ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3245/2021 от 17.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2021-000358-80

Дело № 2-3245/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2021 г. город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Елоховой А.С.,

с участием истца Данилова А.В.,

представителя Департамента земельных отношений администрации г. Перми Игнатьевой К.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Данилова ФИО13 к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании недействительным (ничтожным) соглашения о перераспределении земель от 15 мая 2020 г., заключенного между Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Департаментом земельных отношений администрации г. Перми, применении недействительности сделки, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке,

у с т а н о в и л:

Данилов А.В. обратился в суд с иском к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее –Министерство), Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее-Департамент) о признании недействительным (ничтожным) соглашения о перераспределении земель от 15 мая 2020 г., заключенного между Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Департаментом земельных отношений администрации г. Перми, применении недействительности сделки, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке.

В обоснование заявленных требований Данилов А.В. указывает о том, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – сооружение связи, расположенное по адресу: <Адрес>, севернее <Адрес> (далее – Сооружение связи).

Строительство данного объекта недвижимости осуществлено на земельном участке площадью 72 кв.м в соответствии с решением Департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о размещении объекта (сооружения связи) на основании п. 11 Перечня, утвержденного постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановления <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории <Адрес> без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации <Адрес> его уведомил о том, что в соответствии с п.8.1.5 постановления <Адрес>-п действие решения о размещении объекта прекращено в связи с предоставлением участка с кадастровым номером: МКУ «Пермблагоустройство» в постоянное (бессрочное) пользование под территории общего пользования.

На момент получения письма Сооружение связи было установлено, на нем размещено и введено в эксплуатацию оборудование базовой станции сотовой связи оператора сотовой связи ПАО «МТС» на основании ранее заключенного договора аренды.

При этом Сооружение связи не находится в границах земельного участка: , предоставленного МКУ «Пермблагоустройство», а фактически в границы земельного участка попадает только часть установленного им ограждения, которое в последующем перенесено за пределы этого земельного участка.

Он подал заявление о размещении Сооружения связи на земельном участке площадью 48 кв.м, на котором фактически расположен объект.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации <Адрес> отказал ему в размещении объекта по причине наличия утвержденного проекта межевания территории или утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровым плане территории, в границах которых предполагается размещение объектов инфраструктуры ФИО1, регионального или муниципального значения.

Решением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-950/2020, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное решение признано незаконным, на Департамент земельных отношений администрации <Адрес> возложена обязанность повторно рассмотреть его заявление о выдаче решения о размещении объекта на землях меньшей площади с учетом границ земельного участка, отведенного МУП «Пермблагоустройство».

Таким образом, судом установлено его право на размещение объекта.

В ходе судебных разбирательств ему стало известно о готовящемся перераспределении земельного участка с кадастровым номером: , используемого ГБУЗ ПК ДКБ им. ФИО6, и земельного участка, на котором расположено Сооружение связи, на основании распоряжения временно исполняющего обязанности <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп и проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной <Адрес> «Звезда», <Адрес>, проспектом Комсомольским в <Адрес>».

После завершения процедуры образован земельный участок с кадастровым номером: , право собственности на который зарегистрировано за <Адрес>м, а право постоянного (бессрочного) пользования за ГБУЗ ПК ДКБ им. ФИО7

Указанные действия ДЗО администрации <Адрес> осуществлены с целью неисполнения решения Ленинского районного суда <Адрес> по делу .

Он повторно обратился в ДЗО администрации <Адрес> с требованием о предоставлении информации об исполнении вышеуказанного решения суда, которым принято ДД.ММ.ГГГГ решение-И-4905 об отказе в размещении объекта по причине того, что испрашиваемые земли расположены в границах земельного участка с кадастровым номером:

Он обратился к председателю <Адрес>, и.о <Адрес>, с целью отмены распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р, однако письмом Министра по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщено о том, что перераспределение произведено правильно и законно.

Соглашение о перераспределении заключено с нарушением установленного порядка его принятия, нарушает его законные права и интересы, формирование земельного участка произведено с нарушением закона.

