ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3237/2021 от 15.09.2021 Пушкинского городского суда (Московская область)

дело № 2-3237/2021

50RS0036-01-2021-003496-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» сентября 2021 года

г. Пушкино Московская область

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Малюковой Т.С.,

при секретаре Талалаеве С.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Сергиево-Посадский РО» о признании действий по начислению услуги по обращению с ТКО за период с февраля 2019 г. по июль 2021 г. незаконными и необоснованными,

установил:

Истец ФИО1, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, обратилась в суд с иском к ответчику ООО «Сергиево-Посадский РО» о признании действий по начислению услуги по обращению с ТКО за период с февраля 2019 г. по июль 2021 г. незаконными и необоснованными.

В обосновании иска указано, что истцу на основании решения Ивантеевского городского суда от 16.04.2019 г. на праве собственности принадлежит незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: , мкр. Южный, уч.8, площадью 164,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:43:0010502:8. Объектом незавершенного строительства является жилой дом, готовностью 71%. Истец ФИО1 своевременно вносит оплату за оказываемые жилищно-коммунальные платежи, в том числе плату за услугу обращение с ТКО. Ответчик ООО «Сергиево-Посадский РО» оказывает услуги по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги. В период с февраля 2019 г. по июль 2021 г. истцу был выставлен платежный документ, в том числе, включая по оказании услуги обращение с ТКО. Истец полагает, что начисления услуги по обращение с ТКО является неправомерным, поскольку на земельном участке находится недостроенный жилой дом, готовность которого составляет 71 %. По мнению истца, плата за услугу обращение с ТКО должна начисляться с момента получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Уведомление о соответствии параметрам строительства подписывает муниципалитет по окончании стройки и направляет в Росреестр, после чего гражданин получает выписку из ЕГРН на недвижимое имущество. Истец обратилась в офис ответчика ООО «Сергиево-Посадский РО», где ей было вручено письмо о плате за услугу по обращению с ТКО с расчетом, исходя из площади жилого помещения. С целью разъяснения сложившейся ситуации по начислению платы за услугу по обращению с ТКО истец ФИО1 неоднократно обращалась к ответчику ООО «Сергиево-Посадский РО» и Ивантеевскую городскую прокуратуру , однако ответчиком данные обращения были оставлены без внимания. Ивантеевской городской прокуратурой , а также Генеральной прокуратурой РФ истцу были даны разъяснения об обращении с возникшим спором в судебном порядке. С по настоящее время истец проживает в квартире по адресу: , осуществляет оплату за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, истец ФИО1 является пенсионеркой и ветераном труда. После окончания строительства истец должна обратиться в уполномоченный орган для подачи уведомления об окончании строительства, приложив технический план, однако такого уведомления истцом не подавалось, так как до настоящего времени строительство спорного жилого дома на завершено, дом не пригоден для проживания в нем, однако, несмотря на это, ответчик ООО «Сергиево-Посадский РО» выставляет платежные документы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, включая услугу по обращению с ТКО. О том, что жилой дом является объектом незавершенного строительства подтверждается предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований Администрации г.о. от .

Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить. Суду пояснил, что по настоящее время жилой дом является объектом незавершенного строительства, не пригоден к проживанию. Из выписки ЕГРН не следует, что спорный объект по адресу: , мкр. Южный, уч.8 является жилым домом. Истцом никаких сведений в ЕГРН о доме не вносились.

Представитель ответчика ООО «Сергиево-Посадский РО» по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признал, возражал против его удовлетворения, по доводам, изложенным в письменных возражениях. Согласно представленным возражениям в силу п. 4 ст. 24.7 ФЗ от № 89-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от » собственники обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. С все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором и оплачивать данную услугу. Если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора. Данный типовой договор заключен между ООО «Сергиево-Посадский РО» и истцом ФИО1 Плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории начисляется собственникам жилых помещений исходя из площади таких помещений. Истец ФИО1 является собственником жилого дома незавершенного строения по адресу: , мкр. Южный, уч.8, площадью 164,1 кв.м. в связи с чем обязана оплачивать услуги по обращению с ТКО.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истцу ФИО1 на основании решения Ивантеевского городского суда от на праве собственности принадлежит незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: , мкр. Южный, уч.8, площадью 164,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:43:0010502:8.

Объектом незавершенного строительства является жилой дом, готовностью 71% (л.д.64-68).

