ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-323/20 от 02.01.2019 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-323/2020

УИД 33RS0002-01-2019-005834-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Владимир 10 февраля 2020 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Гаревой Л.И.

при секретаре Тесаковой Л.Н.

с участием

представителя ответчика ФИО4

представителя третьего лица ФИО5

представителя третьего лица ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску ФИО7 к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» об обязании провести запланированные работы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО7 обратилась в суд с иском к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» об обязании провести запланированные работы. В обоснование указано, что согласно перечню многоквартирных домов? расположенных на территории Владимирской области, подлежащих капитальному ремонту, многоквартирный <...> Владимирской области включен в региональную программу капитального ремонта на период с 2014 по 2043 годы, утвержденную постановлением Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###. Согласно Перечню ремонт крыши дома запланирован на период 2017-2019 г.г.. Постановлением администрации МО <...> р-он Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории МО <...>. Согласно краткосрочному плану <...> включен в вышеуказанный план, плановая дата завершения работ – октябрь 2019 г. Собственники помещений указанного дома регулярно оплачивают взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. По вопросу капитального ремонта крыши организовывалось проведение аукционов в электронном виде, но согласно протоколам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ они признаны несостоявшимися. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ремонт крыши не произведен. Считает, что нарушены права собственников многоквартирного дома. Кроме того, многоквартирный <...> был исключен из региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на основании внесения изменений, внесенных ФЗ №434-ФЗ от 28.11.2018 г. в ст. 168 ЖК РФ. Однако ФЗ №434-ФЗ не определено, что он имеет обратную силу. На основании изложенного, просит обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» провести запланированные работы <...> Владимирской области согласно краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «<...>» на 2017-2019 годы, утвержденному постановлением администрации муниципального образования <...> Владимирской области от 18.10.2016 г. №825.

В судебное заседание истец ФИО7 не явилась. Просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО4, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала. Просила отказать в полном объеме. Указала что Фонд не является надлежащим ответчиком. Однако в дальнейшем процессуальное положение Фонда не оспаривала, ссылалась на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку правильным будет оспаривание нормативно-правового акта, в соответствии с которым были внесены изменения в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов. Фонд капитального ремонта является исполнителем данной программы, однако в связи с внесением в ст. 168 ЖК изменений по количеству квартир в многоквартирных домах, <...> был исключен из региональной программы, так как в нем менее 3-х квартир, а именно 2 и одно нежилое помещение. Данные изменения вступили в действие с конца 2018 <...> сообщила, что договор по ремонту крыши спорного дома был заключен между Фондом и ИП ФИО1ДД.ММ.ГГГГ Однако дополнительным соглашением к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ его стороны исключили из договора и приложения к нему работы по капитальному ремонту крыши <...> с учетом внесенных в жилищное законодательство изменений. Также обратила внимание на то, что изначально спорный дом был неправильно включен органом местного самоуправления в краткосрочный план, поскольку в соответствии с Законом Владимирской области № 121-ОЗ ст. 10 в ред. действовавшей на время формирования краткосрочного плана, в региональную программу не подлежали включению дома, где менее 3 квартир, а <...> на тот момент и в настоящее время имеет только 2 квартиры и одно нежилое помещение. Учитывая, что региональный план был актуализирован в связи с внесением изменений в ЖК РФ, и из него исключен указанный дом, то договор с ИП <данные изъяты> расторгнут в части.

Представитель третьего лица Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области ФИО5, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против заявленных требований, просила в них отказать. Пояснила, что региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области утверждена постановлением Губернатора Владимирской области от 30.12.2013 №1502, в которую был включен спорный дом. Однако в силу ч.5 ст.168 ЖК РФ, региональная программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Согласно ст п.3 ст.10 Закона №121-ОЗ в целях актуализации региональной программы, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, ежегодно не позднее 31 марта направляют свои предложения в органы местного самоуправления, которые обобщают полученные сведения и направляют региональному оператору не позднее 31 мая каждого года. Региональный оператор рассматривает поступившие предложения и вносит необходимые изменения в региональную программу, за исключением изменений, указанных в ч.4 ст.168 ЖК РФ. Изменения и дополнения в региональную программу вносятся ежегодно и утверждаются администрацией Владимирской области не позднее 1 октября. В целях актуализации региональной программы постановлением администрации Владимирской области от 06.08.2019 г. №557 из Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Владимирской области, подлежащих капитальному ремонту в установленные периоды, был исключен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, имеющий менее, чем пять квартир. На основании ст. 174 ЖК РФ в случае принятия нормативного акта субъекта РФ об исключении из региональной программы капитального ремонта, средства капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Представитель третьего лица администрации МО <...>ФИО6, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ###, исковые требования истца поддержала, просила удовлетворить. Суду пояснила, что ФЗ №434-ФЗ и Закон №121-ОЗ не имеют обратной силы, в связи с чем не могут распространятся на ранее возникши правоотношения. В связи с этим полагала, что многоквартирный <...> был правомерно включен в региональную программу и краткосрочные планы. Оснований для исключения его из региональной программы не имелось, как не имелось и заключения между Фондом и ИП <данные изъяты> дополнительного соглашения по исключению из договора по ремонту указанного дома. Считает, что не проведение ремонта крыши в доме является нарушением прав проживающих в них граждан.

