ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3239/2022 от 19.09.2022 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

< >

УИД 35RS0001-02-2022-002474-40

№ 2-3239/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Череповец 19 сентября 2022 года

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Шатровой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Аббасовой Т.С.,

с участием прокурора Костиной Е.Н., представителей ответчиков, третьих лиц Бучук А.П., Гринько Е.В., Калясиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту здравоохранения <адрес>, БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», Департаменту <адрес> об устранении нарушений в сфере оказания медицинской помощи населению, возложении обязанностей,

установил:

Заместитель прокурора <адрес>, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Департаменту здравоохранения <адрес>, БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», указав в обоснование, что прокуратурой района по обращению Б. проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении населения <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района <адрес> медицинской помощью, по результатам которой выявлены нарушения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. В силу п. 5 Положения № 543н первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, санитарно-гигиеническому просвещению.

В соответствии с п. 19.3 Положения № 543н в населенных пунктах с числом жителей 301-1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.

Согласно п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (приложение № 15 к Положению) фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико- санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

Согласно Положению о Департаменте здравоохранения <адрес> Департамент является органом исполнительной <адрес> власти <адрес> по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан (п. 1.1). Департамент осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, главного распорядителя (администратора) и получателя средств областного бюджета в соответствии с законами области об областном бюджете (п. 2.3.12).

Департамент здравоохранения <адрес> является учредителем БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», которое имеет обособленное структурное подразделение, не являющееся филиалом, - Кривецкий фельдшерско-акушерский пункт. ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-социальной помощи. Основными задачами ФАП является: своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача; проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний, других состояний, травм, отравлений, по назначению врача.

Проведенной проверкой установлено, что <адрес> расположен в Судском сельском поселении, отдаленность от п. <адрес><адрес> - 9 км., от БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» (<адрес>) - 41 км. Медицинская помощь жителям <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района оказывается с использованием мобильного ФАП на дому медицинскими работниками Судской участковой больницы БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», расположенной в п. <адрес><адрес>, который находится на расстоянии 11 км. от <адрес>. Ранее медицинская помощь населению оказывалась медицинскими работниками Кривецкого фельдшерско-акушерского пункта, радиус обслуживания - 3 км., деятельность которого на основании приказа главного врача БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ-п приостановлена в связи с отсутствием помещений, соответствующих установленным требованиям для оказания медицинской помощи, и отсутствием медицинских работников. Вместе с тем, в настоящее время в <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района зарегистрировано по месту жительства 339 граждан, что в соответствии с п. 19.3 Положения является прямым основанием для организации деятельности ФАПа на территории населенного пункта.

При этом согласно ответа Департамента здравоохранения <адрес> вопрос установки ФАПа в <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района будет рассмотрен лишь при формировании областного бюджета на 2023 - 2025 гг. Игнорирование Департаментом здравоохранения <адрес> норм законодательства в сфере оказания медицинской помощи населению <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района нарушает право на охрану жизни и здоровья лиц, проживающих и находящихся в данном населенном пункте.

Из-за отсутствия помещения на территории <адрес> сельского поселения, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, оборудованию и эксплуатации ФАП, обслуживание пациентов осуществляется с использованием мобильного ФАП на дому медицинскими работниками Судской участковой больницы. При этом, согласно информации БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по структурному подразделению Кривецкий фельдшерско-акушерский пункт имеется должность заведующей ФАП.

В соответствии с Уставом БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», утвержденным приказом Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем указанного учреждения и собственником его имущества является <адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент здравоохранения <адрес>. Учитывая изложенное, ответственность за устранение нарушений требований законодательства об организации медицинской помощи населению <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района <адрес> возлагается наряду с БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» на Департамент здравоохранения <адрес>.

Просят обязать Департамент здравоохранения <адрес> разместить фельдшерско-акушерский пункт (фельдшерский здравпункт) в <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также в этот же срок выделить денежные средства БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» на организацию и обеспечение деятельности данного фельдшерского акушерского пункта (фельдшерского здравпункта). Обязать БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ укомплектовать штат фельдшерско-акушерского пункта (фельдшерского здравпункта) в <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района <адрес> и организовать его фактическую деятельность в указанном населенном пункте.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле привлечены: в качестве соответчика – Департамент строительства <адрес>, в качестве третьих лиц – Администрация Череповецкого муниципального района <адрес>, Департамент имущественных отношений <адрес>, Департамент финансов <адрес>.

