Дело № 2-3237/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан 19 мая 2015 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Хлыстак Е.В.,
при секретаре Сильвестровой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству культуры Республики Хакасия об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района, действую в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству культуры Республики Хакасия об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зоны охраны археологического памятника федерального значения «<данные изъяты>» и направить на согласование в Министерство культуры <данные изъяты> проект зоны охраны археологического памятника федерального значения «<данные изъяты>», мотивируя исковые требования тем, что, прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка по соблюдению законодательства об объектах культурного наследия. В ходе проверки установлено, что археологический памятник «<данные изъяты>», состоящий из <данные изъяты> курганов юго-западнее <адрес>, по обе стороны железной дороги (культура <данные изъяты><данные изъяты> вв. н.э.) является объектом культурного наследия федерального значения, поставлен на государственный учет постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР», на основании Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В силу подп. 5, 7 п. 2 указанного Федерального закона № государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима; разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия. Из ответа Министерства культуры Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что охранная зона археологического памятника федерального значения «<данные изъяты>» до настоящего момента не разработана. Истец считает, что обязанность по разработке проектов зон охраны памятников археологии и постановке на кадастровый учет земельных участков под данными объектами возложена на орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Министерство культуры Республики Хакасия. Отсутствие охранной зоны памятника культурного наследия федерального значения может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан и привести к повреждению, разрушению или уничтожению объекта культурного наследия – «<данные изъяты>», в связи с чем прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Холявко А.В., действующий на основании распоряжения, исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по изложенным в иске основаниям. Дополнительно суду пояснил, что без разработки проекта охранной зоны археологический памятник теряет свое историческое значение и подвергается разрушению. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с п. 1 ст. <данные изъяты> Федерального закона № № зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются на сопряженной с ним территории. Чтобы установить такие охранные зоны, необходимо первоначально установить границы территории объекта культурного наследия. Так как объект культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» является объектом археологического наследия, его границы территории должны быть определены на основании археологических полевых работ, которые проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на <данные изъяты> год разрешения. Министерство культуры Республики Хакасия самостоятельно и оперативно не сможет провести работы по установлению границ территории объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>». Процесс установления границ территории объекта археологического наследия многоэтапный. Первоначально осуществляются археологические полевые работы в соответствии с положением о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации, утвержденного постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе этих работ в соответствии с Методикой определения границ территорий объектов археологического наследия, рекомендованной Министерством культуры <данные изъяты> письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется определение границ территории объекта археологического наследия на местности в системе <данные изъяты>. Этот этап обычно длится от <данные изъяты> месяцев до года, так как археологические полевые работы включают лабораторную обработку и научный анализ собранного материала (камеральная обработка). Вторым этапом установления границ территории объекта археологического наследия является проведение землеустроительных работ и составление карт (планов) на объекты археологического наследия, как зоны с особыми условиями использования территорий, которые являются в соответствии со ст. <данные изъяты> Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном кадастре недвижимости» результатом комплексных кадастровых работ и осуществляются физическими лицами, имеющими действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Таким образом, Министерство культуры Республики Хакасия не вправе самостоятельно осуществлять и второй этап работ по установлению границ территории объекта археологического наследия. Министерство культуры Республики Хакасия самостоятельно приступает к работе после составления карты (плана) над проектом нормативно-правового акта по утверждению границ территории объекта археологического наследия. И только после утверждения границ территорий самого объекта можно приступать к разработке проекта зон охраны, которые также проводятся на контрактной основе в соответствии с Постановлением Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» физическими или юридическими лицами. По объективным причинам в срок до ДД.ММ.ГГГГ невозможно разработать проект зоны охраны. Мероприятия по установлению границ территории объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» планируются Министерством провести в ДД.ММ.