ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-323/2023 от 10.07.2023 Обской городского суда (Новосибирская область)

УИД

Производство № 2-323/2023

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

<адрес> городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тайлаковой Т.А.

при секретаре судебного заседания Хафизовой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО10 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> (Социальному Фонду Российской Федерации по <адрес>) о признании права на страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 ФИО11 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> (Социальному Фонду Российской Федерации по <адрес>), просил признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ, обязав Государственное учреждение –Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> произвести выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований ФИО1 в исковом заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (отделение в <адрес>) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На момент обращения он достиг требуемого законом возраста выхода на пенсию с учетом переходного периода (см. таблицу – приложение к ФЗ № ФЗ-400 о переходном периоде – распечатка из системы Консультант плюс) и страхового стажа ( на момент обращения ему исполнилось полных 70 лет).

Следовательно, на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ у него возникло право на страховую пенсию по старости.

При обращении в отделение ПФР в <адрес> он предоставил ряд трудовых документов, документов об образовании и военных документов, среди которых, в том числе, был основной трудовой документ – трудовая книжка.

Однако, основной трудовой документ не был принят ответчиком, поскольку имелись разночтения: отсутствует титульный лист документа, неправильно указана дата рождения, неверно указано отчество истца (стр. 7 Решения ответчика предпоследний абзац).

В связи с чем, Решением Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено разрешение вопроса о назначении ему пенсии в связи с необходимостью направления запросов в <адрес> о подтверждении стажа работы, приобретенного на территории Республики Таджикистан.

В дальнейшем Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия трудовых документов, подтверждающих страховой стаж истца (ответ на запрос из <адрес> так и не поступил, а иные трудовые документы истцом ответчику не могли быть представлены, поскольку трудовая книжка, имеющая разночтения является первичным основным документом по отношению к остальным, и истец готовил документы в суд для установления юоидического факта.

Таким образм, ответчик отказал истцу в назначении страховой пенсии по старости в связи с разночтением в трудовом документе и соответственно, не засчитал периоды работы, указанные в рудовом документе, в страховой стаж.

Ответчиком было рекомендовано истцу в судебном порядке устанавливать факты принадлежности трудовой книжки, имеющей разночтения в личных данных.

Решением <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт принадлежности истцу правоустанавливающего документа – трудовой книжки серии ГТ-1 (начало трудовой деятельности ДД.ММ.ГГГГ). Решение суда вступило в законнную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, после обращения к ответчику с вступившим в законную силу решением суда пенсия ему была назначена не с даты его обращения – т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, а только с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из справки ГУ ОСФР по НСО от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ, а также следует из выписки по лицевому счету истца в ПАО Сбербанк за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где видно зачисление пенсии за часть ДД.ММ.ГГГГ года.

Такими действиями ответчик допустил нарушение его прав и нарушение закона по следующим основаниям.

Суд установил факт принадлежности ему трудовой книжки не с даты вынесения решения суда, а вообще с момента заведения трудовой книжки в ДД.ММ.ГГГГ году, когда началась трудовая деятельность истца. Из действий ответчика следует, что до установления факта трудовая книжка ему не принадлежала, а стала документом только с даты вынесения решения судом, после которой ответчик и назначил пенсию. Такое толкование противоречит нормам гражданского процессуального законодательства, посвященного установлению фактов принадлежности документов.

Кроме этого, согласно п. 1 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях, не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При этом пункты 5, 6, 6.1, 6.3 указанной выше нормы, а также ст. 25.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» на истца не распространяются.

Обращение от истца за пенсией было ДД.ММ.ГГГГ, что следует из Решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе.

Право на пенсию на момент обращения у истца возникло.

Согласно пункту 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 указанной статьи в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначениистраховой пенсии.

Он при обращении к ответчику за назначением страховой пенсии приложил все необходимые документы, но в одном из них оказалось разночтение в личных данных, которое впоследствии судом было устранено путем установления факта принадлежности этого документа истцу.

Установление фактов принадлежности документов конкретному лицу производится только в судебном порядке и никак иначе.

Поэтому истец полагает, что ему пенсия должна быть назначена после установления судом принадлежности ему документа, однако с даты обращения за пенсией – т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения гражданского дела истец ФИО1 исковые требования уточнил, просил признать за ним право на страховую пенсию, обязав Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО1 ФИО12 страховую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительно в обоснование заявленных требований истец указал, что его адрес ответчик направил уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ т.к. в связи с пересмотром страховых пенсий по Договору с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что у истца отсутствует страховой стаж на территории РФ и РСФСР, а соответственно, права на установление пенсии по нормам Договора не имеется и пенсия с ДД.ММ.ГГГГ ему не положена. Сумму выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 21595,09 руб. ответчик потребовал вернуть (копия уведомления приложена).

Вместе с тем, действительно ранее (до ДД.ММ.ГГГГ) порядок учета страхового (трудового) стажа, приобретенного в период существования СССР, в целях назначения пенсии регулировался Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения.

Участниками Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ являлись среди прочих Россия и <адрес>. Этим Соглашением предусмотрено, что пенсии назначаются и выплачиваются государством, на территории которого проживает гражданин, достигший пенсионного возраста. При этом учитывается стаж за период работы в государстве – участнике Соглашения, а также на территории бывшего СССР за период до ДД.ММ.ГГГГ.

До ДД.ММ.ГГГГ при назначении и выплате пенсий применялись соглашения, подписанные и ратифицированные СССР (в которых Россия выступает участником как государство – продолжатель СССР), и соглашения, подписанные Российской Федерацией, в том числе и Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.

Эти соглашения, в том числе Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, в большинстве своем основывается на принципе территориальности – пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству государства, на территории которого проживает гражданин одного из этих государств.

Однако, с ДД.ММ.ГГГГ был принят Федеральный закон «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав гаждан государств участников Содружества независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Согласно указанному Закону Россия перестает быть участником Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

В пояснительной записке к Закону сказано, что нормы Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ перестают действовать для Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, каждое государство с ДД.ММ.ГГГГ будет отвечать только за тот страховой (трудовой) стаж, который был приобретен на его территории.

В соответствии с указанным Законом подписаны новые Соглашения с отдельными государствами. Также соответствующий договор подписан между Россиской Федерацией и Республикой <адрес>.

Соответствующий Договор между Российской Федерацией и Республикой <адрес> о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, вступивший в силу ДД.ММ.ГГГГ, был ратифицирован Федеральным законом «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой <адрес> о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» от 14 июля 2022 года № 242-ФЗ. Указанный Договор основан на пропорциональном принципе и предусматривает назначение и выплату пенсий каждой договаривающейся стороной за страховой стаж приобретенный на ее территории, соласно положениям Договора и законодательства договаривающихся сторон.

Согласно Договору от 15 сентября 2021 года при определении права на пенсию в соответствии с Договором по законодательству Российской Федерации учитывается страхвовой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (ст.9 Договора).

Если страхового стажа, приобретенного по заонодательству Российской Федерации (в том числе на территории бывшей РСФСР), требуемого для приобретения права на пенсию недостаточно, во внимание принимается страховой стаж, приобретенные на территории Республики <адрес> и бывшей <адрес> Советской Социалистической Республики, а также третьего государства, с которым у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж. Подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляется по законодательству Российской Федерации.

Так, истец, имея смешанный стаж, что следует из его трудовых документов, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии ДД.ММ.ГГГГ, что следует из материалов дела.

В ДД.ММ.ГГГГ года ответчик пенсию отменил и потребовал вернуть выплаченную с ДД.ММ.ГГГГ сумму пенсии по причине вступления в силу с ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанных изменений.

С такими действиями ответчика истец не согласен.

Ответчик ссылается на отсутствие страхового стажа у истца на территории РФ и РСФСР. Однако страховой стаж истца подтвержден как трудовой книжкой, так и справкой из ОАО <данные изъяты> Кроме этого в распоряжении ответчка имеется пенсионное дело истца. Пенсия ранее уже была назначена ответчиком, стаж был подсчитан.

Согласно ст. 5 Соглашения от 13 марта 1992 «О гарантиях прав государств – участников содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» его действие распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые будут установлены законодательством государств – участников Соглашения.

В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила).

Согласно пп. «б» п.2 Правил в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федераци» В соответствии с п. 11 Правил докментом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного обрзца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В подтверждение страхового стажа ответчику вместе с первым заявлением ДД.ММ.ГГГГ была представлена трудовая книжка, где указаны периоды его трудовой деятельности. Понадобилось установление юридического факта принадлежности трудовой книжки истцу. Факт был установлен решением суда, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ.

Представленная истцом трудовая книжка содержала ошибки в персональных данных истца, которые были устранены, вместе с тем, неправильных или неточных сведений о периодах работы истца в материалах пенсионного дела не содержалось.