Исковые требования стороной истца в ходе рассмотрения дела изменены, просят возложить на Департамент здравоохранения <адрес> обязанность разместить фельдшерско-акушерский пункт ( фельдшерский здравпункт) в <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; возложить на БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ укомплектовать штат фельдшерско-акушерского пункта ( фельдшерского здравпункта) в <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района <адрес> и организовать его фактическую деятельность в указанном населенном пункте.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Костина Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что исходя из представленных документов следует, что число проживающих в <адрес> более 301 человека, что является прямым указанием согласно Положения на необходимость размещения в населенном пункте ФАП. В настоящее время в структуре БУЗ ВО «Череповецкая городская больница" имеется Кривецкий ФАП. Данное структурное подразделение не ликвидировано, его деятельность не упразднена, что подтверждает необходимость удовлетворения исковых требований. Каких-либо действий к возобновлению работы ФАП ответчиками не предпринято. Осуществление еженедельных выездов мобильного ФАП не освобождает от обязанности размещения в <адрес> ФАП на постоянной основе.

Представитель ответчика БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» по доверенности Гринько Е.В. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которого точное количество зарегистрированных граждан в <адрес> в настоящее время неизвестно. Данные о населении <адрес> не подтверждены документально. <адрес> достоверных официальных данных о количестве жителей в <адрес> также не предоставлено. Следовательно, истцом не доказана обязанность ответчиков организовать ФАП в <адрес>. Требования о возложении обязанности укомплектовать штат фельдшерско-акушерского пункта и организовать его фактическую деятельность в <адрес> являются заведомо не выполнимыми. Между БУЗ ВО «Череповецкая ЦРП» и МОУ СОШ «Кривецкая общеобразовательная школа» был заключен договор безвозмездного пользования помещением, в котором располагался Кривецкий ФАП. Указанный договор был расторгнут более 5 лет назад, до момента объединения БУЗ ВО «Череповецкая ЦРП» и БУЗ ВО «Череповецкая городская больница ». Деятельность ФАП была приостановлена, помещение передано в казну <адрес>, иного помещения в <адрес> для оказания медицинской помощи населению у БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» не имеется. Предложений от органов местного самоуправления о предоставлении иного помещения для организации ФАП в <адрес> в адрес БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» не поступало, данных о наличии помещений для организации медицинской помощи в <адрес> не имеется. Кроме того, данное здание или помещение должно соответствовать условиям лицензирования. Также деятельность ФАП в <адрес> была приостановлена, в том числе из-за невозможности заполнить кадровую вакансию ввиду отсутствия желающих работать в сельской местности. Возможность организовать деятельность ФАП в <адрес> отсутствует по объективным причинам. Население Кривецкого ФАП для оказания медицинского обслуживания прикреплено к Судской ЦБ, осуществляются выезды мобильного ФАП. Оказание скорой и неотложной помощи осуществляется БУЗ ВО «Череповецкая станция скорой медицинской помощи». Вызовы на дом к пациентам обслуживаются по мере поступления, также осуществляются выезды мобильного ФАП согласно графика. На территории района организована деятельность мобильных медицинских бригад и работа передвижной флюорографической установки. На базе районной поликлиники организован дневной стационар, приемы кардиолога и пульмонолога. Также заключено соглашение с БУ СО ВО «КЦСОН «< >» о взаимодействии по доставке лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, для прохождения диспансеризации и проведения дополнительных скринингов. То есть медицинская помощь оказывается в полном объеме. На основании изложенного просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения <адрес> по доверенности Бучук А.П. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которого обращений с жалобами от других жителей поселка Кривец, помимо Б. на недоступность медицинской помощи, в Департамент не поступало. Фактов ненадлежащего оказания медицинской помощи населению <адрес> в исковом заявлении не приведено. Департамент в полном объеме исполняет возложенные на него полномочия по обеспечению доступности медицинской помощи населению указанного населенного пункта. Действует Региональная программа, производится анализ потребностей населения, в том числе по организации в населенных пунктах ФАП, формируются цели, рассматривается вопрос источника финансирования, определяются сроки реализации. Выбранный прокурором способ защиты не соответствует закону и характеру нарушенного права.

