ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3244/2022 от 31.08.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-3244/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 31 августа 2022 г.

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Смирнова С.А.,

при секретаре Спасибкиной Ф.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ячменева Владимира Алексеевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о взыскании единовременного пособия, с учетом индексации,

УСТАНОВИЛ:

Ячменев В.А. обратился в суд с указанным иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, уточнив требования, просил взыскать за счет средств федерального бюджета единовременное пособие с учетом индексации в общем размере 317626, 45 рублей за травму, полученную <дата>, повлекшую за собой наступление инвалидности; за счет средств федерального бюджета единовременное пособие с учетом индексации в общем размере 48857, 15 рублей за травму, полученную <дата>, не повлекшую за собой наступления инвалидности; взыскать судебные расходы по оплате юридических услуг в общем размере 18000 руб. 00 коп.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что он проходил службу в органах внутренних дел Республики Марий Эл на различных должностях. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 13 лет 03 месяца 13 дней, в льготном исчислении 22 года 00 месяцев 00 дней. Уволен из органов внутренних дел с <дата> в соответствии с ч. 6 ст. 19 Закона РФ «О милиции» по п. «з» (по ограниченному состоянию здоровья) с должности начальника отделения специального отдела быстрого реагирования Управления по борьбе с организованной преступностью при МВД Республике Марий Эл в звании майора милиции.

В период службы в ОВД неоднократно находился в служебных командировках в Чеченской Республике. <дата> во время служебной командировки в г. Грозный получил ранение: <данные изъяты>. <дата> повторно получил <данные изъяты>. Последствия повторной военной травмы послужили основанием для установления в <данные изъяты>).

В судебном заседании истец Ячменев В.А. в присутствии своего представителя по доверенности Добровольской Т.М. заявленные требования поддержал в полном объеме, даны пояснения согласно иску.

Представитель ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл по доверенностям Александров А.А. в судебное заседание явился, с исковыми требованиями не согласился, просил в заявленных требованиях отказать, суду даны пояснения аналогично изложенному в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл в суд не явился, извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Учитывая, что требования ст. 113 ГПК РФ судом выполнены в установленном порядке, суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора Сушковой Г.А., полагавшей о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Ячменев В.А. с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> находился в командировках в составе <данные изъяты>. В период указанных командировок получил два боевых ранения: <дата> - <данные изъяты>, что подтверждается первичной медицинской карточкой от <дата>, <дата> -<данные изъяты>.

Согласно свидетельству о болезни <номер> от <дата>, справки Йошкар-Олинского межрайонного бюро медико-социальной экспертизы <номер> от <дата> Ячменев В. А. <данные изъяты>.

Приказом МВД Республики Марий Эл от <дата><номер>-л/с <данные изъяты> Ячменев В.А. уволен с <дата> по ст. 19 ч.б п. «з» (по ограниченному состоянию здоровья) Закона РФ «О милиции».

Учитывая, что на момент получения травм Ячменев В.А. имел право на получение единовременного пособия на основании ч. 3 ст.29 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026 «О милиции», он свое право реализовал <дата> получив пятилетнее денежное содержание в размере 91792 руб. 00 коп.

При обращении в суд с настоящим иском Ячменев В.А. ссылался на наличие у него права, кроме уже полученного пятилетнего денежного содержания на получение единовременного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998г. №130-Ф3 в редакции, действующей на момент получения истцом ранения и увечья, следует, что в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста минимальных размеров оплаты труда (часть 4 статьи 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом»).

В свою очередь представитель ответчиков обращает внимание на то, что в настоящем случае в отношении истца не применимы положения частью 3 статьи 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998г. №130-Ф3, поскольку он уже реализовал ранее свое право на получение единовременного пособия.

В данном случае единовременное пособие, предусмотренное пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» и единовременное пособие в соответствии с Законом «О милиции» различаются по своему месту и значению в правовом механизме возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника органов внутренних дел, и не могут рассматриваться как однородные выплаты. Лишение права истца на получение единовременного пособия в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» приведет к необоснованному ограничению в объеме социальных прав Ячменева В.А., относящегося к категории лиц, принимавших участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получивших в результате этого увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в редакции, действовавшей на момент получения истцом травмы) лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства. Правовой и социальной защите в силу подпункта 1 данной нормы подлежат военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в редакции, действовавшей на момент получения истцом травмы) было предусмотрено, что в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для выплаты единовременного пособия лицу, принимавшему участие в борьбе с терроризмом и при проведении контртеррористической операции получившему увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» утратил силу с 01 января 2007 года, в связи с принятием Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (статья 21 вступила в силу с 01 января 2007 года) в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 300 000 руб. и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из содержания действовавшего на момент получения травмы Ячменева В.А. пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» и действующего с 01 января 2007 года пункта 3 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» следует, что юридическим фактом, с которым приведенные положения законов связывают право лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, на получение единовременного пособия в соответствующем размере, является получение этим лицом увечья, повлекшего наступление инвалидности. По своему характеру и публично-правовому предназначению единовременное пособие, выплачиваемое лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, относится к мерам социальной поддержки лиц, получивших при участии в указанных мероприятиях увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности и назначение пенсии, что свидетельствует о невозможности дальнейшего прохождения военной службы такими лицами.