Представители третьих лиц Администрации Владимирской области и Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Третьи лица ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие исковые требования ФИО7 поддерживают.

Третье лицо Ефремычева (Подгорнова ) С.М. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении заявления в ее отсутствие, иск ФИО7 поддерживает.

Суд, с учетом заявленного истцом и третьими лицами ходатайства, мнения остальных участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, третьих лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 167 ЖК РФ, с целью своевременного проведения капитального ремонта органы государственной власти субъекта принимают нормативные правовые акты, которыми, создается региональный оператор, устанавливается порядок и подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

На основании ч.1 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяет предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. При этом региональная программа включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

На территории Владимирской области региональным оператором в сфере капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, является Некоммерческая организация Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области (далее Фонд), созданная в соответствии с Законом Владимирской области от 06.11.2013№121-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Владимирской области» и Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с Уставом Фонда, утв. Департаментом ЖКХ администрации Владимирской области от 16.11.2018 №97, фонд осуществляет деятельность, направленную на обеспечение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах во Владимирской области (п.1.1), его функциями помимо прочего являются: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; реализация региональной программы капитального ремонта (п. 2.2).

Региональная программа капитального ремонта на территории Владимирской области, утверждена постановлением Губернатора области от 30.12.2013 № 1502, установлен предельный срок проведения капитального ремонта - с 2014-2043 годы.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 01.04.2014 № 303 утвержден Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно пункту 5 Порядка сводный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории области, разрабатывается на основании краткосрочных планов, утвержденных в муниципальных образованиях. Краткосрочные планы в муниципальных образованиях утверждаются администрациями муниципальных образований области с учетом планируемого объема поддержки капитального ремонта за счет средств бюджетов всех уровней и размера предельной стоимости работ по капитальному ремонту (пункт 3 Порядка).

Краткосрочные планы утверждаются администрациями городских округов и муниципальных районов до 01 марта года, предшествующего планируемому периоду, и в течение 10 дней со дня утверждения направляются региональному оператору на бумажном и электронном носителях.

Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что региональный оператор в соответствии с краткосрочными планами, представленными муниципальными образованиями, в срок до 1 апреля формирует проект сводного плана на очередной краткосрочный период и направляет его в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации области для утверждения.

Утвержденный постановлением департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации области сводный план в срок до 1 мая года, предшествующего планируемому периоду, направляется региональному оператору, который осуществляет организацию работ по капитальному ремонту посредством привлечения подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ.

Согласно ч.7 ст. 168 ЖК РФ в целях конкретизации сроков проведения капитального ремонта, уточнения планируемых видов работ органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Установлено, что постановлением администрации <...> от 18.10.2016 № 825 был утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «<...>», на 2017-2019 годы. В приложении к краткосрочному плану в п. 66 указан многоквартирный <...>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, двухэтажный.

В соответствии с краткосрочным планом указанный многоквартирный дом был включен в региональную программу (п. 1398 приложения к программе).

Во исполнение требований Жилищного кодекса РФ в региональную программу подлежали включению все многоквартирные дома, расположенные на территории Владимирской области, за исключением аварийных домов и подлежащих сносу или реконструкции с указанием планового периода проведения работ по каждому многоквартирному дому.

Как указано в п.1 ч.2 ст. 168 ЖК РФ (в ред. от 06.07.2016, действовавшей на время утверждения краткосрочного плана администрацией <...> от), в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулирование порядка накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядока подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к этой программе установлены Законом Владимирской области от 06.11.2013 N 121-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Владимирской области", принятым постановлением ЗС Владимирской области от 23.10.2013 N 65.

В соответствии с п. 1 ч.2 ст.10 Закона Владимирской области от 06.11.2013 № 121-03 в редакции, действовавшей на момент формирования краткосрочного плана администрацией <...> (от 08.07.2016) региональная программа формируется на срок 30 лет, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Владимирской области, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Владимирской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также домов, в которых имеется менее чем три квартиры.

Однако в судебном заседании было установлено, что на время утверждения администрацией <...> краткосрочной программы (постановление от ДД.ММ.ГГГГ###), многоквартирный <...> имел менее чем три квартиры, в связи с чем согласно требованиям Закона Владимирской области (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) данный дом не подпадал включению в региональную программу.

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92 – 94), согласно которой право собственности истца ФИО7 на нежилые помещения в данном доме (помещения 1-7 на плане 1 этажа) было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ

Из выписки из ЕГРН на многоквартирный <...> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-55), на 1 этаже многоквартирного дома имеются помещения №###, на 2 этаже – помещение ### площадью 75,8 кв.м. и ### площадью 51,9 кв.м., которые являются квартирами и принадлежат третьим лицам по делу.

Таким образом, в нарушение Закона №121-ОЗ администрацией <...> данный дом был включен в краткосрочный план, а в дальнейшем в региональную программу.

Федеральным законом №434-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в п.п. 1 п.2 ст. 168 ЖК РФ были внесены изменения, согласно которым в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. Данные изменения вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ

Аналогичные изменения в связи с этим были внесены и в областной закон №121-ОЗ в п.1 ч.2 ст.10 закона – постановление Законодательного собрания области от ДД.ММ.ГГГГ###, которые вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку многоквартирный <...> был включен в региональную программу, то Фондом ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на электронной площадке www.rts-tender.ru были размещены аукционы в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: <...> – капитальный ремонт крыши. Однако аукционы не состоялись.

ДД.ММ.ГГГГ Фондом был снова размещен аукцион на той же электронной площадке. Аукцион состоялся, был определен победитель ИП ФИО1, с которым Фонд ДД.ММ.ГГГГ заключил договор на проведение капитального ремонта ###. Из приложения к договору усматривается, что в него включен и <...> с ценой договора 1 339 410 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес исполняющего обязанности генерального директора Фонда капитального ремонта ФИО2 за подписью заместителя главы администрации <...>ФИО3 поступило письмо о том, что многоквартирный <...> состоит из 3 помещений. Первый этаж состоит из 1 нежилого помещения, используемого под торговый объект. На втором этаже расположено 2 жилых помещения.

ДД.ММ.ГГГГ между Фондом и ИП ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к договору ### от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из Приложения ### к Договору выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.

В соответствии ч.2 ст.174 ЖК РФ в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым из региональной программы капитального ремонта исключаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир, и в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и, соответственно, изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме.

В связи с не проведением ремонта крыши многоквартирного <...> истец ФИО7 обратилась с заявлением к Вязниковскому межрайонному прокурору. Данное заявление было переадресовано Фонду капитального ремонта. В ответ на обращение ФИО7, Фондом ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о том, что капитальный ремонт крыши, запланированный в рамках краткосрочного плана капитального ремонта многоквартирных домов на 2017-2019 годы, осуществляться не будет в связи с исключением дома из региональной программы капитально ремонта. Также в ответе истцу сообщено, что после актуализации региональной программы капитального ремонта собственникам помещений будет осуществлен возврат уплаченных взносов на капитальный ремонт за период с апреля 2014 г., для чего в Фонд собственники должны представить соответствующие документы.

Постановлением администрации Владимирской области от 06.08.2019 №557 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 30.12.20-13 №1502» указанный многоквартирный дом был исключен из региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований ФИО7, поскольку изначально включение спорного многоквартирного дома в краткосрочный план, а затем в региональную программу капитального ремонта было осуществлено без основательно, без учета действующего на то время федерального и регионального законодательства.

Доводы представителя администрации <...> о том, что изменения в ЖК РФ, внесенные ФЗ №434-ФЗ обратной силы не имеют, в данном случае основанием к удовлетворению иска являться не могут, исходя из того, что на период формирования краткосрочного плана дом имел лишь 2 квартиры и 1 нежилое помещение, что исключало его включение в краткосрочную и региональную программы.

Также суд обращает внимание на то, что в приложении к постановлению администрации <...> №25 от 18.109.2016, которым утвержден краткосрочный план реализации региональной программы ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории МО <...>, на 2017-2019 годы, отсутствуют сведения о количестве квартир в многоквартирных домах, включенных в данный краткосрочный план, а указана лишь площадь помещений МКД, в том числе жилых. Таким образом, при формировании региональной программы, доподлинно установить количество квартир в доме по приложению к краткосрочному плану не представлялось возможным.

Также суд обращает внимание, что поскольку Фонд капитального ремонта осуществляет функции по реализации именно региональной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, в которой на сегодняшний день <...> отсутствует, то данные требования также не могут быть удовлетворены и по этому основанию.

Постановление администрации Владимирской области от 06.08.2019 №557, которым дом был исключен из региональной программы, является действующим и ни кем не оспорено.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО7 к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» об обязании провести запланированные работы <...> Владимирской области согласно краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «<...>» на 2017-2019 годы, утвержденному постановлением администрации муниципального образования <...> Владимирской области от 18.10.2016 г. №825 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированной форме.

Председательствующий судья Л.И. Гарева

В мотивированной форме решение изготовлено 17.02.2020 г.

Председательствующий судья Л.И. Гарева