ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3242/17 от 12.05.2017 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-3242/17

Мотивированное решение изготовлено 12.05.2017 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2017 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего Григорьевой Е.Н.,

при секретаре Фетисовой О.Г.,

с участием представителя истца – помощника прокурора *** ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии *** области об обязании организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор *** в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии *** области об обязании организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с земельного участка.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой *** района проведена проверка по обращению гражданина ФИО2 о нахождении несанкционированных свалок на землях лесного фонда по дороге в садово-огородническое товарищество «***» (СОТ ***).

В ходе проверки установлено, что земельный участок, расположенный на землях лесного фонда в квартале ***, выделы *** участкового лесничества *** в границах земельного участка с кадастровым номером *** (ориентировочные точки границ с координатами ***) захламлен отходами производства и потребления в виде отходов деревянных окрашенных и промасленных; металлических отходов заржавленных, пластиковой, картонной и металлической тары, бытовых отходов в полиэтиленовых мешках, строительных отходов в полипропиленовых мешках, твердых коммунальных отходов.

В ходе проверки, из администрации муниципального образования *** истребована информация, относящиеся к рассматриваемому вопросу и материалы проверки, из которых следует, что *** администрацией *** произведен осмотр земельного участка, расположенного по дороге в СОТ «***», на котором образована несанкционированная свалка отходов производства и потребления в виде пластиковой, картонной и металлической тары, бытовых отходов в полиэтиленовых мешках, строительных отходов, остатков пластиковых витрин, упаковочный материал.

*** прокуратурой *** района совместно с участковым лесничим *** лесничества ГОКУ «***» ФИО3 проведена выездная проверка земельного участка расположенного на землях лесного фонда в квартале ***, выделы *** лесничества в границах земельного участка с кадастровым номером *** (ориентировочные точки границ с координатами ***) в ходе которой установлено, что выявленные нарушения не устранены.

В ходе осмотра лесного участка и частичной раскопки снежного покрова установлено, что территория указанного земельного участка захламлена отходами производства и потребления в виде бытовых отходов и строительных отходов в полипропиленовых мешках.

Согласно сведениям с Публичной кадастровой карты (официальный сайт в сети (Интернет), указанный лесной участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером *** на землях лесного фонда.

В связи с тем, что Министерство природных ресурсов и экологии *** области является исполнительным органом государственной власти *** области, осуществляющим функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики, в том числе по переданным полномочиям Российской Федерации, истец просил обязать ответчика в срок до *** организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с земельного участка, расположенного на землях лесного фонда в квартале ***, выделы *** лесничества в границах земельного участка с кадастровым номером ***.

Помощник прокурора *** ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии *** области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску и ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил.

Представитель третьего лица – администрации городского поселения *** в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску и ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил.

Представитель третьего лица - ГОКУ «***» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений по иску и ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил.

Выслушав мнение помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.ст. 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе, на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов в том числе, в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Исходя из положений Земельного кодекса РФ, отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулирует Земельное законодательство, основываясь на принципах учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, а также приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.

В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия наполов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Исходя из положений ст. 1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство основывается в том числе, на принципах устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения охраны и защиты лесов; использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии со ст. 50.7 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 названного Кодекса, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» (далее - Правила санитарной безопасности в лесах) установлен единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.

Правила санитарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 2 Правил санитарной безопасности в лесах, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии *** области, утвержденным Постановлением Правительства *** области от ***№***-ПП (далее - Положение), Министерство природных ресурсов и экологии *** области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти *** области, осуществляющим функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики, в том числе по переданным полномочиям Российской Федерации, включая нормативно-правовое регулирование в том числе, в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, осуществления на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон.

Согласно п. 2.1.13 Положения, основными задачами Министерства являются в том числе, планирование, организация использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, их охрана, защита и воспроизводство, ведение государственного лесного реестра.

В соответствии с п. 2.2.6.5 Положения, для решения поставленных задач Министерство осуществляет организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В силу 2.2.6.10 Положения, Министерство организует и обеспечивает проведение в том числе, санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности *** области, и в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда (за исключением санитарно-оздоровительных мероприятий на лесных участках, переданных в аренду).

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, *** в прокуратуру *** района поступило обращение гражданина ФИО2 о нахождении несанкционированных свалок на землях лесного фонда по дороге в СОТ «***». Из доводов ФИО2 следует, что на протяжении длительного времени, меры по очистке лесного участка от несанкционированных свалок не приняты.

В ходе проверки установлено, что земельный участок, расположенный на землях лесного фонда в квартале ***, выделы *** лесничества в границах земельного участка с кадастровым номером *** (ориентировочные точки границ с координатами ***) захламлен отходами производства и потребления в виде отходов деревянных окрашенных и промасленных; металлических отходов заржавленных, пластиковой, картонной и металлической тары, бытовых отходов в полиэтиленовых мешках, строительных отходов в полипропиленовых мешках, твердых коммунальных отходов.

*** администрацией *** произведен осмотр земельного участка, расположенного по дороге в СОТ «***», на котором образована несанкционированная свалка отходов производства и потребления в виде пластиковой, картонной и металлической тары, бытовых отходов в полиэтиленовых мешках, строительных отходов, остатков пластиковых витрин, упаковочный материал.

*** прокуратурой *** района совместно с участковым лесничим *** лесничества ГОКУ «***» ФИО3 проведена выездная проверка земельного участка расположенного на землях лесного фонда в квартале ***, выделы *** лесничества в границах земельного участка с кадастровым номером *** (ориентировочные точки границ с координатами ***) в ходе которой установлено, что выявленные нарушения не устранены.

В ходе осмотра лесного участка и частичной раскопки снежного покрова установлено, что территория указанного земельного участка захламлена отходами производства и потребления в виде бытовых отходов и строительных отходов в полипропиленовых мешках.

Согласно сведениям с Публичной кадастровой карты (официальный сайт в сети (Интернет), указанный лесной участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером *** на землях лесного фонда.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также актами обследования указанного лесного участка от ***, от ***, фотоматериалами.

Какие - либо документы или сведения о том, что Министерством проведены мероприятия по организации сбору и вывозу отходов производства и потребления с данного лесного участка, материалы дела не содержат.

Принимая во внимание, что ответчиком до настоящего времени не приняты меры по организации и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе ликвидации несанкционированных свалок земельного участка, на землях лесного фонда в выделе *** квартале *** лесничества, суд приходит к выводу о том, что иск заявлен прокурором *** в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии *** области обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд находит указанный прокурором срок для исполнения ответчиком заявленных исковых требований разумным и достаточным, каких-либо объективных сведений, свидетельствующих о невозможности выполнения требований в срок, указанный прокурором суду не представлено.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истца или ответчика освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии *** области, выполняющее функции органа государственной власти, освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии *** области об обязании организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с земельного участка– удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии *** области в срок до *** организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с земельного участка, расположенного на землях лесного фонда в квартале ***, выделы *** лесничества в границах земельного участка с кадастровым номером ***.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение месяца.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: Е.Н. Григорьева