ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3231/20 от 05.03.2021 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0012-01-2020-005660-34 Дело № 2-354/2021 (дело №2-3231/2020)

Мотивированное решение изготовлено 05.03.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2021 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Тушиной А.В.,

при секретаре Выстребовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязании принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ УПФР в г. Волгодонске), с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, о признании незаконным решения об отказе возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за расчетные периоды 2015 и 2016 годы на общую сумму <данные изъяты> рублей, оформленное письмом от 21.12.2020 №ОВЗЛ-17/2-531, обязании принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В обоснование заявленных требований указал, что с 2010 года по 2020 год был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, производил оплату начисленных страховых взносов, и использовал упрощенную систему налогообложения.

Переплата страховых взносов образовалась в связи с тем, что при исчислении страховых взносов учитывались только доходы от предпринимательской деятельности, и ответчиком неправомерно были начислены страховые взносы, которые оплачены в полном объеме.

12.03.2018 года он обратился в ГУ УПФР в г. Волгодонске с заявлением о проведении сверки расчетов по взносам, пеням и штрафам за 2014-2016 годы, а также проведении перерасчета страховых взносов, уплачиваемых в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за 2014-2016 годы, так как данные платежи были произведены без учета расходов за отчетные периоды.

Согласно ответу ГУ УПФР в г. Волгодонске №433 от 11.04.2018 года, на основании представленных УФНС России по Ростовской области данных о полученных доходах от осуществления предпринимательской деятельности за 2015 год, доход составил 355360, 00 рублей, 24.03.2015 года самостоятельно уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение с учетом полученного дохода за 2015 году - в сумме 0,40 рублей, и 10.03.2016 года в сумме 553,20 рублей. При этом, из письма следовало, что информация о сумме доходов и расходов ИП ФИО1 за 2016 год до настоящего момента из налоговых органов не поступало. Также указали, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 №27-П, вступившим в действие со дня официального опубликования 02.12.2016 года, перерасчет обязательств по уплате страховых взносов, сформированных до введения в действие постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П и исполненных по состоянию на 02.12.2016 года производится на основании судебного решения.

17.09.2020 года он повторно обратился в ГУ УПФР в г. Волгодонске с заявлением о проведении сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам за период 2015-2016 годы и предоставлении акта сверки.

Согласно ответу ГУ УПФР в г. Волгодонске №2505 от 21.10.2020 года. УФНС России по Ростовской области от 17.06.2020 года №09-09/1385/@ в пенсионный орган были представлены уточненные сведения о доходах и расходах ИП ФИО1 за периоды 2014-2016 годы, и размер дохода составил: 2014 год – <данные изъяты> руб., за 2015 год – <данные изъяты> руб., за 2016 год – <данные изъяты> руб. После проведения камеральных проверок расчетов, и учета уплаченных ИП ФИО1 сумм взносов, по состоянию на 20.10.2020 года, излишне уплаченными оказались следующие суммы: <данные изъяты> руб. от 09.03.2016 года за 2015 год, <данные изъяты> руб. от 22.03.2017 года за 2016 год. Повторно указано, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 №27-П, вступившим в действие со дня официального опубликования 02.12.2016 года, перерасчет обязательств по уплате страховых взносов, сформированных до введения в действие постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П и исполненных по состоянию на 02.12.2016 года производится на основании судебного решения.

15.12.2020 года он обратился к ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2015 и 2016 годов на общую сумму 192017 рулей 48 копейка с предоставлением справки о состоянии расчетов по страховым взносам пеням и штрафам от 20.10.2020 года.

Кроме того, в заявлении была приведена правовая позиция, выраженная в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П, согласно которому для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Поскольку им за расчетные периоды, 2015 и 2016 годов страховые взносы на обязательное пенсионное страхование были исчислены и уплачены из общей суммы доходов за эти расчетные периоды без вычета фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, а расчетной базой должна быть разница между доходами и расходами, следовательно, за данные расчетные периоды страховые взносы были уплачены им в излишнем размере.

Между тем, письмом от 21.12.2020 года №ОВЗЛ-17/2-531 ответчик отказал в возврате излишне уплаченных страховых взносов со ссылкой на то, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 №27-П, вступившим в действие со дня официального опубликования 02.12.2016 года, перерасчет обязательств по уплате страховых взносов, сформированных до введения в действие постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П и исполненных по состоянию на 02.12.2016 года производится на основании судебного решения.

