Дело № 2-3239/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2013 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ирхиной Е.Н.,
с участием прокурора Кабисова А.А.,
при секретаре Шелюгиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.З.Н. к Министерству здравоохранения Калининградской области о признании приказа № 119-л/с от < Дата > незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
У С Т АН О В И Л:
З.З.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что приказом № 424-л/с от < Дата > с < Дата > она была назначена на должность государственной гражданской службы начальника отдела модернизации здравоохранения Министерства здравоохранения Калининградской области с должностным окладом 13310 рублей. < Дата > приказом Министерства здравоохранения Калининградской области № 119-л/с она была уволена на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона РФ от < Дата > № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением численности или штата работников (сокращением должности гражданской службы) и отказом гражданского служащего от предложенной должности. Считает, что при ее увольнении не были соблюдены условия, установленные действующим законодательством при сокращении работника государственной гражданской службы, и соответственно были нарушены ее законные права. Так, < Дата > она была ознакомлена с предупреждением Министерства здравоохранения Калининградской области о том, что в связи с утверждением новой структуры и введением в действие нового штатного расписания Министерства здравоохранения Калининградской области с < Дата > года, замещаемая ею должность подлежит сокращению, и служебный контракт по замещаемой ею должности будет расторгнут. В данном предупреждении было указанно, что Министерство здравоохранения Калининградской области предупреждает ее о предстоящем освобождении от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме того, в предупреждении было указано, что ей будут предложены вакантные должности государственной гражданской службы Калининградской области с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы. Учитывая, что при ее увольнении нарушен ряд процедурных моментов, а процедура увольнения государственного гражданского служащего по сокращению штата в Федеральном законе от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не достаточно четко прописана, полагает, что к ее случаю могут применяться как положения данного федерального закона, так и нормы Трудового кодекса РФ, что соответствует ст. 73 названного Федерального закона и на что указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Согласно ст. 81 ТК РФ увольнение по сокращению штата является правомерным при условии, если сокращение штата реально имело место, это обстоятельство должно подтверждаться приказом о сокращении численности или штата работников и новым штатным расписанием. В результате же утверждения новой структуры и введения в действие нового штатного расписания Министерства здравоохранения Калининградской области количество государственных служащих не только не сократилось, а фактически увеличилось. Кроме того, на момент увольнения, ей не была представлена возможность ознакомиться ни с одним должностным регламентом сотрудников Министерства здравоохранения Калининградской области. Таким образом, у нее нет уверенности в том, что ее должность была сокращена и взамен не создано аналогичной должности с функциональными обязанностями, которые она исполняла в должности начальника отдела модернизации здравоохранения Министерства. За период с момента предупреждения и до < Дата > вакантные должности ей не предлагались. В период с < Дата > по < Дата > она находилась в очередном отпуске и в отпуске, в связи с временной нетрудоспособностью. < Дата > года, в первый день выхода на работу, ей было предложено продолжить государственно-служебные отношения, и предоставлена возможность замещения с < Дата > должности государственной гражданской службы ведущего консультанта отдела целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения в Министерстве здравоохранения Калининградской области. Вместе с тем, занимаемая ею должность начальника отдела относиться к главной группе должностей, а предложенная должность ведущего консультанта относится к ведущей группе должностей. Считает, что с учетом требований ч. 5 ст. 31 Федерального закона РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ ей должна была быть предложена вакантная должность начальника отдела, соответствующая главной группе должностей и занимаемой ею должности до момента предупреждения. При этом утвержденный должностной регламент по должности ведущего консультанта отдела целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения ей предоставлен не был. Отказа от предложенной должности она не давала. Принять решение «задним числом» о согласии на замещение предложенной должности ведущего консультанта при не предоставлении ей утвержденного должностного регламента невозможно, о чем она указала в уведомлении. < Дата > года, по истечении срока предупреждения об увольнении, служебный контракт с ней не был расторгнут, и она не настаивала на увольнении, поэтому считая, что действие служебного контракта продолжается, < Дата > она вышла на работу и продолжила исполнение должностных обязанностей по ранее занимаемой должности начальника отдела. < Дата > в 18.25 часов ее пригласили ознакомиться с приказом от < Дата > № 119-л/с об ее увольнении по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ. В приказе она указала, что не согласна с увольнением, поскольку срок предупреждения истек, кроме того, п. 6 ч. 1 ст. 33 утратил силу < Дата > года. Кроме того, не смотря на то, что < Дата > она ожидала выдачи трудовой книжки, окончательного расчета и справки о заработной плате до 19.10 часов, трудовая книжка и справки о заработной плате были получены ею < Дата > года, а окончательный расчет - < Дата > года. С учетом изложенного, полагает, что ее увольнение было незаконным и в соответствии с действующим законодательством она должна быть восстановлена на государственной гражданской службе, где ей должны предложить все вакантные должности главной группы должностей взамен сокращенной. С учетом изложенного, просит признать приказ Министерства здравоохранения Калининградской области от < Дата > № 119-л/с об увольнении незаконным, восстановить ее на работе в должности начальника отдела Министерства здравоохранения Калининградской области с < Дата > года, взыскать с Министерства здравоохранения Калининградской области средний заработок за время вынужденного прогула с < Дата > по момент вынесения решения суда в размере среднемесячной заработной платы начальника отдела, компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.
В ходе судебного разбирательства З.З.Н., уточнила и дополнила основания заявленных требований, полагала, что фактически никакого сокращения штатной численности отдела модернизации здравоохранения Министерства здравоохранения Калининградской области не произошло, имело место простое переименование отдела модернизации здравоохранения в отдел реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, при этом количество штатных единиц увеличилось на 1 единицу. Все функции и полномочия отдела модернизации здравоохранения в настоящее время выполняет отдел реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения согласно п.п. 42 - 45 ст. 8 Постановления Правительства РФ № 311 от < Дата > «О Министерстве здравоохранения Калининградской области». Кроме того, за время ее работы никакие претензии к ней со стороны работодателя не предъявлялись, объяснения по этому поводу не отбирались, в связи с чем доводы ответчика о том, что она была фактически уволена за несоответствие занимаемой должности не состоятельны и не подтверждаются материалами дела. За всё время с < Дата > по < Дата > ей не были предложены вакантные должности в Министерстве здравоохранения, < Дата > за 2 минуты до окончания рабочего дня ей была предложена должность ведущего консультанта отдела реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения с < Дата > года, т.е. задним числом, но не был предоставлен утверждённый должностной регламент, в связи с чем она не смогла выразить свою волю относительно данного предложения, о чём и указала в предложении работодателя от < Дата > года. Считает факт не предложения ей в течение длительного времени имеющихся вакантных должностей, в том числе начальника отдела реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, на которую в феврале 2013 года, в нарушение федерального законодательства о государственной службе, был в порядке перевода из Министерства строительства МО принят ФИО1, а также предложение должности, которая, была занята в первый день ее фактического выхода на работу существенным нарушением трудового законодательства и ее права.
В судебном заседании З.З.Н., и ее представитель ФИО2, действующая на основании ордера № от < Дата > года, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по доводам, изложенным в иске и дополнении к нему.
Представитель Министерства здравоохранения Калининградской области - ФИО3, действующая на основании доверенности № от < Дата > года, в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, поддержав доводы письменного отзыва на иск и дополнений к нему, приобщенных к материалам дела.
Выслушав истицу, ее представителя, представителя ответчика, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ст. 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к правоотношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17.03.2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При этом необходимо иметь ввиду, что исходя из ст. 73 данного Закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные акты РФ, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной приведенным Законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ.
Судом установлено, что З.З.Н. проходила государственную гражданскую службу в Министерстве здравоохранения Калининградской области с < Дата > в должности консультанта отдела экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами Министерства здравоохранения Калининградской области на основании служебного контракта от < Дата > № 144.
< Дата > З.З.Н. была предупреждена о сокращении должности консультанта отдела экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами Министерства здравоохранения Калининградской области с предложением ей должности начальника отдела модернизации здравоохранения Министерства здравоохранения Калининградской области. < Дата > истица дала согласие на замещение предложенной должности государственной гражданской службы и приказом № 424-л/с от < Дата > была переведена на указанную должность на основании служебного контракта № от < Дата > года, в этот же день был утвержден ее должностной регламент.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 22.11.2011 года № 25-П «По делу о проверке конституционности положений ч. 4 ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 33 и ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» в связи с жалобой гражданки Б.В.Ю.» предпосылкой прекращения служебного контракта являются, в том числе мероприятия по сокращению должностей государственной гражданской службы, связанные в том числе с реорганизацией государственного органа либо изменением его структуры, цель которых – оптимизация численности и состава государственных гражданских служащих и повышение эффективности работы государственного органа.
