Гражданское дело № 2-3243/2022
В мотивированном виде решение изготовлено 20.07.2022
УИД 66RS0005-01-2022-002015-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08.07.2022 Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Пановой О.В.,
с участием представителя истца старшего помощника Свердловского транспортного прокурора Барбашина А.А.,
представителя ответчика Саратова С.А.,
при ведении протокола помощником Фролягиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Омского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Омский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в отношении ООО «СТМ-Сервис», в ходе которой установлено, что Сервисное локомотивное депо «Московка» Западно-Сибирского управления сервиса ООО «СТМ-Сервис» осуществляет эксплуатацию пяти объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
- Основное депо Сервисное локомотивное депо «Московка» (код объекта № ******П, 2 категория);
- Омский филиал Сервисное локомотивное депо «Московка» (код объекта № ******П, 2 категория);
- ПТОЛ <адрес> (код объекта № ******П, 2 категория);
- ПТОЛ <адрес> (код объекта № ******П, 2 категория);
- ПТОЛ <адрес> (код объекта № ******П, 2 категория).
ООО «СТМ-Сервис» инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ не разработаны и не согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии Омской области. Ответчиком на протяжении длительного времени мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводятся, что создает угрозу причинения ущерба окружающей природной среде, а также здоровью граждан. По результатам проведенной проверки 13.09.2021 в адрес руководителя ООО «СТМ-Сервис» вынесено представление, однако мер по устранению выявленных нарушений не предпринято. Нарушение норм действующего законодательства со стороны ООО «СТМ-Сервис» нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, охрану атмосферного воздуха.
На основании изложенного, просит обязать ООО «СТМ-Сервис» провести инвентаризацию источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух для Сервисного локомотивного депо «Московка» Западно-Сибирского управления сервиса ООО «СТМ-Сервис» (2 категории объектов негативного воздействия на окружающую среду) в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда; а также разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для Сервисного локомотивного депо «Московка» Западно-Сибирского управления сервиса ООО «СТМ-Сервис» и согласовать их с Министерством природных ресурсов и экологии омской области в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник Свердловского транспортного прокурора Барбашин А.А. на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно отметил, что фактически ответчиком заявленные требования признаны, ответчик просит предоставить время для определения способа устранения выявленных нарушений.
Представитель ответчика ООО «СТМ-Сервис» - Саратов С.А. в судебном заседании поддержала доводы представленного в материалы дела письменных объяснений, согласно которым действительно в ходе проведенной прокурорской проверки со стороны ООО «СТМ-Сервис» выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды. ООО «СТМ-Сервис» 15.12.2021 был заключен договор с ООО «РЭК «Зеленое дерево» заключен договор о проведении источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработке проекта ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух для СЛД «Московка» ООО «СТМ-Сервис». Однако 23.06.2022 от ООО «РЭК «Зеленое дерево» получено письмо о намерении расторгнуть договор в связи с невозможностью выполнить работу. ООО «СТМ-Сервис» требуется время для проведения конкурсных процедур и заключения аналогичного договора с иным контрагентом. С учетом проведения необходимых процедур, ответчик полагает, что разумным сроком для проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработки проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух для Сервисного локомотивного депо «Московка» Западно-Сибирского управления сервиса ООО «СТМ-Сервис» (2 категории объектов негативного воздействия на окружающую среду) будет являться срок 4 месяца с момента вступления в законную силу решения суда; для требования о разработке мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для Сервисного локомотивного депо «Московка» Западно-Сибирского управления сервиса ООО «СТМ-Сервис» и согласовать их с Министерством природных ресурсов и экологии Омской области - 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Заслушав помощника Свердловского транспортного прокурора Барбашина А.А., представителя ответчика Саратова С.А.. изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положения ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Как следует из ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с положениями п. 1 указанного Порядка инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).
Положениями Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Данный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1,3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Данные требования определяют порядок разработки, согласования и организации работ по реализации мероприятий в периоды НМУ для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II, III категорий, подлежащих нормированию в области окружающей среды.
Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатываются и реализуются мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ (п. 2,4 Требований).
Хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
В силу п. 19 Требований такие мероприятия направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» также установлены требования к составу и содержанию информации о НМУ, порядку ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам при урегулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период НМУ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в отношении ООО «СТМ-Сервис». В ходе проведенной проверки установлено, что Сервисное локомотивное депо «Московка» Западно-Сибирского управления сервиса ООО «СТМ-Сервис» осуществляет эксплуатацию пяти объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
- Основное депо Сервисное локомотивное депо «Московка» (код объекта № ******П, 2 категория);
- Омский филиал Сервисное локомотивное депо «Московка» (код объекта № ******П, 2 категория);
- ПТОЛ <адрес> (код объекта № ******П, 2 категория);
- ПТОЛ <адрес> (код объекта № ******П, 2 категория);
- ПТОЛ <адрес> (код объекта № ******П, 2 категория).
При этом установлено, что ООО «СТМ-Сервис» инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ не разработаны и не согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии Омской области. По результатам проведенной проверки 13.09.2021 в адрес руководителя ООО «СТМ-Сервис» представление, однако мер по устранению выявленных нарушений не предпринято.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Таким образом, принимая во внимание, что неисполнение ООО «СТМ-Сервис» требований природоохранного законодательства и осуществление хозяйственной деятельности без проведения мероприятий по инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без разработки мероприятий по разработке по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ влечет невозможность проведения надлежащего контроля со стороны уполномоченных органов, что может повлечь нарушение прав на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о возложении на ответчика обязанности провести инвентаризацию источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух для Сервисного локомотивного депо «Московка» Западно-Сибирского управления сервиса ООО «СТМ-Сервис» (2 категории объектов негативного воздействия на окружающую среду; а также разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для Сервисного локомотивного депо «Московка» Западно-Сибирского управления сервиса ООО «СТМ-Сервис» и согласовать их с Министерством природных ресурсов и экологии Омской области.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.
Учитывая указанные ответчиком в отзыве на исковое заявление обстоятельства, объективно затрудняющие проведение мероприятий в срок, указанный в исковом заявлении, в том числе процесс заключения договора для выполнения указанных в иске мероприятий, суд считает необходимым установить ответчику для исполнения возложенной судом обязанности в течение 10 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
При этом суд отмечает, что в случае невозможности исполнения решения в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19, п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика ООС «СТМ-Сервис» в доход местного бюджета надлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Омского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» (ИНН 6672337623 ОГРН 1116672008661) обязанность провести инвентаризацию источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух для Сервисного локомотивного депо «Московка» Западно-Сибирского управления сервиса общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» (2 категории объектов негативного воздействия на окружающую среду; а также разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для Сервисного локомотивного депо «Московка» Западно-Сибирского управления сервиса общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» и согласовать их с Министерством природных ресурсов и экологии Омской области в течение 10 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» (ИНН 6672337623 ОГРН 1116672008661) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий О.В. Панова