23.12.2020 года ответчик направил в его адрес уведомление №38, из которого следует, что 21.12.2020 года ГУ УПФР в г. Волгодонске принято решение №071F07200011152, №071F07200011153 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов со ссылкой на то, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 №27-П, вступившим в действие со дня официального опубликования 02.12.2016 года, перерасчет обязательств по уплате страховых взносов, сформированных до введения в действие постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П и исполненных по состоянию на 02.12.2016 года производится на основании судебного решения. При этом полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Вместе с тем, Конституционный суд РФ в Постановлении от 30.11.2016 года №27-П разрешил предпринимателям считать дополнительный взнос в ПФР в виде 1% с разницы между доходами и расходами.

Для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ИП на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" доход следует уменьшать на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с извлечение дохода.

Истец прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, обратился к ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, однако ответчик отказал истцу в возврате излишне уплаченных страховых взносов.

Истец окончательно просил признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное), оформленное письмом от 21.12.2020 № ОВЗЛ-17/2-531, об отказе возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды за 2015 год в размере <данные изъяты>, за 2016 год в размере <данные изъяты>, и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное) принять решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды за 2015 -2016 годы в размере <данные изъяты>

Определением суда от 09.12.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России №4 по ростовской области (л.д. 63-65).

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил, направил в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, иск не признала. Суду пояснила, что к данным правоотношениям Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П не может быть применено, поскольку оно вступило в законную силу со 02.12.2016, поскольку истец добровольно исполнил обязательства по уплате страхового взносов до вступления в силу постановления КС РФ от 30.11.2016, следовательно, ПФ по заявлению стороны денежные средства не возвращает. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Также заявила о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности по данным требованиям.

Представитель третьего лица – Межрайонная ИФНС России №4 по Ростовской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени, дате и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что обоснован и подлежит удовлетворению.

Статьей 18 Федерального закона от 24.07.2009 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В силу части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщикам страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьей 14 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. В целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 8).

Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что сумма налога при определении налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" применительно к положениям пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в их взаимосвязи с положениями статьи 227 Налогового кодекса указал, что для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Из указанного правового подхода следует, что расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Судом установлено, что ФИО1 с 30.08.2010 года по 04.06.2020 года вел предпринимательскую деятельность и использовал упрощенную систему налогообложения: "Доходы, уменьшенные на величину расходов" (УСН)), зарегистрированный в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту жительства с присвоением регистрационного номера 071-043-036860.

За 2015 год 25.04.2016 года ФИО1 был уплачен страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в размере
104056 рублей 08 копеек. Данная сумма была им рассчитана исходя из величины доходов за 2015 год без учета фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода (10705607,53 - 300000)х 1%= 104056,08 руб.

За 2016 год 18.04.2017 года ФИО1 был уплачен страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в размере 102228,90 рублей. Данная сумма была им рассчитана исходя из величины доходов за 2016 год без учета фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода (10522890,09 - 300000)х 1%= 102228,90 руб.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 12.03.2018 года истец обратился в ГУ УПФР в г. Волгодонске с заявлением о проведении сверки расчетов по взносам, пеням и штрафам за 2014-2016 годы, а также проведении перерасчета страховых взносов, уплачиваемых в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за 2014-2016 годы, так как данные платежи были произведены без учета расходов за отчетные периоды.

Согласно ответу ГУ УПФР в г. Волгодонске №433 от 11.04.2018 года, на основании представленных УФНС России по Ростовской области данных о полученных доходах от осуществления предпринимательской деятельности за 2015 год, доход ИП ФИО1 составил 355360, 00 рублей, 24.03.2015 года самостоятельно уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение с учетом полученного дохода за 2015 году - в сумме 0,40 рублей, и ДД.ММ.ГГГГ в сумме 553,20 рублей. При этом, из письма следует, что информация о сумме доходов и расходов ИП ФИО1 за 2016 год до настоящего момента из налоговых органов не поступала.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в ГУ УПФР в г. Волгодонске с заявлением о проведении сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам за период 2015-2016 годы и предоставлении акта сверки.

Согласно ответу ГУ УПФР в г. Волгодонске №2505 от 21.10.2020 года, УФНС России по Ростовской области от 17.06.2020 года №09-09/1385/@ в пенсионный орган были представлены уточненные сведения о доходах и расходах ИП ФИО1 за периоды 2014-2016 годы, и размер дохода составил: за 2014 год – 10951860,00 руб., за 2015 год – 10705607,53 руб., за 2016 год – 10522890,09 руб. После проведения камеральных проверок расчетов, и учета уплаченных ИП ФИО1 сумм взносов, по состоянию на 20.10.2020 года, излишне уплаченными оказались следующие суммы: 89788,48 руб. от 09.03.2016 года за 2015 год, 102229,00 руб. от 22.03.2017 года за 2016 год.

15.12.2020 года ФИО1 обратился в ГУ УПФР в г. Волгодонске с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2015 и 2016 годов на общую сумму 192017 рулей 48 копейка с предоставлением справки о состоянии расчетов по страховым взносам пеням и штрафам от 20.10.2020 года, полученной после проведения камеральной проверки 20.10.2020 года.

Решением ГУ УПФР в г. Волгодонске, оформленному письмом от 21.12.2020 года № ОВЗЛ-17/2-531 отказано в проведении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов.

Уведомлением от 23.12.2020 № 38 пенсионный фонд сообщил истцу о принятии решения от 21.12.2020 №071F07200011152, №071F07200011153 об отказе в возврате суммы излишней уплаченных страховых взносов.

Истец полагает, что принятое ответчиком решение незаконно, так как с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, при расчете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны учитываться не только полученные доходы, но и понесенные расходы.

Оценивая доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу о незаконности решения ГУ УПФР в г. Волгодонске, оформленного письмом от 21.12.2020 года № ОВЗЛ-17/2-531 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2015 и 2016 годы.

С учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, суд приходит к выводу о том, что в целях определения размера подлежащих уплате истцом страховых взносов за 2015 и 2016 годы, подлежала учету информация о доходах истца за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Согласно сведениям о доходах за 2015, 2016 годы, доход ФИО1 за 2015 составил 10 705 607,53 рублей, за 2016 год - 10 522 890,00 рублей.

По итогам 2015 года страховые взносы рассчитаны без учета расходов и составили 104056,08 руб. ((10705607,53 -300 000,00) х 1%). Оплачены были 10.03.2016,

Документально подтвержденные расходы составили 9457731,53 рублей.

По итогам 2016 года страховые взносы рассчитаны без учета расходов и составили 102 228,90 рублей ((10 522 890,09 - 300 000,00 руб.) х 1%). Оплачены были 27.03.2017.

Документально подтвержденные расходы составили 9653874,43 рублей.

Согласно данным ГУ УПФР в г. Волгодонске страховые взносы с дохода, превышающего 300000 рублей, за 2015 год ФИО1 были уплачены в сумме 104057,40 рублей (0,40 руб. – 11.12.2015 года, 104057, 00 руб. – 10.03.2016 года); за 2016 год – 102229,00 рублей.

С учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, страховые взносы с суммы дохода свыше 300 000 руб. должны были быть уплачены в следующих размерах:

за 2015 год - 8578,76 рублей из расчета (1157876,00 – 300000)х1%,

за 2016 год – 5690,16 рублей из расчета (869015,66 – 300000)х1%,

Данное обстоятельство привело к тому, что за 2015, 2016 годы у истца образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование:

-за 2015 год – 95478,64 рублей (104057,40 –8578,76)

-за 2016 год – 96538,84 рублей (102229,00 –5690,16)

Возражая против исковых требований, ответчик ссылается, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П вступило в законную силу со дня официального опубликования - 02.12.2016, в связи с чем, обязательства по уплате страховых взносов индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц, формируется исходя из размера доходов за минусом расходов после 02.12.2016 на основании данных налоговых органов.

Суд не принимает данный довод, исходя из следующего.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994
N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" любые решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, правоприменительные решения, основанные на акте, который хотя и не признан в результате разрешения дела в конституционном судопроизводстве не соответствующим Конституции Российской Федерации, но которому в ходе применения по конкретному делу правоприменитель придал не соответствующее Конституции Российской Федерации истолкование, то есть расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, впоследствии выявленным Конституционным Судом Российской Федерации, подлежат пересмотру в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в установленном законом порядке. Отказывая в таком пересмотре, правоприменители фактически настаивали бы на истолковании акта, придающем ему другой смысл, нежели выявленный в результате проверки в конституционном судопроизводстве, то есть не соответствующий Конституции Российской Федерации, и тем самым преодолевали бы решения Конституционного Суда Российской Федерации, чего они в силу статей 118, 125, 126 и 128 Конституции Российской Федерации делать не вправе (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 N 1-П и от 21.12.2011 № 30-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 N 34-0, от 12.05.2006 N 135-0 и др.).