Как следует из материалов дела, Указом Губернатора Калининградской области от 29.10.2012 года № 251 были внесены изменения в Указ Губернатора Калининградской области от 15.11.2010 года № 358 «О структуре органов исполнительной власти Калининградской области, возглавляемых Правительством Калининградской области, определено проведение процедуры ликвидации Агентства главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, в приложении № 1 к названному Указу была установлена предельная штатная численность Правительства Калининградской области и возглавляемых им органов исполнительной власти Калининградской области, включая Министерство здравоохранения Калининградской области (л.д. 46), численность которого включала в себя 32 штатных единицы государственных гражданских служащих, 1 штатную единицу государственной должности и 1 единицу по технической должности
Задачи, функции и полномочия Министерства здравоохранения Калининградской области определяются его Положением, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 11.05.2010 года № 311 с последующими изменениями и дополнениями, внесенными, в том числе постановлением Правительства Калининградской области от 08.11.2012 года № 843 с учетом ликвидации Агентства главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, дополнившего полномочия Министерства пунктами 45-49, предусматривающими осуществление Министерством полномочий главного распорядителя средств областного бюджета в установленной сфере деятельности, осуществление функций государственного заказчика по организации выполнения целевых программ Калининградской области, что было обусловлено предстоящим внесением изменений в Бюджетный кодекс РФ.
В этой связи приказом Министра здравоохранения Калининградской области от 17.12.2012 года № 491-мс на основании названного выше Указа Губернатора Калининградской области от 29.10.2012 года № 251, с учетом изменений, внесенных в приказ от 17.12.2012 года № 491-мс приказом от 08.02.2013 года № 55-л/с в связи с принятием Указа Губернатора Калининградской области от 05.02.2013 года № 37, которым устанавливалась новая предельная штатная численность Министерства здравоохранения Калининградской области (л.д. 36), была утверждена структура Министерства здравоохранения и с 19.02.2013 года введено в действие новое штатное расписание, в котором отдел модернизации здравоохранения Министерства здравоохранения Калининградской области отсутствовал. В этой связи все должности гражданской службы Министерства были сокращены, в т.ч. занимаемая истицей должность. Были определены структурные подразделения Министерства, в состав которых входил также вновь образованный отдел реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения в количестве 5 человек, в котором были предусмотрены должности начальника и ведущих консультантов.
Таким образом, сокращение штата сотрудников отдела модернизации здравоохранения Министерства здравоохранения Калининградской области, осуществлявшего деятельность, связанную, в том числе с организацией и контролем за деятельностью государственных учреждений здравоохранения при размещении заказов в рамках Программы модернизации здравоохранения, формированием отчетности о реализации Программы модернизации здравоохранения, обусловлено изменением организационных условий служебной деятельности, в частности введением новой структуры (реорганизации) Министерства, в том числе образованием отдела бухгалтерского учета, отчетности и контроля и отдела реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, с закреплением за каждым индивидуального направления деятельности, в частности за отделом реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения – деятельности, связанной с осуществлением функций государственного заказчика по организации выполнения целевых программ Калининградской области, обеспечением реализации на территории Калининградской области Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2015 года, и областной инвестиционной программы на 2009-2014 года, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 20.01.2009 года № 15 в части строительства и реконструкции объектов здравоохранения Калининградской области. В этой связи были осуществлены организационно-штатные мероприятия, приведшие к сокращению штата отдела модернизации здравоохранения, в т.ч. занимаемой истицей должности, а также исключению из штатного расписания самого структурного подразделения, где выполняла свои свою трудовую функцию истица.
Учитывая вышеизложенное, ссылки истицы на отсутствие фактического сокращения штата отдела модернизации здравоохранения Министерства здравоохранения Калининградской области, в том числе занимаемой ею должности начальника отдела модернизации здравоохранения Министерства здравоохранения Калининградской области суд находит безосновательными.
Согласно п. 3 ст. 53 Федерального закона РФ «О Государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года № 79-ФЗ замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы производится в соответствии со ст. 31 данного Федерального закона
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 названного Закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, направления гражданского служащего профессиональную подготовку или повышение квалификации.
Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.
Согласно ч. 4 ст. 31 данного Федерального закона в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 названного закона.
В силу ст. 33 Закона основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом персонально в письменной форме гражданским служащим под роспись (ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ).
Как следует из материалов дела и истицей не оспаривается, < Дата > она была письменно уведомлена о предстоящем сокращении замещаемой ею должности и расторжении с ней служебного контракта по замещаемой должности в связи с утверждением новой структуры и введением в действие нового штатного расписания Министерства здравоохранения Калининградской области, об освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы начальника отдела модернизации здравоохранения Министерства и увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона РФ от 27.07.2005 года № 79-ФЗ, а также информирована о том, что ей будут предложены вакантные должности государственной гражданской службы Калининградской области. В случае ее согласия на замещение предложенной должности отношения с ней будут продолжены.