Согласно выписке из ЕГРН от спорное домовладение, площадью 164,1 кв.м. с кадастровым номером 50:43:0010502:94 по адресу: , г.о. Ивантеевка, мкр. Южный, имеет назначение – жилой дом, готовность объекта – 71 % (л.д.9-11).

Ответчик ООО «Сергиево-Посадский РО» оказывает услуги по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги.

В период с февраля 2019 г. по ноябрь 2020 г. истцу был выставлен платежный документ по оказании услуги обращение с ТКО на сумму 10 455,56 рублей.

Истец ФИО1 ссылается на то, что поскольку спорное домовладение является незавершенным строительством объектом, в связи с чем ей не могут начисляться жилищно-коммунальные услуги по обращению с ТКО.

В подтверждении незавершенности строительства объекта истец ссылается на предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований Администрации г.о. от (л.д.18-25).

Проверяя доводы сторон, суд приходит к следующему:

Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила N 1156), и в Постановлении Правительства Российской Федерации от N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) – в актуальной редакции на период развития спорных правоотношений.

Согласно положений Федерального закона от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (статья 24.6).

Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

При этом в силу части статьи 24.7 Федерального закона от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Аналогичная обязанность закреплена в части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за коммунальные услуги входит плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее .

Из изложенного выше следует, что обязанность заключить договор с региональным оператором и оплачивать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает у собственника жилого дома (собственника твердых коммунальных отходов) в силу закона.

В соответствии с п. 8 (1) "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1156 (далее также по тексту Правила), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Поскольку истцу ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:43:0010502:8, на котором расположен дом, находящийся в стадии незавершенного строительства, то с учетом положений пп. "в" п. 8 (1) Правил региональный оператор ООО «Сергиево-Посадский РО» обязан был заключить с истцом договор на оказание услуг по обращению с ТКО как с собственником данного строения, находящегося в стадии незавершенного строительства и земельного участка, на котором такой строение расположено (публичный договор).

Отсутствие заключенного между ООО «Сергиево-Посадский РО» и ФИО1 в письменной форме договора об оказании данного вида коммунальных услуг не исключает обязанность собственника имущества производить оплату услуг общества по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, поскольку данное обстоятельство соответствует положениям ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и не противоречит требованиям действующего законодательства.

Во исполнение п. 6 Постановления Правительства РФ от «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от » региональным оператором каждому потребителю – собственнику (владельцу) индивидуального жилищного строения, находящегося в зоне деятельности ООО «Сергиево-Посадский РО» было направлено предложение (публичная оферта) заключить Договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме договора, опубликованного в газете «Подмосковье сегодня» от (4360).

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) – 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенных норма права данный типовой договор заключен между ООО «Сергиево-Посадский РО» и истцом ФИО1

Истец представила сведения о том, что с по настоящее время проживает в квартире по адресу: .

Однако данное обстоятельство не лишает обязанности оплачивать за услугу по обращению с ТКО по жилому дому по адресу: , мкр. Южный, уч.8.

При этом правового значения, является ли спорный жилой дом объектом завершенным строительством или незавершенным строительством, не имеет с учетом положений пп. "в" п. 8 (1) комментируемых ранее Правил.

В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 148 (36) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Пунктом 56 (2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Верховный Суд Российской Федерации в решении от N АКПИ18-238 признал пункт 56 (2) соответствующим положениям части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, нормы Правил N 354 (пункт 148 (44), раздел VIII) дают потребителю право требовать перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО лишь при временном отсутствии в жилом помещении.

Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.

Таким образом, наличие регистрации по месту жительства по адресу: не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и в силу вышеуказанных норм права не может являться основанием для освобождения собственника указанного жилого дома от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Суд, оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ относимость и допустимость представленных по делу доказательств, с учетом приведенных норм права и законодательства РФ, полагает, что действия ответчика ООО «Сергиево-Посадский РО» по начислению истцу ФИО1 платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за спорный период являются законными и обоснованными.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

Каких-либо доводов, влияющих на изложенные выводы суда, сторонами не заявлено, в ходе рассмотрения дела судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск ФИО1 к ООО «Сергиево-Посадский РО» о признании действий по начислению услуги по обращению с ТКО за период с февраля 2019 г. по июль 2021 г. незаконными и необоснованными оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – .

Судья: