РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2017 года Ахтубинский районный суд в составе председательствующего судьи Лябах И.В., при секретаре Пичугиной Т.Н., с участием истца К.А.А. , представителя ответчика П.Е.В. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда в г. Ахтубинске гражданское дело по иску К.А.А. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ахтубинскому району Астраханской области об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
установил:
К.А.А. обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ахтубинскому району Астраханской области (далее –ОМВД России по Ахтубинскому району) об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ№ л\с.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходит службу в должности начальника ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району с ДД.ММ.ГГГГ, приказом начальника ОМВД России по Ахтубинскому району от ДД.ММ.ГГГГ№ л\с за нарушение ДД.ММ.ГГГГ служебной дисциплины, выразившееся в несоблюдении требований пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части неисполнения пункта 36 Регламента совещания при начальнике ОМВД России по Ахтубинскому району от ДД.ММ.ГГГГ№ о запрете использования сотовой связи во время проведения оперативного совещания при начальнике ОМВД России по Ахтубинскому району. Считает приказ о применении дисциплинарного взыскания незаконным, поскольку с пунктом 36 Регламента совещания при начальнике ОМВД России по Ахтубинскому району ознакомлен не был, сотовой связью во время проведения оперативного совещания ДД.ММ.ГГГГ не пользовался, телефон держал в руках, о проведении служебной проверки узнал при даче объяснений, с заключением служебной проверки до применения дисциплинарного взыскания не был ознакомлен.
Истец К.А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, при этом дополнил исковые требования требованием о признании оспариваемого приказа незаконным, так же пояснил, что с пунктом 36 Регламента совещания при начальнике ОМВД России по Ахтубинскому району, утвержденного приказом начальника ОМВД России по Ахтубинскому району от ДД.ММ.ГГГГ№, как при прохождении службы в указанной должности, так и ранее ознакомлен не был, ДД.ММ.ГГГГ во время проведения оперативного совещания телефоном не пользовался: не звонил, переписку не вел, в связи с двойным подчинением просматривал наличие информации от непосредственного начальника УГИБДД УМВД России по Астраханской области.
Представитель ОМВД России по Ахтубинскому району П.Е.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, не оспаривала факта не ознакомления истца с Регламентом совещания при начальнике ОМВД России по Ахтубинскому району, утвержденного приказом начальника ОМВД России по Ахтубинскому району от ДД.ММ.ГГГГ№, пояснив при этом, что К.А.А. обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации. Каким образом использовался истцом телефон, она пояснить не может. Возможно, он отправлял смс- сообщения, набирал текст, просматривал информацию, однако, поскольку истец указал, что вел переписку по служебным вопросам, следовательно использовал телефон, что запрещено. При применении дисциплинарного взыскания учтено, что ранее к сотруднику полиции дисциплинарные взыскания не применялись, характеризуется он положительно, имеет пять поощрений, одно взыскание, которое снято.
Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, установил для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе основания и порядок прекращения прохождения данной службы, порядок наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников полиции урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации;
В силу статьи 47 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно части 1 статьи 50 указанного Федерального закона на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий установлен статьей 51 Федерального закона № 342-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 данной статьи дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона № 342-ФЗ взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (часть 7 статьи 51 Закона).
В силу части восьмой указанной статьи до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (часть 9 статьи 51 указанного Федерального закона).
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника (часть 11 статьи 51 Федерального закона).Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, - в течение одного месяца со дня его наложения. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому дисциплинарному взысканию (часть 14 статьи 51 Закона).
Судом установлено, что в соответствии с приказом начальника УМВД России по Астраханской области № л\с от ДД.ММ.ГГГГК.А.А. с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в органах внутренних дел в должности начальника ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району.
Приказом начальника ОМВД России по Ахтубинскому району № л\с от ДД.ММ.ГГГГ на К.А.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Основанием для привлечения К.А.А. к дисциплинарной ответственности в виде замечания послужило утвержденное ДД.ММ.ГГГГ начальником ОМВД России по Ахтубинскому району заключение служебной проверки, назначенной ДД.ММ.ГГГГ по рапорту заместителя начальника ОМВД России по Ахтубинскому району ФИО6 об использовании К.А.А. запрещенного средства связи- мобильный телефон.
Согласно заключению указанной служебной проверки, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> минут в комнате воспитательной работы ОМВД России по Ахтубинскому району во время проведения оперативного совещания начальник ОМВД России по Ахтубинскому району ФИО7 указал начальнику ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району К.А.А. на недопущение использования мобильного телефона на оперативном совещании. За неисполнение указанных требований назначена служебная проверка.
В письменных объяснениях истец указал, что он держал телефон в руках, данное устройство по назначению не использовал.
Допрошенные в судебном заседании свидетели: ФИО8 (<данные изъяты>) пояснил, что во время проведения оперативного совещания начальник ОМВД России по Ахтубинскому району ФИО7 обратил внимание начальника ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району К.А.А. на недопущение использования мобильного телефона на оперативном совещании, на что последний сказал, что «использует в служебных целях», при этом по телефону он не разговаривал, не звонил; ФИО9 (<данные изъяты>) пояснила, что начальник ОМВД России по Ахтубинскому району ФИО7 обратил внимание начальника ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району К.А.А. на недопущение использования мобильного телефона на оперативном совещании, на что последний продолжил использовать телефон, в связи с чем, ФИО10 повторно обратился к К.А.А. на недопущение использования телефона на совещании, при этом К.А.А. сказал, что «ведет переписку по служебным вопросам»; ФИО11(<данные изъяты>) пояснил, что во время проведения оперативного совещания начальник ОМВД России по Ахтубинскому району ФИО7 обратил внимание начальника ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району К.А.А. на недопущение использования мобильного телефона на оперативном совещании, на что последний сказал, что «телефон им не используется», объяснительную, находящуюся в материалах служебной проверки, он подписал не читая, текст был напечатан и ему было сказано подписать, также пояснил, что во время проведения оперативных совещаний начальником периодически обращается внимание сотрудников на использование телефонов, при этом, не исключается возможность в случае необходимости позвонить, предварительно спросив разрешение начальника выйти для совершения звонка.
