ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3238/20 от 27.04.2020 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-3238/2020

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Курбатовой Э. В.,

при ведении протокола помощником судьи Ляховой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд, указывая, что на основании трудового договора от 10 марта 2016 года работал в администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее администрация) в должности начальника отдела земельно-имущественных отношений; трудовой договор заключен с ним без определения срока его действия. С 9 января 2019 года временно исполнял обязанности заместителя главы администрации по общим вопросам. С 5 ноября 2019 года по 10 января 2020 года был временно нетрудоспособен. Распоряжением № 168-лм от 19 декабря 2019 года был уволен с должности заместителя главы администрации в связи с истечением срока трудового договора по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, по причине выхода на работу основного работника ФИО4

Истец, полагая свое увольнение незаконным, указывая на то, что трудовые отношения с ним по должности начальника отдела земельно-имущественных отношений не прекращались, заключенный с ним 10 марта 2016 года трудовой договор является бессрочным, увеличив в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ иск, просит восстановить его на работе в должности начальника отдела земельно-имущественных отношений администрации с 19 декабря 2019 года, взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, обязать администрацию осуществить удержание налога на доходы физических лиц с взысканной судом в пользу истца денежной суммы заработка, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Всеми участниками процесса представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, прокурором представлено письменное заключение по существу спора.

Представителем ответчика в суд также направлены возражения, в которых она просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также п.3 Постановления Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ № 821 от 8 апреля 2020 года, признав, что непосредственное участие сторон в деле не является обязательным, счел возможным рассмотрение дела в их отсутствие, а также в отсутствие прокурора.

Суд, изучив материалы дела, письменные объяснения сторон, а также заключение прокурора, полагавшего иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, оценив доказательства, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, является дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом (абзац 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен названным кодексом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации).

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса РФ. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 названного кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (часть 2 статьи 58 Трудового кодекса РФ).

Частью 2 статьи 59 Трудового кодекса РФ определен перечень конкретных случаев, когда допускается заключение срочного трудового договора по соглашению сторон.

Так, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор заключается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.

Согласно части 1 статьи 79 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора (пункт 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что 10 марта 2016 года между администрацией и ФИО1 заключен трудовой договор, согласно которому работник принимается на должность начальника отдела земельно-имущественных отношений.

Трудовой договор заключен на неопределенный срок – п.2.3.

Распоряжением администрации № 123 л/с от 6 ноября 2018 года в связи с временным отсутствием главы администрации ФИО5 и исполнением его обязанностей заместителем главы администрации по общим вопросам ФИО4, временное исполнение обязанностей заместителя главы администрации по общим вопросам с 7 ноября 2018 года возложено на начальника отдела земельно-имущественных отношений ФИО1

Распоряжением администрации № 02-лс от 9 января 2019 года на основании заявления истца от 9 января 2019 года внесены изменения в п.1 вышеуказанного распоряжения от 6 ноября 2018 года, согласно которому на истца возложено временное исполнение обязанностей заместителя главы администрации по общим вопросам с освобождением его от должности начальника отдела земельно-имущественных отношений с 1 января 2019 года.

Распоряжением администрации№ 168-лс от 19 декабря 2019 года истец уволен с должности заместителя главы администрации по общим вопросам по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.77, ст.79 Трудового кодекса РФ, в связи с выходом на работу с 20 декабря 2019 основного работника ФИО4

Разрешая заявленный спор, суд приходит к выводу о том, что увольнение истца произведено ответчиком с нарушением действующего трудового законодательства.

Если работник исполняет обязанности временно отсутствующего работника и при этом освобождается от основной работы, то, согласно положениям ч.1 ст.72.2 Трудового кодекса РФ имеет место временный перевод на другую работу.

При этом, поскольку должность, по которой ФИО1 исполнял обязанности, не была вакантна, его перевод на должность заместителя главы администрации не мог считаться постоянным. Это следует из п. 2 Разъяснений Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам N 30 от 29 декабря 1965 г. «О порядке оплаты временного совместительства».

Статья 72.2 Трудового кодекса РФ предусматривает случаи временного перевода на другую работу, при этом по письменному соглашению сторон работник может замещать временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, до выхода этого работника на работу. По окончании срока перевода работнику гарантируется предоставление прежней работы, в случае же, если прежняя работа работнику не предоставлена, он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

Следовательно, в случае выхода ФИО4 на работу, истец должен был быть переведен на свою прежнюю должность, т.е. на должность начальника отдела земельно-имущественных отношений.

