№ 2-3236/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2015 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М..,
при секретаре Газизовой Л.З.
с участием представителя заявителя - исполнительного директора на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ г., – ФИО1
представителя заявителя ФИО4 на основании доверенности № б/н от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителя государственного органа - ФИО5 на основании доверенности № б/н от ДД.ММ.ГГГГ г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) о признании незаконным действий Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан,
УСТАНОВИЛ:
Фонд «Промрегион» (некоммерческая организация) обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан - о признании незаконным решения временно исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и обязании Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан осуществить государственную регистрацию изменений в части наименования лица, имеющего права действовать от имени юридического лица без доверенности - Исполнительного директора ФИО1
В обоснование заявления указано, что полномочия Управления Министерства юстиции РФ по РБ в части осуществления регистрационных действий определены ч. 2,3 ст. 13.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» совершение действий по регистрации некоммерческих организаций отнесено к компетенции Министерства юстиции РФ.
Фондом «Промрегион» (некоммерческой организацией) ДД.ММ.ГГГГ подано соответствующее заявление с приложением надлежащих документов (заявление установленной формы, оригинал протокола Совета Фонда № от ДД.ММ.ГГГГ г., приказа № от ДД.ММ.ГГГГ г., устава Фонда «Промрегион», выписки из ЕГРЮЛ, протокол совета Фонда № от ДД.ММ.ГГГГ г., копия листа записи ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ г., копия свидетельства о постановке на налоговый учет (серия 02 № №).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ (исх. № 02/03-08-993) Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан (Управление) отказано Фонду «Промрегион» (некоммерческая организация) во внесении изменений в сведения о руководителе юридического лица, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, с указанием на то, что ОГРН и ИНН не изменены, процедура реорганизации не проводилась, по организационно-правовой форме Фонд «Промрегион» (некоммерческая организация) является негосударственным пенсионным фондом, в соответствии п.4 ст. 23.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п.1.ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - документы на регистрацию представлены в ненадлежащий орган, так как регистрационные действия в отношении Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) должен осуществлять Банк России на основании п.2 ст. 5 Федерального закона от 07.05.1998г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
В последующем заявитель заявление дополнил требованием о включении фонда «Промрегион» (некоммерческую организацию) в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, а также в базу автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих организаций» Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан.
В судебном заседании представители заявителя ФИО1, ФИО4 заявление подержали в полном объеме, указав на приведенные в нем доводы.
Представитель государственного органа – ФИО5 с заявлением Фонда «Промрегион» не согласился. В обоснование позиции указал на то, что в ведомственном реестре под основным государственным регистрационным номером <***> зарегистрирован Негосударственный пенсионный фонд «Промрегион» (некоммерческая организация). В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 07.05.1998г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации фонда, сведений о внесении изменений в устав фонда осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России, а внесение в единый государственный реестр юридических лиц иных сведений, которые подлежат внесению в указанный реестр, осуществляются уполномоченным регистрирующим органом на основании уведомления Банка России. В соответствии с п.9 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013г. №422-ФЗ « гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» осуществлена передача учетных дел (регистрационные и контрольные тома) негосударственных пенсионных фондов в Банк России согласно описи и акта приема-передачи дел в декабре 2014г. в связи с чем, сведения о Негосударственном пенсионном фонде «Промрегион» исключены из автоматизированной системы «Учет некоммерческих и религиозных организаций» Управления. На основании п.4 ч.1 ст. 23.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» Фонду «Промрегион» (некоммерческая организация) было отказано в государственной регистрации, так как документы представлены в ненадлежащий орган.
Представитель третьего лица - Центрального Банка России, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица ФИО6 требования заявителя поддержала, суду пояснила, что по итогам работы Временной администрации, назначенной приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-1308 в связи с аннулированием лицензии у заявителя в устав Негосударственного пенсионного фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) на основании п. 20 ст. 7.2.Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» внесены изменения в части наименования фонда и положений о предмете и целях его деятельности. Данное изменение устава в соответствии с уведомлением Центрального банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрировано МИ ФНС № по Республике Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ Однако, внесенные изменения в устав не изменяют организационно-правовую форму некоммерческой организации – фонда. В соответствии с ч. 4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» негосударственный пенсионный фонд является одним из видов фондов. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 07.05.1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Центральный банк Российской Федерации наделен полномочиями на осуществление регистрационных действий в отношении негосударственных пенсионных фондов. В силу исключения из наименования положений о целях деятельности фонда указания на осуществление негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, Банк России не обладает дальнейшей правовой компетенцией в отношении Фонда «Промрегион» (некоммерческой организации).
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав представителей заявителя ФИО4, ФИО1, представителя государственного органа ФИО5, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что Некоммерческая организация Негосударственный пенсионный фонд «Промрегион» (НПФ «Промрегион») (основной государственный регистрационный номер -ОГРН <***>) зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ В систему некоммерческих организаций внесена Федеральной регистрационной службой Министерства юстиции Российской Федерации под учетным номером 0314011089, что подтверждено свидетельством от 16.08.2006г.
Как следует из материалов дела, лицензия НПФ «Промрегион» от ДД.ММ.ГГГГ № на осуществлении деятельности негосударственного пенсионного форда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию аннулирована приказом ФСФР России от 27.06.2014г. №13-1491/пз-н. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отзыв лицензии признан законным.
Приказом Центрального банка Российской Федерации (Банк России) от 05.06.2014г. в соответствии с п.6 ст. 34.1. Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» назначена Временная администрация по управлению НПФ «Промрегион».
В период работы Временной администрации Советом Фонда на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ№ было принято решение об утверждении новой редакции Устава № с внесением изменений, касающихся наименования фонда и положений о предмете и целях его деятельности.
На основании решения ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № од-3361 МИ ФНС № по Республике Башкортостан изменения в устав зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ г.
Внесение указанных изменений предусмотрено частью 20 статьи 7.2 Федерального закона от 07 мая 1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в редакции, действовавшей на дату издания Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России) приказа от 27.06.2013г. №13-1491/пз-и об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
В результате утверждения и государственной регистрации новой редакции устава юридическое лицо под ОГРН <***> получило наименование - Фонд «Промрегион» (некоммерческая организация).
Довод Управления Министерства юстиции РФ по РБ о том, что не изменение ОГРН и ИНН заявителя свидетельствует о том, что процедура реорганизации не проводилась и по организационно-правовой форме заявитель является негосударственным пенсионным фондом, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено создание некоммерческих организаций в организационно-правовых формах, определенных главой 4 Кодекса.
Подпунктом п. 7 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ предусмотрено создание некоммерческих организаций в форме фондов, к которым относятся, в том числе, общественные и благотворительные фонды.
Перечнем главы 4 ГК РФ, разделом II Федерального закона «О некоммерческих организациях» не предусмотрено создание некоммерческой организации в организационно-правовой форме негосударственного пенсионного фонда.
Пунктом 4 Порядка ведения государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 158н установлено, что государственный регистрационный номер записи (ГРН) записи, вносимой в ЕГРЮЛ, состоит из 13 знаков, расположенных в следующей последовательности:
СГГККХХХХХХХЧ, где:
С (1-й знак) - признак отнесения записи:
к ОГРН - 1 или 5;
к ГРН - 2, 6, 7, 8, 9;
ГГ (со 2-го по 3-й знак) - две последние цифры года внесения записи в ЕГРЮЛ;
КК (4-й, 5-й знаки) - кодовое обозначение субъекта Российской Федерации, установленное Федеральной налоговой службой в соответствии с федеративным устройством Российской Федерации, определенным статьей 65 Конституции Российской Федерации;
XXXXXXX (с 6-го по 12-й знак) - номер записи, внесенной в ЕГРЮЛ в течение года;
Ч (13-й знак) - контрольное число.
