ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-323/20 от 06.05.2020 Монастырщинского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-323/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Монастырщина «06» мая 2020г.

Монастырщинский районный суд Смоленской области в составе

председательствующего судьи Земцовой Т.В.,

при секретаре: Езоповой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Монастырщинского района Смоленской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации ФИО5 сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению Административного регламента по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области, возложении на администрацию обязанности разработать и утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области в срок до 01 июня 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Монастырщинского района Смоленской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации ФИО6 сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению Административного регламента по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области, в котором просит обязать администрацию разработать и утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области в срок до 01 июня 2020 года.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Монастырщинского района Смоленской области была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, в ходе которой было установлено, что администрацией <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области не разработан и не принят Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения помимо утверждения правил благоустройства территории поселения, относится также и осуществление контроля за их соблюдением. Согласно ч.3 ст.14 Закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения также отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения и осуществление контроля за их соблюдением.

В п.9 ч.1 ст.7 Устава Александровского сельского поселения закреплено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории сельского поселения и осуществление контроля за их соблюдением. Согласно ч.9 ст.32 Устава Александровского сельского поселения, администрация сельского поселения является органом муниципального контроля, к полномочиям которого относится организация и осуществление муниципального контроля на территории сельского поселения, а также разработка административных регламентов по осуществлению муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с ч.2 ст.1 Правил благоустройства территории Александровского сельского поселения, утверждённых решением Совета депутатов Александровского сельского поселения от 28.11.2018г. , настоящие правила обязательны для исполнения всеми организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории поселения, всеми гражданами, находящимися на территории поселения.

В силу требований п.4 ч.1 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон № 294-ФЗ), муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Ст.6 Закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, отнесена разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Монастырщинского района Смоленской области в связи с отсутствием утверждённого нормативного правового акта, регламентирующего процедуру проведения проверки, на имя Главы муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения было внесено представление. На указанное представление был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что администрацией принимаются меры по разработке Административного регламента по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории поселения.

Проведённой прокурорской проверкой установлено, что администрацией <данные изъяты> сельского поселения требования представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. до настоящего времени не исполнены, Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области не разработан и не утверждён. Его отсутствие предполагает широкие пределы усмотрения должностных лиц, осуществляющих проверку, что может привести к нарушению прав хозяйствующих субъектов при её проведении.

Прокурор Монастырщинского района Смоленской области Мошков А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просит их удовлетворить.

Администрация <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области в судебное заседание не явилась, представив письменное ходатайствовало о рассмотрении данного административного дела в отсутствие представителя, указав, что Административный регламент осуществления муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории Александровского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области разработан и находится в стадии утверждения.

Изучив позицию представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора Монастырщинского района Смоленской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе: надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. На основании ст. 35 Указанного закона, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий прокурора Монастырщинского района Смоленской области на подачу административного иска в интересах неограниченного круга лиц.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Монастырщинского района Смоленской области была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, в ходе которой было установлено, что администрацией <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области требования представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. до настоящего времени не исполнены, Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области не разработан и не утверждён.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения помимо утверждения правил благоустройства территории поселения относится осуществление контроля за их соблюдением. а также утверждение правил благоустройства территории поселения и осуществление контроля за их соблюдением.

Согласно п.9 ч.1 ст.7, ч.9 ст.32 Устава Александровского сельского поселения, к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории сельского поселения и осуществление контроля за их соблюдением, а администрация сельского поселения является органом муниципального контроля, к полномочиям которого относится организация и осуществление муниципального контроля на территории сельского поселения, а также разработка административных регламентов по осуществлению муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности (л.д.).

Решением Совета депутатов Александровского сельского поселения от 26.11.2018г. № 26 (л.д.) утверждены Правила благоустройства территории Александровского сельского поселения, которые в соответствии с ч.2 ст.1 Правил являются обязательными для исполнения всеми организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории поселения, всеми гражданами, находящимися на территории поселения (л.д.).

В соответствии со ст.6 Закона № 294-ФЗ одним из полномочий органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, является разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Из представления прокурора Монастырщинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Главе муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения предписывалось утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области (л.д.9-10).

ДД.ММ.ГГГГ. администрация <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области (исх ) сообщила в адрес прокуратуры Монастырщинского района Смоленской области, что администрацией принимаются меры по разработке Административного регламента по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории поселения (л.д.4).

ДД.ММ.ГГГГ. администрация <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области сообщила в адрес прокуратуры <адрес>, что нормативный правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения, отсутствует (л.д.

Кроме того, на день рассмотрения дела в суде обязанность администрации <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения не выполнена.

Каких-либо доказательств обратного, в силу ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком суду не представлено, в целом указанные обстоятельства признаны административным ответчиком, что изложено в адресованном суду письменном ходатайстве о рассмотрении данного административного дела в отсутствие представителя администрации <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области.

Доказательств, что Административный регламент разработан, суду не представлено.

Поскольку отсутствие Административного регламента по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения влечёт нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и свидетельствуют о бездействии администрации <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области, суд приходит к выводу, что требования прокурора Монастырщинского района Смоленской области подлежат удовлетворению в полном объеме, так как судом установлено бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения.

В части установления сроков обязания разработать и утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области, суд соглашается с административным истцом, считая их разумными и достаточными.

С учетом положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Монастырщинского района Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации ФИО7 сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области о признании бездействия незаконным и обязании разработать и утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области в срок до 01 июня 2020 года, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области, выразившееся в не принятии мер по разработке и утверждению Административного регламента по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области.

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области в срок до 01.06.2020 разработать и утвердить Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории <данные изъяты> сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Смоленский областной суд через Монастырщинский районный суд Смоленской области.

Судья Т.В.Земцова