Дело № 2-3235/2021
24RS0017-01-2021-004512-80
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
21 декабря 2021 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Терентьевой Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Меркуловой В.В.,
с участием представителя ответчика Зоркиной И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова Максима Александровича к Управлению Росреестра по Красноярскому краю о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Егорова М.А. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Красноярскому краю о возложении обязанности.
Требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка общей площадью 45 582 кв.м, распложенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Зыковского сельсовета с изменениями, утвержденными решением Березовского районного совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне – зона сельскохозяйственных угодий (Сх1.2), одним из видов разрешенного использования является предоставление коммунальных услуг (код – 3.1.1.). В мае 2021 года обратился в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о внесении изменений в ЕГРН вида разрешенного использования указанного земельного участка с: «для сельскохозяйственного производства» на разрешенный вид использования – «предоставление коммунальных услуг», в чем было отказано. На основании изложенного, просил возложить на Управление Росреестра по Красноярскому краю обязанность внести изменения в ЕГРН вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 45 582 кв.м, распложенного по адресу: <адрес> – предоставление коммунальных услуг.
В судебном заседании представитель ответчика Зоркина И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, настаивала на отказе в их удовлетворении по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в структурное подразделение Краевого государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении (изменении) разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №. К заявлению прилагался ответ Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, согласно которому в соответствии с Правилами землепользования застройки Зыковского сельсовета с изменениями, утвержденными решением Березовского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне - зона сельскохозяйственных угодий (Сх1.2), имеет вид разрешенного использования - предоставление коммунальных услуг. При проведении правовой экспертизы установлено что, спорный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет установленное разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, уточненную площадь 45 582 кв.м. Земельный участок образован путем выдела из исходного земельного участка с кадастровым № в счет земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий. Согласно п. 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Исходя из требований, установленных ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю направлен межведомственный запрос в администрацию Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края о представлении информации о принадлежности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № к территориальной зоне, в ответе на который сообщено, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне (Cx1.2) зона сельскохозяйственных угодий. Пунктом 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о виде разрешенного использования земельного участка. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в числе прочих на земли сельскохозяйственного назначения, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В силу п. п. 1, 2 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподоорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В силу п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. При этом использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Сельскохозяйственные угодья, как имеющие приоритет в использовании и подлежащие особой охране, не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (п. п. 1, 6 ст. 79 ЗК РФ). Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (вопрос 5), для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Таким образом, невозможно изменить вид разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения без изменения их категории. По смыслу ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения допускается в другую категорию земель в исключительных случаях, в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ). С учетом изложенного, законодатель не предполагает изменение вида разрешенного использования земельного участка без изменения существующего целевого режима землепользования сельскохозяйственного угодья. Между тем, представленный Егоровым М.А. ответ Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края не содержит сведений об изменении в установленном законом порядке правового режима использования сельскохозяйственного угодья, на котором располагается земельный участок с кадастровым номером №, доказательств, объективно подтверждающих факт выбытия спорного земельного участка из сельскохозяйственного угодья в связи с утратой его ценности, в рамках межведомственного взаимодействия государственному регистратору не представлено, при этом ответ на межведомственный запрос из администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края не опровергает отношение спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере земельных отношений. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ№, предусматривает, в том числе такой вид разрешенного использования, как код 3.1.1 - «предоставление коммунальных услуг» (размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега). Вид разрешенного использования включен в содержание общего вида разрешенного использования «Общественное использование объектов капитального строительства» (код 3.0). Между тем, для земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены виды разрешенного использования с кодами 1.1-1.20. При этом правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом № 101-ФЗ. Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, являющегося сельскохозяйственными угодьями, с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «предоставление коммунальных услуг» направлено на вывод таких земельных участков из-под действия Федерального закона №101-ФЗ и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков. При этом одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Подпунктом 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона №101-ФЗ установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на таком принципе как сохранение целевого использования земельных участков. С учетом изложенного, полагала, что Управлением принято законное и обоснованное решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица. Указанное решение истцом в установленном законом порядке не обжаловано и не признано незаконным. Требование истца о возложении обязанности, при отсутствии со стороны Управления нарушения прав истца, необоснованно и противоречит действующему законодательству, вследствие чего, не подлежит удовлетворению. Кроме того, полагала, что Управление надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку субъектом материальных правоотношений не выступает.
В судебное заседание истец Егоров М.А., его представитель Еремеева Л.В., действующая на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ, представитель третьего лица Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленными о дне и месте рассмотрения дела, не явились.
Сторона истца ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие, о чем представила письменное заявление. Представитель третьего лица о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п. п. 1, 4).
Пашни отнесены законодателем к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране; при этом использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Указанный Федеральный закон допускает оборот земель сельскохозяйственного назначения на основе принципа сохранения целевого использования земельных участков (пп. 1 п. 3 ст. 1).
По смыслу ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения допускается в другую категорию земель в исключительных случаях, в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
Таким образом, законодатель не предполагает изменение вида разрешенного использования земельного участка без изменения существующего целевого режима землепользования сельскохозяйственного угодья.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
В настоящее время федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
До принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения собственников от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>, общей площадью 45 582 м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – «для сельскохозяйственного производства», образован из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № СПК «Зыковский» в результате раздела последнего в соответствии со ст. 11.4 ЗК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано ФИО
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГФИО подарила ФИО1 вышеприведенный земельный участок, на который в дальнейшем было обращено взыскание в пользу Банка Союз (АО).
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Банк Союз (АО) продало Егорову М.А. спорный земельный участок, право собственности на который зарегистрировано за истцом ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Егоров М.А. обратился в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на «предоставление коммунальных услуг» (код – 3.1.1).
К заявлению Егоровым М.А. приложен ответ Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края о том, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне – зона сельскохозяйственных угодий (Сх1.2), имеющая вид разрешенного использования – предоставление коммунальных услуг (код – 3.1.1).
В ходе предоставления государственной услуги Управлением Росреестра по Красноярскому краю получен ответ на межведомственный запрос из администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, в соответствии с которым спорный земельный участок расположен в территориальной зоне (Сх1.2) – зоне сельскохозяйственных угодий.
Уведомлением Управления Росреестра по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений. Причиной отказа в регистрации изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «предоставление коммунальных услуг» послужило то, что спорный земельный участок образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером № в счет земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий. Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в состав земель сельскохозяйственного назначения возможно лишь после перевода указанных земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Обращаясь в суд с иском о возложении на Управление Росреестра по Красноярскому краю обязанности по внесению изменения в ЕГРН вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 45 582 кв.м, распложенного по адресу: <адрес> – «предоставление коммунальных услуг», Егоров М.А. ссылался на Правила землепользования и застройки Зыковского сельсовета с изменениями, утвержденные решением Березовского районного совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которыми спорный земельный участок расположен в территориальной зоне – зона сельскохозяйственных угодий (Сх1.2), одним из видов разрешенного использования является предоставление коммунальных услуг (код – 3.1.1.).
Разрешая заявленные требования, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером № сформирован из земельного участка с кадастровым номером № и выделен в счет доли полностью из земель сельскохозяйственного назначения - пашни, которые в силу ч. 1 ст. 79 ЗК РФ относятся к сельскохозяйственным угодьям, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок с момента его образования относится к землям сельскохозяйственных угодий, для которых законом не предусмотрена процедура изменения вида разрешенного использования.
Доказательств, свидетельствующих об изменении в установленном законом порядке правового режима использования сельскохозяйственного угодья, на котором располагается спорный земельный участок, равно как и подтверждающих факт выбытия спорного земельного участка из сельскохозяйственного угодья в связи с утратой его ценности, суду не представлено.
Ссылки стороны истца на Правила землепользования и застройки Зыковского сельсовета, утвержденные решением Березовского районного Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым спорный земельный участок, расположенный в территориальной зоне «сельскохозяйственных угодий» имеет вид разрешенного использования - «предоставление коммунальных услуг», признаются несостоятельными, поскольку в силу п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 г., и не утратившего своей актуальности на момент рассмотрения настоящего дела, отмечено, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Иного федерального, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
С учетом изложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных Егоровым М.А. требований.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Егорова Максима Александровича к Управлению Росреестра по Красноярскому краю о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты, следующей после даты его изготовления в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Л.В. Терентьева
Мотивированное решение составлено 30 декабря 2021 года.