На момент выдачи ДЗО администрации <Адрес> решения о размещении объекта от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок являлся земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

Исходя из положений пунктов 2, 4 ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2.1, 3.1.5, абз.7 п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о департаменте земельных отношений администрации <Адрес> основными целью и задачами Департамента являются распоряжение и осуществление полномочий собственника земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, реализация единой политики в области земельных отношений и предоставление интересов <Адрес>; Департамент принимает решения о перераспределении земель и (или) земельных участков, а также заключает соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством; издает муниципальные правовые акты в форме распоряжений о перераспределении земель и (или) земельных участков.

Таким образом, <Адрес>, Министерство по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> не являются уполномоченными органами, осуществляющими функции по перераспределению земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Уполномоченным органом является Департамент земельных отношений администрации <Адрес>.

Действия ДЗО администрации <Адрес> и Министерства по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> должны соответствовать Административному регламенту предоставления ДЗО администрации <Адрес> муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности», утверждённого постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Министерство по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> с заявлением о предоставлении земельных участков не обращалось. ДЗО администрации <Адрес> распоряжение о согласии с перераспределением земельного участка в соответствии с проектом межевания территории не принимало. Таким образом, Соглашение о перераспределение земельных участков заключено с нарушением для этого заявительного порядка.

В нарушение п. 1 ст. 11.2, п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ земельный участок с кадастровым номером: образован в границах, имеющих изломанность, а также произошло его вклинивание между земельными участками с кадастровыми номерами: , то есть ухудшилось ранее установленные характеристики границ исходного земельного участка:

Исходя из положений п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения.

Таким образом, если проектом межевания территории предусмотрено формирование земельного участка с вклиниванием, вкраплением, изломанностью его границ, чересполосицы, то это обстоятельство должно являться причиной для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Интерес ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им. ФИО7» к земельному участку, в пределах которого расположен Объект, отсутствует.

Соглашение нарушает его право на получение в установленном порядке решения о размещении объекта на земельном участке по адресу: <Адрес>, севернее <Адрес>.

В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если их закона не следует, что такая сделка оспорима или должна применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

На основании ст. ст. 12, 153, п. 2 ст. 167, п. 1 ст. 168 ГК РФ, ФИО2 просит:

- признать недействительным (ничтожным) соглашение о перераспределении земель от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между Министерством по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> и департаментом земельных отношений администрации <Адрес>, на основании распоряжения <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп и проекта межевания территории, утвержденной постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной <Адрес> «Звезда», <Адрес>, проспектом Комсомольским в <Адрес>»;

- применить последствия недействительности сделки в виде возложения обязанности на Министерство по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> возвратить земельный участок, полученный по соглашению, Департаменту земельных отношений администрации <Адрес>, а также аннулировать и исключить запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (постоянное (бессрочное) пользование) и от ДД.ММ.ГГГГ (собственность);

-аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером: .

<Адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ определена подсудность Ленинского районного суда <Адрес>.

В соответствии с ч.4 ст. 33 ГПК РФ споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.

Истец в судебном заседании требования поддерживает.

ФИО1 Министерства по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> и <Адрес> в суд не явился извещен, в письменном отзыве на заявленные требования возражает против удовлетворения иска, указывая о том, что Министерство по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> является уполномоченным лицом на подписание от имени субъекта Российской Федерации – <Адрес> соглашения о перераспределении земель. Указанными полномочиями Министерство наделено распоряжением <Адрес>-рп от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении земель». Перераспределение спорных земельных участков произведено в соответствии с проектом межевания территории и требованиями подпункта 1 п.1 ст.11.3, ч.1 ст. 39.27 ЗК РФ, в связи с чем оспариваемое истцом соглашение не может быть признано недействительным (л.д. 91-92)