Оценивая объяснения К.А.А. и показания свидетелей, которые не согласуются между собой, суд полагает, что в период проведения оперативного совещания ДД.ММ.ГГГГ, К.А.А. использовалось абонентское устройство сотовой связи для получения информации путем его просмотра.
Служебной проверкой также установлено, что истец нарушил пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части неисполнения пункта 36 Регламента совещания при начальнике ОМВД России по Ахтубинскому району, утвержденного приказом ОМВД России по Ахтубинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, о запрете использования сотовой связи во время проведения оперативного совещания.
Регламент совещания при начальнике ОМВД России по Ахтубинскому району, утвержденный приказом ОМВД России по Ахтубинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, разработан в соответствии с требованиями указания МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжением УМВД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 36 Главы IV Обеспечение работы совещания указанного Регламента во время проведения совещания категорически запрещается эксплуатация радиотелефонов, абонентских устройств сотовой, пейджинговой, транкинговой связи, иных средств радиовызова и радио связи.
Данным приказом заместителю начальника отдела, начальникам подразделений ОМВД России по Ахтубинскому району было приказано обеспечить изучение приказа с личным составом подчиненных подразделений в системе служебной подготовки и обеспечить его исполнение.
Вместе с тем, судом установлено и не оспаривается представителем ответчика, что с приказом ОМВД России по Ахтубинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, утверждающим Регламент совещания при начальнике ОМВД России по Ахтубинскому району, начальник ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району К.А.А. при назначении на должность ДД.ММ.ГГГГ и в последующем при прохождении службы ознакомлен не был.
Заключение указанной служебной проверки содержит предложение о привлечении К.А.А. к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
С приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности № л\с от ДД.ММ.ГГГГК.А.А. был ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ, с заключением служебной проверки на основании своего рапорта -ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 15 указанного Федерального закона и в целях обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел, Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377 утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ, который распространяется на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к федеральным органам исполнительной власти, к иным органам и организациям, с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей прохождения службы в указанных органах (организациях).
Главой 4 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года, закреплен принцип обязательного исполнения приказа руководителя (начальника).
Приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа.
Приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному или группе подчиненных.
Приказ руководителя (начальника), за исключением явно противоречащего закону, должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. При невозможности исполнения приказа сотрудник обязан незамедлительно уведомить об этом руководителя (начальника), отдавшего приказ.
Подчиненный, не исполнивший отданный в установленном порядке приказ руководителя (начальника), привлекается к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Проверяя основания наложения на истца дисциплинарного взыскания, а также его доводы о том, что взыскание наложено необоснованно, оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Работодатель вправе применять меры, обеспечивающие безопасность на рабочих местах, соблюдение служебной дисциплины и трудового распорядка, при этом указанные положения должны быть закреплены в локальных нормативных актах, а работник должен быть с ними ознакомлен.
Регламент совещания при начальнике ОМВД России по Ахтубинскому району, утвержденный приказом ОМВД России по Ахтубинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, является локальным нормативным актом ответчика, а пункт 36 его, в частности, направлен на обеспечение работы совещания при начальнике ОМВД России по Ахтубинскому району, в связи с чем, сотрудник, участвующий в данном совещании, должен быть ознакомлен с принятыми у ответчика мерами, направленными на обеспечение работы совещания, для неукоснительного их соблюдения и исполнения.
Доводы представителя ответчика о том, что данный регламент разработан в соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, совещании у Министра внутренних дел Российской Федерации и совещании у заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации» и приказом УМВД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о коллегии УМВД России по Астраханской области, регламента совещания при начальнике УМВД России по Астраханской области, регламента совещания при заместителе начальника УМВД России по Астраханской области», в связи с чем, К.А.А. должен был знать и исполнять требования пункт 36 регламента совещания при начальнике отдела района, суд находит не состоятельными, поскольку регламент совещания у Министра внутренних дел, у заместителя Министра внутренних дел, являющиеся общедоступными, не содержат требований о запрете эксплуатации абонентских устройств сотовой связи, регламент совещания при начальнике УМВД России по Астраханской области, содержащий такой запрет в разделе обеспечение работы совещания, распространяется на проведение совещаний при начальнике УМВД России по Астраханской области, при этом в приказе начальника УМВД России по Астраханской области было рекомендовано начальникам ОМВД России по районам Астраханской области, руководствуясь утвержденными нормативными актами, разработать соответствующий регламент совещания при начальнике ОМВД России по районам Астраханской области.
Иные законы "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О полиции", знание которых является прямой обязанностью каждого сотрудника органов внутренних дел, не содержат положений о запрете на эксплуатацию, в том числе, абонентских устройств сотовой связи во время проведения совещания при начальнике отдела.
С учетом факта не ознакомления истца под роспись с локальным актом ответчика, устанавливающим определенные правила для сотрудника полиции во время проведения совещания, и при изложенных выше обстоятельствах, наложение на истца дисциплинарного взыскания нельзя признать законным, в связи с чем, приказ начальника ОМВД России по Ахтубинскому району № л\с от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на К.А.А. дисциплинарного взыскания подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 103,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования К.А.А. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ахтубинскому району Астраханской области об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, удовлетворить.
Признать приказ начальника ОМВД России по Ахтубинскому району № л\с от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Мотивированное решение составлено 28 марта 2017 года.
Судья: И.В.Лябах