ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-323/2018 от 27.03.2018 Суворовского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2018 года г. Суворов Тульской области

Суворовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Стукалова А.В,

при ведении протокола секретарем Алексеевой Л.А.,

с участием:

истца Тульского природоохранного прокурора Ратниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-323/2018 года по иску Тульского природоохранного прокурора действующего в интересах Российской Федерации к ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» о признании деятельности по сбросу вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод в водный объект р. Черепеть незаконной, обязании получить разрешение на сброс вредных веществ, обязании установить водоизмерительную аппаратуру на выпуске сточных вод,

установил:

Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» о признании деятельности по сбросу вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод в водный объект р. Черепеть незаконной, обязании получить разрешение на сброс вредных веществ, обязании установить водоизмерительную аппаратуру на выпуске сточных вод.

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, водного законодательства ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды».

В ходе проверки установлено, что ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» осуществляет пользование биологическими очистными сооружениями МicroFAST 9.0.

Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированному в государственном водном реестре 25.04.2017 за № 71-02.01.01.005-Р-РСБХ-С2017-01111/00, ООО «Санаторий Краинские минеральные воды» в целях сброса сточных вод предоставлен водный объект р. Черепеть.

В соответствии с п.5 ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственник водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод.

Согласно пп.10 п.2.3 решения о предоставления водного объекта в пользование от 25.04.2017 за №№ 71-02.01.01.005-Р-РСБХ-С2017-01111/00, ООО «Санаторий Краинские минеральные воды» обязано в срок до 10.11.2017 установить водоизмерительную аппаратуру на выпуске сточных вод в р. Черепеть либо в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений согласовать косвенный метод учета объемов сбрасываемых сточных вод с отделом водных ресурсов по Тульской области Московского-Окского БВУ.

В ходе проведенной проверки в январе 2018г. установлено, что ООО Санаторий «Краинские минеральные воды» водоизмерительная аппаратура на выпуске сточных вод в р. Черепеть не установлена, косвенный метод учета объемов сбрасываемых сточных вод с отделом водных ресурсов по Тульской области Московского БВУ не согласованы.

На момент проверки ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» не обращалось в Управление Росприроднадзора по Тульской области с целью получения разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект - р. Черепеть от очистных сооружений МicroFAST 9.0. эксплуатируемых обществом.

На основании изложенного природоохранный прокурор просит признать деятельность ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» по осуществлению сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод в водный объект р. Черепеть незаконным, обязать ООО Санаторий «Краинские минеральные воды» в установленном законом порядке получить разрешение на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект р. Черепеть в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» установить водоизмерительную аппаратуру на выпуске сточных вод в р. Черепеть или согласовать косвенный метод учета объемов сбрасываемых сточных вод с отделом водных ресурсов по Тульской области Московского-Окского БВУ, в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании истец Тульский природоохранный прокурор Ратникова М.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явилась. В письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Указала, что исковые требования признает.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно уставу ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды», утвержденному протоколом общего собрания участников от 04.12.2013 № 01/213, основным видом деятельности общества является деятельность санаторно-курортных учреждений.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Установлено, что в настоящее время ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» осуществляет пользование биологическими очистными сооружениями МicroFAST 9.0.

Из ч.1 ст. 34 Федерального закона « Об охране окружающей среды» следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлении природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу ч.1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды», установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.2 ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» под пунктом 121 указаны фосфаты, под пунктом 129- хлорид анион, под пунктом 164-БПК 5.

Как установлено проведенной проверкой и следует из материалов дела, ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» не обращалось в Управление Росприроднадзора по Тульской области с целью получения разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект- р. Черепеть от очистных сооружений МicroFAST 9.0. эксплуатируемых обществом, разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ и микроорганизмов в водный объект р. Черепеть, отсутствует.

По результатам проверки, проведенной в январе 2018 года, в связи с выявленными нарушениями законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства Тульским природоохранным прокурором директору предприятия вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, должностное лицо общества привлечено к дисциплинарной ответственности.

В отношении должностного лица ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» 22.01.2018 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, данное постановление рассмотрено министерством природных ресурсов и экологии Тульской области, назначен штраф в размере 2000 рублей.

В феврале 2018г. Тульской природоохранной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды», в ходе которой установлено, что у предприятия отсутствует разрешение на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект- р. Черепеть, водоизмерительная аппаратура на выпуске сточных вод в р. Черепеть не установлена, косвенный метод учета сбрасываемых сточных вод с отделом водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского БВУ не согласован.

Из информации ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» от 22.02.2018 № б/н следует, что обществом заключен договор на проектные работы по установке водоизмерительной аппаратуры, ведется работа по разработке документации для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект- р. Черепеть. Таким образом, нарушения выявленные в ходе проверки ранее не устранены.

Изложенное свидетельствует, что нарушения, выявленные прокуратурой на момент рассмотрения дела не устранены.

На основании ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В судебном заседании установлено, что ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» ранее были выданы предписания.

Таким образом, ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» нарушено

законодательство в сфере окружающей среды, водного законодательства у предприятия отсутствует разрешение на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект р. Черепеть, водоизмерительная аппаратура на выпуске сточных вод в р. Черепеть не установлена, косвенный метод учета объемов сбрасываемых сточных вод с отделом водных ресурсов по Тульской области Московского-Окского БВУ не согласован.

Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что ведется работа по разработке документации для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, и этот связано с привлечением денежных средств, проведением необходимых работ, суд считает необходимым установить срок шесть месяцев для исполнения решения суда в этой части, равным образом, и учитывая необходимость установления водоизмерительной аппаратуры на выпуске сточных вод в р. Черепеть, суд считает необходимым установить срок пять месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Тульского природоохранного прокурора, удовлетворить.

Признать деятельность ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» по осуществлению сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод в водный объект р. Черепеть незаконной.

Обязать ООО Санаторий «Краинские минеральные воды» в установленном законом порядке получить разрешение на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект р. Черепеть в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать ООО «Санаторий «Краинские минеральные воды» установить водоизмерительную аппаратуру на выпуске сточных вод в р. Черепеть или согласовать косвенный метод учета объемов сбрасываемых сточных вод с отделом водных ресурсов по Тульской области Московского-Окского БВУ, в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Суворовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 1 апреля 2018 года.

Председательствующий