Вместе с тем, по окончании срока перевода истцу прежняя работа предоставлена не была; трудовые отношения прекращены с ним как с работником, временно замещающим отсутствующего работника, что не может быть признано законным.

Доводы ответчика о том, что одновременно с переводом истца для исполнения обязанностей по должности заместителя главы администрации по общим вопросам с ним были прекращены трудовые отношения по должности начальника отдела земельно-имущественных отношений, согласно его заявлению от 9 января 2019 года суд отклоняет, поскольку трудовые отношения с истцом, как с начальником отдела земельно-имущественных отношений в установленном порядке не прекращены, увольнение с данной должности в связи с переводом на другую работу не произведено, перевод на должность заместителя главы администрации являлся временным, о чем свидетельствует также то обстоятельство, что должность начальника отдела имущественных отношений администрации на время исполнения истцом обязанностей заместителя главы администрации не являлась вакантной, что следует из того, что на данную должность с 7 ноября 2019 года был назначен исполняющий обязанности сотрудник, с которым заключен контракт на время отсутствия основного работника.

В силу ст. 394 Трудового кодекса РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Таким образом, ФИО1 полежит восстановлению на работе в должности начальника отдела земельно-имущественных отношений с 20 декабря 2019 года; с указанного времени с ответчика в пользу истца подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула.

Средний заработок при взыскании денежных сумм за время вынужденного прогула, вызванного незаконным увольнением, рассчитывается согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ и Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 922.

Исходя из того, что вынужденное отсутствие истца на работе с 20 декабря 2019 года имело место по должности начальника отдела имущественных отношений администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области в связи с прекращением его временной работы в должности заместителя главы администрации и, принимая во внимание, что в расчетном периоде истца не имелось фактически начисленной ему заработной платы по должности начальника отдела земельно-имущественных отношений, средний заработок истца для выплаты ему заработной платы за вынужденный прогул определяется согласно пункту 8 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, исходя из установленного ему оклада (должностного оклада).

Из дела видно, что с 11 декабря 2019 года Распоряжением Совета депутатов МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 64 утверждены размеры должностных окладов муниципальных служащих, занимающих муниципальные должности.

Согласно приложению № 4 к указанному Распоряжению № 64, размер должностного оклада ведущей должности муниципальной службы начальника отдела (заведующего отделом) составляет 17 041 руб.

Согласно приложению № 5, муниципальному служащему ведущей группы муниципальных должностей муниципального образования 7 класса установлена ежемесячная надбавка в размере 3 779 руб.

Таким образом, ежемесячная выплата истца по должности начальника отдела земельно-имущественных отношений составляет 20 820 руб.

Исходя из этого средний заработок истца в декабре 2019 года составит 20 820 /22 (всего рабочих дней)*8 (фактически)=7 570, 91 руб., в январе 2020 года, феврале 2020 года и марте 2020 года ежемесячный заработок истца будет равен сумме оклада и надбавки (20 820), заработок в апреле 2020 года составит 20 820/22*19=17 980, 91 руб.

Общая сумма среднего заработка, подлежащая выплате истцу за период вынужденного прогула составит 88 011, 82 руб.

В соответствии со ст.211 Гражданского процессуального кодекса РФ, решение суда в части восстановления истца на работе, а также взыскания в пользу истца заработной платы за три месяца, то есть с 20 декабря 2019 года по 19 марта 2019 года в размере 63 090, 91 руб. подлежит немедленному исполнению.

Учитывая, что судом установлено нарушение трудовых прав истца, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, которая с учетом характера нарушенных прав истца, степени вины ответчика, определяется судом в размере 10 000 руб.

Порядок исчисления и удержания организацией – налоговым агентом у налогоплательщика и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации установлен ст. 226 Налогового кодекса РФ, данная обязанность ответчика не влияет на права истца и не затрагивает его интересы, а потому иск в части обязания ответчика при выплате истцу среднего заработка перечислить в бюджет подоходный налог удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 211, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

восстановить ФИО1 на работе в должности начальника отдела земельно-имущественных отношений администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с 20 декабря 2019 года.

Взыскать с администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула в размере 88 011, 82 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Решение суда в части восстановления ФИО1 на работе, а также взыскания в его пользу заработной платы за три месяца, размере 63 090, 91 руб. подлежит немедленному исполнению.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в бюджет МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области государственную пошлину в размере 3 440, 35 руб.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 29 апреля 2020 г.

Судья