Частью 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются приложением к приказу ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-6/435@. (зарег. в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 25183), пп. 1 п. 1 которого установлено, что структура идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) представляет собой:
для организации - десятизначный цифровой код:
NNNNXXXXXC
2. ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо следующее:
1) NNNN (4 знака):
для российских организаций и физических лиц - код налогового органа, который присвоил ИНН;
2) XXXXX (XXXXXX):
для российской организации (физического лица) - порядковый номер записи о лице в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - ЕГРН) налогового органа, который присвоил ИНН, - 5 знаков - для организации (6 знаков - для физического лица);
3) C (CC) - контрольное число (1 знак - для организации, 2 знака - для физического лица), рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Федеральной налоговой службой.
Таким образом, ни в ОГРН, ни в ИНН фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) не отражена организационно-правовая форма – негосударственный пенсионный фонд.
При этом, указанными нормативными актами не предусмотрено внесение изменений в ОГРН или ИНН в связи с внесением изменений в наименование, цели и предмет деятельности юридического лица, в том числе, некоммерческой организации.
Более того, частью 1 ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» установлено, что негосударственный пенсионный фонд (фонд) - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе, досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.
Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - лицензия).
Частью 2 ст. 6 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» прямо предусмотрено, что устав фонда должен содержать: полное фирменное наименование фонда, содержащее слова "негосударственный пенсионный фонд", и сокращенное фирменное наименование фонда, содержащее аббревиатуру "НПФ".
Полномочия Центрального Банка РФ на осуществление регистрационных действий определены ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 07 мая 1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» только в отношении некоммерческих организаций осуществляющих специально лицензируемую деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, и обязательному пенсионному страхованию.
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений определены ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ч. 3 ст. 13.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».
В соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. приказом от 30.12.2011г. № 455 (зарег. в Минюсте России 02.02.2012 г. N 23117) территориальные органы Минюста России принимают решение о государственной регистрации в отношении иных некоммерческих организаций, принятие решение по которым не отнесено к компетенции Центрального аппарата Минюста России.
Исполнительным директором Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) представлен установленный законом и нормативными актами перечень документов для осуществления государственной регистрации сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Пунктом 19 Административного регламента при предоставлении государственной услуги центральный аппарат Минюста России (территориальные органы Минюста России) не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
Отсутствие ведомственного распорядительного акта, определяющего порядок включения некоммерческой организации в ведомственный реестр и базу автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих организаций» в рассматриваемом случае не предусмотрено действующими законодательными актами в качестве обоснованной причины отказа в совершении регистрационных действий.
В соответствии со ст. ст. 254, 255, 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В материалы дела Фондом «Промрегион» представлены документы требования МИ ФНС № 3 о запрете банкам, обслуживающим счета заявителя на совершение расчетно-кассовых операций в связи с невнесением в ЕГРЮЛ сведений о лице, уполномоченном действовать от имени некоммерческой организации без доверенности - единоличном исполнительном органе.
На момент судебного разбирательства в ЕГРЮЛ внесены сведения о руководителе Фонда «Промрегион» в лице руководителя Временной администрации Банка России - ФИО9ФИО10.ФИО11., полномочия которой прекращены приказом ЦБ РФ приказом от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, представлены требования об уплате налогов и пеней за просрочку их уплаты, а также претензия об уплате задолженности по арендным платежам за земельный участок и неустойки за просрочку уплаты.
Таким образом, невнесение Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан сведений в Единый государственный реестр юридических лиц создает препятствия к осуществлению Фондом «Промрегион» его обязанностей, нарушает его права и законные интересы.
При рассмотрении заявления Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) судом установлено, что заявителем соблюден срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) удовлетворить.
Признать отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц незаконным.
Обязать Управление Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан
- осуществить государственную регистрацию изменений в части наименования лица, имеющего права действовать от имени юридического лица без доверенности - Исполнительного директора ФИО1,
- включить фонд «Промрегион» (некоммерческую организацию) в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в базу автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих организаций» Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с даты составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья: Рамазанова З.М.