ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-323/18 от 06.08.2018 Партизанского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-323/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 августа 2018года с.Владимиро-Александровское

Партизанский районный суд <адрес>

В составе: председательствующего судьи Вахрушевой О.А.

при секретаре Карнауховой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Партизанского муниципального района о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском указав в обосновании требований следующее. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ соглашения о переходе права аренды от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированном в установленном порядке, является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для строительства и дальнейшей эксплуатации базы отдыха. На указанном земельном участке возведены объекты недвижимости: четыре дома семейного отдыха, поставленные на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением к ответчику о передаче в собственность за плату земельного участка на основании договора купли-продажи без проведения процедуры торгов в порядке пп.6 п.2 39.3 ЗК РФ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ комиссией по природопользованию, земельным вопросам и согласованию земельных участков под проектирование, строительство администрации <адрес> отказано в предоставлении земельного участка, а именно отложено рассмотрение заявления на неопределенный срок на основании письма ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с установлением охранной зоны участков, закрепленных распоряжением комитета по управлением государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> ( войсковая часть в состав которой входил испрашиваемый участок. При повторном обращении в администрацию Партизанского муниципального района отказано в предоставлении в собственность земельного участка, т.к, администрация Партизанского муниципального района не уполномочена распоряжаться землями Министерства обороны РФ. С указанными решениями ответчика не согласна, поскольку администрация Партизанского муниципального района не располагает документами, подтверждающими, что земельный участок расположен на землях Министерства обороны РФ. Учитывая нахождение земельного участка в аренде, возведенные на участке объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано, считает отказ незаконным. На основании ст. 39.16 ЗК РФ администрация Партизанского муниципального района безосновательно указывает на целый ряд документов, большинство из которых является внутренними документами Минобороны РФ. Имея в своем распоряжении картографические материалы, из которых следует, что на спорном участке отсутствует какие- либо обременения. Запретная зона на участке снята п.44 исключен из перечня постановлением губернатора от ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям ЕГКН на арендованном земельном участке отсутствуют сведения о каких-либо обременениях и ограничениях, о правах третьих лиц, в том числе о зарегистрированных правах на земельный участок в состав которого входит участок истицы, о пересечении границ с иными участками.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2, а также по устному ходатайству ФИО3 настаивали на удовлетворении иска, сославшись на доводы изложенные выше. Дополнили, что доказательств, подтверждающих отнесение земельного участка в границах которого расположен земельный участок ФИО1 к землям Министерства обороны РФ, не имеется. Земли не являются особо охраняемыми территориями. Спорный участок истицы не входит в охранную зону.

Представитель администрации Партизанского муниципального района по доверенности ФИО4 просил отказать в удовлетворении искового заявления. Из представленных документов нельзя сделать однозначный вывод о том, что именно администрация Партизанского муниципального района вправе распоряжаться земельными участками на <данные изъяты>

Представитель третьего лица- ФГКУ «Правления лесного хозяйства и природопользования» МО РФ по доверенности ФИО5 просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку считает, что земли на мысе Неприступном в границах которого расположен земельный участок, предоставленный истице в аренду, являются землями Министерства обороны РФ. Администрация Партизанского муниципального района не вправе распоряжаться указанными землями. То обстоятельство, что границы участка не поставлены на государственный кадастр объектов недвижимости не свидетельствуют об наличии права у администрации района на распоряжение данными землями. Департамент имущественных отношений МО РФ имеет право распоряжения данными землями. Действительно территория войсковой части расположенная <данные изъяты> была передана в муниципальную собственность. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что оставшаяся часть территории стала иметь статус земель собственность на которые не разграничена. На момент рассмотрения настоящего дела межевание оставшейся части земельного участка не выполнено, сведения в кадастр не внесены, земельный участок не поставлен на кадастровый учет, земли расположены в <данные изъяты> квартале лесничества, что свидетельствует о том, что это- земли Министерства обороны РФ.

Третье лицо – Министерство обороны РФ направило письменные возражения относительно исковых требований, указав в обосновании, что в силу положений п.10 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» земли, предоставленные для нужд ВС РФ, других войск воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у ВС РФ. Согласно п. 108 Приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, предоставленные в пользование МО РФ, запрещается занимать для строительства индивидуальных и кооперативных жилых домов гаражей и других хозяйственных построек. Согласно ответу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка общей площадью <данные изъяты> в состав которого входит земельный участок с кадастровым является ФГКУ « ОМИС» МО РФ. На основании Распоряжения Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжения Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ земли, расположенные в границах кадастрового были предоставлены в пользование ВС СССР. Распоряжением Совета Министров от ДД.ММ.ГГГГ О закреплении за ВМС МО СССР леса на земельных участках, отведенных войсковыми частями, учреждениям и органам ВМС», а также на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного совместным приказом МО РФ и Минприроды РФ леса, расположенные на землях ВС СССР, закреплены за ВС РФ. В настоящее время указанное распоряжение Совета Министров находятся на закрытом хранении в госархиве РФ. испрашиваемый участок находится на территории ВС РФ под лесными насаждениями, согласно материалов лесоустройства ( лесной участок квартал <данные изъяты> в пользовании Партизанского лесничества МО РФ- филиал ФГКУ « Правлен6ия лесного хозяйства и природопользования» МО РФ, Администрация Партизанского муниципального района не вправе в силу прямого указания закона распоряжаться земельными участками находящимися в собственности МО РФ.

Третье лицо- ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, направив письменные возражения относительно исковых требований, сославшись на вышеуказанные обстоятельства. Земельный участок истицы входит в состав земель Партизанского лесничества Министерства обороны.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

В соответствии с ч.1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии сч.1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии с ч. 7 указанной статьи в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

В силу подп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

При этом необходимо учитывать положения п. 2 ст. 27 ЗК РФ, согласно которому земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.

Спорный земельный участок квартал <данные изъяты> был предоставлен в пользование Министерству обороны Российской Федерации до введения в действия Лесного кодекса РФ. Указанный участок, в границах которого расположен, предоставленный в аренду ФИО1 земельный участок, входит в состав земель, предоставленных Минобороны России на основании распоряжения Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения Совета Министров ССССР от ДД.ММ.ГГГГ, которые имеют гриф «секретно». Спорный земельный входит в границы <данные изъяты><адрес>. Данная территория на государственном кадастре не состоит.

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> было проведено лесоустройство на землях, предоставленных Минобороны СССР. Был разработан проект организации лесного хозяйства на землях обороны, лесоустроительные планшеты, планы лесных насаждений, карта- схема лесничества, были определены качественные и количественные характеристики лесов, в том числе и площадь лесных участков, отображенных на картографических материалах. На основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О закреплении лесов, расположенных на землях обороны за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» Партизанскому лесничеству Минобороны России по сводному акту , утвержденному совместным приказом Министерства природных ресурсов РФ и Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны.

Указанные документы были исследованы в ходе судебного разбирательства, копии которых предоставлены суду третьим лицом. Следовательно, материалы лесоустройства являются надлежащим доказательством.

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (указанные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на такие земельные участки); б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда (например, в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд). Во всех иных случаях для образования новых земельных участков предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки является обязательным.

Согласия уполномоченного органа МО РФ на образование земельного участка с кадастровым из земельного участка с квартала <данные изъяты>

Доказательств отказа Министерства обороны Российской Федерации от принадлежащего права на земельный участок ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России", или прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в судебном порядке не представлено. В установленном законом порядке спорный земельный участок из бессрочного пользования учреждений Министерства обороны Российской Федерации не изымался.

Доводы истицы и ее представителей о том, что земельный участок подлежит передаче в собственность без проведения торгов за плату, в виду возведения на земельном участке объектов недвижимости, собственником которых является истец, подлежат отклонению.

Недвижимое имущество возведено на земельном участке истицей в соответствии с договором аренды земельного участка, с указанными в договоре аренды назначением его использования, а не как высвобождаемое военное имущество в порядке приватизации, в связи с чем истец не обладает исключительным правом на приобретение из государственной собственности земельного участка, необходимого для использования объекта.

Судом установлено, что спорный земельный участок <данные изъяты> не выбывал из состава земель, предоставленный Вооруженным Силам России, доказательств иного не представлено. Полномочия собственника в отношении спорного земельного участка осуществляет Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. Земельный участок в <данные изъяты> 8 был сформирован Минобороны России на основании землеотводных документов, но не поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный в соответствии с действующим земельным законодательством.

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса (земельные участки, изъятые из оборота).

При определении ограничения обороноспособности земельных участков, необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В соответствии с п. 23.1 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" до 2020 года сведения о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, могут быть указаны в межевом плане на основании декларации, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к ее заполнению, установленными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, на основании части 5 статьи 70 Закона о регистрации. В указанном случае Декларация включается в состав Приложения.

В соответствии с п. 5 ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 157 утверждена Форма указанной декларации, а также Требования к ее заполнению.

Вышеприведенными нормами права установлен особый порядок постановки на кадастровый учет и (или) регистрации объектов недвижимости, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации, который до настоящего времени не использован Министерством обороны в лице уполномоченного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктами 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (часть 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ). В силу пункта 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Таким образом, вышеприведенными нормами права установлен особый порядок постановки на кадастровый учет и (или) регистрации объектов недвижимости, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации, который до настоящего времени не соблюден, вместе с тем, срок подачи деклараций не истек.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. При передаче в муниципальную собственность части земельного участка (территории воинской части) следует необходимость проведения межевых работ в целях определения оставшейся части земельного участка, ее границ, что до настоящего времени не произведено. В связи с чем, оснований для принятия администрацией Партизанского муниципального района решения о предоставлении ФИО1 земельного участка в собственность отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление ФИО1 к администрации Партизанского муниципального района о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым ,- оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в <адрес>вой суд, через Партизанский районный суд, со дня составления мотивированного решения.

Судья Вахрушева О.А.