ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3240/18 от 22.01.2019 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-88/2019

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации

22 января 2019 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., с участием истца Мусиной М.А., её представителя адвоката Торбенко Д.В., представителя ответчика Свешниковой С.А., третьего лица Мусина А.А., при секретаре судебного заседания Иващенко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусиной М. А. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи», об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мусина М.А. обратилась в суд с иском к ответчику Министерству социального развития Московской области о признании решения Серпуховского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 18 октября 2018 года об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи», в состав которой входят сама Мусина М. А., супруг Мусин А. А., дочь Ю., <дата> рождения, дочь А., <дата> рождения, сын М., <дата> рождения, незаконным; о признании за истцом Мусиной М. А. права на получение удостоверения многодетной семьи Московской области с 18 октября 2018 года и об обязании ответчика Министерства социального развития Московской области выдать истцу Мусиной М. А. удостоверение многодетной семьи.

Из текста искового заявления, объяснений истца Мусиной М.А., её представителя адвоката Торбенко Д.В., действующего также на основании доверенности, данных в настоящем судебном заседании, видно, что оспариваемым решением от 18 октября 2018 года истице Серпуховским городским Управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области было отказано в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи», в состав которой входят сама Мусина М. А., супруг Мусин А. А., дочь Ю., <дата> рождения, дочь А., <дата> рождения, сын М., <дата> рождения. Основанием для отказа, по мнению органов социальной защиты населения, послужило отсутствие документов, подтверждающих факт проживания супруга истицы и двух их несовершеннолетних детей на территории Московской области, хотя все необходимые документы были ими предоставлены. Кроме того, было указано на некорректное заполнение полей в форме интерактивного запроса РПГУ - в самом заявлении истицы, которое заполнялось работниками органов соцзащиты, которые и помогали в заполнении указанных полей. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку им были предоставлены в управление социальной защиты населения все необходимые документы, свидетельствующие о проживании семьи по одному <адрес>, зарегистрированы они все по <адрес> (супруг истицы и двое их детей имеют временную регистрацию). В настоящее время супруг истицы приобрел в собственность квартиру в указанном доме. Действительно, место постоянной регистрации супруга истицы и двоих детей является г.Москва, однако, они там не проживают. Органами социальной защиты г.Москвы их семья не признавалась многодетной и они не пользуются соответствующими льготами.

Из текста письменных возражений и объяснения представителя ответчика Свешниковой С.А., данного в настоящем судебном заседании, видно, что действительно оспариваемым решением истцу было отказано в приеме и регистрации документов, необходимых для выдачи удостоверения многодетной семьи, в связи с тем, что был подан неполный комплект документов, свидетельствующий о постоянном проживании всех членов семьи на территории Московской области, а также из-за некорректного заполнения полей в заявке истицы - в графе "Документы, удостоверяющие личность", отсутствуют сведения о документе. Истцу не было отказано в выдаче указанного удостоверения, хотя оснований для выдачи органы соцзащиты не усматривают, а лишь было отказано в приеме и регистрации заявления и приложенных к нему документов.

Третье лицо Мусин А.А.в настоящем судебном заседании исковые требования признал правомерными, дав объяснение аналогичное объяснению истца.

Представитель третьего лица Администрации Серпуховского муниципального района Московской области в настоящее судебное заседание не прибыл, будучи извещен надлежащим образом, представив заявление рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Согласно решения Серпуховского городского УСЗН от 18 октября 2018 года на заявление Мусиной М.А. по вопросу выдачи удостоверения многодетной семьи - Мусиной М.А. отказано в приёме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи» в связи с тем, что представлен неполный комплект документов (отсутствуют документы, подтверждающие место жительства супруга заявителя Мусина А.А. и их несовершеннолетних детей А., <дата> рождения, М., <дата> рождения, на территории Московской области), а также имело место некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса РПГУ (л.д.11).

В соответствии с копиями свидетельств о заключении брака, о рождении, о смерти, копии паспорта – Мусина М.А. и Мусина А.А. являются супругами, а также родителями детей А., <дата> рождения, М., <дата> рождения; Мусина М.А. является матерью Ю., <дата> рождения, отец которой умер 31 мая 2014 года (л.д.13, 14, 15, 16).

В соответствии с копиями свидетельств о регистрации по месту пребывания, выписок из домовых книг, выписки из ЕГРН, справки ТСЖ, копии паспортов - Мусина М. А., Мусин А. А., А., <дата> рождения, М., <дата> рождения зарегистрированы по месту проживания по адресу<адрес>, из них Мусин А. А., А., <дата> рождения, М., <дата> рождения имеют временную регистрацию; Ю., <дата> рождения, имеет постоянную регистрацию по <адрес>; Мусин А. А. имеет постоянную регистрацию по <адрес>; все вышеуказанные лица проживают по <адрес>; Мусин А. А. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес> (л.д.36, 37, 38).

Из копии интерактивной заявки от имени Мусиной М.А. видно, что в графе "Документы, удостоверяющие личность" Мусиной М.А., отсутствуют сведения о документе; сведения о паспорте указаны в графе "Дополнительные поля", расположенной сразу после графы "Документы, удостоверяющие личность".

