№2-3231/2023
26RS0017-01-2023-004350-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2023 года город Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края под председательством судьи Домоцева К.Ю., при секретаре судебного заседания Мамышевой М.С., с участием помощников прокурора г. Кисловодска Дворовенко Д.В., ФИО1, представителя ответчика управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска на основании доверенности ФИО2, представителя третьего лица администрации города-курорта Кисловодска на основании доверенности ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кисловодска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска об обязании разработать техническое задание по организации водоснабжения, направить техническое задание по организации водоснабжения в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
прокурор города Кисловодска, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска об обязании разработать техническое задание по организации водоснабжения, направить техническое задание по организации водоснабжения в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры края проведена проверка исполнения администрацией города-курорт Кисловодска требований федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении.
Как установлено в ходе проверки, централизованное водоснабжение в <адрес> не обеспечено до настоящего времени в связи с отсутствием технической возможности подключения данных населенных пунктов к централизованным сетям водоснабжения.
Водоснабжение населения <адрес> осуществляется за счет родников, а также осуществляется организация подвоза воды филиала ГУП СК <адрес>водоканал Предгорный «Межрайводоканал» ПТП Кисловодское.
В свою очередь управлением городского хозяйства администрации города полномочия по организации водоснабжения населения, присоединенного <адрес>, а именно направления технического задания в филиал ГУП СК <адрес>водоканал Предгорный «Межрайводоканал» ПТП Кисловодское для включения в инвестиционную программу ГУП СК «<адрес>водоканал» мероприятий по строительству централизованных сетей в указанном поселке, до настоящего времени не реализованы.
Указанные обязательства нарушают права граждан, проживающих на территории <адрес>, поскольку отсутствие указанных сетей напрямую влияет на качество жизни проживающих на территории поселка граждан.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, истец просит суд: обязать Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: разработать техническое задание по организации водоснабжения <адрес>; направить техническое задание по организации водоснабжения <адрес> в Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> для утверждения.
В судебном заседании помощники прокурора <адрес> Дворовенко Д.В., ФИО1 поддержали исковые требования, которые просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании и представленных возражениях с исковыми требованиями не согласилась по следующим основаниям.
Требования истца о возложении обязанности разработать техническое задание по организации водоснабжения <адрес> заявлены преждевременно так как в соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", орган местного самоуправления поселения (муниципального округа, городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.
В настоящее время управлением городского хозяйства администрации <адрес> проводится работа по разработке технического задания по организации водоснабжения <адрес>. Указанные мероприятия будут выполнены и завершены до ДД.ММ.ГГГГ.
По требованию истца направить техническое задание по организации водо-снабжения <адрес> в филиал ГУП СК Ставрополь-крайводоканал Предгорный «Межрайводоканал» ПТП Кисловодское, сообщаем, что в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 113-кз ”О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти Ставро¬польского края" органы государственной власти <адрес> (Мини¬стерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>) осуществ¬ляют следующие полномочия:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения муниципального, городского округа <адрес> гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водо-снабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения муниципальных, городских округов <адрес>;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";
8) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";
9) установление нормативов состава сточных вод;
10) иные полномочия, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
На основании изложенного просит в иске отказать.
Представитель третьего лица администрации города-курорта Кисловодска ФИО3 в судебном заседании возражала удовлетворению заявленных требований.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК, в судебное заседание не явился, заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие не представил, сведений о причинах неявки и об уважительности этих причин суду не направил. О времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, заказным письмом с уведомлением, направленным по адресу их регистрации, извещение не вручено в связи с истечением срока хранения.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд пришел к следующему.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе, неопределенного круга лиц.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относит организацию в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения в области водоснабжения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п.п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- 1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ.
Часть 1 ст. 3 Федерального закона № 416-ФЗ устанавливает, что целями государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является, в том числе: охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение.
В силу ст. 3 Закона Ставропольского края от 20.12.2018 № 113-кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края» утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ осуществляют органы государственной власти Ставропольского края.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 10.3 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 № 545-п, министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края утверждает технические задания на разработку инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение на территории Ставропольского края.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры края проведена проверка исполнения администрацией города-курорт Кисловодска требований федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении.
Как установлено в ходе проверки, централизованное водоснабжение в <адрес> не обеспечено до настоящего времени в связи с отсутствием технической возможности подключения данных населенных пунктов к централизованным сетям водоснабжения.
Водоснабжение населения <адрес> осуществляется за счет родников, а также осуществляется организация подвоза воды филиала ГУП СК <адрес>водоканал Предгорный «Межрайводоканал» ПТП Кисловодское.
В свою очередь управлением городского хозяйства администрации города полномочия по организации водоснабжения населения, присоединенного <адрес>, а именно направления технического задания в филиал ГУП СК <адрес>водоканал Предгорный «Межрайводоканал» ПТП Кисловодское для включения в инвестиционную программу ГУП СК «<адрес>водоканал» мероприятий по строительству централизованных сетей в указанном поселке, до настоящего времени не реализованы.
Указанные обязательства нарушают права граждан, проживающих на территории <адрес>, поскольку отсутствие указанных сетей напрямую влияет на качество жизни проживающих на территории поселка граждан.
Согласно п.4 ст.14 Федеральном законе от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).).
В соответствиии с п.4 ст. 2 ФЗ от 07.12.2011 №416 «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны. обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям
Согласно ч. 1 ст. 9 Устава городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее –Устав городского округа города-курорта Кисловодска) к вопросам местного значения городского округа города-курорта Кисловодска относится составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа.
Выявленные нарушения федерального законодательства недопустимы, противоречат закреплённым в Федеральном законе от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 41 Конституции РФ об охране здоровья граждан.
Доводы представителя ответчика о том, что проводится работа по разработке технического задания по организации водоснабжения <адрес> не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора г. Кисловодска и считает необходимым данные требования удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора города Кисловодска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска об обязании разработать техническое задание по организации водоснабжения, направить техническое задание по организации водоснабжения в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - удовлетворить.
Обязать Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать техническое задание по организации водоснабжения <адрес>;
- направить техническое задание по организации водоснабжения <адрес> в Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> для утверждения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья К.Ю. Домоцев
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 27 декабря 2023 года.
Судья К.Ю. Домоцев