По вопросу об общеобязательности и юридической силе решений, принимаемых в порядке конституционного судопроизводства, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08,11.2012 N 25-П указал на недопущение с момента вступления в силу такого постановления Конституционного Суда Российской Федерации применение либо реализацию каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении, в том числе не позволяющее судам общей юрисдикции и арбитражным судам при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, возбужденные до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении.

На основании ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительного того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе, в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

По смыслу ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" содержащиеся в мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации выводу по вопросу толкования и применения действующего законодательства являются обязательными и учитываются судами при рассмотрении споров, вытекающих их применения соответствующих законов.

Применительно к статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации являются одним из источников права.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П вступило в силу 02.02.2016.

Таким образом, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П, являются обязательными и подлежат учету судом.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней штрафов предусмотрен статьей 26 Закона N 212-ФЗ

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

В силу ч. 11 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13 ст. 26 Закона N 212-ФЗ).

Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов (часть 14 ст. 26 Закона N 212-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) решение о возврате сумм и дне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

В целях реализации статьи 21 Закона N 250-ФЗ приказом ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области от 10.01.2017 N 2-А утвержден Порядок организации работы по осуществлению возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, согласно которому решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года принимает Отделение ПФР по Ростовской области в течение 10 рабочих дней (пункты 2, 3 Порядка).

Решение о возврате направляются Отделением ПФР в Управление Федеральной налоговой службы не позднее 1 рабочего дня после принятия (пункт 4 Порядка).

Следовательно, органом, полномочным принимать решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) взносов за 2015, 2016 годы является Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области. Налоговый орган просто исполняет решение пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, полномочиями же принятия указанных решений он не наделен и не имеет возможности его оспорить либо возвратить без исполнения.

Поскольку факт наличия переплаты по страховым взносам за 2015-2016 годы в размере 192017,48 руб. подтверждается материалами дела, требования истца являются обоснованными.

Довод ответчика о том, что к требованиям о взыскании излишне уплаченных страховых взносов применяется срок исковой давности, предусмотренный ст. 78 НК РФ, является несостоятельным.

В силу статьи 21 НК РФ о правах налогоплательщика, статьи 78 НК РФ о зачете или возврате сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога может быть реализовано налогоплательщиком во внесудебном порядке путем обращения в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты налога.

В соответствии с конституционно-правовым смыслом Определения Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О, положения ст. 26 Закона N212-ФЗ направлены не на ущемление прав плательщика сборов, который ошибся в расчете суммы платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяют ему в течение трех лет со дня внесения платежа предъявить органу, осуществляющему контроль за уплатой страховых взносов, обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

В то же время, данные нормы не препятствуют гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, 12.03.2018 года ФИО1 первоначально обратился в ГУ УПФР в г. Волгодонске с заявлением проведении сверки расчетов по взносам, пеням и штрафам за 2014-2016 годы, а также проведении перерасчета страховых взносов, уплачиваемых в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за 2014-2016 годы, так как данные платежи были произведены без учета расходов за отчетные периоды, однако полную информацию о наличии и размере переплаты по страховым взносам за 2015-2016 годы не получил, поскольку УФНС России по Ростовской области в Пенсионный орган не были представлены сведения о доходах и расходах ИП ФИО1 за 2016 год.

17.09.2020 года ИП ФИО1 повторно обратился в Пенсионный орган с заявлением о проведении сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам в период осуществления предпринимательской деятельности за 2015-2016 годы и предоставлении акта сверки, и письмом от 20.10.2020 года №2505 Пенсионным органом была предоставлена информация о наличии у ИП ФИО1 за 2015-2016 годы излишне уплаченных взносов за 2015 год – в сумме 89788,48 рублей, за 2016 год в сумме 102229,00 рублей.

15.12.2020 года ФИО1 обратился в Пенсионный орган с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных денежных средств ГУ УПФР в г. Волгодонске, оформленное письмом, вынесено 21.12.2020.

Таким образом, истцом срок исковой давности на обращение за защитой нарушенного права не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязании принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное), оформленное письмом от 21.12.2020 №ОВЗЛ-17/2-531, об отказе в возврате ФИО1 сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды за 2015 год в размере 95478 рублей 64 копейки, за 2016 год в размере 96538 рублей 84 копейки, а всего в размере 192017 рублей 48 копеек.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное) принять решение о возврате ФИО1 сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды за 2015 год в размере 95478 рублей 64 копейки, за 2016 год в размере 96538 рублей 84 копейки, а всего за период с 2015-2016 года в размере 192017 рублей 48 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: