ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3243 от 21.12.2011 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

                                                                                    Ленинский районный суд города Мурманска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Решение в окончательной форме изготовлено: 21.12.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2011 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Баранниковой Т.Е.

при секретаре Романюк С.О.,

с участием: представителей истца ФИО1, ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3243/11 по иску Управления Федеральной миграционной службы России по Мурманской области к ФИО4 о взыскании материального ущерба и процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

Управление Федеральной миграционной службы России по Мурманской области (далее УФМС России по Мурманской области) обратилось в суд с иском к ФИО4 о взыскании материального ущерба и процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование заявленных требований указало, что 29 марта 2011 года Управлением государственной службы занятости населения в Мурманской области было принято решение о целесообразности участия соотечественника - гражданина *** ФИО4 в долгосрочной целевой программе «Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников проживающих за рубежом». 26 мая 2011 года ФИО4 прибыл из *** в город Мурманск и зарегистрировался в ОДМ УФМС России по Мурманской области в качестве участника государственной программы.

03 июня 2011 года ответчик встал на учет по месту пребывания по адресу: ***.

08 июня 2011 года ФИО4 сдал документы на оформление разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы.

13 июля 2011 года УФМС России по Мурманской области произвело выплаты ФИО4, как участнику государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающему за рубежом и членах их семей, единовременного пособия в сумме *** рублей, компенсации транспортных расходов - *** рубля.

27 июля 2011 года УФМС России по Мурманской области принято решение о выдаче ответчику разрешения на временное проживание.

Однако разрешение на временное проживание ФИО4 не получил, выехал из г. Мурманска, по сведениям АС ЦБДУИГ ФМС России с 31 июля 2011 года по 02 августа 2011 года был зарегистрирован в г. Москве, затем выехал в г. Сочи. В г. Мурманске ответчик зарегистрированным не значится.

На основании статей 233,309,395,1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, раздела 4 Государственной программы «О мерах по оказанию содействия добровольного переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» просит взыскать с ФИО4 причиненный ущерб из расчета *** рублей - единовременное пособие, *** рубля - компенсация транспортных расходов, *** рубля - проценты за пользование чужими денежными средствами.

Представители истца ФИО1, ФИО2 в судебном заседании на требованиях и доводах изложенных в исковом заявлении, настаивали.

Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался судебной повесткой и телеграммами по последним известным местам его пребывания на территории Российской Федерации, между тем, судебная повестка возвращена в адрес суда за истечением срока хранения, телеграммы ответчику не доставлены в связи с отсутствием адреса места пребывания.

Поскольку фактическое место жительства ответчика не известно, судом в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначен представитель ответчика - адвокат Мурманской городской коллегии адвокатов ФИО3, которая в судебном заседании просила суд вынести законное и обоснованное решение.

Выслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ соотечественниками признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства.

В соответствии со статьей 13 указанного Федерального закона, во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» от 22 июня 2006 года № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее Государственная программа), целью которой является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Разделом 4 Государственной программы предусмотрено, что решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.

Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.

Участник Государственной программы имеет право выбирать территорию вселения в субъектах Российской Федерации, определенных в установленном порядке.

Территория вселения - часть территории субъекта Российской Федерации, куда целенаправленно привлекаются переселенцы в рамках реализации проектов переселения, предусмотренных соответствующей региональной программой переселения.

Устанавливаются три категории территорий вселения, что обусловливает дифференциацию объемов предоставляемых участникам Государственной программы государственных гарантий и социальной поддержки.

К территориям вселения категории «А» относятся преимущественно стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения. Переселенцам на территориях данной категории государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, предоставляются в полном объеме.

Постановлением Правительства Мурманской области от 06 сентября 2010 года № 388-ПП в соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации утверждена долгосрочная целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2010 - 2012 годы (далее целевая программа).

Разделом 1.4. целевой программы предусмотрено, что в Мурманской области проекты переселения реализуются в двух муниципальных образованиях: город Мурманск, Кольский район.

Согласно приказу Минрегиона России № 152 от 29 декабря 2006 года эти территории вселения относятся к категории «А», и в соответствии с положением государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, переселенцам на территориях данной категории предоставляются в полном объеме государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренная для участника Государственной программы и членов его семьи.

Судом установлено, что ответчик является гражданином Республики ***, на территории которой он зарегистрирован по месту жительства и постоянно проживал.

03 марта 2011 года ФИО4 обратился в представительство ФМС России в Республике *** с анкетой для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, избрав для переселения субъект Российской Федерации - Мурманскую область, с территорией вселения город Мурманск.

Начальником Управления Государственной службы занятости населения Мурманской области по результатам рассмотрения анкеты ФИО4 принято решение № *** от 29 марта 2011 года о целесообразности его участия в Долгосрочной целевой программе «Оказание содействия добровольному переселению в Мурманску область соотечественников, проживающих за рубежом».

03 мая 2011 года ответчик обратился в представительство ФМС России в Республике *** с заявлением о выдаче свидетельства участника Государственной программы.

13 мая 2011 года ФИО4 выдано свидетельство участника Государственной программы СС № ***, с указанием в качестве членов его семьи: жены - Б.К.Ж., дочерей - К.А.Г., К.И.Г., сына - К.А.Г.

Разделом 4 Государственной программы предусмотрено, что участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;

на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»).

Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 7 «О порядке выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей» размер единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы, и членам их семей, в отношении лиц, переселяющихся на территорию вселения категории «А», кроме районов Дальнего Востока и Забайкалья, - *** рублей участнику Государственной программы и по *** рублей членам его семьи.

Согласно пунктам 2-4,8 Правил выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных указанным постановлением, для получения пособия участник Государственной программы представляет в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту регистрации заявление о выплате пособия (на русском языке) по форме, устанавливаемой Федеральной миграционной службой, с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, и свидетельства участника Государственной программы.

Заявление представляется участником Государственной программы лично.

Решение о выплате пособия принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту регистрации участника Государственной программы в течение 15 дней с даты подачи им заявления.

Средства на выплату пособия перечисляются в установленном порядке территориальными органами Федеральной миграционной службы на счета, открытые получателями пособия в организациях (филиалах, структурных подразделениях) Сберегательного банка Российской Федерации или в ином кредитном учреждении, которое вправе осуществлять данные выплаты в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, на основании соглашений, заключаемых с ними территориальными органами Федеральной миграционной службы.

Кроме того, согласно разделу 5 Государственной программы расходы участников Государственной программы и членов их семей на проезд компенсируются из расчета проезда: железнодорожным транспортом - в купейном вагоне поезда любой категории; воздушным транспортом - по тарифу экономического класса; внутренним водным транспортом - по тарифу места II категории; морским транспортом - по тарифу каюты III категории.

Выплата компенсации производится за счет средств федерального бюджета территориальными органами ФМС России по фактическим, документально подтвержденным расходам после регистрации в установленном порядке переселенца и членов его семьи.

В соответствии с пунктами 6, 10, 12 Правил выплаты компенсации транспортных расходов участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 года № 150, для получения компенсации расходов заявитель (участник Государственной программы либо уполномоченное им в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицо) подает по месту жительства либо по месту пребывания участника Государственной программы в территориальный орган Федеральной миграционной службы заявление о выплате компенсации расходов по форме, утвержденной указанной Службой (далее - заявление).

Территориальный орган Федеральной миграционной службы, в который было подано заявление, принимает решение о выплате компенсации расходов и ее размере в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты подачи заявления, и информирует о принятом решении заявителя в письменной форме с необходимым обоснованием.

Указанное решение оформляется соответствующим актом территориального органа Федеральной миграционной службы и приобщается к делу, предусмотренному пунктом 7 настоящих Правил.

Выплата компенсации расходов осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы путем перечисления в установленном порядке соответствующей суммы на счета участников Государственной программы, открытые в кредитных организациях.

Выплата компенсации расходов, понесенных участниками Государственной программы и членами их семей в иностранной валюте, осуществляется в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату подачи заявления.

Установлено, что ответчик прибыл на территорию Российской Федерации один, без членов семьи, 26 мая 2011 года зарегистрировался в УФМС России по Мурманской области.

08 июня 2011 года ФИО4 обратился в УФМС России по Мурманской области с заявлением о предоставлении ему единовременного пособия на обустройство в размере *** рублей, а также с заявлением о выплате компенсации транспортных расходов проезда в размере *** по курсу Центрального банка, с указанием реквизитов счета для перевода денежных средств.

УФМС России по Мурманской области по указанным заявлениям приняты решения о выплате ФИО4 компенсации транспортных расходов авиаперелета *** - Москва-Мурманск в сумме *** по курсу валют Центрального Банка России (*** рубля), и единовременного пособия на обустройство в размере *** рублей, о чём ответчику направлены уведомления.

Платежными поручениями № ***, № *** от 13 июля 2011 года подтверждается, что ФИО4 перечислена компенсация транспортных расходов в размере *** рубля, а также пособие на обустройство соотечественников в размере *** рублей.

Разделом 4 Государственной программы предусмотрено, что участник Государственной программы и (или) член его семьи, выехавшие на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года, возмещают в установленном порядке затраты, связанные с выплатой им «подъемных».

Как следует из материалов дела и пояснений представителей истца, ФИО4 поставлен на учет по месту пребывания в общежитии по адресу: *** на период с 02 июня 2011 года до 23 августа 2011 года.

08 июня 2011 года ФИО4 обратился в УФМС России за получением разрешения на временное проживание по адресу: ***.

Согласно заключению от 27 июля 2011 года миграционным органом принято решение о выдаче ФИО4 разрешения на временное проживание в Российской Федерации, без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, ответчику направлено уведомление о необходимости обращения в УФМС России по Мурманской области для оформления разрешения на временное проживание.

Между тем, ФИО4 за оформлением временного проживания на территории Мурманской области в уполномоченный орган не обратился.

Согласно данным АС ЦБДУИГ ФМС России от 15 декабря 2011 года и справки к сведениям АС ЦБДУИГ, представленных представителями истца, ответчик 31 июля 2011 года убыл в г. Москва, где был поставлен на учет по месту пребывания до 02 августа 2011 года. С 21 августа 2011 года до 15 февраля 2012 года ФИО4 состоит на учете по месту пребывания: ***.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что ФИО4 ранее истечения двухлетнего срока, выехал из Мурманской области, к работе в г. Мурманске не приступил, место жительства в Мурманской области не имеет, суд приходит к выводу, что ответчик нарушил условия получения мер социальной поддержки, в связи с чем обязан возвратить полученные им в рамках Государственной программы денежные средства в полном объеме.

Обязанность возмещения указанных затрат участником Государственной программы, в случае его выезда из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством, ранее чем через два года, разъяснена ответчику 08 июня 2011 года под роспись.

В силу статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации Лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.

На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В исковом заявлении содержится расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, сумма которых составляет *** рубля.

Из пояснений представителей истца, данных в судебном заседании, следует, что расчет произведен за период с момента произведения выплат ответчику - 13 июля 2011 года по день направления искового заявления в суд 11 ноября 2011 года.

Суд рассматривает дело по заявленным требованиям. Между тем, данный расчет не может быть принят судом, поскольку он не основан на положениях законодательства, так как обязанность возвратить денежные средства наступила у ответчика с момента его выезда за пределы Мурманской области.

В материалах дела имеются сведения о выезде ФИО4 в г. Москву 29 июля 2011 года, следовательно, с указанного дня по день подачи искового заявления в суд - 11 ноября 2011 года подлежат исчислению проценты за пользование чужими денежными средствами.

Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в период с 03 мая 2011 года - 8,25 % годовых (Указание Центрального банка РФ от 29 апреля 2011 года № 2618-У).

Проценты за пользование чужими денежными средствами, подлежащие взысканию в пользу истца, составят за период с 29 июля 2011 года по 11 ноября 2011 года: *** х 8,25% х 1/360 х 106 = *** рублей.

Таким образом, общая сумма подлежащая взысканию с ФИО4 составляет: *** рубля.

В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, исходя из положений п.п.1 п.1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме *** рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной миграционной службы России по Мурманской области удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО4 в пользу Управления Федеральной миграционной службы России по Мурманской области единовременное пособие на обустройство - *** рублей, компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания - *** рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами *** рублей, а всего *** рубля.

В удовлетворении требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме *** рубля отказать.

Взыскать с ФИО4 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в размере *** рубль.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья подпись Баранникова Т.Е.

Решение вступило в законную силу 11.01.2012