ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-323/2014 от 23.07.2014 Октябрьского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 23 июля 2014 г. п.Приобье

 Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в составе судьи Зверевой М.А.

 При секретаре Самарцевой А.В.,

 Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску прокурора Октябрьского района в интересах неопределённого круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» третье лицо- Приобское управление материально-технического снабжения и комплектации ООО «Газпром трансгаз Югорск»,администрация городского поселения Приобье, ОГИБДД ОМВД России по Октябрьскому району о понуждении к совершению действий,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Октябрьского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» третье лицо- Приобское управление материально-технического снабжения и комплектации ООО «Газпром трансгаз Югорск»,администрация городского поселения Приобье,ОГИБДД ОМВД России по Октябрьскому району о понуждении к совершению действий- обязывании ответчика принять в собственность, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся в собственности ОАО «РЖД» железнодорожные пути с расположенным на нем железнодорожным переездом по <адрес>, открыть в установленном порядке для проезда железнодорожный переезд и обязать оборудовать его устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движении железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения.

 В обоснование требований прокурор указал следующее.

 На территории городского поселения <адрес> расположен используемый населением и эксплуатируемый железнодорожный переезд железнодорожного полотна по <адрес> пересекается внутрипоселковой автомобильной дорогой. Согласно ст.2 Федерального закона РФ «О железнодорожном транспорте в Российской федерации» от 10.01.2003 года № 17-ФЗ ( далее № 17-ФЗ) инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации, блокировки, информационные комплексы, системы управления движением, строения, сооружения, устройства и оборудование. Земли железнодорожного транспорта- земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Полоса отвода железных дорог- земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей,….. строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Железнодорожные пути общего пользования- железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приёму и отправлению поездов, приёму и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров. Выполнению маневровой и сортировочной работы, а также пути, соединяющие такие станции.

 Согласно п.1.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утв.приказом Министра путей сообщений РФ 29 июня 1998 за № ЦП-566, железнодорожные переезды- пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями на одном уровне- оборудуются необходимыми устройствами, обеспечивающими безопасность движения, улучающими условия пропуска поездов и транспортных средств.

 Переезды- объекты повышенной опасности, требующие от участников дорожного движения и работников железных дорог строгого выполнения Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации железных дорог РФ и Инструкции.

 В районе <адрес> находится железнодорожный переезд 4 категории общего пользования. Он находится в неудовлетворительном состоянии- не оборудован светоотражающими элементами на сигнальных столбиках, а установка последних не соответствует ГОСТу Р 52289-04, ограничена видимость приближающегося поезда, отсутствует автоматическая сигнализация, дорожные знаки деформированы. Переезд не открыт для проезда в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 26 марта 2009 года № 46 «О порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами.»

 Распоряжением председателя Приобского территориального комитета ДД.ММ.ГГГГ № 222 линейному предприятию Верхнекондинской дистанции пути ст. Приобье Серовского отделения Свердловской железной дороги предоставлен земельный участок в постоянное пользование площадью 39,381 га для обслуживания железнодорожной станции и путей в <адрес>, согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 3586676,8 кв.м., кадастровый номер № является собственностью ОАО «РЖД» без ограничений ( обременений).

 В соответствии с ч.2 ст. 269 Гражданского кодекса РФ- лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей зданий и сооружений, которые будут являться его собственностью.

 Согласно кадастрового паспорта земельного участка ( от ДД.ММ.ГГГГ г) – земельный участок, относящийся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с разрешённым и фактическим использованием - для обслуживания железной дороги, с кадастровым номером 86:07:0100000:0148 является собственностью ОАО «РЖД». Как железнодорожные пути на указанном участке земли так и место пересечения путей с автомобильной дорогой, то есть фактический переезд находятся в пределах одного- и того же земельного участка. Согласно ч.1 ст.260 ГК РФ- лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог, или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом. Из положений ст.ст.209 и 210, 261 ГК РФ следует, что собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению всё, что находится над и под поверхностью участка. Согласно ч.1,2 ст.263 ГК РФ –собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своём участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведённое или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

 В настоящее время ОАО «РЖД» не признает право собственности на железнодорожные пути, переезд по <адрес> поскольку переезд незаконно размещен на земельном участке. Соединительный путь № 19 начинается от стрелочного перевода № 24 и имеет длину 275 м, а переезд расположен на расстоянии 287 м. от стрелочного перевода № 24, то есть участок железнодорожного пути с переездом ему не принадлежит. Далее прокурор ссылается на ч.3 ст.218, ст.135 ГК РФ и ч.1 ст.36, ст.40,42 ЗК РФ и применяет аналогию закона- граждане и юридические лица, имеющие в собственности земельные участки, приобретают соответствующие права на здания, строения, сооружения на земельных участках. Полагает, что ответчик обязан принять в собственность часть железнодорожных путей и переезд на них и оборудовать его. В судебном заседании настаивает на удовлетворении иска.

