодых семей - участников подпрограммы, в соответствии с п. 18 которого основанием для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п. 5 настоящих правил; не предоставление или предоставление не в полном объёме документов, указанных в п. 5 настоящих Правил; недостоверность сведений содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием субсидий или иной формы государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета.

На момент подачи Ивановой С.А. заявления все условия были соблюдены, в связи с чем и вынесено постановление администрации г.Дубовки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

Неоднократно истец устно обращалась в администрацию городского поселения г. Дубовка Волгоградской области о результатах получения жилья по данной программе, однако ей поясняли о необходимости ждать.

Вместе с тем никаких письменных извещений, телефонограмм истец не получала, в средствах массовой информации известий об изменениях, либо предоставления дополнительных документов по программе «Молодая семья» не было.

На письменное обращение истец получила ответ о том, что семья Ивановых была исключена из списка очерёдности федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, однако мотивированное письменное решение жилищно-бытовой комиссии об этом ей представлено не было.

До настоящего времени неизвестно кем из чиновников ведомства принято решение, которое лишило истца и членов её семьи права на получение жилья и на каком основании неправомерно отменено постановление администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области от 16 августа 2004 г.

Фактически ни администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области, ни администрация городского поселения г. Дубовки Волгоградской области надлежащим образом не исполняли постановление Правительства РФ по программе «Молодая семья», бездействовала в отношении граждан участников данной программы, не извещала о необходимости предоставления дополнительных документов и внесённых изменений. На протяжении восьми лет администрация городского поселения г. Дубовки Волгоградской области фактически дезинформировала семью Ивановых об изменении в получении жилья. Чиновники городского поселения знали о необходимости улучшения жилищных условий, однако до настоящего времени бездействуют.

Считает действия (бездействия) чиновников неправомерными, нарушающими жилищные права и законные интересы семьи Ивановых и их несовершеннолетних детей.

В связи с чем просит признать действие (бездействие) администрации городского поселения г. Дубовки Волгоградской области, администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в отношении не предоставления жилья семье Ивановых: Иванова С.Ф., Ивановой С.А., несовершеннолетних Ивановой Ю.С., Ивановой Д.С. и обязать администрацию городского поселения г. Дубовки Волгоградской области, а в случае невозможности - администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области - предоставить жильё семье Ивановых в составе четырёх человек, согласно нормам Жилищного кодекса РФ.

В дальнейшем истец Иванова С.А. уточнила свои требования в части признания неправомерными действий администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области и администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области в отношении непредставления жилья семье Ивановых: Иванова С.Ф., Ивановой С.А., Ивановой Ю.С., Ивановой Д.С. (л.д. 111, 114-115).

Кроме того, по настоящему делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: на стороне истца - Иванов С.Ф. и достигшая 16-ти летнего возраста несовершеннолетняя Иванова Д.С.; на стороне ответчиков - Комитет по делам молодёжи Волгоградской области (л.д. 116-118, 86-90).

Истец Иванова С.А., третьи лица - Иванов С.Ф., Иванова Д.С., извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 82, 109, 124).

На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.

Представитель истца Ивановой С.А. - Ярцев М.Г. в суде заявленные исковые требования, с учётом их последующих уточнений, поддержал по указанным в иске основаниям, при этом пояснил, что в 2012 году истцу было сообщено администрацией городского поселения г. Дубовка Волгоградской области о том, что её семья исключена из списка лиц, участвующих в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Однако в ходе судебного разбирательства выяснилось, что семья Ивановых вообще не была включена в указанный список, а осталась лишь состоять в единой общей очереди администрации городского поселения г.Дубовка Волгоградской области как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Данное обстоятельство, безусловно, является нарушением действующего законодательства и при наличии постановления администрации г. Дубовки Волгоградской области от 16 августа 2004 г., которым Иванова С.А. была включена в списки № 1 на получение жилья, поскольку её семья подпадала под статус «Молодая семья», ответчики обязаны были автоматически включить семью Ивановых в списки лиц, участвующих в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Каких-либо письменных решений об исключении либо об отказе во включении семьи Ивановых в указанный список истцу не вручалось и не направлялось.