ГГГГ в рамках подпрограммы «<данные изъяты>» государственной программы <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ)». Также считает нецелесообразным проводить на данном объекте культурного наследия мероприятия по разработке проекта и установлению зон охраны объекта культурного наследия, поскольку основной целью установления зоны охраны является не только сохранение самого объекта культурного наследия, но и его исторической среды. Объект культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» к настоящему времени располагается не в своей исторической среде. Вокруг объекта еще в советское время ландшафт был полностью изменен. Так, по территории памятника и его окрестностям еще в советское время была проведена железная дорога. К западу от памятника земли использовались под сельскохозяйственные угодья, к северу от памятника разрабатывается карьер, к востоку от объекта располагаются очистительные сооружения ФИО3. Все эти современные антропогенные изменения исторической среды памятника были зафиксированы при проведении в ДД.ММ.ГГГГ году мероприятий по уточнению сведений, которые осуществил археолог ФИО4 на основании открытого листа №. Также уничтожение исторической среды памятника было зафиксировано Актом обследования объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, который был составлен специалистами отдела-инспекции по охране культурного наследия Министерства культуры Республики Хакасия совместно со старшим научным сотрудником ФИО5 кандидатом исторических наук ФИО6., в ходе проведения контроля за состоянием объекта археологического наследия произведен выезд на место расположения памятника и осмотр состояния объекта культурного наследия. Представитель ответчика полагает, что установление зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» не достигнет цели, которую предусматривает Федеральный закон №, так как исторической среды, которую будут сохранять зоны охраны, в настоящее время не существует. Для обеспечения сохранения данного археологического памятника достаточно установления и утверждения границ его территории, которые будут включать в себя не только описание границ территории объекта культурного наследия, координаты характерных поворотных точек границ территории, но и режим использования территории объекта, устанавливающий не только разрешительные мероприятия на объекте, но и запрещающие. Также отметила, что Министерство культуры Российской Федерации предполагает не ко всем объектам культурного наследия устанавливать зоны охраны. Так, в таблице <данные изъяты>. «<данные изъяты>, утвержденной приказом Министерства культуры <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, имеется графа «<данные изъяты>», тем самым Министерство культуры <данные изъяты> предполагает в Государственном докладе за ДД.ММ.ГГГГ о состоянии культуры <данные изъяты> показать количество объектов культурного наследия, в отношении которых нет необходимости устанавливать зоны охраны. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ.
Пунктом 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно подп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п. 2 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Положение).
В соответствии с п. 4 Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка по соблюдению законодательства об объектах культурного наследия, в ходе которой установлено, что археологический памятник «<данные изъяты>», состоящий из <данные изъяты> курганов юго-западнее <адрес>, по обе стороны железной дороги (культура <данные изъяты> вв. н.э.), поставлен на государственный учет постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов ФИО1», на основании Закона ФИО1 «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Согласно сообщению Министерства культуры Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № охранная зона археологического памятника федерального значения «<данные изъяты> не разработана.
Обращаясь с иском в суд, истец указывал, что отсутствие охранной зоны памятника культурного наследия федерального значения может привести к повреждению, разрушению или уничтожению объекта культурного наследия – «<данные изъяты>».
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика указал, что объект культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» к настоящему времени располагается не в своей исторической среде.
Так, согласно отчету об археологических исследованиях на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, составленному ФИО7, «<данные изъяты>» находится на юго-западной окраине <адрес> в <данные изъяты> км к югу от <данные изъяты>. Примерно в <данные изъяты> км. к северо-западу реки <данные изъяты> на равнинном степном участке со слабым понижением в сторону реки. Прямо через могильник с севера на юг проходит однопутная железная дорога, идущая со станции <данные изъяты> в <адрес>. В настоящее время к востоку от памятника находятся очистные сооружения <данные изъяты>. В ходе топосъемки обнаружено, что их строительство продолжено в опасной близости от могильника. При этом практически полностью разрушены курганы.
Кроме того, из Акта обследования объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>», составленного ДД.ММ.ГГГГ комиссией Министерства культуры Республики Хакасия, старшим научным сотрудником ФИО5», следует, что к северо-востоку от археологического памятника проводится разработка гравийного карьера.
Таким образом, учитывая, что Министерством культуры Республики Хакасия в целях обеспечения сохранности данного археологического памятника осуществляются мероприятия по установлению и утверждению границ его территории, а также принимая во внимание то обстоятельство, что историческая среда археологического памятника «<данные изъяты>» изменена, тогда как целью установления зоны охраны объекта культурного наследия является сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде, суд приходит к выводу, что истцом избран неверный способ защиты, в связи с чем исковые требования прокурора Усть-Абаканского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об обязании Министерства культуры Республики Хакасия разработать и направить на согласование проект зоны охраны археологического памятника федерального значения «<данные изъяты>» не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Усть-Абаканского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об обязании Министерства культуры Республики Хакасия разработать и направить на согласование проект зоны охраны археологического памятника федерального значения «<данные изъяты>» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Хлыстак
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2015 года
Судья Е.В. Хлыстак