Представитель ответчика Департамента строительства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлены возражения на исковое заявление, согласно которых исходя из Положения о Департаменте строительства <адрес>, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент является органом исполнительной <адрес> власти области, осуществляющим полномочия в сферах строительства, жилищных отношений (за исключением регионального <адрес> жилищного надзора), а также организующим и осуществляющим региональный <адрес> строительный надзор, региональный <адрес> контроль (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, региональный <адрес> контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, на территории области. Для реализации основных задач в сфере строительства Департамент осуществляет в числе прочих полномочия по организация и координации проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства для областных <адрес> нужд (пункт 3.1.1.1 Положения). В силу статей 79, 179 Бюджетного кодекса РФ бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства <адрес> собственности субъекта Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства <адрес> учреждений предусматриваются в соответствии с <адрес> программами субъекта Российской Федерации, утверждаемыми высшим исполнительным органом <адрес> власти субъекта Российской Федерации. Порядок принятия решений о разработке <адрес> программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа <адрес> власти субъекта Российской Федерации. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации <адрес> программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа <адрес> власти субъекта Российской Федерации. Согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ высшим исполнительным органом <адрес> власти области является <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства <адрес> собственности области и приобретения объектов недвижимого имущества в <адрес> собственность области. В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества в <адрес> собственность области осуществляются в рамках реализации основных мероприятий <адрес> программ области. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности <адрес> программ <адрес> утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 1.4 Порядка разработка и реализация <адрес> программы осуществляются органом исполнительной <адрес> власти области, определенным <адрес> в качестве ответственного исполнителя <адрес> программы, совместно с заинтересованными органами исполнительной <адрес> власти области, определенными <адрес> в качестве соисполнителей <адрес> программы, и (или) совместно с исполнителями мероприятий <адрес> программы. Внесение изменений в <адрес> программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя программы. Органом исполнительной <адрес> власти <адрес> по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан и ответственным исполнителем <адрес> программы «Развитие здравоохранения <адрес>» на 2021 - 2025 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, является Департамент здравоохранения <адрес>. Департамент строительства области является соисполнителем по основному мероприятию 1.8 подпрограммы 1 данной <адрес> программы - строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объектов здравоохранения и укрепление материально-технической базы <адрес> медицинских организаций, в рамках реализации которого Департамент координирует строительство и капитальный ремонт зданий областных учреждений здравоохранения. Реализация мероприятий по созданию опорных фельдшерско- акушерских пунктов (ФАПов), приобретению зданий и модульных конструкций для размещения ФАП в сферу компетенции Департамента строительства области не входит. Департамент считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу и просит в иске отказать, дело рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица Администрации Череповецкого муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица <адрес> по доверенности Бучук А.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которого деятельность Кривецкого ФАП была приостановлена на основании приказа главного врача БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ-п. В настоящее время оказание медицинской помощи жителям <адрес> обеспечивается в соответствии с Программой <адрес> гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. По информации департамента здравоохранения области администрацией БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» медицинское обслуживание населения данного поселка организовано Судской участковой больницей. В соответствии с утвержденным графиком в <адрес> осуществляются выезды специалистов мобильного ФАП БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» для оказания медицинской помощи и проведения диспансеризации населения. На базе районной поликлиники БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» населению поселка Кривец организовано оказание первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара. Также осуществляется доставка лиц старше 60 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации для прохождения диспансеризации, проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний, вакцинации. Таким образом, в настоящее время оказание медицинской помощи жителям поселка <адрес> организовано с учетом объемов и в сроки, установленные Программой.

Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление, согласно которого в соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент является органом исполнительной <адрес> власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности <адрес>, и земельных отношений. В силу пункта 3.1.1. Положения Департамент осуществляет функции по ведению Реестра собственности <адрес>. Департамент сообщает, что в собственности области отсутствуют нежилые помещения, расположенные в <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района. Полномочия в сфере здравоохранения в компетенцию Департамента не входят. Органом исполнительной <адрес> власти <адрес> по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан является Департамент здравоохранения <адрес>. Финансирование деятельности БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках <адрес> задания. Формирование <адрес> задания для указанного учреждения осуществляется департаментом здравоохранения <адрес>, который осуществляет функции и полномочия его учредителя. Кроме того, в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении <адрес> программы «Развитие здравоохранения <адрес>» на 2021 - 2025 годы» в рамках основного мероприятия 1.8 «Строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объектов здравоохранения и укрепление материально- технической базы <адрес> медицинских организаций» предусмотрены создание и замена фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов численностью от 100 до 2000 человек, а также приобретение модульных конструкций фельдшерско- акушерских пунктов. Исполнителями по данному мероприятию являются Департамент здравоохранения <адрес> и Департамент строительства <адрес>. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, разрешение вопроса оставляют на усмотрение <адрес>.