Оснований полагать, что данный документ содержит недостоверные сведения о работе истца, что полсужило поводом для реализации ответчиком предусмотренного законодательством права на проверку, не имеется.

Отсутствие ответа из компетентных орагнов <адрес> не свидетельствует о недостоверности представленных истцом сведений, пока не доказано обратное.

Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный хзакон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В случае, если международным договором Российско Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные укаазнным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации,

Так, при назначении пенсии истцу ДД.ММ.ГГГГ учитывалось Соглашение от 1992 года, действовавшее на тот момент и распространяющееся на отношения в области пенсионного обеспесения.

Доводы ответчика о том, что права на установление пенсии истец по нормам Договора не имеет в связи с отсутствием стажа, не соответствуют требованиям законодательства.

Согласно п. 1 ст. 19 Договора между Российской Федерацией и Республикой <адрес> о сотрудничестве в области пенсионного обеспчения право на пенсию в соответствии с настоящим Договором возникает с даты вступления его в силу.

Ратификация Договора (придание ему юридической силы) состоялась ДД.ММ.ГГГГ ФЗ № 242-ФЗ. Вступил в силу Договор ДД.ММ.ГГГГ.

Так, право на пенсию и обращение истца за ней последовало до вступления в силу указанного Договора. При этом назначили истцу пенсию только ДД.ММ.ГГГГ, поскольку устанавливался юридический факт принадлежности трудовой книжки. Вместе с тем назначение пенсии произошло до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до даты, когда Соглашение от 1992 года прекратило действие в отношениях Российской Федерации с другими участникми настоящего Соглашения (см. Официальное сообщение МИД России от ДД.ММ.ГГГГ; Официальное сообщение МИД Росии от ДД.ММ.ГГГГ).

Также согласно п. 20 Договора, пенсии, установленные до вступления в силу настоящего Договора, сохраняются и не пересматриваются с учетом положений настоящего Договора, за исключением социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации и случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, иск просила удовлетворить, поскольку при обращении в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении страховой пенсии ФИО1 имел право на ее получение в соответствии действующего на тот момент законодательства Российской Федерации и международными договорами. Установление факта принадлежности основного документа о трудовом стаже по окончании установленного трехмесячного срока произошло не по вине ФИО1 и не может рассматриваться как нарушение им установленного срока. В связи с чем, пенсия ФИО1 должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в момента его первоначального обращения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В письменных возражениях на иск представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась и указала, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была установлена страховая пенсия по старости.

ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Частью 3 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предсмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица бех гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмтренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство иностранного гражданина является документом, подтверждающим его право на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, который аннулируется в случае, если данные иностраннный гражданин выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания или находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев (статьи 2,9).

Применительно к реализации права на пенсионное обеспечение пенсионера, переселившегося с территории Республики Таджикистан на место жительства на территорию России, во внимание принимается Соглашение о гарантиях прав гражданв области пенсионного обеспечения государств- участников Содружества независимых государств от 13 марта 1992 года, участником которого она является.

В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13 марта 1992 года государства-участники Содружества берут на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера. Соглашение распространяется на граждан госудасртв- участников настоящего Соглашения и членов их семей.

Пенсионное обеспечение осуществляется по новому месту жительства и пенсия назначаетсяпо законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения. При переселении пенсионера в пределах госуарств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия этого же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (статьи 1, 5, 7).

Во всех случаях органом, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, запрашиваются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства.

При переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации. В случае, если гражданин при обращении за назначением пенсии на территории России предоставил все необходимые докумены, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии (неназначении пенсии по прежнему месту жительства), и такие сведения из соответствующего компетентного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение в государстве прежнего проживания, в территориальны орган ПФР не поступили до истечения трех месяцев со дня получения заявителем соответствующего разъяснения, истребуется заявление, в котором заявитель указывает срок прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства и обязуется в случае переплаты пенсии (при поступлении сведений о сроках прекращения выплаты пенсии) переполученные суммы выплатить. В этом случае назначение пенсии переселевшимся пенсионерам производится с месяца регистрации по месту жительства.

В соответствии со статьями 1 и 3 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а все расходы, связанные с ним, несет государство, предоставляющее обеспчение. При этом, для установления права на пенсию, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения (пункт 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992).

В соответствии со статьями 11,12 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа учитываются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды, которые имели место до ДД.ММ.ГГГГ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работ, могут включаться в стаж с применением правил подсчета, предусмотренных указанным законодательством.

