Дело №2-3233/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Хабаровск 21 сентября 2020 года
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Бисюрко Ю.А., при секретаре судебного заседания Жаворонковой Д.В., с участием помощника Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Дорошенко Л.В., представителя ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ванинского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности принять меры к утверждению плана обеспечения транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Ванинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности принять меры к утверждению плана обеспечения транспортной безопасности, указав в обоснование своих требований следующее.
Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ОАО «РЖД» требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Оунэ Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», по результатам которой установлено следующее. Согласно п. 3 Устава ОАО «РЖД», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585, ОАО «РЖД» является юридическим лицом, организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и Устава. Проверкой установлено, что объекту транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Оунэ Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Федеральным агентством железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ присвоена III категория степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий (включен в Реестр объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта за №). ДД.ММ.ГГГГ Росжелдором утверждены результаты оценки уязвимости ОТИ «Железнодорожная станция Оунэ», ДД.ММ.ГГГГ утверждены результаты дополнительной оценки уязвимости. ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной дирекции управления движением план обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция Оунэ» направлен на утверждение в Росжелдор. Письмом Дальневосточного территориального управления Росжелдора от ДД.ММ.ГГГГ№ в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция Оунэ» (реестровый номер ЖСТ601049) отказано в связи с несоответствием плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности, установленным нормативными правовыми актами. Основаниями для отказа в утверждении Плана ОТИ «Железнодорожная станция Оунэ» явились нарушения Требований и Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Порядок), а именно, нарушения, указанные в заключении Росжелдора от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержденного руководителем Росжелдора ФИО3 Так, вопреки п. 5.2 Требований в Плане обеспечения транспортной безопасности ОТИ не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ. В нарушение п. 5.3 Требований на ОТИ не образовано, не сформировано или не привлечено подразделение транспортной безопасности. Вопреки п. 5.28 Требований в Плане обеспечения транспортной безопасности ОТИ отсутствует информация об обеспечении аудио- и видеозаписи с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах (постах) и пункте управления обеспечения транспортной безопасности. В нарушение п. 5.7 Требований сроки реализации Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ установлены не в соответствии с категорией ОТИ. В нарушение п. 5.9 Требований в Плане отсутствует согласованный с Федеральным агентством железнодорожного транспорта образец материального пропуска, действующего на ОТИ. В нарушение п. 5.9 Требований отсутствует согласованный порядок передачи уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации выявленных лиц, совершивших, совершающих или подготавливающих совершение актов незаконного вмешательства. Проверкой установлено, что План обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция Оунэ» до настоящего времени не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства о транспортной безопасности и в Росжелдор повторно на утверждение не направлен. Согласно ответа Дальневосточной дирекции управления движением от ДД.ММ.ГГГГ№ на запрос Ванинской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ после получения Дирекцией заключений Росжелдора об отказе в утверждении Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ повторно план на утверждение не направлялся по причине отсутствия подразделений транспортной безопасности. Перечень железнодорожных станций, требующих привлечения подразделений транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства, будет учитываться при формировании перечня на 2021 год. Нарушения законодательства о транспортной безопасности препятствуют утверждению Плана, затягивают сроки его реализации и свидетельствуют, в том числе, о нарушении Дирекцией Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№. Ненадлежащее исполнение вышеуказанных требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности может повлечь за собой угрозу применения к объекту транспортной инфраструктуры акта незаконного вмешательства, а также свидетельствует о недостаточной защищенности ОТИ «Железнодорожная станция Оунэ».
Прокурор просит суд возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
1) принять меры к утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Оунэ Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (реестровый №№) путем устранения нарушений, допущенных при его разработке, а именно:
образовать, сформировать или привлечь подразделение транспортной безопасности;
указать в Плане обеспечения транспортной безопасности ОТИ сведения о назначении лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности ОТИ;
указать в Плане обеспечения транспортной безопасности ОТИ информацию об обеспечении аудио- и видеозаписи с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах (постах) и пункте управления обеспечения транспортной безопасности;
установить сроки реализации Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ в соответствии с категорией ОТИ;
приложить к Плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ согласованный с Федеральным агентством железнодорожного транспорта образец материального пропуска, действующего на ОТИ;
приложить к Плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ согласованный порядок передачи уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации выявленных лиц, совершивших, совершающих или подготавливающих совершение актов незаконного вмешательства.