Представитель третьего лица Департамента финансов <адрес> по доверенности Калясина Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которого истцом не представлены документы, подтверждающие, что в <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района <адрес> проживает более 100 жителей. Обязанность департамента здравоохранения области организовать ФАП в <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района <адрес> истцом не доказана, требования истца не обоснованы. Согласно информации департамента здравоохранения области, БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» медицинская помощь жителям поселка Кривец оказывается в соответствии с требованиями действующего законодательства. Фактов нарушения прав жителей на получение первичной доврачебной медико-социальной помощи истцом не представлено. Доказательства нарушения прав на охрану жизни и здоровья лиц, проживающих и находящихся в <адрес>, отсутствуют. Считают доводы истца несостоятельными, а исковое заявление не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, заслушав свидетелей Ю., Х., исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГн утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

Согласно п.19.2 - 19.3 указанного Положения в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км.

В населенных пунктах с числом жителей 301 - 1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.

<адрес> расположен в Судском сельском поселении <адрес>. Медицинская помощь жителям <адрес> сельского поселения Череповецкого муниципального района оказывается Судской участковой больницей, являющейся обособленным структурным подразделением БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» (отдаленность от п. <адрес> до <адрес> составляет 9 км.), а также БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» (отдаленность от <адрес> до <адрес> 41 км.). Кроме того, для оказания медицинской помощи используется мобильный ФАП.

Ранее медицинская помощь населению оказывалась медицинскими работниками Кривецкого фельдшерско-акушерского пункта, располагавшегося в помещении МОУ «Кривецкая основная общеобразовательная школа». С ДД.ММ.ГГГГ приказом БУЗ ВО «Череповецкая центральная районная поликлиника» деятельность структурного подразделения БУЗ ВО «Череповецкая ЦРП» - Кривецкого ФАП приостановлена. В соответствии с соглашением, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между БУЗ ВО «Череповецкая центральная районная поликлиника» и МОУ «Кривецкая основная общеобразовательная школа», договор о предоставлении нежилых помещений в безвозмездное пользование от ДД.ММ.ГГГГ, расторгнут.

Постановлением Правительства Вологодской области от 20.08.2018 года №731 «О реорганизации бюджетных учреждений здравоохранения <адрес>» БУЗ ВО «Череповецкая центральная районная поликлиника» реорганизовано путем слияния с БУЗ ВО «Череповецкая городская больница », позднее в порядке реорганизации создано БУЗ ВО «Череповецкая городская больница».

На основании приказа БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ-п с ДД.ММ.ГГГГ приостановлена деятельность структурных подразделений, в том числе Кривецкого ФАП, в связи с отсутствием работников и помещений, соответствующих установленным требованиям. Свободных помещений, находящихся в муниципальной собственности на территории <адрес> для размещения ФАП не имеется.

Согласно п.1.2 Устава БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», утвержденного Приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 16.11.2018 года №666, учредителем учреждения является Вологодская область. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Департамент имущественных отношений Вологодской области.

По результатам рассмотрения обращения <адрес> вынесено представление об устранении нарушений закона ввиду невыполнения Департаментом здравоохранения <адрес> возложенных функций по организации ФАП на территории населенного пункта <адрес>.

По итогам рассмотрения представления отражено, что Департаментом здравоохранения <адрес> предприняты все возможные меры для обеспечения доступности медицинской помощи населению, нарушений не выявлено.

Постановлением Правительства Вологодской области от 27.05.2015 № 439 (ред. от 28.02.2022) утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Вологодской области, который определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Вологодской области, а также мониторинга их реализации.

Согласно п. 1.4-1.5 указанного Порядка разработка и реализация государственной программы осуществляются органом исполнительной государственной власти области, определенным Правительством области в качестве ответственного исполнителя государственной программы, совместно с заинтересованными органами исполнительной государственной власти области, определенными Правительством области в качестве соисполнителей государственной программы, и (или) совместно с исполнителями мероприятий государственной программы. Государственная программа утверждается постановлением Правительства области.