Выслушав объяснения истца, третьего лица, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования частично.

Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст.1 Закона Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" действие настоящего Закона распространяется, в частности, на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19.

В соответствии со ст.2 Закона Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и понятия, в частности:

Меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии со ст.21 вышеуказанного Закона:

1. Финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.

2. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Московской области, за исключением части 3 статьи 16.

Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 статьи 16 Закона, устанавливаются Губернатором Московской области.

3. Порядок исчисления и учета среднедушевого дохода семьи устанавливается Правительством Московской области.

4. Меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

В соответствии с Порядком выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 12 декабря 2017 года №1029/45 удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - Подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель). Многодетной семье выдается одно удостоверение (п.2).

Для получения удостоверения заявитель представляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением следующих документов, в частности, документ, подтверждающий место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность (п.3).

Согласно п.12 "Административного регламента предоставления Министерством социального развития Московской области государственной услуги "Выдача удостоверения многодетной семьи", утвержденного Распоряжением Министерства социального развития Московской области от 27 декабря 2017 года №19РВ-140 указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления указанной Государственной услуги, а именно: 12.1. Основаниями для отказа в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, являются: 12.1.1. Обращение за предоставлением Государственной услуги без предъявления документа, удостоверяющего личность Заявителя (представителя Заявителя); 12.1.2. Заявление подано лицом, не имеющим полномочий представлять интересы Заявителя, в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Административного регламента; 12.1.3. Документы содержат подчистки и исправления текста, не заверенные в установленном законодательством порядке; 12.1.4. Документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание; 12.1.5. Некорректное заполнение обязательных полей в заявлении; 12.1.6. Качество представленных документов не позволяет в полном объеме прочитать сведения, содержащиеся в документах; 12.1.7. Форма поданного Заявителем (представителем Заявителя) заявления не соответствует форме заявления, установленной Административным регламентом (приложение 8 к настоящему Административному регламенту); 12.1.8. Документы, указанные в пункте 10 настоящего Административного регламента, за исключением документов, указанных в пунктах 10.1.1, 10.1.2, 10.1.10, 10.2.1, 10.3.1, 10.4.1 настоящего Административного регламента, согласно законодательству Российской Федерации утратили силу на момент обращения за предоставлением Государственной услуги; 12.2. Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, при направлении обращения через РПГУ, являются: 12.2.1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса на РПГУ (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное либо неправильное представление сведений, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Административным регламентом); 12.2.2. Представление некачественных или недостоверных электронных копий (электронных образов) документов, не позволяющих в полном объеме прочитать текст документа и/или распознать реквизиты документа.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истцу Мусиной М.А. Министерством социального развития Московской области в лице Серпуховского городского Управления социальной защиты населения было отказано в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи», в состав которой входят сама Мусина М. А., супруг Мусин А. А., дочь Ю., <дата> рождения, дочь А., <дата> рождения, сын М., <дата> рождения. Основанием для отказа послужила ссылка на представление неполного комплект документов (отсутствуют документы, подтверждающие место жительства супруга заявителя Мусина А.А. и их несовершеннолетних детей А., <дата> рождения, М., <дата> рождения, на территории Московской области), а также на некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса РПГУ.

С правомерностью указанного вывода, сделанного ответчиком на основании представленных истцом документов, согласиться нельзя, так как в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено, что истицей был предоставлен весь имеющийся у неё комплект документов, позволяющий сделать вывод о возможности выдать истребуемое удостоверение или отказать в его выдаче. Кроме того, положения вышеуказанного Административного регламента не предусматривают такое основание отказа в приёме документов. это скорее всего, является основанием к отказу в выдаче самого истребуемого удостоверения, однако данный вопрос ответчиком процедурно не разрешался.

Некорректное же заполнение обязательных полей в данном случае нельзя принять за основание к отказу в приеме и регистрации документов, так как положения Административного регламента предусматривают невозможность принять документы, вследствие этого недостатка, если некорректность заполнения обязательных полей не позволяет идентифицировать личность заявителя, представленные им документы и соответствующую информацию, чего в данном случае не произошло.

Исковое же требование об обязании ответчика выдать удостоверение не может быть удовлетворено, так как данный вопрос должен быть разрешен в процедурном порядке стороной ответчика либо в положительную для истца сторону, либо в отрицательную. В случае же несогласия с мнением органов социальной защиты, истец обладает правом обжалования данного решения.

Исходя из изложенного, на основании Закона Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", и руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать решение Серпуховского районного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 18 октября 2018 года об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи», в состав которой входят сама Мусина М. А., супруг Мусин А. А., дочь Ю., <дата> рождения, дочь А., <дата> рождения, сын М., <дата> рождения, незаконным.

В удовлетворении исковых требований о признании за истцом Мусиной М. А. права на получение удостоверения многодетной семьи Московской области с 18 октября 2018 года и об обязании ответчика Министерства социального развития Московской области выдать истцу Мусиной М. А. удостоверение многодетной семьи отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Крючков С.И.

Мотивированное решение составлено 05 марта 2019 года.