Дело <номер>
УИД 18RS0003-01-2023-001124-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Михалевой И.С.,
при секретаре Микрюкове Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, досрочном назначении страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее-ОСФР, пенсионный орган) о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, досрочном назначении страховой пенсии, мотивируя свои требования следующим.
ФИО1 21.06.2022г. обратилась в ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п.19 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». К заявлению были приложены: выписка из ИЛС застрахованного лица от 09.08.2022г., трудовая книжка, справка, уточняющая льготный характер работы от 24.03.2021г., справка, уточняющая льготный характер работы от 23.07.2021г., справка от 30.07.2021г., справка от 11.11.2021г., документ об образовании, удостоверение о повышении квалификации, свидетельство о рождении. Решением №176993/22 от 09.08.2022г. ответчик отказал истцу в удовлетворении его заявления и назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью выработки стажа.
В период с 09.01.2001г. по 12.02.2001г. (1 месяц 4 дня), с 20.10.2001г. по 31.12.2001г. (2 месяца 11 дней) истец работал в МОУ «Удмурт-Вишурская начальная образовательная школа», данный период работ отражен без кода условий для досрочного назначения страховой пенсии. В решении об отказе в назначении пенсии не отражена работа в период с 07.07.2020г. по настоящее время (3 года 1 месяц 2 дня) в АУСО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» в должности воспитателя. Однако наименование должности «Воспитатель» в Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей входит в список должностей и учреждения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, стаж истца составляет 25 лет 9 месяцев 19 дней, что говорит о выработанности стажа.
Истец, с учетом уточненных исковых требований просил: признать решение от 09.08.2022г. №176993 об отказе в досрочном назначении истцу стразовой пенсии, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ОПФРФ по УР, а именно с 21.06.2022г.; обязать ответчика принять решение о досрочном назначении истцу страховой пенсии в связи с включением в стаж работы, дающей на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: период работы истца с 09.01.2001г. по 12.02.2001г., с 20.10.2001г. по 31.12.2001г., в МОУ «Удмурт-Вишурская начальная общеобразовательная школа», АУСО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района" с 07.07.2020г. – настоящее время; обязать ответчика возместить сумму судебных расходов состоящих из государственной пошлины в размере 300 руб. и издержек, связанных с рассмотрением дела – гонорара адвоката в размере 40000 руб., а также услуг почтовых отправлений.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требований поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала.
В судебное заседание истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрено в отсутствие истца.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обязанность суда входит определение предмета доказывания (совокупности юридических фактов, установление которых необходимо для разрешения дела по существу) и создание необходимых условий для сбора и истребования доказательств.
Пенсионное обеспечение в РФ с 01.01.2015 г. осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждении (организации), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Статьями 11 и 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы: с 09.01.2001г. по 12.02.2001г. (1 месяц 4 дня), с 20.10.2001г. по 31.12.2001г. (2 месяца 11 дней) в МОУ «Удмурт-Вишурская начальная образовательная школа» отражены без указания кода льготных условий труда.
Достоверность указанных сведений истцом не оспорена. Согласно ответа Управления образования Администрации Алнашского района от 05.08.2021г., лицевые счета и расчетно-платежные ведомости по Удмурт-Вишурской школе в архив не поступали. Согласно ответа Администрации Алнашского района УР от 11.11.2021г., документы по личному составу и основной деятельности Удмурт-Вишурской школы за 1988-2003г.г. на хранение в архивный отдел не поступали. Указанная информация отсутствует также в Министерстве образования и науки УР.
Истец также ссылается на то, что в решении об отказе в назначении пенсии не отражен работа в период с 07.07.2020г. по настоящее время (3 года 1 месяц 2 дня) в АУСО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» в должности воспитателя.
В соответствии со Списом должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", должность «воспитатель» действительно поименована. Однако, в рассматриваемом споре, Бюджетное учреждение социального обслуживания УР «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения» (филиал-АУСО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района»), согласно выписке из ЕГРЮЛ не является учреждением, указанным в списке. Согласно выписке ЕГРЮЛ основным видом деятельности Бюджетного учреждения социального обслуживания УР «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения» является – предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам, то есть является учреждением социального обслуживания. Однако, АУСО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района», согласно Положения о филиале бюджетного учреждения социального Удмуртской Республики «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения» в Алнашском районе, предоставляет социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам и иным лицам (п.2 Положения).
Таким образом, Бюджетное учреждение социального обслуживания УР «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения» (филиал-АУСО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района») не может быть отнесен к учреждениям социального обслуживания, указанным в п.1.13 вышеуказанного Списка, который в силу указанных требований должен оказывать социальные услуги детям и подросткам.
При этом судом установлено, что Бюджетное учреждение социального обслуживания УР «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения» создано путем реорганизации в форме слияния, является правопреемником КУ УР для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Алнашский детский дом». Однако, при этом тождество указанных учреждений для подтверждения права на досрочное назначение пенсии по старости, нормативно не установлено.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежит оставить без удовлетворения в полном объеме.
Частью 1 статьи 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 этого же Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в приведенной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку иск ФИО1 оставлен без удовлетворения, требование о взыскании расходов по оплате государственной пошлины, расходов по оплате услуг представителя, почтовых расходов также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1, (паспорт <данные изъяты>) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН <***>) о признании решения от 09.08.2022г. №176993 об отказе в досрочном назначении истцу страховой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсию по старости с момента обращения в ОПФРФ по УР, а именно с 21.06.2022г., возложении обязанности на ответчика принять решение о досрочном назначении истцу страховой пенсии в связи с включением в стаж работы, дающей на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: период работы истца с 09.01.2001г. по 12.02.2001г., с 20.10.2001г. по 31.12.2001г., в МОУ «Удмурт-Вишурская начальная общеобразовательная школа», АУСО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района" с 07.07.2020г. – настоящее время, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Решение изготовлено в окончательной форме 02 октября 2023 года.
Председательствующий судья Михалева И.С.