2) после устранения нарушений, допущенных при разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Оунэ», направить его на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
В судебном заседании помощник Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Дорошенко Л.В. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что не возражает против установления срока исполнения решения суда 18 месяцев.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 иск не признала, представила письменный отзыв, поддержала доводы, изложенные в нем. Дополнительно пояснила, что в случае удовлетворения иска просит увеличить срок исполнения решения суда до 18 месяцев.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложено на субъекты транспортной инфраструктуры.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ, п.п. 6 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п.п. 7 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий обязаны реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры поэтапно в предусмотренные этим планом сроки в течение одного года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ № 495 от 26.04.2017 утверждены новые требования обеспечения транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 4 Приказ Минтранса России от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» план оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью.
Пункт 5 Приказ Минтранса России от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» план разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства. Для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка Плана для группы транспортных средств.
В судебном заседании установлено, что объекту транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Оунэ Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Федеральным агентством железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ присвоена III категория степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий (включен в Реестр объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта за №
ДД.ММ.ГГГГ Росжелдором утверждены результаты оценки уязвимости ОТИ «Железнодорожная станция Оунэ», ДД.ММ.ГГГГ утверждены результаты дополнительной оценки уязвимости.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной дирекции управления движением план обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция Оунэ» направлен на утверждение в Росжелдор.
Письмом Дальневосточного территориального управления Росжелдора от ДД.ММ.ГГГГ№ в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция Оунэ» (реестровый номер №) отказано в связи с несоответствием плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности, установленным нормативными правовыми актами. Основаниями для отказа в утверждении Плана ОТИ «Железнодорожная станция Оунэ» явились нарушения Требований и Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34, а именно, нарушения, указанные в заключении Росжелдора от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержденного руководителем Росжелдора ФИО3
Так, вопреки п. 5.2 Требований в Плане обеспечения транспортной безопасности ОТИ не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ. В нарушение п. 5.3 Требований на ОТИ не образовано, не сформировано или не привлечено подразделение транспортной безопасности. Вопреки п. 5.28 Требований в Плане обеспечения транспортной безопасности ОТИ отсутствует информация об обеспечении аудио- и видеозаписи с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах (постах) и пункте управления обеспечения транспортной безопасности. В нарушение п. 5.7 Требований сроки реализации Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ установлены не в соответствии с категорией ОТИ. В нарушение п. 5.9 Требований в Плане отсутствует согласованный с Федеральным агентством железнодорожного транспорта образец материального пропуска, действующего на ОТИ. В нарушение п. 5.9 Требований отсутствует согласованный порядок передачи уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации выявленных лиц, совершивших, совершающих или подготавливающих совершение актов незаконного вмешательства.
План обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция Оунэ» до настоящего времени не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства о транспортной безопасности и в Росжелдор повторно на утверждение не направлен, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Согласно ответу Дальневосточной дирекции управления движением от ДД.ММ.ГГГГ№ на запрос Ванинской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ после получения Дирекцией заключений Росжелдора об отказе в утверждении Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ повторно план на утверждение не направлялся по причине отсутствия подразделений транспортной безопасности. Перечень железнодорожных станций, требующих привлечения подразделений транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства, будет учитываться при формировании перечня на 2021 год.
Нарушения законодательства о транспортной безопасности препятствуют утверждению Плана, затягивают сроки его реализации и свидетельствуют, в том числе, о нарушении Дирекцией Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34.
При изложенных обстоятельствах требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом, как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для исполнения обязанности определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ОАО «Российские железные дороги» должно быть исполнено решение суда – в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
1) принять меры к утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Оунэ Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (реестровый №) путем устранения нарушений, допущенных при его разработке, а именно:
образовать, сформировать или привлечь подразделение транспортной безопасности;
указать в Плане обеспечения транспортной безопасности ОТИ сведения о назначении лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности ОТИ;
указать в Плане обеспечения транспортной безопасности ОТИ информацию об обеспечении аудио- и видеозаписи с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах (постах) и пункте управления обеспечения транспортной безопасности;
установить сроки реализации Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ в соответствии с категорией ОТИ;
приложить к Плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ согласованный с Федеральным агентством железнодорожного транспорта образец материального пропуска, действующего на ОТИ;
приложить к Плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ согласованный порядок передачи уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации выявленных лиц, совершивших, совершающих или подготавливающих совершение актов незаконного вмешательства.
2) после устранения нарушений, допущенных при разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Оунэ», направить его на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Центральный районный суд г.Хабаровска – 02.10.2020.
Судья Ю.А. Бисюрко
Копия верна – судья:
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦Судья ______________________ Ю.А.Бисюрко¦
¦ ¦
¦Секретарь с/з____________Д.В.Жаворонкова¦
¦ ¦
¦ _______________________¦
¦"_____" ___ 2020 г. ¦
L-----------------------------------------
Решение суда не вступило в законную силу _________
Уникальный идентификатор дела ________________________
Подлинник Решения подшит в дело № __________ и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска