ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3236/15 от 10.04.2015 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2-3236/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2015 года г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М..,

при секретаре Газизовой Л.З.

с участием представителя заявителя - исполнительного директора на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ г., – ФИО1

представителя заявителя ФИО4 на основании доверенности № б/н от ДД.ММ.ГГГГ г.,

представителя государственного органа - ФИО5 на основании доверенности № б/н от ДД.ММ.ГГГГ г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) о признании незаконным действий Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан,

УСТАНОВИЛ:

Фонд «Промрегион» (некоммерческая организация) обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан - о признании незаконным решения временно исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и обязании Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан осуществить государственную регистрацию изменений в части наименования лица, имеющего права действовать от имени юридического лица без доверенности - Исполнительного директора ФИО1

В обоснование заявления указано, что полномочия Управления Министерства юстиции РФ по РБ в части осуществления регистрационных действий определены ч. 2,3 ст. 13.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» совершение действий по регистрации некоммерческих организаций отнесено к компетенции Министерства юстиции РФ.

Фондом «Промрегион» (некоммерческой организацией) ДД.ММ.ГГГГ подано соответствующее заявление с приложением надлежащих документов (заявление установленной формы, оригинал протокола Совета Фонда от ДД.ММ.ГГГГ г., приказа от ДД.ММ.ГГГГ г., устава Фонда «Промрегион», выписки из ЕГРЮЛ, протокол совета Фонда от ДД.ММ.ГГГГ г., копия листа записи ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ г., копия свидетельства о постановке на налоговый учет (серия 02 № ).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ (исх. № 02/03-08-993) Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан (Управление) отказано Фонду «Промрегион» (некоммерческая организация) во внесении изменений в сведения о руководителе юридического лица, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, с указанием на то, что ОГРН и ИНН не изменены, процедура реорганизации не проводилась, по организационно-правовой форме Фонд «Промрегион» (некоммерческая организация) является негосударственным пенсионным фондом, в соответствии п.4 ст. 23.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п.1.ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - документы на регистрацию представлены в ненадлежащий орган, так как регистрационные действия в отношении Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) должен осуществлять Банк России на основании п.2 ст. 5 Федерального закона от 07.05.1998г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В последующем заявитель заявление дополнил требованием о включении фонда «Промрегион» (некоммерческую организацию) в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, а также в базу автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих организаций» Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан.

В судебном заседании представители заявителя ФИО1, ФИО4 заявление подержали в полном объеме, указав на приведенные в нем доводы.

Представитель государственного органа – ФИО5 с заявлением Фонда «Промрегион» не согласился. В обоснование позиции указал на то, что в ведомственном реестре под основным государственным регистрационным номером <***> зарегистрирован Негосударственный пенсионный фонд «Промрегион» (некоммерческая организация). В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 07.05.1998г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации фонда, сведений о внесении изменений в устав фонда осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России, а внесение в единый государственный реестр юридических лиц иных сведений, которые подлежат внесению в указанный реестр, осуществляются уполномоченным регистрирующим органом на основании уведомления Банка России. В соответствии с п.9 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013г. №422-ФЗ « гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» осуществлена передача учетных дел (регистрационные и контрольные тома) негосударственных пенсионных фондов в Банк России согласно описи и акта приема-передачи дел в декабре 2014г. в связи с чем, сведения о Негосударственном пенсионном фонде «Промрегион» исключены из автоматизированной системы «Учет некоммерческих и религиозных организаций» Управления. На основании п.4 ч.1 ст. 23.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» Фонду «Промрегион» (некоммерческая организация) было отказано в государственной регистрации, так как документы представлены в ненадлежащий орган.

Представитель третьего лица - Центрального Банка России, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица ФИО6 требования заявителя поддержала, суду пояснила, что по итогам работы Временной администрации, назначенной приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-1308 в связи с аннулированием лицензии у заявителя в устав Негосударственного пенсионного фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) на основании п. 20 ст. 7.2.Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» внесены изменения в части наименования фонда и положений о предмете и целях его деятельности. Данное изменение устава в соответствии с уведомлением Центрального банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано МИ ФНС по Республике Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ Однако, внесенные изменения в устав не изменяют организационно-правовую форму некоммерческой организации – фонда. В соответствии с ч. 4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» негосударственный пенсионный фонд является одним из видов фондов. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 07.05.1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Центральный банк Российской Федерации наделен полномочиями на осуществление регистрационных действий в отношении негосударственных пенсионных фондов. В силу исключения из наименования положений о целях деятельности фонда указания на осуществление негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, Банк России не обладает дальнейшей правовой компетенцией в отношении Фонда «Промрегион» (некоммерческой организации).

В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав представителей заявителя ФИО4, ФИО1, представителя государственного органа ФИО5, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что Некоммерческая организация Негосударственный пенсионный фонд «Промрегион» (НПФ «Промрегион») (основной государственный регистрационный номер -ОГРН <***>) зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ В систему некоммерческих организаций внесена Федеральной регистрационной службой Министерства юстиции Российской Федерации под учетным номером 0314011089, что подтверждено свидетельством от 16.08.2006г.

Как следует из материалов дела, лицензия НПФ «Промрегион» от ДД.ММ.ГГГГ на осуществлении деятельности негосударственного пенсионного форда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию аннулирована приказом ФСФР России от 27.06.2014г. №13-1491/пз-н. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу отзыв лицензии признан законным.

Приказом Центрального банка Российской Федерации (Банк России) от 05.06.2014г. в соответствии с п.6 ст. 34.1. Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» назначена Временная администрация по управлению НПФ «Промрегион».

В период работы Временной администрации Советом Фонда на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГбыло принято решение об утверждении новой редакции Устава с внесением изменений, касающихся наименования фонда и положений о предмете и целях его деятельности.

На основании решения ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № од-3361 МИ ФНС по Республике Башкортостан изменения в устав зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ г.

Внесение указанных изменений предусмотрено частью 20 статьи 7.2 Федерального закона от 07 мая 1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в редакции, действовавшей на дату издания Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России) приказа от 27.06.2013г. №13-1491/пз-и об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

В результате утверждения и государственной регистрации новой редакции устава юридическое лицо под ОГРН <***> получило наименование - Фонд «Промрегион» (некоммерческая организация).

Довод Управления Министерства юстиции РФ по РБ о том, что не изменение ОГРН и ИНН заявителя свидетельствует о том, что процедура реорганизации не проводилась и по организационно-правовой форме заявитель является негосударственным пенсионным фондом, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено создание некоммерческих организаций в организационно-правовых формах, определенных главой 4 Кодекса.

Подпунктом п. 7 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ предусмотрено создание некоммерческих организаций в форме фондов, к которым относятся, в том числе, общественные и благотворительные фонды.

Перечнем главы 4 ГК РФ, разделом II Федерального закона «О некоммерческих организациях» не предусмотрено создание некоммерческой организации в организационно-правовой форме негосударственного пенсионного фонда.

Пунктом 4 Порядка ведения государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 158н установлено, что государственный регистрационный номер записи (ГРН) записи, вносимой в ЕГРЮЛ, состоит из 13 знаков, расположенных в следующей последовательности:

СГГККХХХХХХХЧ, где:

С (1-й знак) - признак отнесения записи:

к ОГРН - 1 или 5;

к ГРН - 2, 6, 7, 8, 9;

ГГ (со 2-го по 3-й знак) - две последние цифры года внесения записи в ЕГРЮЛ;

КК (4-й, 5-й знаки) - кодовое обозначение субъекта Российской Федерации, установленное Федеральной налоговой службой в соответствии с федеративным устройством Российской Федерации, определенным статьей 65 Конституции Российской Федерации;

XXXXXXX (с 6-го по 12-й знак) - номер записи, внесенной в ЕГРЮЛ в течение года;

Ч (13-й знак) - контрольное число.

Частью 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются приложением к приказу ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-6/435@. (зарег. в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 25183), пп. 1 п. 1 которого установлено, что структура идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) представляет собой:

для организации - десятизначный цифровой код:

NNNNXXXXXC

2. ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо следующее:

1) NNNN (4 знака):

для российских организаций и физических лиц - код налогового органа, который присвоил ИНН;

2) XXXXX (XXXXXX):

для российской организации (физического лица) - порядковый номер записи о лице в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - ЕГРН) налогового органа, который присвоил ИНН, - 5 знаков - для организации (6 знаков - для физического лица);

3) C (CC) - контрольное число (1 знак - для организации, 2 знака - для физического лица), рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Федеральной налоговой службой.

Таким образом, ни в ОГРН, ни в ИНН фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) не отражена организационно-правовая форма – негосударственный пенсионный фонд.

При этом, указанными нормативными актами не предусмотрено внесение изменений в ОГРН или ИНН в связи с внесением изменений в наименование, цели и предмет деятельности юридического лица, в том числе, некоммерческой организации.

Более того, частью 1 ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» установлено, что негосударственный пенсионный фонд (фонд) - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе, досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - лицензия).

Частью 2 ст. 6 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» прямо предусмотрено, что устав фонда должен содержать: полное фирменное наименование фонда, содержащее слова "негосударственный пенсионный фонд", и сокращенное фирменное наименование фонда, содержащее аббревиатуру "НПФ".

Полномочия Центрального Банка РФ на осуществление регистрационных действий определены ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 07 мая 1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» только в отношении некоммерческих организаций осуществляющих специально лицензируемую деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, и обязательному пенсионному страхованию.

Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений определены ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ч. 3 ст. 13.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

В соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. приказом от 30.12.2011г. № 455 (зарег. в Минюсте России 02.02.2012 г. N 23117) территориальные органы Минюста России принимают решение о государственной регистрации в отношении иных некоммерческих организаций, принятие решение по которым не отнесено к компетенции Центрального аппарата Минюста России.

Исполнительным директором Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) представлен установленный законом и нормативными актами перечень документов для осуществления государственной регистрации сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Пунктом 19 Административного регламента при предоставлении государственной услуги центральный аппарат Минюста России (территориальные органы Минюста России) не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Отсутствие ведомственного распорядительного акта, определяющего порядок включения некоммерческой организации в ведомственный реестр и базу автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих организаций» в рассматриваемом случае не предусмотрено действующими законодательными актами в качестве обоснованной причины отказа в совершении регистрационных действий.

В соответствии со ст. ст. 254, 255, 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В материалы дела Фондом «Промрегион» представлены документы требования МИ ФНС № 3 о запрете банкам, обслуживающим счета заявителя на совершение расчетно-кассовых операций в связи с невнесением в ЕГРЮЛ сведений о лице, уполномоченном действовать от имени некоммерческой организации без доверенности - единоличном исполнительном органе.

На момент судебного разбирательства в ЕГРЮЛ внесены сведения о руководителе Фонда «Промрегион» в лице руководителя Временной администрации Банка России - ФИО9ФИО10.ФИО11., полномочия которой прекращены приказом ЦБ РФ приказом от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, представлены требования об уплате налогов и пеней за просрочку их уплаты, а также претензия об уплате задолженности по арендным платежам за земельный участок и неустойки за просрочку уплаты.

Таким образом, невнесение Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан сведений в Единый государственный реестр юридических лиц создает препятствия к осуществлению Фондом «Промрегион» его обязанностей, нарушает его права и законные интересы.

При рассмотрении заявления Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) судом установлено, что заявителем соблюден срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) удовлетворить.

Признать отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГв государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц незаконным.

Обязать Управление Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан

- осуществить государственную регистрацию изменений в части наименования лица, имеющего права действовать от имени юридического лица без доверенности - Исполнительного директора ФИО1,

- включить фонд «Промрегион» (некоммерческую организацию) в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в базу автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих организаций» Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с даты составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья: Рамазанова З.М.