ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-322/2022 от 11.03.2022 Партизанского городского суда (Приморский край)

Дело №___ УИД №___

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Партизанск 11 марта 2022 года

Партизанский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Ягубкина А.В.,

при ведении протокола судебного заседания Прокоп П.А.,

с участием истцов - Сниткина В.И., Сниткиной П.И., представителя истцов по устному ходатайству - Щукина О.Н., представителя ответчика администрации Партизанского городского округа Приморского края – Холодовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сниткина В.И., Сниткиной П.И. к администрации Партизанского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о возложении обязанности заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, о возложении обязанности предоставить межбюджетный трансферт в виде денежного обеспечения оплаты по договору,

У С Т А Н О В И Л :

Сниткин В.И., Сниткина П.И. обратились в Партизанский городской суд Приморского края к администрации Партизанского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации с исковыми требованиями о возложении обязанности заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, о возложении обязанности предоставить межбюджетный трансферт в виде денежного обеспечения оплаты по договору. В обоснование иска указано, что Сниткин В.И. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, - который заключением от <Дата>№___ рекомендован к сносу, так как относится к категории ветхих в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые. Решением Партизанского городского суда Приморского края от <Дата> по делу №___ установлен факт того, что Сниткин В.И., Сниткина П.И., в период с <Дата> постоянно проживают по адресу: <адрес>. Решением Партизанского городского суда Приморского края от <Дата> по делу №___ на администрацию Партизанского городского округа Приморского края возложена обязанность включить Сниткина В.И., Сниткину П.И. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с протоколом №___ от <Дата> совещания по вопросу уточнения списков граждан для приобретения жилья, взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» за №___ в списки включены Сниткин В.И. и Сниткина П.И.. В обоснование требований ссылаются на Постановление Правительства РФ от <Дата>№___ «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования», Постановление Правительства РФ от <Дата>№___, которым утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Указывают, что истцы включены в список граждан, подлежащих переселению, однако, администрация Партизанского городского округа до сих пор не заключила с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, чем нарушены их права и законные интересы. Истцы направляли в администрацию городского округа заявление о заключении договора на предоставление социальной выплаты с расчетом социальной выплаты исходя из состава семьи, но в отделе переселения администрации им пояснили, что в удовлетворении заявления будет отказано.

Определением Партизанского городского суда Приморского края от <Дата> к участию в деле №___ в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Представитель ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, ответчик о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещен, ходатайств не заявлено.

Представитель ответчика - Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, ответчик о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещен, ранее заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Минэнерго России, ранее представлен отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что в списке граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, в составе утвержденного проекта ликвидации шахты «<данные изъяты>» ОАО «Приморскуголь» значатся Сниткин В.И., Сниткина П.И. Федеральным законом от <Дата> № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на <Дата> и на плановый период <Дата>» предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков по направлению «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности», в том числе Партизанскому городскому округу Приморского края. Полагает, что установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, то есть администрации Партизанского городского округа Приморского края.

Располагая сведениями о надлежащем извещении ответчиков (Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации) о времени и месте судебного разбирательства, суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Истцы - Сниткин В.И., Сниткина П.И. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам иска.

Представитель истцов по устному ходатайству - Щукин О.Н. иск поддержал, дополнительно пояснил, что с момента включения истцов с соответствующие списки администрация городского округа меры, направленные на полноценное финансовое обеспечение реализации мероприятий, связанных с содействием гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, не принимает, в арбитражный суд с исками о понуждении Минфина и Минэнерго России профинансировать данные мероприятия не обращается, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.

Представитель ответчика - администрации Партизанского городского округа Приморского края – Холодова В.А. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, пояснила, что граждане, проживающие в ветхом жилье, расположенном на горных выработках, включаются в Списки граждан для приобретения жилья, взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах Партизанского городского округ, которые утверждаются Министерством энергетики РФ. После включения граждан в указанный список у гражданина появляется возможность получить социальную выплату на приобретение жилья из выделяемых из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Для получения выплаты составляется Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчет размера предоставляемых социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>№___. На предусмотренные денежные средства с Министерством энергетики Российской Федерации был согласован Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчет размера предоставляемых в <Дата> социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>№___. Согласно утвержденного списка с четырьмя семьями были заключены договоры на предоставление социальной выплаты, при этом истцы в данный список на предоставление выплаты не включены, так как в утвержденный список на предоставление выплаты вошли граждане, включенные в уточненный список ранее.

Выслушав истцов, представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от <Дата> № 81-ФЗ законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горячих сланцев) в целях создания эффективно функционирующих организаций по добыче (переработке) угля (горячих сланцев) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от <Дата> № 81-ФЗ Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>№___ утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.

Пунктом 8 указанного Перечня утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков. В число мероприятий включено, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>№___ утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее – Правила).

В соответствии с п. п. 5, 8 Правил иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе: а) снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до <Дата> угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с <Дата> шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат.

Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

По смыслу п. 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем.

Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

В соответствии с пунктом 8 Правил основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

Данная норма Правил предполагает, что уточнение списков и, соответственно, размера социальных выплат могут иметь место в связи с естественной убылью или ростом семьи лиц, которые включены в списки.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками либо членами семьи собственника или нанимателя.

Как следует из материалов гражданского дела, вступившим в законную силу <Дата> решением Партизанского городского суда Приморского края от <Дата> по делу №___ установлен факт того, что Сниткин В.И., <Дата> года рождения, Сниткина П.И., <Дата> года рождения, в период с <Дата> по настоящее время постоянно проживали по адресу: <адрес>.

Вступившим в законную силу <Дата> решением Партизанского городского суда Приморского края от <Дата> по делу №___ по иску Сниткина В.И., Сниткиной П.И. на администрацию Партизанского городского округа Приморского края возложена обязанность включить Сниткина В.И., <Дата> года рождения, Сниткиной П.И., <Дата> года рождения, зарегистрированных по адресу: <адрес>, - в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных ГПК РФ (ч. 2 ст. 61 ГПК РФ).

При рассмотрении Партизанским городским судом Приморского края по дела №___ по иску Сниткина В.И. и Сниткиной П.И. к администрации Партизанского городского округа Приморского края установлены следующие юридически значимые для разрешения настоящего спора обстоятельства.

Как установлено в судебном заседании, решением собственника Совета директоров ОАО «Приморскуголь» от <Дата>№___ было принято решение о ликвидации угольной шахты «<данные изъяты>»; работы по добыче угля на шахте «<данные изъяты>» остановлены <Дата>.

В соответствии с заключением ООО «ГеоТехнологии» от <Дата>№___ по теме: «Определение степени влияния горных работ на ликвидированных шахтах Партизанского городского округа на техническое состояние №___ жилых домов с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, - рекомендован к сносу, так как относится к категории ветхих, в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые (категория ПВ).

Суд пришел к выводу, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, - в котором проживают Сниткин В.И. и Сниткина П.И., рекомендован к сносу, так как относится к категории ветхих, в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые; Сниткин В.И. и Сниткина П.И. проживали в данном доме на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты «Глубокая»; жилое помещение являлось их постоянным местом жительства, иных пригодных для проживания жилых помещений они не имеют, следовательно, истцы подлежат включению в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Как следует из материалов дела, протоколом от <Дата>№___ совещания по вопросу уточнения списков граждан для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» ДОАО «<данные изъяты>», шахте <данные изъяты>» ДОАО «<данные изъяты>» ОАО «Приморскуголь» по администрации Партизанского городского округа Приморского края постановлено согласиться с внесением изменений в указанные списки граждан, в том числе под №___ включены в указанные списки граждан по шахте «<данные изъяты>» ДОАО «<данные изъяты>» ОАО «Приморскуголь» Сниткина В.И. и Сниткиной П.И. (состав семьи 2 человека, №___ кв.м).

Таким образом, в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, на финансовое обеспечение реализации которых направляются иные межбюджетные трансферты, включено, в том числе содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, которое осуществляется в форме предоставления социальных выплат.

При этом социальные выплаты предоставляются на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Учитывая, что вступившим в законную силу решением суда признано право истцов быть включенными в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, у Сниткина В.И. и Сниткиной П.И. возникло субъективное право на получение социальный выплаты.

Ответчиками право истцов на получение социальной выплаты на приобретение жилья не оспаривается

В соответствии с пунктом 9 Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

В силу п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Пунктом 12 Правил установлено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Таким образом, право на получение социальной выплаты реализуется посредством заключения и исполнения сторонами соответствующего договора о предоставлении такой выплаты.

В статье 1 Федерального закона от <Дата> № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» дано понятие финансовому обеспечению реструктуризации угольной промышленности, под которым понимаются финансовые средства, направляемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на выполнение мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности, а также на обеспечение развития и устойчивого функционирования организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в целях удовлетворения потребности экономики и населения в топливе.

Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (часть 2 статьи 5 Федерального закона от <Дата> № 81-ФЗ).

Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>№___, устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - иные межбюджетные трансферты) (пункт 1 Правил).

В соответствии с пунктами 2 и 4 Правил предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства энергетики Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.

Согласно пункту 3 Правил субвенции (межбюджетные трансферты) предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, в том числе, на финансирование реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил.

Перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом размер иных межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (пункт 6 Правил).

Таким образом, администрация Партизанского городского округа, как получатель межбюджетных трансфертов на цели, определяемые Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в порядке предоставления гражданам безвозмездных социальных выплат для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, ежегодно уточняет списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывает размер социальной выплаты, согласует списки и расчет с Министерством энергетики РФ, заключает с гражданами договоры о предоставлении социальной выплаты.

Федеральным законом от <Дата> № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков бюджетам субъектов Российской Федерации на <Дата> год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Как следует из таблицы №___, в <Дата> Партизанскому городскому округу было распределено 15 481 200 рублей, в 2022 году - 14 028 300 рублей на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в том числе по направлению «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности».

Как следует из позиции администрации Партизанского городского округа, граждане, проживающие в ветхом жилье, расположенном на горных выработках, включаются в Списки граждан для приобретения жилья, взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах Партизанского городского округ, которые утверждаются Министерством энергетики РФ. После включения граждан в указанный список у гражданина появляется возможность получить социальную выплату на приобретение жилья из выделяемых из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Для получения выплаты составляется Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчет размера предоставляемых социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>№___. На предусмотренные денежные средства с Министерством энергетики Российской Федерации был согласован Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчет размера предоставляемых в 2021 году социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>№___. Согласно утвержденного списка с четырьмя семьями были заключены договоры на предоставление социальной выплаты, при этом истцы в данный список на предоставление выплаты не включены, так как в утвержденный список на предоставление выплаты вошли граждане, включенные в уточненный список ранее.

Суд приходит к выводу, что позиция ответчика сводится к недостаточности финансового обеспечения мероприятий по реализации программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, что влечет предоставление социальной выплаты в зависимости от времени включения в соответствующие списки.

Между тем, действующим законодательством, регулирующими правоотношения в сфере переселения граждан в рамках реализуемых мероприятий, заключение договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия финансовых средств, выделяемых на реализацию указанных мероприятий.

Очередность предоставления социальной выплаты законом не предусмотрена.

В силу п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Истцы направляли в адрес администрации Партизанского городского округа заявление о заключении с ними договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, однако, в заключении указанного договора органом местного самоуправления отказано.

Учитывая, что у истцов возникло субъективное право на получение социальный выплаты, данное право должно быть в силу закона реализовано путем заключения со Сниткиным В.И. и Сниткиной П.И. договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, что порождает у администрации Партизанского городского округа соответствующую обязанность применительно к п. 4 ст. 445 ГК РФ.

Вместе с тем, в части исковых требований об обязании Министерства энергетики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации профинансировать социальную выплату для приобретения (строительства) жилья для истцов, суд исходит из следующего.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что публичные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным Законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Российская Федерация, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

В силу статьи 19 Федерального закона от <Дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2). Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5).

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, под межбюджетными трансфертами - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов.

Статьей 129 БК РФ определено, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

В силу ч. 1 ст. 130 БК РФ распределение между субъектами Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением субвенций, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетные ассигнования, увеличенные в результате внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете по основаниям, установленным абзацами двадцать третьим и двадцать четвертым пункта 7 статьи 217 настоящего Кодекса, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, бюджетные ассигнования, увеличенные в результате внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете по основаниям, установленным абзацами двадцать третьим и двадцать четвертым пункта 7 статьи 217 настоящего Кодекса, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).

Таким образом, финансирование программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков осуществляется за счет средств федерального бюджета и исключительно в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и в пределах утвержденных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации физические лица не являются участниками бюджетного процесса.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что наличие у истцов права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья не может повлечь за собой обязание Министерства финансов Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации выделить денежные средства из федерального бюджета напрямую, минуя установленный законом порядок внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, а также без учета прав других граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в установленном законом порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исследовав и оценив в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства в совокупности, проанализировав фактические обстоятельства дела, суд считает необходимым возложить на администрацию Партизанского городского округа Приморского края обязанность заключить со Сниткиным В.И., Сниткиной П.И. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья площадью не менее №___ кв.м., исходя из состава семьи - 2 человека, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых на содействие переселяемым их ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, в течение 10 дней со дня поступления средств федерального бюджета - иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в бюджет Партизанского городского округа Приморского края.

Суд приходит к выводу, что в условиях недостаточности бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков Партизанскому городскому округу Приморского края в целях реализации прав истцов на заключение с ними договора на предоставление социальной выплаты решение суда с указанным сроком исполнения будет реально исполнимым в условиях необходимости внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете для надлежащего финансового обеспечения реализации мероприятий, связанных с содействием гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, по Партизанскому городскому округу.

При этом права истцов на финансовое обеспечение предоставления социальной выплаты могут быть реализованы путем обращения в суд с требованиями о признания незаконным бездействия администрации городского округа, которая как участник бюджетного процесса не лишена права обратиться в арбитражный суд с иском о возложении на соответствующее публично-правовое образование и главного распорядителя средств федерального бюджета обязанности профинансировать исполнение соответствующих публичных обязательств.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Сниткина В.И., Сниткиной П.И. к администрации Партизанского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Партизанского городского округа Приморского края обязанность заключить со Сниткиным В.И., Сниткиной П.И. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья площадью не менее №___ кв.м., исходя из состава семьи - 2 человека, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых на содействие переселяемым их ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, в течение 10 дней со дня поступления средств федерального бюджета - иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в бюджет Партизанского городского округа Приморского края.

В удовлетворении исковых требований к Министерству энергетики Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <Дата>.

Судья А.В. Ягубкин