ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3231/18 от 13.09.2018 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2018 года г.Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.,

при секретаре Оняновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3231/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании решения незаконным в части отказа в выплате стоимости проезда, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту УПФ РФ в г. Братске), в котором просит признать незаконным решение *** от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выплате стоимости проезда в сумме 10044,05 рублей, взыскать расходы по оплате стоимости льготного проезда к месту отдыха и обратно в размере 10044,08 рублей.

В обоснование иска ФИО1 указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ в г. Братске с заявлением о выплате компенсации проезда к месту отдыха и обратно. К заявлению были приложены следующие проездные документы: железнодорожный билет по маршруту <адрес>, авиабилет по маршруту <адрес>, авиабилет по маршруту <адрес>, железнодорожный билет по маршруту <адрес>). Общая сумма понесенных расходов, принятых в заявлении УПФ РФ в г. Братске для выплаты компенсации, составила 18251,18 рублей. Из заявленной суммы понесенных ею расходов в сумме 18251,18 рублей ей компенсировано и выплачено только 8207,10 рублей за проезд по маршруту <адрес> железнодорожным транспортом, за перелет по маршруту <адрес> и проезд железнодорожным транспортом по маршруту <адрес>). В выплате части стоимости проезда по маршруту <адрес>, в сумме 10044,08 рублей, ей было отказано. Причина отказа изложена в уведомлении о частичном отказе, направленном ей УПФ РФ в г. Братске: нарушен пункт 1 Приказа Министерства транспорта от 08.11.2006 года N 134, а именно не указан обязательный реквизит форма оплаты в бланке электронного билета. Проездные документы приобретены ею и были предоставлены в полном соответствии с пунктом 10 Постановления правительства РФ от 01.04.2005 года N 176 "Об утверждении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно". Оплата стоимости проезда по маршруту <адрес>, была произведена ею ДД.ММ.ГГГГ, картой <данные изъяты> Факт списания денежных средств со счета карты <данные изъяты> в сумме 10044,08 рублей, подтверждает письмо, подписанное специалистом ПАО Сбербанк в ответ на заявление о подтверждении проведенной операции. Считает, что ответчиком нарушено ее право на полную компенсацию затрат по проезду к месту отдыха и обратно, один раз в два года, которое ей, как неработающему пенсионеру, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантировано в соответствии с п.1. статьи 34 Закона РФ 4520 от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика УПФ РФ в г. Братске ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что проезд был осуществлен пенсионером в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по маршруту <адрес>. Управлением Пенсионного фонда на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ*** был оплачен проезд по маршруту <адрес>, <адрес>, в оплате проезда по маршруту <адрес> было отказано.

В целях реализации ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 Постановлением Правительства от 01.04.2005 г. №176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно» (далее - Правила).

В соответствии с п. 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр государственных или муниципальных услуг с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности.

Соответственно, сведения о форме оплаты являются обязательным реквизитом маршрутной квитанции. ФИО1 представлена для компенсации маршрут/квитанция к электронному авиабилету по маршруту <адрес> без указания сведений о форме оплаты, что противоречит действующему законодательству, а именно форме электронного пассажирского билета, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 08.11.2006г. № 134.

В соответствии с п. 9 Разъяснений о применении Правил, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.03.2016г. № 118н (далее - Разъяснения) возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ, указанному пенсионером в заявлении, и обратно.

Отсутствие в маршрут/квитанции формы оплаты не позволяет определить факт того, что расходы на оплату проезда были произведены за счет пенсионера, что является нарушением действующего законодательства, а именно: п.9 Правил, п.9 Разъяснений.

Кроме того, в соответствии с абз. 6 п. 9 Разъяснений, в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости

В представленной ФИО1 маршрут/квитанции содержится информация об оплате сервисного сбора и комиссии платежной системы на общую сумму 527,08 рублей. Компенсация расходов на оплату данных сборов не предусмотрена п. 9 Разъяснений.

На основании вышеизложенного, исковые требования о признании незаконным решения и о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно не подлежат удовлетворению.

В Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области по вопросу оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер ФИО1 обращалась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, по которому было принято решение *** от ДД.ММ.ГГГГ о частичной выплате компенсации расходов на оплату стоимости. Ранее выплата компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионеру ФИО1 Управлением Пенсионного фонда производилась в 2016г. Истец является получателем страховой пенсии по старости.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статьей 4 указанного закона определено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.04.2005 № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» действие постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.

В соответствии с п. 6 Правил компенсация производится 1 раз в два года.

Согласно п. 9 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с приложением проездных документов и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.

Суд считает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону).

Анализируя представленные доказательства, суд установил, что ФИО1 проживает в <...>, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что подтверждается штампом в паспорте в графе регистрация по месту жительства, ответчиком не оспаривается данное обстоятельство.

Согласно копии трудовой книжки ФИО1 в настоящее время не работает.

Согласно копии пенсионного удостоверения, сообщению УПФ РФ в г. Братске, истец является получателем страховой пенсии по старости с 2000 года бессрочно.

Судом установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выезжала к месту отдыха и обратно в <адрес> по маршруту <адрес>. По приезду ФИО1 обратилась в УПФ РФ в г. Братске за компенсацией стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

На основании решения *** от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был оплачен ФИО1 проезд по маршруту Падунские Пороги - Красноярск - Санкт-Петербург, Красноярск - Падунские Пороги, в оплате проезда по маршруту Санкт-Петербург -Красноярск было отказано по причине отсутствия в маршрутной квитанции электронного билета обязательного реквизита – форма оплаты.

В подтверждение факта проезда по маршруту <адрес> истцом представлены проездные документы: маршрутная квитанция к электронному билету *** (ANYWAYANYDAY) от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 по маршруту <адрес> с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ в салоне экономического класса стоимостью 10 044,08 рублей с приложенным посадочным талоном на имя ФИО1

Согласно копии справки ООО "Букбилет" (ANYWAYANYDAY) оплата заказа авиабилета *** по маршруту <адрес> была произведена по карте: <данные изъяты>

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ПАО Сбербанк России, на имя ФИО1 открыта карта <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ с указанной карты была совершена оплата в сумме 10044,08 рублей в пользу ANYWAYANYDAY.

В силу ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В силу ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации, которая должна быть произведена за счет средств Пенсионного фонда РФ, поскольку указанная компенсация гарантирована ст. 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», при этом отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость от выбранного пенсионером способа приобретения проездных документов.

Как усматривается из электронного билета *** по маршруту <адрес> он является именным, содержит информацию о номере рейса, классе обслуживания, маршруте следования, дате и времени вылета и прибытия и не вызывает сомнения в его фактическом использовании, подтверждается посадочным талоном по указанному маршруту. При этом в электронном проездном билете указаны тариф взрослого пассажира, такса, сервисный сбор, НДС, комиссия платежной системы, итоговая стоимость в размере 10044,08 рублей. Указанный проездной билет оплачен посредством перевода, осуществленного с банковской карты <данные изъяты>, принадлежащей ФИО1, что подтверждается справками ООО "Букбилет" и ПАО Сбербанк России.

Доказательств принадлежности билета по маршруту <адрес> не истцу, а также доказательств того, что истец не осуществляла перелет по маршруту <адрес>, исходя из распределения бремени доказывания, в порядке статьи 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.

Довод ответчика о том, что в маршрутной квитанции к электронному билету *** по маршруту <адрес> отсутствуют обязательный реквизит – форма оплаты, судом отклоняется, поскольку отсутствие в вышеуказанных билетах обязательных реквизитов, не является обстоятельством, препятствующим выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, законодательство, регулирующее вопросы компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно на территории РФ, не устанавливает императивного требования об оплате проездных билетов с перевозчиком только путем наличия всех реквизитов в билете. Кроме того, факт принадлежности проездных документов истцу, а также то обстоятельство, что оплата билета была произведена истцом безналичным расчетом по карте, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства.

При этом, суд соглашается с доводами ответчика о том, что сервисный сбор и комиссия платежной системы на общую сумму 527,08 рублей (380,41 руб. +146,67 руб.), оплаченные ФИО1 при приобретении электронного билета *** по маршруту <адрес> оплате не подлежат, в силу п. 7 Разъяснения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. N 408н, согласно которому в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов, а также сборы и платежи за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда, и расходы связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах установленных в пункте 10 Правил.

Таким образом, поскольку судом установлено, что истец выезжала на отдых в пределах территории Российской Федерации, понесла расходы на проезд, судом установлено право истца на компенсацию расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно, указанная компенсация должна быть произведена за счет средств УПФ РФ в г. Братске. Следовательно, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области *** от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда воздушным транспортом по маршруту <адрес> следует признать незаконным, а требования истца о компенсации расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно подлежат частичному удовлетворению в размере 9517 рублей (10044,08 руб. – 527,08 руб. = 9517 руб.).

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается одновременно, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Как следует из ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 333.20 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Учитывая, что в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска в суд, тогда как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, суд полагает необходимым взыскать с ответчика госпошлину в местный бюджет в размере 700 руб., из расчета: 400 руб. (за имущественное требование) + 300 руб. (за неимущественное требование).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области *** от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда воздушным транспортом по маршруту <адрес>.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г. Братске и Братском районе Иркутской области в пользу ФИО1 компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно воздушным транспортом по маршруту <адрес> в сумме 9517 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 в части взыскания с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г. Братске и Братском районе Иркутской области компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно воздушным транспортом по маршруту <адрес> в сумме 527,08 рублей – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области в бюджет муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 700 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.В.Орлова