ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-323/15 от 16.03.2015 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №2-323/15 16 марта 2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего – судьи Морозовой С.Г.,

с участием прокурора Минич И.Б.,

при секретаре – Прусакове Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Московского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к ИП Ш. об обязании устранения нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, отходах производства и потребления

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Московского района г.Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Ш. об обязании устранения нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, отходах производства и потребления, указав, что Прокуратурой Московского района г. Санкт-Петербурга 15.08.2014 проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ИП Ш., по <адрес>. Установлено, что ИП Ш. арендует нежилое помещение у Михайлова М.В., расположенное по <адрес>. В нарушение норм закона проверкой установлено, что ИП Ш. в 2013 году и по настоящее время ведёт деятельность в отсутствие лимитов на размещение отходов; отсутствуют согласованные в установленном порядке Паспорта опасных отходов, что является нарушением п. 2,3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»; Отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 г. не представлена в территориальные органы Роспотребнадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, в сроки, установленные Приказом от 16.02.2010 г. №30 Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении Порядка представления и контроля и отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности), что является нарушением п.3 ст. 18 Федерального законно «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. Общество в 2013 году и по настоящее время ведёт хозяйственную 1еятельность в отсутствие лимитов на размещение отходов, что является -крушением требований п.1 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г., п. 2 Порядка, утверждённого -приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №50 от 25.02.2010 г. Кроме того, установлено, что ИП Ш. плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2013 г., 1 квартал 2014 не внесена в сроки, установленные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 -Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» (срок внесения платы за 2 квартал 2013 г. - до 20.07.2013 г., 3 квартал 1 ИЗ г. - до 20.10.2013., 4 квартал 2013 г. - до 20.01.2014 г.,1 квартал 2014 г. -до 20.04.2014 г.), что является нарушением п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Вышеуказанное является нарушением требований действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что может повлечь негативное воздействие на окружающую среду. На основании ст.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 11 указанного Федерального закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами на основании ст.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия. Статьей 11 указанного Федерального закона определено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов. Согласно ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны, подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Данные факты свидетельствуют о неисполнении предприятием требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», в результате чего создается угроза возникновения вредных воздействий на здоровье человека и окружающую среду (л.д.5).

Прокурор Минич И.Б. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Ответчик ИП Ш., будучи уведомленным надлежащим образом о дате и месте заседания, в судебное разбирательство не явился, ходатайств об отложении разбирательства не заявлял, об уважительности причин отсутствия суд не уведомлял.

Третье лицо Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга направили ходатайство о рассмотрении иска в их отсутствии.

Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Согласно ст. 14 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Московского района г. Санкт-Петербурга 15.08.2014 проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ИП Ш., по <адрес>. Установлено, что ИП Ш. арендует нежилое помещение у Михайлова М.В., расположенное по <адрес>. В нарушение норм закона проверкой установлено, что ИП Ш. в 2013 году и по настоящее время ведёт деятельность в отсутствие лимитов на размещение отходов; отсутствуют согласованные в установленном порядке Паспорта опасных отходов, что является нарушением п. 2,3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»; Отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 г. не представлена в территориальные органы Роспотребнадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, в сроки, установленные Приказом от 16.02.2010 г. №30 Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении Порядка представления и контроля и отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности), что является нарушением п.3 ст. 18 Федерального законно «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. Общество в 2013 году и по настоящее время ведёт хозяйственную 1еятельность в отсутствие лимитов на размещение отходов, что является -крушением требований п.1 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г., п. 2 Порядка, утверждённого -приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №50 от 25.02.2010 г. Кроме того, установлено, что ИП Ш. плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2013 г., 1 квартал 2014 не внесена в сроки, установленные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 -Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» (срок внесения платы за 2 квартал 2013 г. - до 20.07.2013 г., 3 квартал 1 ИЗ г. - до 20.10.2013., 4 квартал 2013 г. - до 20.01.2014 г.,1 квартал 2014 г. -до 20.04.2014 г.).

Доказательств, опровергающих доводы иска, ответчиком суду не представлено.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты, которой истец был освобождении при подаче иска, в сумме 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.1, 11, 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления", руководствуясь ст. ст. 194-198, 103 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Московского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к ИП Ш. удовлетворить полностью.

Обязать ИП Ш., в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, получить свидетельства об отнесении отходов к конкретному классу опасности, составить паспорта на отходы 1-4 класса опасности и направить в Департамент Росприроднадзора по СЗФО, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2014 г., 1 квартал 2014г.

Взыскать с ИП Ш., государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца с момента изготовления окончательного текста решения подачей апелляционной жалобы или представления.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2015 года.