Таким образом, учитывая явные нарушения со стороны ответчиков прав и законных интересов Ивановой С.А., а также членов её семьи, в том числе и несовершеннолетних, он настаивает на рассмотрении иска Ивановой С.А. именно по заявленному основанию и предмету.

Представитель ответчика - администрации городского поселения г.Дубовка Волгоградской области Клецко А.Н. исковые требования не признал, пояснив, что Иванова С.А. изъявила желание принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и была зарегистрирована как её участник 16 августа 2004 г. за номером 67.

Основным условием участия молодой семьи в указанной подпрограмме до 2010 года являлся возраст супругов до 30 лет, а в 2010 году данный возрастной ценз был увеличен до 35 лет.

20 октября 2005 г. Ивановой С.А. исполнилось 30 лет и в период с 2005 года по 2010 год она уже не могла быть участником указанной подпрограммы, а в 2010 году истец достигла возраста 35 лет, в связи с чем с данного времени также не могла быть участником подпрограммы.

По указанным основаниям Иванова С.А. в 2005 году была исключена из числа участников подпрограммы на законных основаниях.

В дальнейшем истец с заявлением по утверждённой форме и необходимым перечнем документов в администрацию городского поселения г. Дубовка Волгоградской области не обращалась.

Кроме того, подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» предусматривает не предоставление жилья, а софинансирование его приобретения из бюджетов разных уровней - федерального, регионального и местного, до 2011 года в размере 50%, с 2011 года в размере 35% от его стоимости. Остальные денежные средства должна внести сама молодая семья. В связи с чем, заявляя требования о предоставлении семье Ивановой жилья, истец противоречит требованиям подпрограммы.

До 2010 года общий список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вела администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области, а с 1 января 2011 г. указанные полномочия перешли к администрации городского поселения г.Дубовка Волгоградской области.

В настоящее время семья Ивановых продолжает состоять в единой общей очереди городского поселения г. Дубовка Волгоградской области как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, просит в удовлетворении исковых требований Ивановой С.А. отказать в полном объёме.

Представитель ответчика - администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, представитель третьего лица - Комитета по делам молодёжи Волгоградской области, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствии либо об отложении судебного разбирательства, в суд не обратились.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Из представленного в суд представителем третьего лица - Комитета по делам молодёжи Волгоградской области отзыва на исковое заявление следует, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», которая начала реализовываться после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285 «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

По окончании действия данной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, действующая в настоящее время.

В целях реализации положений названных федеральных программ в Волгоградской области были приняты следующие областные целевые программы: областная целевая программа «Жилище» на 2007 - 2010 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма «Молодой семье - доступное жильё» на 2007 - 2010 годы; долгосрочная областная целевая программа «Жилище» на 2009-2011 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма «Молодой семье - доступное жильё» на 2009 - 2011 годы»; реализуемая в настоящее время долгосрочная областная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма «Молодой семье - доступное жильё» на 2011 - 2015 годы».

При этом в Комитете по делам молодёжи Волгоградской области отсутствуют сведения о признании молодой семьи Ивановых участницей одной из вышеуказанных подпрограмм, а именно в списках молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представленных в Комитет с 2007 года (начало реализации подпрограмм) администрациями муниципальных образований Дубовского муниципального района Волгоградской области, городского поселения г. Дубовка Волгоградской области, семья Ивановых в составе Иванова С.Ф., Ивановой С.А., несовершеннолетних Ивановой Ю.С., Ивановой Д.С. не заявлена.

По указанным выше основаниям просят в удовлетворении исковых требований Ивановой С.А. отказать (л.д. 102).

Представитель отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района, уполномоченного исполнять обязанности по опеке и попечительству администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, Черноморцева И.А. в суде полагала разрешить заявленные в интересах несовершеннолетних детей исковые требования на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» (далее - Подпрограмма).

Изначально Подпрограмма предусматривала, что её участником может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

При этом данная Подпрограмма начала реализовываться после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285, которым утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее - Правила).

В п. 5 Правил было установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п. 8 Правил участие в подпрограмме является добровольным.

В силу п. 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подаёт в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению № 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретённое (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);

е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счёта.

В соответствии с п. 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Согласно п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объёме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета.

На основании пп. 21, 22 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

Из п. 23 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учётом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учётом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по установленной форме и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по установленной форме.

Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей», и постановлением администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. № 658-П, которым утверждена долгосрочная областная целевая программа «Молодой семье - доступное жильё» на 2011-2015 годы.

Согласно п. 1.3 вышеуказанной областной целевой программы, участницей программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Комитетом по делам молодежи администрации Волгоградской области решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (до фактического достижения 36 лет);

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п. 1.7 областной целевой программы право молодой семьи - участницы Программы на получение социальной выплаты возникает после утверждения Комитетом сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Волгоградской области в соответствующем году, в который включена молодая семья, и удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее именуется - свидетельство), которое не является ценной бумагой.

Судом по делу установлено, что 13 августа 2004 г. Иванова С.А. обратилась к главе администрации г. Дубовки Волгоградской области с заявлением о постановке её семьи, состоящей из четырёх человек, имеющей статус «Молодая семья», на учёт для получения жилой площади (л.д. 73).

К указанному заявлению истцом была представлена справка от 9 августа 2004 г. о том, что в её состав семьи входят - супруг Иванов С.Ф., дочь Иванова Д.С., дочь Иванова Ю.С. (л.д. 71), а также справки Дубовского подразделения № 5 филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Волгоградской области от 9 августа 2004 г. об отсутствии у Ивановой С.А. и Иванова С.Ф. приватизированной квартиры (л.д. 72).

13 августа 2004 г. администрацией г. Дубовки Волгоградской области была проведена проверка жилищных условий заявителя по месту проживания её семьи по адресу: <адрес> (л.д. 74).

На основании постановления администрации г. Дубовки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Иванова С.А. была включена в списки № на получение жилья, поскольку её семья нуждалась в улучшении жилищных условий и подпадала под статус «Молодая семья» (л.д. 70).

В последующем с заявлением и иными документами, предусмотренными подп. «а» п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285, истец Иванова С.А. в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства не обращалась, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.

16 апреля 2012 г. Иванова С.А. обратилась к главам городского поселения г. Дубовка Волгоградской области и Дубовского муниципального района Волгоградской области с требованиями о сообщении в её адрес сведений об исполнении постановления администрации г. Дубовки Волгоградской области от 16 августа 2004 г. № и времени получения жилого помещения (л.д. 7).

17 апреля 2012 г. и 19 июля 2012 г. администрацией городского поселения г. Дубовка Волгоградской области Ивановой С.А. были даны ответы на её обращения, из которых следует, что в 2004 году семья Ивановых была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очерёдности № 1 учёта граждан, имеющих право на получение жилья (молодые семьи). Не все молодые семьи, поставленные в очередь № 1, изъявили желание участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., поэтому к концу 2006 года из очереди № 1 сформировалась другая очередь из семей, проходивших по возрастному цензу и написавших заявление на участие в указанной подпрограмме. С 2004 года Иванова С.А. ни разу не поинтересовалась очерёдностью, не сообщила об изменениях в составе своей семьи, либо других изменениях, произошедших за период с 2004 года по 2012 год, не предпринимала попыток написать заявление (по новой форме, утверждённой Правительством РФ), как сделали другие семьи. В настоящее время семья Ивановых продолжает стоять в единой общей очереди городского поселения г. Дубовка Волгоградской области, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий (л.д. 9, 11).

