ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3243/2015 от 02.06.2015 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

к о п и я

2-3243/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Чадова А.А.,

при секретаре Колчиной А.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Оренбурга к ФИО2 о понуждении изменить вид разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г.Оренбурга обратилась в суд с настоящим исковым заявлением к ответчику, указав, что ФИО2 согласно выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ... является собственником жилого дома ... с ... г., собственником нежилого помещения (магазин-пекарня) литер ... с ... г., расположенных по адресу: ....

Ответчик также является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 989 кв.метров с ... г., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

Согласно кадастрового паспорта от ... земельный участок с кадастровым номером ... площадью 989 кв.метров, имеет разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

Актом обследования земельного участка от ... N установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ... расположены жилой дом и магазин-пекарня. Тем самым установлено несоответствие разрешенного использования земельного участка фактическому его использованию.

Кадастровая стоимость земельного участка с разрешенным использованием: для размещения домов индивидуальной жилой застройки составляет .... (графа 12 кадастрового паспорта от ... г.).

Кадастровая стоимость земельного участка установлена постановлением Правительства Оренбургской области от ... № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области».

Фактически земельный участок используется для размещения жилого дома и магазина.

Просила суд обязать ФИО2 изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ..., местоположение: ..., ..., разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, приведя его в соответствие с фактическим видом использования земельного участка на разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки и земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением жилого дома и магазина-пекарни.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Ответчик ФИО2, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд в порядке ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

В судебном заседании установлено, что ответчик ФИО2 с ... является собственником земельного участка с кадастровым номером ... площадью 989 кв.метров, расположенного по адресу: ..., предназначенного для размещения домов индивидуальной жилой застройки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ... г.

Также истцу принадлежит жилой дом, площадью 120,1 кв. метр литер ..., расположенный по указанному адресу и нежилое помещение (магазин-пекарня), площадью 183,4 кв.метра, литер Г5, также расположенное на земельном участке по адресу: ..., ..., ..., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ...

В соответствие с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером ... земельный участок по адресу: ..., имеет разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Собственником участка является ответчик ФИО2

Актом проверки соблюдения земельного законодательства от ... № 32/026, составленным специалистов Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга установлено, что на указанном земельном участке расположен одноэтажный индивидуальный жилой дом литер ... площадью 120,1 кв.метр, и одноэтажное нежилое помещение (магазин-пекарня), литер ..., площадью 183,4 кв.метра. По мнению специалиста, участок используется не по целевому назначению.

В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 24.11.2012 г. № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... утверждена исходя из удельного показателя второго вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» в размере ....

Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования – «размещение домов индивидуальной жилой застройки», помимо принадлежащего ответчику жилого дома, расположено нежилое помещение (магазин-пекарня), литер ...

Администрация ..., полагая, что ответчик производит оплату земельного налога меньше, чем должен оплачивать по причине того, что фактическое использование земельного участка с кадастровым номером ... не соответствует разрешенному виду использования, обратился в суд с настоящими требованиями.

По мнению представителя истца, фактически земельный участок с кадастровым номером ... относится к 5-й группе видов разрешенного использования земельных участков, тогда как в государственном кадастре недвижимости названный земельный участок отнесен к группе № 2, имеющей значительно меньший удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам осуществления которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов (часть 3 статьи 8 Градостроительного кодекса).

Оренбургский городской Совет согласно пункту 1 статьи 26, подпункту 37 пункта 2 статьи 27 устава города Оренбурга является представительным органом муниципального образования «город Оренбург», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по утверждению генерального плана города, правил застройки и землепользования, перспективных градостроительных программ.

Пунктом 2 статьи 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург», утвержденных решением Оренбургского городского Совета от 25.12.2012 г. № 557 (далее - Правила землепользования и застройки, Правила) установлено, что Правила направлены на достижение следующих целей: создания условий для устойчивого развития территории города Оренбурга, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территории города Оренбурга; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, органам местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и Оренбургский городской Совет, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием.

Выбор вида разрешенного использования земельного участка с нарушением установленных органами местного самоуправления градостроительных регламентов и последующее внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, противоречащих Правилам землепользования и застройки, влекут нарушение публичных прав городского округа на развитие территории в соответствии с зонированием.

Названый Правилами землепользования и застройки МО «город Оренбург», земельный участок с кадастровым номером ... отнесен к зоне Ж.1: зона малоэтажной застройки домами усадебного типа (1-3 этажа) и блокированными многоквартирными домами (1-3 этажа).

Размещение магазина-пекарни относится к 5-1 группе видов разрешенного использования и является вспомогательным видом разрешенного использования для территориальной зоны Ж.1.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.11.2012 г. № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» определены группы земельных участков, в том числе земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (группа № 5); земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (группа № 2).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40, статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Таким образом, из положений указанных статей следует, что вид разрешенного использования земельного участка непосредственно связан с характером эксплуатации земельного участка, в том числе, должно учитываться - какие объекты находятся на земельном участке в случае их размещения на нем.

Из материалов дела усматривается, что вид разрешенного использования спорного земельного участка определен как размещение домов индивидуальной жилой застройки и относится ко второму виду разрешенного использования.

Вместе с тем, магазин-пекарня, расположенный на указанном земельном участке с кадастровым номером ..., используется как самостоятельный объект и не связан с размещением индивидуального жилого дома.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса на основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 1 статьи 20 Правил землепользования и застройки. Согласно этим положениям изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).

Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования.

Из системного анализа положений статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса, статей 7, 85 Земельного кодекса, статей 16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

Изменение вида разрешенного использования в порядке, предусмотренном статьей 37 Градостроительного кодекса, возможно применительно к объекту, имеющему самостоятельное функциональное назначение, который может эксплуатироваться самостоятельно, каковым является нежилое строение – магазин-пекарня, литер Г5.

Таким образом, установление вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... как «размещение домов индивидуальной жилой застройки» привело к частичному несоответствию фактического вида использования разрешенному виду.

Суд соглашается с мнением представителя истца о том, что фактически земельный участок с кадастровым номером ... по вспомогательному виду разрешенного использования относится к группе № 5 видов разрешенного использования земельных участков - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

Поскольку, исходя из названных положений закона, право изменения вида разрешенного использования обладают лишь органы местного самоуправления, а правообладатель земельного участка такими полномочиями не наделен, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 56:44:0212006:8, и привести его в соответствии с фактическим видом использования земельного участка с основным видом разрешенного использования по группе 2 видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки и вспомогательным видом по группе 5: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания - размещение нежилого помещения (магазина-пекарни, литер Г5).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований администрации г.Оренбурга.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации г.Оренбурга к ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать ФИО2 обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ..., местоположение: ..., ... разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, приведя его в соответствие с фактическим видом использования земельного участка с разрешенным использованием: земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки и земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением жилого дома и магазина-пекарни.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: /подпись/

Решение в окончательной форме принято 11 июня 2015 года

Судья: /подпись/