Так Постановлением Правительства Вологодской области от 31.05.2019 года №503 утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения Вологодской области» на 2021 - 2025 годы. Ответственным исполнителем указан Департамент здравоохранения Вологодской области. Целью Программы является обеспечение доступной и качественной медицинской помощью населения области.

Пунктом 3.2. главы III Приложения 1 (Подпрограмма 1 "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" (соисполнители - Департамент управления делами Правительства области, Департамент строительства области)) в качестве основного мероприятия по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи, включая профилактику и формирование здорового образа жизни, запланированы мероприятия, в том числе: создание врачебных амбулаторий, фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, отвечающих современным требованиям, в населенных пунктах с численностью населения от 101 до 2000 человек; организация офисов врачей общей практики (ВОП), создание опорных фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов).

В рамках мероприятия: "Строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объектов здравоохранения и укрепление материально-технической базы государственных медицинских организаций" запланировано, в том числе, создание и замена фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов численностью от 100 до 2000 человек ( п. 3.8.1).

При этом в программе отражены объемы, сроки и источники финансирования по каждому из запланированных мероприятий.

Кроме того, Постановлением Правительства Вологодской области от 14.12.2020 N 1483 (ред. от 29.08.2022) утверждена региональная программы Вологодской области "Модернизация первичного звена здравоохранения Вологодской области" на 2021 - 2025 годы".

В план мероприятий указанной программы включено, в том числе, приобретение и монтаж быстровозводимых модульных конструкций врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских здравпунктов ( п.1.1 пп.5).

Программа отражает источники, объемы и сроки финансирования по запланированным мероприятиям.

Согласно положениям главы II «Общие сведения» анализ расстояний от населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2000 человек до ближайших медицинских организаций, входящих структурных подразделений, показал, что в <адрес> отсутствуют населенные пункты вне зоны доступности медицинской помощи: более 6 км согласно требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению". Проведен анализ размещения каждого объекта, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь населению, а также центральных районных и районных больниц в привязке к населенным пунктам, анализ численности проживающего в таких пунктах населения, с учетом требований к размещению медицинских организаций <адрес> системы здравоохранения исходя из потребности населения, включая перспективы развития населенного пункта ( глава III).

Согласно ответа Департамента здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ на 2022 год запланирована замена зданий Андогского, Нелазского и Ягницкого ФАПов БУЗ ВО «Череповецкая городская больница». Возможность установки модульной конструкции ФАП в <адрес> будет рассмотрена при формировании областного бюджета на 2023-2025 годы.

В соответствии с частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в статье 12 Гражданского кодекса РФ способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.

Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.

Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является всех граждан и организаций Российской Федерации. Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2022 № 80-КГ21-13-К6.

По настоящему делу прокурор обратился в суд с требованием о возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения законодательства в сфере оказания медицинской помощи населению путем возложения обязанности по размещению ФАП в <адрес> и организации его фактической деятельности. При этом прокурор не конкретизировал, каким образом необходимо разместить фельдшерско-акушерский пункт при отсутствии свободных помещений для его размещения, не определен объем необходимых мероприятий ( возможно ли выделение в указанном населенном пункте земельного участка, помещения, отвечающего критериям допустимости для размещения ФАП, либо необходимо решение вопроса о размещении модульной конструкции, имеется ли для этого отвечающий требованиям земельный участок в границах населенного пункта).

Учитывая изложенные выше положения, а также принятые <адрес> Программы, предусматривающие возможность включения при формировании бюджетов вопроса о создании в конкретном населенном пункте ФАП с учетом полного анализа критериев необходимости его размещения ( численность, отдаленность, потребности населения и иные), суд приходит к выводу о выборе истцом ненадлежащего способа защиты права.

При этом суд учитывает, что решение суда об удовлетворении требований о защите нарушенного или предполагаемого права должно быть исполнимо, поскольку только в этом случае нарушенное право будет восстановлено.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту здравоохранения <адрес>, БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», Департаменту <адрес> об устранении нарушений в сфере оказания медицинской помощи населению, возложении обязанностей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26.09.2022 года.

Судья < > Т.В. Шатрова