Из сообщения администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области от 18 мая 2012 г. следует, что предоставить постановление экспертной комиссии об исключении семьи Ивановых из списка невозможно, поскольку указанная семья продолжает состоять в общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 9).

В ходе рассмотрения дела установлено, что семья Ивановых не входит в общий сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Дубовскому муниципальному району Волгоградской области (л.д. 125-162, 83-84).

Указанные обстоятельства также следуют из отзыва представителя третьего лица - Комитета по делам молодёжи Волгоградской области, согласно которому в списках молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представленных в Комитет по делам молодёжи Волгоградской области администрациями муниципальных образований Дубовского муниципального района Волгоградской области и городского поселения г. Дубовка Волгоградской области начиная с 2007 года семья Ивановых в составе Иванова С.Ф., Ивановой С.А., несовершеннолетних Ивановой Ю.С., Ивановой Д.С. заявлена не была (л.д. 102).

Представитель ответчика - Клецко А.Н. в суде пояснил, что Иванова С.А. являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, откуда была исключена в 2005 году, в связи с достижением предельного возраста - 30 лет.

Каких-либо письменных решений об исключении семьи Ивановых из участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в том числе из списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представителями ответчиков суду представлено не было.

Иных доказательств об участии семьи Ивановых в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, суду не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Из анализа данных норм права следует, что защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов должна осуществляться путём применения надлежащих способов защиты. То есть заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и избрать только тот способ защиты права, который приведёт к восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права, характеру нарушения и подлежит применению в случаях, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего его применения.

Истцом Ивановой С.А. заявлены требования о признании неправомерными действий администрации городского поселения г. Дубовки Волгоградской области, администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в отношении не предоставления жилья семье Ивановых: Иванова С.Ф., Ивановой С.А., несовершеннолетних Ивановой Ю.С., Ивановой Д.С., и обязывании администрацию городского поселения г.Дубовки Волгоградской области, а в случае невозможности - администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области - предоставить жильё семье Ивановых в составе четырёх человек, согласно нормам Жилищного кодекса РФ.

Основанием заявленных истцом требований является не исполнение ответчиками в отношении семьи Ивановых постановления Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей».

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, реализация подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а в последующем на 2011-2015 годы, осуществляется путём предоставления государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путём предоставления им социальных выплат из федерального, областного и местного бюджетов.

При этом предоставление жилья молодым семьям указанная подпрограмма не предусматривает.

Заявленные истцом в качестве ответчиков - администрация городского поселения г. Дубовки Волгоградской области и администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области не наделены полномочиями по предоставлению жилья молодым семьям в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище».

Таким образом, учитывая основания и предмет заявленных исковых требований, суд полагает, что истцом Ивановой С.А. избран ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку, оспаривая факты исключения её семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» либо не включения в указанный список, истец не лишена права заявить требования о восстановлении её семьи в списке очерёдности, включении в данный список, предоставлении ей социальных выплат, либо иных требований, с учётом положений указанной Подпрограммы.

Поскольку право определения оснований и предмета заявленных требований принадлежит истцу и Ивановой С.А. избран именно такой способ защиты своего права, её исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска Ивановой Светланы Александровны, поданного в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ивановой Юлии Сергеевны, Ивановой Дарьи Сергеевны, к администрации городского поселения г. Дубовки Волгоградской области, администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о признании неправомерными действия администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области и администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области в отношении непредставления жилья семье Ивановых: Иванова Сергея Фёдоровича, Ивановой Светланы Александровны, Ивановой Юлии Сергеевны, Ивановой Дарьи Сергеевны, и обязывании администрацию городского поселения г. Дубовка Волгоградской области, а в случае невозможности, администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области предоставить жильё семье Ивановых в составе четырёх человек, согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: (подпись) Е.А. Корнеева

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2013 г.

Судья: (подпись) Е.А. Корнеева