 Ответчик не признал требования и в отзыве указал, что подъездной железнодорожный путь, литер 353,расположен на земельном участке полосы отвода железной дороги, участок имеет кадастровый номер и является собственностью. Переезд является незаконным и находится на пересечении с ж/д путём. Соединительный путь № 19 ( литер № 353) начинается от стрелочного перевода № 24 и имеет длину 275 метров. Двалее от границы пути 3 19 до стрелочного перевода № 101 находится участок ж/д пути с неопределенной балансовой принадлежностью, на котором и имеется переезд. От стрелочного перевода № 101 начинается путь необщего пользования, принадлежащий ООО «Газпром трансгаз Югорск». Таким образом переезд является несанкционированным. Законом предусмотрена процедура открытия железнодорожных переездов. Владелец железнодорожных путей необщего пользования устанавливает обоснованность и технические возможности открытия переездов с учётом условий обеспечения безопасности дорожного движения. Решение об открытии или закрытии переезда принимается владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования при наличии положительных заключений всех органов государственной власти, местного самоуправления и организаций. Полагает подлежащим применению ст. 225 ГК РФ. Предоставил письменные доказательства, подтверждающие переписку между ответчиком и истцом о необходимости обеспечения безопасного режима работы станции Приобье путём демонтажа переезда на <адрес>. В судебном заседании просит отказать в удовлетворении исковых требований.

 Третье лицо- ООО «Газпром трансгаз Югорск» с позицией ответчика не согласилось, подало отзыв согласно которому к 19 соединительному железнодорожному пути общего пользования стрелочным переводом № 101 примыкают железнодорожные пути необщего пользования ООО «Газпром трансгаз Югорск».Между стрелочным переводом № 101 и стрелочным переводом № 24 на путях общего пользования и на 19 соединительном пути на земельном участке, находящемся в собственности ответчика, расположен железнодорожный переезд. Полагает, что в свидетельстве о государственной регистрации права имеется ошибка в протяжённости железнодорожного пути. Полагает возможным удовлетворить исковые требования. Представитель ОГИБДД ОМВД Росси по <адрес> Шаталова Я.В. иск поддержала.

 Заслушав все стороны по настоящему гражданскому делу и оценив в совокупности все доказательства по делу суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

 Ст.1 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

 Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

 ДД.ММ.ГГГГ выдано Свидетельство о государственной регистрации права, в соответствии с которым в собственности ОАО «РЖД» находится подъездной путь, литер 353, протяжённостью 275 метров, имеется технический паспорт. Земельный участок, на котором расположен подъездной путь имеет площадь <данные изъяты> и предназначен для обслуживания железной дороги. <данные изъяты> Таким образом, подъездной путь далее 275 метров не является собственностью ответчика.

 Федеральным законом от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

 Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

 железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

 железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

 Как следует из Акта обследования железнодорожного пути необщего пользования станцией Приобье Нижнетагильского центра организации работы железнодорожных станций Свердловской дирекции управления движением – участок железнодорожного пути от стрелочного перевода № 101 к продолжению 19 пути парка Речпорт относится к пути необщего пользования. Спорный участок пути предшествует ему по расположению, следовательно, также относится к пути необщего пользования.( л.д.152-166, 33-45).

 Согласно ст.21 того же Федерального закона № 17-ФЗ -железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования). Таким образом, законодатель указал на условие необходимости выполнения ограждения собственником инфраструктуры. Иные обязанности такому собственнику закон не вменяет, в том числе - обязанности стать собственником не принадлежащего ему по закону имущества.

 Порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Согласно Порядка открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами ( железнодорожных переездов) он определяет процедуру открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами в Российской Федерации (железнодорожных переездов) и указывает на инициатора открытия переезда- уровни органов исполнительной власти от федерального до органов местного самоуправления, владельцы железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожных путей необщего пользования, иные заинтересованные организации. В данном случае ответчик не относится к таковым субъектам, которые могли бы инициировать открытие переезда.

 В судебном заседании не установлено наличие правовых оснований для обязывания ответчика принять в собственность находящиеся на его земельном участке железнодорожные пути с переездом свыше того количества пути на которые ответчик имеет право собственности, равно как и обязывания оборудовать переезд.

 Неизвестность правообладателя либо фактическое установление того обстоятельства, что отрезок железнодорожного пути является безхозяйным требует от органов местного самоуправления действий, предусмотренных ст.225 или ст.226 ГК РФ. Требование о замене ответчика в судебном заседании не заявлялось.

 Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района в интересах неопределённого круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», третье лицо- Приобское Управление материально-технического снабжения и комплектации ООО «Газпром трансгаз Югорск», заинтересованные лица- администрация городского поселения Приобье Октябрьского района, ОГИБДД ОМВД России по Октябрьскому району – об обязывании ответчика ОАО «РЖД»принять в собственность расположенные на земельном участке с кадастровым номером № находящемся в собственности ОАО «РЖД» железнодорожные пути с расположенным на них железнодорожным переездом по <адрес>, об обязывании открыть в установленном порядке для проезда железнодорожный переезд и оборудовать его устройствами для обеспечения безопасности движения - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в течении месяца со дня вынесения мотивированного решения.

 Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2014 г.

 Судья М.А.Зверева

 =согласовано=

 Судья Октябрьского районного суда ______________ М.А. Зверева