ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3235/2014 от 18.06.2014 Волжского городского суда (Волгоградская область)

 Дело №2-3235\2014                        18 июня 2014 года

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

 председательствующего Платоновой Н.М.

 при секретаре Галаховой Д.Ю.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском

 18 июня 2014 года гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> к С.В.А., Избирательной комиссии <адрес> о признании договоров недействительными и применении последствий недействительности сделки,

 У С Т А Н О В И Л:

 Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с исковыми требованиями в защиту интересов <адрес> к С.В.А., Избирательной комиссии <адрес> о признании договоров недействительными и применении последствий недействительности сделки, в обоснование указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения Избирательной комиссией <адрес> требований бюджетного законодательства в ходе которой выявлено, что "."..г., между Избирательной комиссией <адрес> и С.В.А. заключен договор №№... предметом которого являлось оказание консультационных услуг по вопросам информационно-разъяснительной деятельности в межвыборный период, направленной на повышение правовой культуры избирателей и иных участников избирательного процесса. Денежные средства во исполнение указанного договора перечислены С.В.А. в размере <...> рублей. Аналогичные договоры заключены между Избирательной комиссией <адрес> и С.В.А. "."..г. №... и "."..г. №№... Всего С.В.А. получены денежные средства в размере <...> рублей. С.В.А. являлся нештатным членом комиссии с правом решающего голоса, в связи с чем, ему были за период с "."..г. по "."..г. также перечислены денежные средства в размере <...> рублей. Распоряжением комиссии от "."..г. №... полномочия по разработке и реализации мероприятий, связанных с правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссии и других организаторов выборов, оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям возложены на члена комиссии на постоянной основе ФИО4 Считают, что средства областного бюджета в указанном размере <...> рублей, использованные комиссией на оплату услуг по гражданско-правовому договору, заключенному с ответчиком, которые являются его полномочиями, использованы неправомерно, в результате чего бюджету <адрес> нанесен ущерб. Полагая, заключенные договоры ничтожной сделкой, совершенной в нарушение требований ст.34 БК РФ, Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", просил, с учетом уточнения заявленных требований, признать договоры №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., заключенные между С.В.А. и Избирательной комиссией <адрес> недействительными и применении последствий недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение и взыскать с С.В.А. в пользу Избирательной комиссией <адрес> денежные средства по <...> рублей полученных по каждому договору.

 Представитель истца ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.

 В судебном заседании ответчик С.В.А., представитель ответчика Избирательной комиссии <адрес> ФИО10. возражали против удовлетворения исковых требований, пояснив, что С.В.А. действительно с "."..г. являлся нештатным членом комиссии с правом решающего голоса, с "."..г. по "."..г. он не имел постоянного места работы. Оспариваемые договоры являются заключенными между сторонами в требуемой и надлежащей форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям, Избирательной комиссией <адрес> оплата за выполнение не входящих в его обязанности консультационных услуг была произведена как физическому лицу в рамках гражданско-правового договора. Оснований, по которым оспариваемые договоры являются ничтожными, не имеется.

 Представитель 3-его лица Министерства <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены в установленном законом порядке, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие.

     Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства, считает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением интересов субъектов Российской Федерации.

 Избирательные комиссии, комиссии референдума в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Волгоградской области, настоящим Законом, иными законами Волгоградской области, иными нормативными правовыми актами Волгоградской области, уставами муниципальных образований, а в случаях, предусмотренных законами, также инструкциями и иными нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной комиссии Волгоградской области, избирательных комиссий муниципальных образований (ст. 2, Закон Волгоградской области от 07.12.2006 N 1378-ОД "Об избирательных комиссиях в Волгоградской области")    На основании ч.10 ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательная комиссия субъекта Российской Федерации:

 в) обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

 д) осуществляет на территории субъекта Российской Федерации меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации, распределяет выделенные из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

 ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

 м) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

 В Волгоградской области действует Избирательная комиссия Волгоградской области (ст. 5, Закон Волгоградской области от 07.12.2006 N 1378-ОД "Об избирательных комиссиях в Волгоградской области").

      Согласно ч.1 ст.6 Закона от 07.12.2006 N 1378-ОД, Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов на территории Волгоградской области.

 На основании ч.18.1 Закона от 07.12.2006 N 1378-ОД,    в целях обеспечения материально-финансовых условий для осуществления членами Избирательной комиссии Волгоградской области с правом решающего голоса, не работающими в комиссии на постоянной (штатной) основе, своих полномочий указанным членам комиссии выплачивается вознаграждение в порядке и размере, установленных Избирательной комиссией Волгоградской области, за счет средств, выделенных комиссии из областного бюджета на обеспечение ее деятельности. Вознаграждение членам Избирательной комиссии Волгоградской области с правом решающего голоса, не работающим в комиссии на постоянной (штатной) основе, индексируется одновременно с индексацией ежемесячного    оклада    денежного    вознаграждения    лиц,    замещающих государственные должности Волгоградской области.

 В соответствии с ч.19 Закона от 07.12.2006 N 1378-ОД, члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

 В соответствии с ч.9 Постановления ЦИК России от 08.12.2011 N 68/571-6 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации", с применением положений п.1 ст.6 ГК РФ, избирательные комиссии могут привлекать на основании гражданско-правовых договоров граждан к выполнению в комиссиях работ, оказанию услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов (далее - работы), с оплатой их труда за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов.

 Гражданско-правовые договоры на выполнение работ в избирательных комиссиях заключаются между гражданином и председателем соответствующей избирательной комиссии.

 В условиях гражданско-правового договора должны быть определены вид и объем поручаемой работы, сроки ее выполнения, размер, сроки и порядок оплаты (поэтапно либо после выполнения всего объема работы). Выплаты по указанному договору производятся на основании подписанного гражданином и председателем соответствующей избирательной комиссии акта выполненных работ, в котором указываются вид и объем фактически выполненных работ, срок и качество их исполнения.

 В судебном заседании установлено, что постановлением <адрес> Думы от "."..г. №№..., С.В.А. назначен нештатным членом Избирательной комиссии <адрес> с правом решающего голоса.

 С "."..г. по "."..г. С.В.А. постоянного места работы не имел, что подтверждается копией трудовой книжки.

 "."..г. между Избирательной комиссией <адрес>, в лице председателя ФИО6 и С.В.А. заключен договор №№..., предметом которого являлось оказание консультационных услуг по вопросам информационно-разъяснительной деятельности в межвыборный период, направленной на повышение правовой культуры избирателей и иных участников избирательного процесса. Срок договора определен с "."..г. по "."..г..

 Во исполнение указанного договора С.В.А. были оказаны консультационные услуги по вопросам информационно-разъяснительной деятельности в межвыборный период, направленной на повышение правовой культуры избирателей, что подтверждается представленной копией отчета, актом об оказании услуг и пояснительной запиской, из которой следует, что он совместно с профессорско-преподавательским составом Волжского филиала Московского юридического института подготовил, обсудил и скорректировал предложения путеводителя по избирательному праву, а также примерный план совместных мероприятий на 2012-2013 учебный год.

 С.В.А. от Избирательной комиссии <адрес> по договору от "."..г. получены денежные средства в размере <...> рублей.

 "."..г. между Избирательной комиссией <адрес>, в лице председателя ФИО6 и С.В.А. заключен договор №№..., предметом которого являлось оказание консультационных услуг по вопросам информационно-разъяснительной деятельности в межвыборный период, направленной на повышение правовой культуры избирателей и иных участников избирательного процесса. Срок договора определен с "."..г. по "."..г..

 Во исполнение указанного договора С.В.А. были оказаны консультационные услуги по вопросам информационно-разъяснительной деятельности в межвыборный период, направленной на повышение правовой культуры избирателей, что подтверждается представленной копией отчета, актом об оказании услуг и пояснительной запиской, из которой следует, что им проконсультирован авторский коллектив в составе студентов Волжского филиала Международного юридического института и членов Территориальной избирательной комиссии <адрес>, разработавший учебно-методический материал, направленный на повышение правовой культуры молодых избирателей и включивший в себя опыт практической реализации накопленных теоретических знаний в области избирательного законодательства и права. Скорректированы и внесены поправки в отдельные положения указанного учебно-методического материала. Оказаны консультационные услуги по вопросу сопровождения заключения договоров о сотрудничестве, а также об организации преддипломной практики студентов Волжского филиала Международного юридического института и Волжского филиала Волгоградского государственного университета.

 С.В.А. от Избирательной комиссии <адрес> по договору от "."..г. получены денежные средства в размере <...> рублей.

 "."..г. между Избирательной комиссией <адрес>, в лице председателя ФИО6 и С.В.А. заключен договор №№..., предметом которого являлось оказание консультационных услуг по вопросам информационно-разъяснительной деятельности в межвыборный период, направленной на повышение правовой культуры избирателей и иных участников избирательного процесса. Срок договора определен с "."..г. по "."..г..

 Во исполнение указанного договора С.В.А. были оказаны консультационные услуги по вопросам информационно-разъяснительной деятельности в межвыборный период, направленной на повышение правовой культуры избирателей, что подтверждается представленной копией отчета, актом об оказании услуг и пояснительной запиской, из которой следует, что им оказаны следующие консультационные услуги по вопросам: совместно с профессорско-преподавательским составом Волжского филиала Московского юридического института подготовлена, обсуждена и скорректирована примерная тематика проведения круглых столов и научно-практических дискуссий об изменениях порядка выборов глав субъектов РФ в период 2012-2013 учебного года: выборы глав регионов: мировой и отечественный опыт (на примерах американской и новой российской моделей), президентские,    региональные    и    местные    фильтры    по    выборам    глав регионов    (позиция    Президента    РФ,    партийная    поддержка,    поддержка муниципалитетов), политико-правовая основа порядка допуска к выборам глав субъектов РФ кандидатов (Уставы субъектов РФ), новый     порядок     выборов     губернаторов.

 С.В.А. от Избирательной комиссии <адрес> по договору от "."..г. получены денежные средства в размере <...> рублей.

 Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.153 ГК РФ)

 В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

 Согласно ст. 168 ГК РФ (в редакции ФЗ, действовавшей на момент заключения оспариваемых договоров), сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

 Прокурор, оспаривая договоры, ссылается на то обстоятельство, что на С.В.А. Регламентом Избирательной комиссии <адрес> ст.17 возложены обязанности в том числе: оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям; разработка и реализация мероприятий, связанных с правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции.

 Вместе с тем, как следует, из представленных документов, С.В.А. на постоянной (штатной) основе не работал в Избирательной комиссии <адрес>, а обязанности, в указанной прокурором части, предусмотренные п.17 Регламентом Избирательной комиссии <адрес>, возложены распоряжением Избирательной комиссии <адрес> №№... от "."..г., а именно оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям на членов Избирательной комиссии <адрес>, работающих на постоянной (штатной) основе: ФИО7, ФИО8, ФИО4, ФИО9, а разработка и реализация мероприятий, связанных с правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции возложена на ФИО4

 Исходя из положений ст.10 Регламента Избирательной комиссии <адрес>, председатель Комиссии осуществляет полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами <адрес>, актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, настоящим Регламентом и распределением обязанностей в Комиссии.

 В соответствии со ст.20 Регламента Избирательной комиссии <адрес> (в редакции от "."..г., действовавшей на момент спорных правоотношений), член Комиссии с правом решающего голоса обязан: организовывать подготовку вопросов, вносимых на рассмотрение Комиссии в соответствии с решениями Комиссии и поручениями Председателя Комиссии; присутствовать на всех заседаниях Комиссии; заблаговременно информировать секретаря Комиссии о невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине; выполнять поручения Комиссии, а также Председателя, заместителя Председателя и секретаря Комиссии, данные в пределах их компетенции; выполнять требования законодательства Российской Федерации, нормативных актов Комиссии, определяющих правила организации работы Комиссии, трудового распорядка.

     Согласно ст.17 Регламента Избирательной комиссии <адрес> (в редакции от "."..г., действовавшей на момент спорных правоотношений), члены Комиссии с правом решающего голоса организуют работу на территории <адрес> по указанным в данной статье направлениям деятельности Комиссии на основании планов работы Комиссии, вместе с тем, исходя из пояснений в судебном заседании обязанности представителя Избирательной комиссии <адрес>, предусмотренные п.17 Регламентом Избирательной комиссии <адрес>, возложены распоряжением Избирательной комиссии <адрес> №№... от "."..г. на членов Избирательной комиссии <адрес> работающих на постоянной (штатной) основе, а также ответственными по плану работы могут быть только члены Избирательной комиссии <адрес> работающих на постоянной (штатной) основе.

 Кроме того, выполненная С.В.А. в рамках оспариваемых договоров работа, по своему характеру и правовому смыслу, не может быть отнесена к мероприятиям определенным ст.17 Регламента Избирательной комиссии <адрес>, в части оказания правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям; разработка и реализация мероприятий, связанных с правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции.

 Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

 В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 При таких условиях, оспариваемые договоры полностью соответствуют указанным положениям закона и основания, предусмотренные статьей 168 ГК РФ, для признания их недействительным отсутствуют. Оспариваемые договоры с С.В.А. заключены как с физическим лицом, нормы действующего законодательства, в том числе и <адрес> от 07.12.2006 N 1378-ОД "Об избирательных комиссиях в <адрес>" не содержит указание на запрет для заключения такого рода договоров, в том числе с членом Избирательной комиссии <адрес> не работающим на постоянной (штатной) основе.

 Таким образом, прокурором не представлено суду объективных и достаточных оснований, для применения положений ст.168 ГК РФ в редакции действовавшей на момент заключения договоров. Суд приходит к выводу, что интересы <адрес> оспариваемыми договорами, в интересах которой обращается прокурор, не нарушены. Ссылка прокурора на применение положений ст.168 ГК РФ, в действующей редакции, применяемой к сделкам, совершенным с "."..г., основана на неправильном толковании норм права, а ссылка на ст. <адрес> от 07.12.2006 N 1378-ОД "Об избирательных комиссиях в <адрес>" в части финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, референдумов также не состоятельна, поскольку положением закона предусмотрено финансирование за счет средств областного бюджета расходов избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов. Заключенные договоры также не противоречат положениям ст.34 БК РФ. Предмет договоров определен и неоднозначность в его толковании отсутствует. Также суд не находит оснований и для применения положений ст.167 п.2 ГК РФ к оспариваемым договорам.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес> к С.В.А. о признании договоров №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., заключенных между С.В.А. и Избирательной комиссией <адрес> недействительными и применении последствий недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение и взыскании с С.В.А. в пользу Избирательной комиссией <адрес> денежных средств по <...> рублей полученных по каждому договору, поскольку истцом в соответствии с положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено и судом не установлено доказательств, свидетельствующих о ничтожности, либо недействительности оспариваемых договоров.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

       В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес> к С.В.А. о признании договоров №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., заключенных между С.В.А. и Избирательной комиссией <адрес> недействительными и применении последствий недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение и взыскании с С.В.А. в пользу Избирательной комиссией <адрес> денежных средств по <...> рублей полученных по каждому договору – ОТКАЗАТЬ.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья: подпись.

 Справка: мотивированное решение суда составлено "."..г..

 Судья: подпись.