Согласно статье 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (перснифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного ) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами. Правила подсчета и подтверждения страхвого стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Закона № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» утверждены соответствующие Правила.

При подсчете страхового стажа согласно подпункта «а» пункта 4 Правил № 1015 подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанны период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органамив порядке, установленном законодателством Российской Федерации.

При подсчете стрхового стажа согласно подпункта «б» пункта 4 Правил № 1015 подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 11 названных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуютзаписи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменые трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработно платы.Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предумотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психоттропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинсих подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы – пункт 27 Правил № 1015. Данные периоды засчитываются, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год рождения, место работы, периодработы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы) – пункт 59 Правил № 1015.

Если имя, отчество и фамилия гражданинав документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством, фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (пункт 64 Правил №1015).

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств-участников Содружества без лгализации (статья 11 Соглашение от 13.03.1992).

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за ее пределами, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях», определяющей порядок установления страховых пенсий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведениях.

Стаж, приобретенный на территории иностранного государства после распада СССР, может быть учтен только после подтверждения.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

При представлении гражданами документов о стаже и заработке для назначения страховой пенсии, оформленных иностранными государствами, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, проверяет соответствие указанных документов законодательству Российской Федерации (Указание Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспчеении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР»).

Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, они должны быть выданы компетентынми органами (должностными лицами), содержать достоверные сведения, основание выдачи, и удостоверены подписью должностного лица и печатью органа, их выдавшего. Форма документов может быть произвольной. Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

Поскольку на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в них, могут рассматриваться без дополнительногоподтверждения при их надлежащем оформлении.

Надлежаще подтвержденными считаются сведения, в том числе, если они полученынепосредственно от архивных организаций и компетентынх органов в ответ на запрос территориального органа ПФР при оказании содействия гражданину.

Таким образом, документы о стаже и заработке, если они представлены непосредственно заявителем, подлежат обязательной проверке путем направления запроса в адрес компетентных учреждений (органов) иностранных государств, в том числе до распада СССР.

В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок, могут также приниматься документы, содержащиеся в пенсионных (выплатных) делах пенсионеров, на основании которых назначалась и выплачивалась пенсия в период проживания на территории государств-участников соглашений. Документы,полученные непосредственно из компетентных органов в ответ на запрос территориального органа ПФР, считаются подтвержденными.

Согласно статьи 10 Соглашения от 13 марта 1992 года компетентные учреждения (органы) Сторон принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера.

В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, но не более, чем на 3 месяца.

Порядок обращения за страховой пенсией, их назначения, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Закона №400-ФЗ). Соответствующие Правила утверждены приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года № 546н (далее – Правила № 546н).

В соответствии с положениями пункта 18 Правил № 546н территориальный орган ПФР при приеме заявления об установлении страховой пенсии:

дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильность оформления документов;

проверяет в необхдимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР для установления песнии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленноый срок документов, необходимых для установления пенсии.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с п. 32 Правил № 546н вправе приостановить срок рассмотрения заявления о назначении пенсии до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Специалистами отдела в соответствии с пунктом 32 Правил №546н были направлены запросы в Агентство по социальному страхованию и пенсий при Правительстве Республики <адрес> о подтверждении факта работы, заработной плате и уплате страховых взносов на ФИО1

Международные соглашения (договоры) о пенсионном (социальном) обеспечении заключались между государствами, ранее входившим в состав СССР, после его распада. Датой распад СССР считается 01 января 1991 год.

При новом утановлении пенсий в рамках соглашений с бывшими республиками СССР территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации во всех случаях осуществляется подтверждение трудового стажа и заработка, приобретенных на территории государств- участников соглашений. Расчет величины ИПК осуществляется в соответствии с нормами статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В документах прибывшего пенсионного дела ФИО1 имелись разночтения в имени и отчестве. В представленной ФИО1 трудовой книжке: отсутствует титульный лист, неправильно указана дата его рождения, неверно указано отчество ФИО13» вместо «ФИО2».

В связи с необходимостью проведения проверки подтверждения периодов работы в <адрес> ФИО1 вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении срока рассмотрения заявления до ДД.ММ.ГГГГ. На запрос Агентство по социальному страхованию и пенсий при Правительстве Республики <адрес> о подтверждении стажа работы, приобретенного на территории Республики <адрес> по представленным заявителем документов, на момент истечения предоставленного срока приостановления отсутствовала информация о подтверждении стажа работы, приобретенного на территории Республики <адрес>.

В соответствии с пунктом 22 Административного регламента предоставления пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Постановлением Правительством РФ от 23 января 2019 года № 16п, граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости с заявлением о назначении пенсии предоставляют докменты, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые в страховой стаж.

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» и пункта 73 Административного регламента от 23 января 2019 года в случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается день приема заявления о назначении страховой пенсии. Однако в указанный срок такие документы представлены не были, в связи с чем, ОСФР по <адрес> обоснованно принято решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости, поскольку у ФИО1 отсутствовала документально подтвержденная продолжительность трудового стажа. Страховая пенсия по старости установлена ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ выплата страховой пенсии ФИО1 прекращена в связи с вступлением в силу ДД.ММ.ГГГГ Договора между Российской Федерацией и Республикой <адрес> «О сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» от 15 сентября 2021 года и отсутствием требуемого страхового стажа в соответствии с ч. 8 ст. 9 Договора.

Согласно п. 1 ст. 19 указанного выше Договора право на пенсию в соответствии с настоящим Договором возникает с даты вступления его в законную силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 3 ст. 21 настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой <адрес> прекращает действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Сотружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ч. 1 ст. 20 Договора пенсии, установленные до вступления в законную силу настоящего Договора, сохраняются и не пересчитываются с учетом положений настоящего Договора.

ФИО1 установлена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в силу Договора. Следовательно, страховая пенсия обоснованно подлежала пересмотру с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с настоящим Договором, учитывая, что согласно ч. 8 ст. 9 Договора, если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается.

Суд, заслушав представителя истца ФИО1 ФИО3, изучив доводы ответчика, исследовав материалы дела, учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, при этом предъявление документа, удостоверяющего личность-обязательно.

Часть 3 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 августа 2021 года № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила обращения за страховой пенсией).

Пунктом 15 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, предоставляемых заявителем для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в частности:

-проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);

-регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, предоставленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, предоставленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, и сроки их предоставления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе (подпункт «г»).

Пунктом 18 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, предоставленных для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в том числе:

-дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета (под. «а»);

-проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (под. «б»);

-запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (под. «г»);

-приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии (под. д»).

Как установлено п. 27 Правил обращения за страховой пенсией, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для подтверждения права на пенсию, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 21-24 настоящих Правил.

Днем получения гражданином соответствующего разъяснения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации считается:

-день направления гражданину уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии в форме электронного документа;

-день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии гражданину непосредственно при приеме заявления;

-день направления уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии на адрес электронной почты гражданина;

-день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Если указанное уведомление не выдано гражданину в связи с его неявкой в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за получением уведомления, уведомление считается выданным по истечении 5 календарных дней со дня передачи.

Согласно п. 19 Правил обращения за страховой пенсией решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

На основании п. 4 ст. 5 Федерального закона «О страховых пенсиях» обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Из разъяснений, изложенных в абзц. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии», следует, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2006 г., если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что назначение страховой пенсии по старости обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя данного права и осуществляется путем подачи соответствующего заявления в пенсионный орган.

Из материалов копии пенсионного дела ФИО1 (л.д.39 -144) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО14 обратился в ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 77-79), о чем ему было выдано уведомление (л.д. 80-81).

При обращении с указанным выше заявлением ФИО1 представил вид на жительство лица без гражданства, диплом, трудовую книжку, военный билет, справку о заработной плате, справку работодателя о периодах работы (л.д. 82-111).

На основании Решения ГУ – ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью проверки, подтверждения факта выдачи справок о стаже и заработке на руки, а также факта работы в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ годы (из-за разночтений в ФИО и дате рождения в трудовой книжке и в пенсионном деле), необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», срок рассмотрения заявления ФИО1 приостановлен до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 11 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д.117).

Каких-либо сведений о вручении или направлении ФИО1 данного решения в материалах пенсионного (выплатного) дела не имеется. Не имеется и сведений о том, что ФИО1 сотрудниками ОПФР по <адрес> были даны разъяснения о способах устранения выявленных пенсионным органом разночтений в представленных ФИО1 документах, которые явились основанием для приостановления рассмотрения заявления о назначении страховой пенсии по старости.

ДД.ММ.ГГГГ Решением ГУ – ОПФР по <адрес> срок рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ восстановлен (л.д.119).

ДД.ММ.ГГГГ Решением ГУ – ОПФР по <адрес> ФИО1 в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» отказано, так как у заявителя отсутствует документально подтвержденная требуемая продолжительность страхового стажа. В обоснование принятого решения указано на то, что в представленной ФИО1 трудовой книжке: отсутствует титульный лист, неправильно указана дата рождения, неверно указано отчество «ФИО15» вместо «ФИО2». (л.д.69-76).

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, рассматривает суд.

Из указанного выше следует, что о разночтениях, содержащихся в представленной трудовой книжке, необходимой для подтверждения страхового стажа, ФИО1 узнал после принятого Пенсионным фондом РФ по <адрес> решения об отказе в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, устранить которые мог только на основании судебного решения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в <адрес> городской суд <адрес> с заявлением об установлении факта принадлежности документа, просил установить факт принадлежности трудовой книжки серия , начало ведения ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>.

Решением <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документы удовлетворено. Решением установлен юридический факт принадлежности ФИО1 ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой книжки серии (начало трудовой деятельности ДД.ММ.ГГГГ). (л.д. 99). Решение не было обжаловано и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, до вступления в законную силу решения суда ФИО1 не имел возможности представить в ОПФР по <адрес> документ, подтверждающий его страховой стаж для назначения страховой пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал в ОПФР по <адрес> заявление о назначении пенсии (л.д.112-124), что подтверждается уведомлением, направленным в адрес заявителя через сайт ПФР (л.д.132-133).

Решением руководителя Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно назначена страховая пенсия по старости в размере 2 274 руб. 13 коп., на основании ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ установлена фиксированная выплата по старости к страховой пенсии в размере 7 220 руб. 74 коп. С учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составил 9 494 руб. 87 коп. (л.д.120).

Распоряжение руководителя территориального органа ПФР от ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по <адрес> ФИО1 произведен перерасчет размера пенсии, с учетом которого страховая пенсия по старости составила 2 383 руб. 32 коп., фиксированная выплата – 7 567 руб. 33 коп., всего 9 950 руб. 65 коп. (л.д.121).

Размер назначенной пенсии ФИО1 не оспаривал.

Из указанного следует, что страховой стаж истца ФИО1 на момент его первоначального обращения ДД.ММ.ГГГГ был достаточным для установления страховой пенсии, а устранить выявленные в представленных им документах разночтения в течение установленного срока до ДД.ММ.ГГГГ он возможности не имел по обстоятельствам, которые от него не зависели.

В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Также суд учитывает следующее.

Частью 3 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 2 и ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство иностранного гражданина является документом, подтверждающим его право на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, который аннулируется в случае, если данные иностранный гражданин выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания или находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев.

На момент обращения ФИО1 в ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, то есть ДД.ММ.ГГГГ, пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, определялось Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>).

В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13 марта 1992 года государства-участники Содружества берут на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера. Соглашение распространяется на граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей.

Согласно положениям ст. 1, ст. 5 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств – участников Соглашения.

В соответствии со ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года назначение пенсии гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе на пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах-участников Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Статьей 11 Соглашения от 13 марта 1992 года установлено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в настоящем порядке на территории государств – участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации.

ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерацией и Республикой <адрес> подписан Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.

Согласно ст. 20 указанного Договора пенсии, установленные до вступления в силу настоящего Договора, сохраняются и не пересматриваются с учетом положений настоящего Договора, за исключением социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации и случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Договора пересмотр и перерасчет ранее назначенной пенсии производится в случае переезда на постоянное место жительства застрахованного лица, которому до вступления в силу настоящего Договора назначена пенсия на основании Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено ст. 21 указанного Договора, настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в законную силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в законную силу.

Одновременно со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой <адрес> прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 242-ФЗ Договор между Российской Федерацией и Республикой <адрес> о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный 15 сентября 2021 года, ратифицирован.

Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного в городе Минске 13 марта 1992 года, денонсировано.

В связи с чем, Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Минске 13 марта 1992 года, в отношениях между Российской Федерацией и Республикой <адрес> прекратило свое действие с даты вступления в силу Договора от ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку первоначально с заявлением в ОПФР по <адрес> о назначении страховой пенсии по старости ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ и пенсия по старости подлежала назначению ему именно с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в законную силу Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерацией и Республикой <адрес>, назначенная ФИО1 страховая пенсия по старости отмене не подлежала.

Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ государственное учреждение –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 ФИО18 удовлетворить.

Признать за ФИО1 ФИО8 право на страховую пенсию, обязав Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО1 ФИО9 страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т.А. Тайлакова