Решение принято в окончательной форме 19 марта 2020 г.
Дело № 2-323/2020
УИД: 76RS0016-01-2019-003407-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2020 года г.Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля
в составе председательствующего судьи Лебедевой О.И.,
при секретаре Киселевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр», АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района», ООО «Хартия» об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, включении в реестр на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации причиненного вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр», просила произвести перерасчет за коммунальную услугу «вывоз мусора» за период с сентября 2018 г. по июль 2019 г., указав, что начисления должны были производиться по тарифу 75 руб., что составляет 830 руб. за 11 месяцев, истцу незаконно начислено за данную услугу 938 руб., не учтены оплаты за 6,7 месяц, также просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В дальнейшем истец уточнила исковые требования, дополнительно просила подтвердить ее право на включение в реестр на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%, компенсировать причиненный вред.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района», ООО «Хартия», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля, территориальная администрация Дзержинского района мэрии города Ярославля.
Истец ФИО2 покинула судебное заседание без разрешения суда до начала рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» ФИО3 (на основании доверенности) исковые требования не признала, ссылалась на то, что начисления по услуге «Обращение с твердыми коммунальными отходами» за спорный период производились в соответствии с тарифами, установленными Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, расчет начислений по квартире ФИО2 выполнен верно, у истца имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем начисленные ей МСП не включаются в реестр на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Ответчики АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района», ООО «Хартия», третьи лица Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля, территориальная администрация Дзержинского района мэрии города Ярославля в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены. АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района», ООО «Хартия», Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля представили письменные отзывы на иск.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя ответчика АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр», исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 1 ст. 153 ЖК РФ).
В соответствии с п.п.1 п.2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
На основании ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок
Как указано в ч.1 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Судом установлено, что ФИО2 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> 10.12.1991 г., истец в квартире зарегистрирована одна, жилое помещение предоставлено на основании договора социального найма, что следует из выписки из домовой книги. Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, осуществляет АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района».
Как следует из материалов дела, 01.09.2018 г. между ООО «Хартия» и АО «Управдом Дзержинского района» был заключен договор №1557/П/ЯРО-2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым оплату услуг регионального оператора (ООО «Хартия») производило АО «Управдом Дзержинского района». В период до 31.12.2018 г. начисление по услуге «Обращение с твердыми коммунальными отходами» (далее – Обращение с ТКО) осуществляло ООО «Хартия», с 31.12.2018 г. по 01.09.2019 г. начисление платы за данную услугу осуществляло АО «Управдом Дзержинского района», с 01.09.2019 г. ООО «Хартия» на основании решений собственников о заключении прямых договоров на поставку коммунальных услуг с региональным оператором по обращению с ТКО заключило прямой договор с собственниками жилых помещений по предоставлению услуги по вывозу мусора.
АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» на основании договора №Я-82-2017 об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги от 20.06.2017 г. осуществляет ведение баз данных плательщиков и формирование начислений платы за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые АО «Управдом Дзержинского района» собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах.
В соответствии со статьей 24.8. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО.
Регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 24.9 Федерального закона № 89-ФЗ) в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ и Основами ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Основы ценообразования).
Органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим полномочия по государственному регулированию тарифов в области обращения с ТКО, в том числе утверждающим предельные тарифы в области обращения с ТКО, является Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (пункт 2.10 Положения о департаменте, утверждённого постановлением Правительства области от 20.12.2016 №1315-п).
В соответствии с соглашением от 23 мая 2018 года № 7 об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным между департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия» (далее - региональный оператор), оказание услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором с 1 сентября 2018 года.
Согласно подпункту «а» пункта 6 Основ ценообразования единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО подлежит государственному регулированию.
Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для общества с ограниченной ответственностью «Хартия» на территории Ярославской области на период с 2018 года по настоящее время установлены приказами департамента от 20.07.2018 № 50-тко «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Хартия» на территории Ярославской области на 2018 год» (далее - приказ от 20.07.2018 № 50-тко) с изменениями согласно приказу от 31.08.2018 № 54-ви «О внесении изменения в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.07.2018 № 50-тко» (далее - приказ от 31.08.2018 № 54-ви) и от 20.12.2018 № 459-тко «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Хартия» на территории Ярославской области на 2019 - 2021 годы» с разбивкой на календарные периоды (далее - приказ от 20.12.2018 № 459-тко), с изменениями согласно приказам от 03.06.2019 №52-ви «О внесении изменения в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2018 № 459-тко» (далее - приказ от 03.06.2019 № 52-ви) и от 19.12.2019 № 467-ви «О внесении изменения в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2018 № 459-тко» (далее - приказ от 19.12.2019 № 467-ви).
