ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3232/19 от 07.02.2020 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-456/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 07февраля 2020 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Коблева С.А.,

при секретаре Бабенко Т.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ГУП КК «Кубаньводкомплекс» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУП КК «Кубаньводкомплекс» о признании действий, выразившихся в понуждении построить за счет абонента новый технологический колодец для установки водомеров за пределами домовладения и земельного участка, незаконными, технических условий недействительными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд к ГУП КК «Кубаньводкомплекс» с иском о признании действий, выразившихся в понуждении построить за счет абонента новый технологический колодец для установки водомеров за пределами домовладения и земельного участка по адресу: <адрес> - незаконными; признании технических условий № б/н от ДД.ММ.ГГГГ недействительными; взыскании с ответчика расходов по оплате госпошлины.

Требования мотивированы тем, что истица является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и абонентом к ГУП КК «Кубаньводкомплекс» РЭУ «Таманский групповой водопровод», который является единственной организацией, предоставляющей услуги по водоснабжению в границах балансовой принадлежности сетей на территории поселка.В декабре 2018 года со стороны РЭУ «ТГВ» истице было направленоуведомление об истечении межповерочного интервала прибора учета холодной воды и необходимости его замены. При этом как видно в уведомлении и следует из паспорта на прибор учета ВСКМ- 15,прибор учета 2012 года выпуска имеют срок эксплуатации 12 лет.Следовательно, 2018 год является сроком очередной поверки, а не замены прибора. Однако РЭУ «ТГВ» оказывая услуги по платной замене и опломбировке счетчиков и используя свое доминирующее положение, навязало истице именно замену приборов учета на новый. Обратившись с просьбой замены и опломбировки прибора учета, истица получила выставленную квитанцию к оплате и технические условия на вынос узла учета холодной воды. Из технических условий видно, чтоей предписано за собственный счет обустроить технологический колодецна месте врезки в магистральный водопровод на границе сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства и перенести в него приборучета холодного водоснабжения.При этом это физически невозможно по следующим обстоятельствам:дом построен еще в 90-х годах и врезкав магистральный водопровод,и приемка приборов учета осуществлялись в момент постройки дома более 20-ти лет назад;за пределами участкана месте прохождения под землей магистрального водопровода находится муниципальная территория, муниципалитетом заасфальтированы пешеходные дорожки и без специального разрешения муниципалитета поднимать и разрушать асфальт, и вести строительные работы невозможно;на месте прохождения под землей магистрального водопровода проходят линии телекоммуникационной связи, и вести строительные работы без получения разрешения специальных организаций - собственников линий связи также не представляется возможным.Таким образом, чтобы обустроить технологические колодцы, как того требует РЭУ ТГВ», необходимо испрашивать ФИО3 местности, включающую в себя исходные геологические и геодезические сведения об инженерных коммуникациях, имеющихся на ней, с привязкой географических координат, запрашивать разрешение на строительство и снятие асфальтового покрытия у муниципалитета, затем восстанавливать такое асфальтовое покрытие, а также согласовывать строительные работы с организациями связи, а случае повреждения линий связи оплачивать их восстановление.Более того, земельные участки под строительство и обустройство колодцев муниципальными образованиями не представляются. Считает, что РЭУ «ТГВ» такими действияминарушило ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Озащите конкуренции» в части навязывания контрагенту условий договора,невыгодных для контрагента, а также наложения на контрагентов (потребителей услуг) неразумных ограничений и необоснованных условий реализации своих прав. В рассматриваемом случае дома уже оснащены приборами учета, которые ранее были приняты в эксплуатацию. Закон об энергосбережении и Правила указывают на отсутствие норм по обязательному переносу уже эксплуатируемых приборов чета воды.Как видно подключение и договорные отношения между Заявителями и предприятием возникли задолго до утверждения Закона об энергосбережении, и место установки приборов учета воды ранее было согласовано. Приборы учета у абонентов были приняты в эксплуатацию задолго до настоящего времени и, по ним РЭУ «ТГВ» осуществлялся расчет оплаты воды, тем самым данные приборы эксплуатируются на законном основании.При этом ни федеральный закон, ни Правила не устанавливают требования о признании ранее установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета незаконными и не устанавливают требования об их переустановке. В связи с отказом ответчика в проверке и опломбировке водомеров, предприятие рассчитывает ей начисления за поставку холодной воды по нормативу, что в 4-5 раз превышает фактическое потребление ею воды. Считает данные действия незаконными, в связи с чем, обратилась суд.

