ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3244/2013 от 22.10.2013 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Гражданское дело № 2-3244/2013

Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                              ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,

при секретаре Семенищевой К.В.,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межмуниципальному управлению МВД России «<данные изъяты>» о признании незаконными действий, возложении обязанности

        У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу ГИБДД Межмуниципальному управлению МВД России «<данные изъяты>» о признании незаконными действий, возложении обязанности, мотивируя свои требования следующим.

        ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приобрел автомобильный прицеп № государственный регистрационный знак №. Для регистрации транспортного средства истец обратился в Пункт регистрации транспортных средств РЭО ГИБДД. Для прохождения регистрации истцом были представлены все необходимые документы, а именно ПТС, СТС, заявление ФИО2 с отметкой осмотра транспортного средства, квитанция об оплате государственной пошлины на сумму 500 руб., договор купли-продажи прицепа, паспорт на имя ФИО2. Сотрудником пункта регистрации в регистрации транспортного средства ФИО2 было отказано и рекомендовано доплатить государственную пошлину в сумме 300 руб. для перерегистрации с сохранением государственных регистрационных знаков и заменой ПТС, согласно приказу МВД России №.

        Согласно приказу МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ года, замена ПТС производится на основании заявления собственника или владельца транспортного средства в день его обращения, а в случаях, требующих проверок- решение принимается по их результатам в срок до 30 суток. Однако, данного заявления ФИО2 не писал. Кроме того, согласно п.16 Приказа, действие ПТС не ограничивается сроком, заполнение ПТС производится с помощью принтера, либо от руки.

Просит признать незаконными действия МРЭО ГИБДД МУ МВД России «<данные изъяты>» по отказу в регистрации автомобильного прицепа и обязать ответчика произвести регистрационные действия по постановке на учет транспортного средства - автомобильный прицеп № государственный регистрационный знак №.

Определением суда ненадлежащий ответчик МРЭО ГИБДД МУ МВД России «<данные изъяты>» был заменен на надлежащего Межмуниципальное управление МВД России «<данные изъяты>».

В судебном заседании истец ФИО2, требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом дополнил, что он повторно обратился на пункт регистрации с просьбой поставить на учет автомобильный прицеп, пояснив, что не желает производить замену паспорта транспортного средства, однако его документы приняты не были, инспектор ГИБДД пояснил, что ему, ФИО2, следует исполнить рекомендацию инспектора на заявлении, то есть уплатить государственную пошлину для замены ПТС.

Представитель Межмуниципального управления МВД России «<данные изъяты>» ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, заявленные требования не признал, представил письменные отзывы на исковое заявление, приобщенные к материалам дела. Свои возражения мотивировал тем, что паспорт транспортного средства, предъявленный ФИО2, не соответствовал требованиям Положения о ПТС, в связи с чем, ему было рекомендовано совершить действия по его замене. Рекомендация не является окончательным решением, имеющим юридически значимые последствия и подпадающим под признаки действий, указанных в ст. 255 ГПК РФ. Таким образом, предмет спора отсутствует.

            Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает требования ФИО2 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается…

В силу п.1 Приказа МВД России №,Минпромэнерго России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

Согласно п.4 Положения паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением.

Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Бланки паспортов изготавливаются в виде одного листа размером 210 х 297 мм, относятся к специальной продукции, подлежащей строгому учету, имеют отличительные коды субъектов Российской Федерации в соответствии с Перечнем цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на бланках паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств, а также учетные серию, номер и полиграфические средства защиты. При изготовлении паспортов их учетные серии и номера одновременно не повторяются (пункт 9 Положения).

Действие паспорта не ограничивается сроком. При изменении собственников транспортных средств или шасси в паспортах делаются соответствующие записи с соблюдением требований, предусмотренных разделом II настоящего Положения, которые передаются новым собственникам или владельцам.

При невозможности дальнейшего использования паспорта вследствие приведения его в негодность либо заполнения всех его реквизитов об изменении собственников транспортного средства либо шасси подразделением Госавтоинспекции по месту совершения последней сделки, направленной на прекращение и приобретение права собственности на транспортное средство либо шасси, взамен использованного паспорта выдается дубликат паспорта, в котором в разделе "Особые отметки" производятся записи о выданных ранее паспортах, предусмотренные пунктом 10 настоящего Положения и иными нормативными правовыми актами МВД России.

Замена паспорта производится на основании заявления собственника или владельца транспортного средства (пункт 16 Положения).

        По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приобрел автомобильный прицеп № государственный регистрационный знак №. Для регистрации транспортного средства истец обратился в Пункт регистрации транспортных средств РЭО ГИБДД. Для прохождения регистрации истцом были представлены все необходимые документы, сотрудником пункта регистрации в регистрации транспортного средства ФИО2 было отказано и рекомендовано доплатить государственную пошлину на сумму 300 руб. для перерегистрации с сохранением государственных регистрационных знаков и заменой паспорта транспортного средства, согласно приказу МВД России №.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, а также заявлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в Госавтоинспекцию <адрес> для перерегистрации автомобильного прицепа (л.д.10).

Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ и п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В судебном заседании представителем ответчика было пояснено, что для производства регистрационных действий, ФИО2 был представлен паспорт транспортного средства №, выданный ДД.ММ.ГГГГ года. Заявителю было рекомендовано доплатить государственную пошлину в размере 300 рублей для замены ПТС. При этом государственный инспектор не отказывал ФИО2 в постановке прицепа на учет. Паспорт транспортного средства, представленный ФИО2, не соответствовал требованиям Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России №, Минпромэнерго России №, Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ.

Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, действующим на момент подачи ФИО2 заявления о постановке на учет прицепа, то есть ДД.ММ.ГГГГ года, были утверждены требования к составу документов, необходимых для совершения регистрационных действий. Так, в силу п.16 п.п. «д» Регламента, для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют, в то числе регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался.

ФИО2 для регистрации был представлен паспорт транспортного средства, выданный ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующими на тот момент требованиями Положения о паспорте транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №».

При этом пунктом 15 положения было закреплено, что действие паспорта не ограничивается сроком. При изменении владельца транспортного средства паспорт передается новому собственнику, а при выбраковке, утилизации (списании) транспортного средства паспорт вместе с регистрационными документами и регистрационными знаками сдается в Госавтоинспекцию.

В действующем законодательстве отсутствует норма права, устанавливающая, что в связи с утверждением новых бланков паспортов транспортных средств, выданные ранее паспорта являются недействительными, не подлежащими применению и подлежат замене в обязательном порядке собственниками транспортных средств.

Паспорт транспортного средства, имеющийся у ФИО2, не пришел в негодность, в нем достаточно граф для заполнения, с заявлением о выдаче дубликата паспорта ФИО2 к ответчику не обращался.

При этом суд расценивает действия должностного лица Межмуниципального управления МВД России «<данные изъяты>» как отказ в регистрации прицепа, принадлежащего ФИО2, поскольку по сути данная им рекомендация о доплате государственной пошлины препятствует реализации права истца на постановку на учет транспортного средства. В судебном заседании истец указал, что пояснил сотруднику инспекции, что не намерен производить замену паспорта, соответственно нет необходимости уплачивать государственную пошлину, однако документы ему были возвращены без регистрации. Обращение на имя начальника МРЭО ГИБДД Межмуниципального управления МВД России «<данные изъяты>» результатов не дало. В дальнейшем ФИО2 вновь обратился на пункт регистрации, где в принятии документов ему было отказано и обращено на необходимость исполнить рекомендацию инспектора, то есть уплатить государственную пошлину для замены ПТС.

В свою очередь, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что в данной ситуации основания для отказа в регистрации прицепа, предусмотренные Административным регламентов отсутствовали, в силу чего инспектор дал свою рекомендацию о доплате государственной пошлины. Однако несмотря на отсутствие письменного отказа инспектора ГИБДД, прицеп ФИО2 на учет не поставлен, в принятии документов для принятия соответствующего решения ему было отказано.

Поскольку в судебном заседании было установлено нарушение прав ФИО2, его требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

     Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

    Признать незаконными действия должностного лица Межмуниципального управления МВД России «<данные изъяты>» об отказе в постановке на учет транспортного средства - автомобильного прицепа №, принадлежащего ФИО1.

    Обязать Межмуниципальное управление МВД России «<данные изъяты>» произвести регистрационные действия по постановке на учет транспортного средства - автомобильного прицепа №, идентификационный номер №, принадлежащего ФИО1 при наличии паспорта транспортного средства серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ года.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

    Председательствующий:                             /подпись/                                       Н.В. Шабалина

    КОПИЯ ВЕРНА

    Судья:                                                                                                                   Н.В.Шабалина