Приказом Министра здравоохранения Калининградской области от < Дата > № 28-к З.З.Н. была предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска с < Дата > по < Дата > продолжительностью 02 календарных дня за период с < Дата > по < Дата > года. В периоды: с < Дата > по < Дата > года; с < Дата > по < Дата > года; с < Дата > по < Дата > года; с < Дата > по < Дата > года, истица находилась на «больничном». < Дата > года, < Дата > в очередном отпуске (перенесенные 2 календарных дня).
< Дата > года, в первый день выхода З.З.Н. на работу, ей была предложена вакантная должность государственной гражданской службы ведущего консультанта отдела реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, которая соответствовала уровню ее квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы. Согласия на замещение указанной должности истица не дала, указав, что принять решение она не имеет возможности в связи с не предоставлением ей для ознакомления должностных обязанностей.
В связи с отказом истицы предоставить письменное согласие на замещение вакантной должности, был составлен акт об отказе от проставления подписи в уведомлении об ознакомлении с предложением другой должности государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности, согласно которому после ознакомления с уведомлением З.З.Н. потребовала ознакомить ее с должностным регламентом ведущего консультанта, проект регламента ей был представлен, однако истица потребовала ознакомить ее с утвержденным должностным регламентом. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями самой истицы, указавшей в качестве причины невозможности принятия решения о замещении должности ведущего консультанта на не предоставление ей надлежаще оформленного должностного регламента.
Приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от < Дата > № л/с З.З.Н. была освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы начальника отдела модернизации здравоохранения Министерства здравоохранения Калининградской области и уволена по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы и отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы).
В этот же день истица была ознакомлена с приказом, подтвердить подписью факт ознакомления ее с таковым отказалась, о чем был составлен соответствующий акт. Также указала, что с данным приказом не согласна, считает действия работодателя незаконными, поскольку 2-х месячный срок предупреждения истек, должностной регламент, предоставленный для принятия решения о замещении должности ведущего консультанта не утвержден.
С учетом изложенного, а также руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных З.З.Н. исковых требований о признании приказа № 119-л/с от < Дата > незаконным, восстановлении на работе, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, не имеется, поскольку увольнение истицы является законным.
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что гражданским служащим наряду с основными гарантиями могут предоставляться при определенных условиях дополнительные гарантии к числу которых относится право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должности гражданской службы в соответствии со ст. 31 названного Закона (п. 3 ст. 53).
Часть 5 ст. 31 Закона установлено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности.
Таким образом, под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.
Министерство здравоохранения Калининградской области вправе было прекратить государственно-служебные отношения с истицей в связи с утверждением новой структуры и введением в действие нового штатного расписания Министерства здравоохранения Калининградской области с < Дата > года, порядок увольнения истицы ответчиком не нарушен: о предстоящем увольнении З.З.Н. была предупреждена лично под роспись более чем за 2 месяца, ей была предложена вакантная для замещения должность государственной гражданской службы в Министерстве здравоохранения Калининградской области – ведущего консультанта отдела реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения с < Дата > года, при соблюдении условия соответствия предусмотренных по ней квалификационных требований индивидуальным характеристикам истицы, оговоренным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, по смыслу которой гражданскому служащему может быть предложена должность более высокого статуса или меньшего, чем та, которую она занимала на момент объявленного сокращения. Согласия на замещение названной должности истица не дала. При этом, вышеуказанный Закон не возлагает на представителя нанимателя (работодателя) обязанность предлагать государственному служащему, должность которого сокращена, все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, наниматель вправе, но не обязан предложить иную должность в этом государственном органе при наличии вакансий. Данный Закон также не содержит требований к представителю нанимателя о предоставлении гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой должности равнозначной должности.
Отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы влечет его освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение.
Принимая во внимание, что обязанность по предоставлению истице в порядке замещения иной должности государственной службы ответчиком была исполнена, оснований для удовлетворения заявленных З.З.Н. требований, суд не усматривает.