В судебном заседании истица ФИО1 поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении требований. Считала действия ответчикао понуждении построить за счет абонента новый технологический колодец для установки водомера за пределами ее домовладения незаконными. В получении технических условий необходимости не имеется, все давно подключено, оплата производится за потребленную воду, водопроводом пользуются более 20 лет. При установке прибора учета за пределами земельного участка, его сохранность ею, как абонентом, не будет гарантирована.

Представитель ответчика ГУП КК «Кубаньводкомплекс»ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, представил письменный отзыв, в котором указал, что в соответствии с пунктом 81(13) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя.В пункте 81(12) Правил указано, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета.В соответствии с пунктом 81(10) Правил , эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляется в соответствии с технической документацией.Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляется в соответствии со следующей технической документацией:1) проектная документация на оборудование узла учета.Проектная документация на оборудование узла учета в соответствии с пунктом 31 Правил организации коммерческого учета воды, утвержденных постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ должна содержать: а) указание на место размещения узла учета;б)схему установки (подключения)прибора учета и иных компонентов к сетям водоснабжения и водоотведения;в) сведения о типе используемого прибора учета и сведения, подтверждающие его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;2) паспорт прибора учета; 3) ГОСТ Р 50193.2-92 (ИСО 4064-2-78) (Государственный стандарт Российской Федерации. Измерение расхода воды в закрытых каналах. Счетчики холодной питьевой воды. Требование к установке).Согласно п. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом требований пожарной безопасности,санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Согласно п. 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведенияк отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части не урегулированной жилищным законодательством.Границей балансовой принадлежности по водопроводном сетям, в соответствие с пунктом Правил , является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании;«граница эксплуатационной ответственности» - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.В соответствии с подпунктом «д» пункта 35 Правил абонент обязан установить приборы учета холодной воды на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения.Согласно условиям заключенного между истцом и ответчиком Договора граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетейводоснабжения установлена и согласована сторонами Договора в месте присоединения сети истца в централизованную сеть водоснабжения ответчика.В соответствии пунктом 3.10 Договора объем потребленных потребителем коммунальных ресурсов определяется исходя из показаний приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения.О том, что приборы учета холодной воды должны располагаться на границе балансовой принадлежности по водопроводном сетям указывает указанное действующее законодательство Российской Федерации. Следовательно, условия заключенного Договора не противоречат законодательству Российской Федерации.На основании п. 2.2.4 постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», контрольно-измерительные приборы (КИП) и счетчики должны устанавливаться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по проектам, выполненным специализированной организацией.Согласно п.п. 1.5.1 и 1.5.2 указанного постановления, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. относятся к технической документации длительного хранения, которая должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и тому подобное.Глубина проникания в грунт нулевой температуры для нашего региона 0,8 м и глубина заложения водопровода составляет 1,3 м.Положительная температура в колодце обеспечивается, если он находится в нормальном техническом состоянии: не имеет дыр и щелей, и люк у него закрыт. Колодец также прогревается магистральным водопроводом, по которому проходит вода с температурой 12-15°С.Прибор учета должен быть установлен истцом при соблюдении подпунктов «д» и «с» пункта 35 Правил , а также подпункта 4 Правил , так как узел учета холодной воды должен быть размещен на границе балансовой принадлежности или на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации, осуществляющей холодное водоснабжение.В соответствии подпунктом «ж» пункта 49 Правил узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. В пункте 51 данных Правил прямо указано, что прибор учета является составной частью узла учета.Поскольку по смыслу ч. 4 ст. 20 Закона № 416-ФЗ следует, что, прибор учета является составляющей частью узла учета, при замене прибора учета воды, подлежат применению нормы пункта 8 и раздела V Правил , следовательно, действия пункта 8 Правил распространяются на случай замены прибора учета холодной воды.Таким образом, законодатель прямо связывает неисправность всего узла учета с истечением межповерочного интервала поверки прибора учета.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетомправила, установленного ч. 3 ст. 169 названного кодекса.

На основании ч.9 ст.155 ЖКРФсобственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Размер платы за коммунальные услуги, в соответствии с ч. 1 ст.157 ЖК РФ рассчитывается по общему правилу исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Правилапредоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаютсяПравительствомРоссийской Федерации.

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячемуводоснабжению,холодномуводоснабжению,водоотведению, с оплатой таких услуг, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части, не урегулированной другими федеральными законами (ч. 5 ст.1 Закона).

В соответствии со ст.13 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» по договору горячего или холодноговодоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединеннуюводопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Договор водоснабжения является публичным договором.

В силу ст.20 Федерального закона « Оводоснабжении и водоотведении» количество воды, поданное (полученное) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения подлежит коммерческому учету (п. 1 ч. 1).

Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных указанной выше статьей, расчетным способом (ч. 4).Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственностиабонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Федерального закона «Оводоснабжении и водоотведении», договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжениеи (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц (ч. 5).Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается (ч. 6).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства Российской Федерации во исполнение ст. 157 ЖК РФ.

В пункте 81(2) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) указано, что в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.06.2005г.

По указанному адресу ФИО1 является потребителем услуг водоснабжения и водоотведения, поставщиком которых являетсяГУП КК «Кубаньводкомплекс», на основаниидоговора холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчик оказывает истцу коммунальные услуги холодного водоснабжения по адресу: <адрес>.

Учет потребленной воды в домовладении истца определялся прибором учета (водомером) ВСКМ-15, заводской , 2012 года выпуска.

15.11.2018г. представителем РЭУ «Таманский групповой водопровод» ФИО1 было вручено уведомление о поверке водомера, в связи с истечением срока поверки прибора учета, и предложено обратиться в отдел сбыта для подачи заявления на замену водомера.

Порядок осуществления замены и ввода в эксплуатацию прибора учета воды, после ремонта, замены и поверки прибора учета установлен п. 81 (14) Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется не только в отношении вновь установленных приборов, но и приборов учета после их ремонта, замены и поверки.

Пункт 81(2) Правил предписывает, что в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным п. 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

С целью замены и опломбировки прибора учета воды, истица обратилась к ответчику с заявлением, в ответ на которое получила квитанцию об оплате и технические условия на установку прибора учета воды с учетом обустройства за собственный счет, технологического колодца на месте врезки в магистральный водопровод на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности ответчика.

Из представленных суду материалов дела, и пояснений ответчика, усматривается, что граница эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям домовладения, расположенного по указанному выше адресу устанавливается в точке подключения трубопровода потребителя к магистральному водопроводу, находящемуся в обслуживании ресурсоснабжающей организации (ответчика), запорная арматура, прибор учета воды, которые будут установлены на водопроводном вводе, будут относиться к потребителю (истице) и ею обслуживаться, как потребителем.

Истица не согласна с выданными ей ответчиком техническими условиями, считая требование ответчика об установке прибора учета расхода воды в колодце на месте врезки к системе централизованного водоснабжения за пределами ее домовладения незаконным.

Доводы истицы и мотивы несогласия суд не может принять во внимание, поскольку они противоречат нормам материального права применительно к данному правоотношению, исходя из следующего.

В соответствии с п.п. "т", "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» предусмотрены обязательные условия, при соблюдении которых допускаются к применению средства измерений. К их числу законодатель отнес применение приборов утвержденного типа, прошедших проверку, наличие обязательных требований к условиям их эксплуатации. Сведения о типе прибора, его проверке, условиях эксплуатации содержатся в паспортных данных на прибор.

В соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, выдача технических условий на установку прибора учета, которые, прежде всего, должны содержать требования к месту размещения узла учета и требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета, возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение.

Эти же Правила предписывают, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировкугорячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.

Установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;

в) допуск к эксплуатации узла учета;

г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;

д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

Используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, анализ указанных выше положений свидетельствует о том, что расположение прибора учета воды не зависит от того, в чьем ведении находится элемент коммунальной инфраструктуры, а определяется лишь границей принадлежащего собственнику жилого дома.

Границей балансовой принадлежности по водопроводном сетям, в соответствие с пунктом Правил , является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании;«граница эксплуатационной ответственности» - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

В пп. «д» п. 35ПостановленияПравительстваРФот ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)«Об утверждении Правил холодного водоснабженияи водоотведения и о внесении изменений в некоторые актыПравительстваРоссийской Федерации» также указывается на то, что абонент обязан установить приборы учета холодной воды, сточных вод (в случае если установка прибора учета сточных вод является обязательной для абонента в соответствии с требованиями настоящих Правил) на границе эксплуатационнойответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленныезаконодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Таким образом, прибор учета воды может быть установлен абонентом либо на границе балансовой принадлежности сетей или в ином месте, если это определено договором холодного водоотведения.

Согласно условиям заключенного между истцом и ответчиком Договора граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетейводоснабжения установлена и согласована сторонами Договора в месте присоединения сети истца в централизованную сеть водоснабжения ответчика.

В соответствии п. 3.10 Договора объем потребленных потребителем коммунальных ресурсов определяется исходя из показаний приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения.

Сторонами не заключалось договора по водоснабжениюи водоотведению, в котором было бы четко определено иное место установки прибора, нежели место на границе балансовой принадлежности сетей.

На основании п. 2.2.4 постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», контрольно-измерительные приборы (КИП) и счетчики должны устанавливаться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по проектам, выполненным специализированной организацией.

Согласно п.п. 1.5.1 и 1.5.2 указанного постановления, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. относятся к технической документации длительного хранения, которая должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и тому подобное.Глубина проникания в грунт нулевой температуры для нашего региона 0,8 м и глубина заложения водопровода составляет 1,3 м.Положительная температура в колодце обеспечивается, если он находится в нормальном техническом состоянии: не имеет дыр и щелей, и люк у него закрыт. Колодец также прогревается магистральным водопроводом, по которому проходит вода с температурой 12-15°С.

Прибор учета должен быть установлен истцом при соблюдении подпунктов «д» и «с» пункта 35 Правил , а также подпункта 4 Правил , так как узел учета холодной воды должен быть размещен на границе балансовой принадлежности или на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации, осуществляющей холодное водоснабжение.

В соответствии подпунктом «ж» пункта 49 Правил узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. В пункте 51 данных Правил прямо указано, что прибор учета является составной частью узла учета.

Поскольку по смыслу ч.4 ст.20 Закона № 416-ФЗ следует, что, прибор учета является составляющей частью узла учета, при замене прибора учета воды, подлежат применению нормы пункта 8 и раздела V Правил , следовательно, действия пункта 8 Правил распространяются на случай замены прибора учета холодной воды.

Таким образом, законодатель прямо связывает неисправность всего узла учета с истечением межповерочного интервала поверки прибора учета.

Поскольку в связи с выходом из строя ранее установленного прибора учета, абонент устанавливает новый прибор учета, то при его установке, требование о соблюдении нормативных правовых актов, действующих на момент установки нового прибора учета, является законным и обоснованным.

Отказывая в иске, суд также учитывает, что подтверждающих необходимость установки прибора учета в прежнем месте, истец не представил, какне представил и доказательства отсутствия технической возможности по установке прибора учета согласно необходимой технической документации, разработанной по результатам проектирования узла учета.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к ГУП КК «Кубаньводкомплекс» о признании действий, выразившихся в понуждении построить за счет абонента новый технологический колодец для установки водомеров за пределами домовладения и земельного участка, незаконными, технических условий недействительными – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

ПредседательствующийС.А. Коблев

Решение суда в окончательной форме принято 11.02.2020 г.