Статьей 27 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», определяющей, что данный федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (10 марта 2006 г.), за исключением статей 18, 19, 21 и 23, действие этого федерального закона не распространено на ранее возникшие отношения. Более того, в пункте 2 данной нормы прямо указано, что статьи 18, 19, 21 и 23 названного федерального закона вступают в силу с 01 января 2007 г. (то есть действие пункта 3 статьи 21 указанного федерального закона о выплате единовременного пособия в размере 300 000 руб. распространяется на отношения, возникшие с 01 января 2007 года)

В других статьях Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» также не содержится норм о его распространении на отношения, возникшие до введения его в действие.

Следовательно, при определении размера единовременного пособия, подлежащего выплате лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получившему увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, подлежит применению закон, действовавший на момент получения таким лицом увечья.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 16-П «По делу о проверке конституционности части 6 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и части 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданина Понкратова Е.А.», единовременные пособия, установленные указанными правовыми нормами, различаются по своему месту и значению в правовом механизме возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, и не могут рассматриваться как однородные. Конституционный Суд РФ признал часть 6 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и часть 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, они рассматриваются как исключающие возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к прохождению военной службы, единовременных пособий как в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», так и на основании пункта 1 части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

В Определении от 14 января 2020 года № 2-О «По жалобе гражданина Величко А.А. на нарушение его конституционных прав частью шестой статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции», пунктом 5 статьи 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом и частью 9 статьи 43 Федерального закона «О полиции» Конституционный Суд Российской Федерации повторил ранее изложенную в Постановлении от 29 марта 2019 года № 16-П правовую позицию о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации положений части 6 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и части 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в той мере, в какой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к прохождению военной службы, единовременных пособий, предусмотренных указанными законоположениями.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что приведенная правовая позиция сохраняет свою силу, по существу носит общий характер и может служить основой для разрешения вопроса о праве сотрудников органов внутренних дел, получивших при участии в мероприятиях по противодействию терроризму увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, и которым выплачены пособия, установленные для сотрудников органов внутренних дел, получивших в ходе осуществления служебной деятельности телесные повреждения, препятствующие дальнейшему прохождению службы, на получение единовременного пособия, предусмотренного специальным законодательством.

В настоящем случае к спорным отношениям подлежит применению пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», поскольку травмы, на которые ссылался истец в обоснование исковых требований о выплате единовременного пособия, были получены им <дата>, <дата>.

Согласно статье 1 Федерального закона от 09.01.1997г. №6-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.1998г. установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 83,49 рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», с 01.07.2000 установлен минимальный размер оплаты в сумме 132 рублей в месяц.

Учитывая вышеизложенное определяется размер единовременные пособия: в размере 66 000 рублей за увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности (травма от <дата> и установление инвалидности <дата>) из расчета 132 х 500; в размере 8349 рублей (травма от <дата>) -пособие за увечье, не повлекшее за собой наступление инвалидности, из расчета 83,49 х 100.

В данном случае право на получение спорного единовременного пособия истец приобрел с момента получения травмы и последующей инвалидности, однако не смог реализовать данное право своевременно, в том числе, ввиду позиции ответчика о недопустимости получения однородных выплат, отказа в указанной выплате в 2002 г.

В настоящее время, выплата единовременного пособия в размере, установленном статьей 20 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», без учета индексации, приведет к нарушению прав истца на полное возмещение причиненного вреда здоровью, как лицу, получившему при участии в мероприятиях по противодействию терроризму увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности.

Статья 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.11.2002 3 152-ФЗ, действовавшей до 01 декабря 2011 г.) предусматривала, что суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке (статья 318).

В соответствии со ст. 318 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01 декабря 2011 г., сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях индексировалась с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», при разрешении споров о размере возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни судам следует иметь в виду, что согласно требованиям статьи 1091 ГК РФ суммы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат индексации с учетом уровня инфляции (статья 318 ГК РФ), установленного в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 363-ФЗ, вступившим в силу с 01 декабря 2011 г., указанные правовые нормы ст.ст. 1091 и 318 Гражданского кодекса Российской Федерации изменены.

В соответствии с новой редакцией статьи 318 Гражданского кодекса РФ, сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется в случаях и в порядке, которые установлены законом или договором.

В соответствии с новой редакцией статьи 1091 Гражданского кодекса РФ, суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Согласно статье 318 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08 марта 2015 г. № 42-ФЗ), если иное не предусмотрено законом, сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, в том числе в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, либо по договору пожизненного содержания, увеличивается пропорционально повышению установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума.

Таким образом, до 01 декабря 2011 г. законодательно установленным критерием индексации, выступающей в качестве антиинфляционных мер, являлся уровень инфляции (коэффициент инфляции); который ежегодно устанавливался федеральными законами «О федеральном бюджете» на соответствующий год.

Так, Федеральными законами «О федеральном бюджете» на 2002-2011 г.г. установлен: уровень инфляции с 01 января 2002 года - 15,06 %; с 1 января 2003 года - 12,0% (Федеральный закон от 24.12.2002 N 176-ФЗ); с 1 января 2004 года - 10,0% (Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ); с 1 января 2005 года - 11,0% (Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-ФЗ); с 1 января 2006 года - 9,0% (Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ); с 1 января 2007 года - 8,0% ( Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ); с 1 января 2008 года - 10,5% (Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ); с 1 января 2009 года - 13,0% (Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ); с 1 января 2010 года - 8,0% (Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ; с 1 января 2011 года - 6,5% (Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ).

Соответственно, проиндексированная сумма единовременного пособия за увечье, полученное <дата>, повлекшее установление инвалидности <дата> (с даты, которой исчисляется индексация) за 2002-2011 года составит 134 019,6 рублей (66 000+ 15,06 % + 12% + 10% + 11 % + 9% + 8% + 10,5% + 13% + 8% + 6,5%).

Проиндексированная сумма единовременного пособия за ранение, полученное <дата> за 2000-2011 года составит 20 192,89 рублей (8349 +20,2% + 18,6 % + 15,06 % + 12% + 10% +11% + 9% + 8% + 10,5% + 13% + 8% + 6,5%).

С учетом положений статей 1091 и 318 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 363-ФЗ и Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ, с 2012 индексация производится пропорционально установленной величины прожиточного минимума на душу населения в Республике Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 08.09.2021 № 361 установлена величина прожиточного минимума на душу населения с 01.07.2022 года в размере 12 250 рубля.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19.04.2012 № 128 установлена величина прожиточного минимума на душу населения на I квартал 2012 года в размере 5178 рублей.

Коэффициент инфляции за период с 2012 г. по 2022 г. составил 2,37 (12250/5178).

С учетом изложенного проиндексированная сумма единовременного пособия, подлежащая выплате истцу, составит: по увечью, полученному <дата>, повлекшему наступление инвалидности: 317626,45 рублей (134 019,6 рублей х 2,37); по ранению, полученному <дата>: 47857,15 рублей (20192,89 х 2,37).

Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из того, что Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл обладает бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств, подведомственно Министерству внутренних дел России, как главному распорядителю бюджетных средств, следовательно выплата единовременного пособия в силу положения Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (действовавшего на период получения увечья), Федерального закона «О противодействии терроризму», Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, Типового положения о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом», утвердившим Правила возмещения вреда, Распоряжение МВД РФ от 12 июля 2021 года № 1/7798 «Об отдельных вопросах организации выплат единовременных пособий в связи с участием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в борьбе с терроризмом» будет осуществляться непосредственно региональным министерством, в котором проходил службу истец, принимавший участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом.

Таким образом, МВД России является ненадлежащим ответчиком по делу, в заявленных к ним требованиям суд отказывает в полном объеме.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, суд считает возможным взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 руб. 00 коп., с учетом общего объема оказанных услуг, в том числе по формированию правовой позиции доверителя в суде, категории сложности дела, мнения представителя ответчиков.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ячменева Владимира Алексеевича удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Ячменева Владимира Алексеевича с Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл за счет средств федерального бюджета единовременное пособие с учетом индексации в общем размере 317626, 45 рублей за травму, полученную <дата>, повлекшую за собой наступление инвалидности.

Взыскать в пользу Ячменева Владимира Алексеевича с Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл за счет средств федерального бюджета единовременное пособие с учетом индексации в общем размере 47857, 15 рублей за травму, полученную <дата>, не повлекшую за собой наступления инвалидности.

Взыскать в пользу Ячменева Владимира Алексеевича с Министерства внутренних дел по РМЭ судебные расходы по оплате юридических услуг в общем размере 15000 руб. 00 коп.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Смирнов

Мотивированное решение

составлено 07 сентября 2022 г.

Решение16.09.2022