Доводы истицы и ее представителя о том, что ответчик не исполнил обязанность по предложению ей в период с даты уведомления о сокращении - < Дата > по < Дата > (день выхода на «больничный») для замещения должности начальника вновь созданного отдела реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, которая для нее была более предпочтительна, что свидетельствует, по мнению истицы, о нарушении работодателем ее преимущественного права на замещение указанной должности, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, Федеральный закон от < Дата > N 79-ФЗ и Трудовой кодекс РФ не регулируют вопрос о преимущественном праве работника (служащего) на получение от работодателя предложения о замещении вакантных должностей, разрешение вопроса о первоочередном предоставлении вакантной должности определенному работнику отнесено к исключительной компетенции работодателя. Иное свидетельствовало бы о неправомерном ограничении права работодателя самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников, о котором говорится в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от < Дата > № 2. Поскольку, как было указано выше, в процессе осуществления ответчиком организационно-штатных мероприятий из штатного расписания были исключены все должности отдела модернизации здравоохранения, а также сокращено само подразделение, у ответчика отсутствовали основания рассматривать вопрос о преимущественном праве истицы на замещение вакантной должности гражданской службы, что свидетельствует в свою очередь об отсутствии оснований для вывода о нарушении Министерством положений действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, на дату вступления в действие нового штатного расписания – < Дата > в Министерстве здравоохранения Калининградской области имелось 2 вакантные должности, соответствующие уровню квалификации, профессиональному образованию, стажу гражданской службы истицы. Должность начальника отдела реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, с учетом уровня квалификации, опыта, профессионального образования, отвечающего направлению деятельности вновь образованного отдела, была предложена Ж.А.А., который согласился на ее замещение в порядке перевода и был принят на указанную должность < Дата > года. Принятие нового сотрудника, как пояснил представитель ответчика, было обусловлено, в том числе проблемами, накопившимися в отделе модернизации (л.д. 90, 95). Соответственно должность начальника отдела реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения на дату предложения истице иной должности, вакантной не являлась. В период же отсутствия истицы на работе за ней была сохранена вакантная должность. Предложение З.З.Н. должности ведущего консультанта отдела реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, относящейся к ведущей группе должностей сопоставимо с ранее занимаемой ею в течении более года должностью консультанта отдела экономического развития здравоохранения, до занятия должности начальника отдела, в которой истица пребывала около шести месяцев, с учетом нахождения в течение двух месяцев на «больничном» и очередном отпуске.
Периодичность же предложения государственному служащему вакантных должностей, либо его конкретный момент действующим законодательством не определен, представитель нанимателя несет такую обязанность до дня увольнения служащего, в связи с чем предложение истице замещение вакантной должности лишь вечером < Дата > года, не свидетельствует о нарушении установленного законом порядка увольнения и прав истицы.
Ссылка истицы на то обстоятельство, что при предложении ей должности ведущего консультанта ей не был представлен утвержденный надлежащим лицом должностной регламент по названной должности, удовлетворения заявленных ею требований не влечет, поскольку такого основания увольнения упомянутый выше Закон не содержит.
Также в качестве основания незаконности увольнения истица ссылается на то, что уволена за пределами предусмотренного ч. 2 ст. 31 Федерального закона от < Дата > N 79-ФЗ срока увольнения. Вместе с тем из названной нормы закона не следует, что работник не может быть уволен по п. 6 ч. 1 ст. 33 по истечении названного срока, тем более, что в период этого срока в течение двух месяцев истица находилась на больничном.
Указание истицы на предоставление ей возможности замещения должности государственной гражданской службы ведущего консультанта отдела реализации целевых программ и отдельных мероприятий в сфере здравоохранения с < Дата > года, то есть «задним числом», с учетом отсутствия ее согласия на занятие указанной должности, правового значения при разрешении настоящего спора не имеет, поскольку ее трудовых прав не нарушает.
Несвоевременная же выдача трудовой книжки и расчета при увольнении, не является основанием для удовлетворения ее требований о восстановлении на службе, поскольку нарушенное право подлежит восстановлению путем предъявления самостоятельных требований.
Также не имеется правовых оснований для удовлетворения требования о компенсации морального вреда, взыскании ее с Министерства здравоохранения Калининградской области, поскольку согласно ст. 394 ТК РФ такая компенсация взыскивается с работодателя в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае, с < Дата > года, служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона (в редакции Федерального закона от < Дата > № 57-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской служб Российской Федерации»
В приказе об увольнении и трудовой книжке истицы содержится ссылка на п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от < Дата > N 79-ФЗ.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от < Дата > N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" из которых следует, что если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную, либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу части 5 статьи 394 Кодекса обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.
При таких обстоятельствах, в силу ч. 5 ст. 394 ТК РФ формулировка увольнения истцы подлежит изменению с указанием в решении причины и основания увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителей в разумных пределах, в связи с чем, нет оснований для взыскания в пользу З.З.Н. понесенных на услуги представителя расходов в размере 20000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
З.З.Н. в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Калининградской области о признании приказа № 119-л/с от < Дата > незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – отказать.
Изменить формулировку основания увольнения З.З.Н., считать З.З.Н. уволенной по сокращению штатной численности работников по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 18.11.2013 года.
Судья: подпись