ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-323/2016 от 14.10.2016 Целинного районного суда (Алтайский край)

Гр.дело № 2-323/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Целинное 14 октября 2016 года

Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Завгородневой Ю.Н.

при секретаре Апариной Т.П.

с участием пом.прокурора Целинного района Федорищева Р.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края о признании незаконным бездействия по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику о признании незаконным бездействия администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, возложении на администрацию Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно, созданию мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, специальных указателей таких мест, визуальной информации об этом на прилегающей к спортивным объектам территории: «зона отдыха со спортивными сооружениями», «стадион» (<адрес>), «хоккейная коробка» (<адрес>).

В обоснованность заявленных требований прокурор сослался на то, что прокуратурой Целинного района проведена проверка соблюдения законодательства при строительстве и эксплуатации спортивных объектов «зона отдыха со спортивными сооружениями», «стадион», расположенных по адресу: <адрес>, спортивного объекта «хоккейная коробка», расположенного по адресу: <адрес>. Установлено, что спортивные объекты «зона отдыха со спортивными сооружениями», «стадион», включающий в себя волейбольную, баскетбольную площадки, беговую дорожку, трибуны и помещения административно-бытового назначения (раздевалки, комментаторская), «хоккейная коробка» в <адрес> фактически находятся во владении администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края и эксплуатируется ею по целевому назначению с 2014 и с 2015 года соответственно.

В нарушение требований ч.5 ст.37 Федерального закона от 04.12.2007г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», ч.1 ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» места для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, специальные указатели таких мест, визуальная информация об этом на прилегающей к спортивным объектам территории отсутствуют.

Прокурором по данному факту в адрес главы администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края <дата> вынесено представление. Ответ на представление получен <дата> однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения администрацией Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края не устранены.

В судебном заседании пом.прокурор Целинного района Федорищев Р.И. настаивает на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в заявлении, просит установить срок ответчику для исполнения указанной обязанности до <дата>.

Представитель ответчика глава администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исходя из характера спорных правоотношений, считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке на основании ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав истца, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. "а" ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов", чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты также основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с ч.5 ст.37 Федерального закона от 04.12.2007г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» проектирование и строительство объектов спорта осуществляется с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта.

Согласно п.1 ч.1 ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации. организации культуры и другие организации). На каждой стоянке не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. В нарушение указанного, места для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, специальные указатели таких мест, визуальная информация об этом на прилегающей к спортивным объектам территории отсутствуют.

В судебном заседании установлено и подтверждается актом от <дата> прокурорской проверки соблюдения законодательства при строительстве и эксплуатации спортивных объектов, что на спортивных объектах: «зона отдыха со спортивными сооружениями», «стадион», «хоккейная коробка», расположенных в <адрес>, в нарушение вышеназванных требований закона, не созданы условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно, на прилегающей к спортивным объектам территории отсутствуют парковки для специальных транспортных средств инвалидов, специальные указатели таких мест, визуальная информация об этом.

<дата> в адрес главы администрации Дружбинского сельсовета Целинного района направлено представление прокурора Целинного района об устранении вышеназванных нарушений требований федерального законодательства.

Согласно ответу главы администрации Дружбинского сельсовета Целинного района от <дата>, правоустанавливающие документы на стадион, зону отдыха со спортивными сооружениями, хоккейную коробку находятся в стадии разработки. Место для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов выделено, заказан соответствующий знак, который в ближайшее время будет установлен на стоянке. Создана комиссия по категорированию объектов спорта.

Вместе с тем, до настоящего времени вышеуказанные нарушения администрацией Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края не устранены. Однако, отсутствие беспрепятственного доступа для инвалидов, передвигающихся на инвалидных колясках, и других маломобильных групп населения к вышеуказанным спортивным объектам, ограничивает их жизнедеятельность и нарушает право на беспрепятственный доступ к данному объекту, в связи с чем, требования прокурора Целинного района подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд полагает, что срок до <дата>, установленный для выполнения требований, является разумным и обоснованным, позволяет запланировать необходимые расходы с учетом финансирования на 2017 год.

Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины так же освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 333.36 НК РФ ст.ст.39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Целинного района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Обязать администрацию Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края создать условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно, создать места для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, специальные указатели таких мест, визуальную информацию об этом на территории, прилегающей к спортивным объектам: «зона отдыха со спортивными сооружениями», «стадион», расположенных по адресу: <адрес>, к спортивному объекту «хоккейная коробка», расположенному по адресу: <адрес>, в срок до <дата>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения.

Судья подписано