Приказом от 20.07.2018 № 50-тко (в редакции приказа от 31.07.2018 № 54-ви) установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора на 2018 год в размере 351,72 руб./куб. м без НДС и 415,03 руб./куб. м с учетом НДС 18%.
Приказом от 20.12.2018 № 459-тко (в редакции приказа от 03.06.2019 № 52-ви) утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора на территории Ярославской области на 2019 год с календарной разбивкой: с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 351,72 руб./куб. м без НДС и 422,06 руб./куб. м с учетом НДС 20%; с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 447,52 руб./куб. м без НДС и 537,02 руб./куб. м с учетом НДС 20%.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).
В силу пунктов 1, 2 статьи 157 ЖК РФ, пунктов 148(28), 148(34) Правил размер платы за услугу рассчитывается исходя из объема потребленной услуги, определенного по нормативам накопления ТКО, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исходя из числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей (потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в нем более 5 дней подряд) по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с ТКО в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 07.09.2018 № 57-н «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ярославской области» норматив накопления ТКО для многоквартирных домов утвержден в размере 2,138 куб. м в год.
Таким образом, исходя из установленного норматива и предельного единого тарифа на услугу плата за услугу для граждан, проживающих в многоквартирных домах, на 1 человека в месяц составляла: в период с 01.09.2018 по 31.12.2018 - 73,94 руб.; в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 75,20 руб.; в период с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 95,68 руб.
Из материалов дела видно, что в заявленный истцом период (с сентября 2018 г. по июль 2019 г.) плата за услугу «Обращение с ТКО» («вывоз мусора») начислялась ответчиками в соответствии с установленными нормативами и предельными едиными тарифами, утвержденными на территории Ярославской области, начисления произведены за соответствующие периоды верно, что подтверждено представленными сведениями по лицевому счету, платежными документами. Оснований для удовлетворения требований истца о производстве перерасчета не имеется.
В соответствии со сведениями по лицевому счету и платежным документом за февраль 2020 г. у истца ФИО2 имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию на февраль 2020 г., в том числе по оплате услуги «Обращение с ТКО» - 581,62 руб., перед АО «Управдом Дзержинского района – 39 996,41 руб., перед АО «ЯрОблЕИРЦ» в сумме 3 238,69 руб., без учета пени.
ФИО2 является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Инвалид I группы» с 01.01.2010 года по настоящее время в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно п.1.2 Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 31 декабря 2009 г. № 1322-п, назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – компенсация) на территории Ярославской области осуществляется органом (учреждением) социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания льготополучателя на территории Ярославской области.
На основании п. 2.3 Порядка, организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчётные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья (далее - организации) ежемесячно производят расчёт сумм денежных эквивалентов мер социальной поддержки (МСП) по оплате ЖКУ для определения общей суммы компенсации, формируют реестр льготополучателей и до 05 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, представляют их в орган социальной защиты населения в электронном виде. В квитанции на оплату ЖКУ организации справочно указывают: начисленные суммы денежного эквивалента МСП за истекший месяц по каждому виду ЖКУ каждому льготополучателю, суммы денежного эквивалента МСП на оплату ЖКУ за месяц, предшествующий истекшему месяцу.
Пунктом 2.10 Порядка предусмотрено, что льготополучатели производят оплату ЖКУ в полном объеме без уменьшения суммы платежа на сумму МСП по оплате ЖКУ в сроки, установленные статьей 155 ЖК РФ. В случае неуплаты льготополучателем текущих платежей ЖКУ в течение двух месяцев, выплата компенсации приостанавливается. Денежные эквиваленты МСП по оплате ЖКУ по льготополучателю, имеющему задолженность по оплате ЖКУ, включаются организациями в список для передачи в орган социальной защиты населения с нулевой суммой. Если льготополучатель погасил задолженность, возникшую в период предоставления МСП по оплате ЖКУ в денежной форме, то выплата компенсации возобновляется и производится за весь период погашенной задолженности.
Поскольку на момент рассмотрения дела у ФИО2 имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, оснований для включения ФИО2 в реестр на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации причиненного вреда, не имеется.
В соответствии со статьями 151, 1099 ГК РФ компенсация морального вреда допускается в тех случаях, когда он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Доказательства нарушения ответчиками личных неимущественных прав ФИО2 или нематериальных благ истца в материалах дела отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, суд оставляет требования истца без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр», АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района», ООО «Хартия» об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, включении в реестр на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации причиненного вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.И. Лебедева