ФИО1 Департамента земельных отношений администрации <Адрес> в судебном заседании и письменном отзыве на заявленные требования возражает против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что изданное распоряжение <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп «О перераспределении земель», соглашение о перераспределении земель, заключенное между Департаментом и Министерством по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес>, соответствуют требованиям действующего законодательства. Перераспределение земельных участков произведено на основании проекта межевания в силу подп.1,2 п.1 ст. 39.27 ЗК РФ. Истцом не представлено доказательств того, что он вправе оспаривать соглашение о перераспределении земельных участков как лицо, чьи законные права и интересы нарушены в результате этой сделки. Решение о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ не является правоустанавливающим документом на земельный участок и не порождает вещные права, подлежащие государственной регистрации, разрешая лишь ограниченное пользование земельным участком. Более того, в настоящее время на земельном участке отсутствуют какие-либо объекты истца, чтобы претендовать на земельный участок, так как сооружение связи снесено. Удовлетворение заявленных требований не может привести к восстановлению прав истца, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению. Кроме того, обращаясь в суд с иском о признании недействительным (ничтожным) соглашения о перераспределении земель истцом выбран ненадлежащий способ защиты своего права (л.д. 143-144).

ФИО1 службы государственной регистрации кадастра и картографии по <Адрес> в суд не явился, извещен, в письменном отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, возражает против удовлетворения иска, указывая, что оснований для признания недействительным (ничтожным) соглашения не имеется, земельный участок с кадастровым номером: уточненной площадью 6 427 кв.м расположен по адресу: <Адрес>, с видом разрешенного использования-под амбулаторно-поликлинические учреждения, категория земель-земли населенных пунктов. В отношении указанного земельного участка в ЕГРН имеются актуальные сведения о правах: о праве собственности субъекта РФ <Адрес> и о праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУЗ <Адрес> «Детская клиническая больница имени ФИО7». Согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании проекта межевания территории, ограниченной <Адрес> «Звезда», <Адрес>, проспектом Комсомольским в <Адрес> (л.д. 180-181)

ФИО1 ГБУЗ ПК ДКБ им ФИО7 в суд не явился, извещен. В письменном отзыве на заявленные требования указывает о том, что в результате заключения оспариваемого соглашения в настоящий момент ГБУЗ ПК «ДКБ им. ФИО7» владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером: , на котором расположен стационар по <Адрес>. Оснований для признания недействительным (ничтожным) соглашения не имеется, так как земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования- под амбулаторно- поликлиническое учреждение.

ФИО1 ПАО «МТС» в суд не явился, извещен

Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, приходит к следующему.

Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

По правилам ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Как определено статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной <Адрес> «Звезда», <Адрес>, проспектом Комсомольский в <Адрес>» утвержден проект межевания территории, ограниченной <Адрес> «Звезда», <Адрес>, проспектом Комсомольским в <Адрес> (л.д. 17-18, 101-102).

Экспликацией земельных участков по проекту межевания предусмотрено образование земельного участка площадью 6 427 кв.м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с разрешенным использованием – под амбулаторно-поликлиническое учреждение. (л.д.45-46, 106-111).

Согласно пояснительной записки к проекту межевания территории, ограниченной <Адрес> «Звезда», <Адрес>, проспектом Комсомольским в <Адрес> для земельного участка под жилые амбулаторно-поликлинические учреждения по <Адрес> проектом межевания предложено изменить границы и площадь путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: и городской земли с учетом границы территориальной законы и красной линии. Площадь обременения для обеспечения доступа к земельным участкам №, 17- 478 кв.м. (л.д. 103-104).

Департаментом земельных отношений администрации <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке и условиях размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории <Адрес> без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п, принято решение о разрешении ФИО2 размещения объекта-сооружение связи, для размещения которого не требуется разрешения на строительство, на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, расположенном по адресу: <Адрес>, севернее <Адрес> (л.д. 26-28).

Департамент земельных отношений администрации <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ уведомил ФИО2 в письме -И-3568 о том, что земельный участок с кадастровым номером: предоставлен МКУ «Пермблагоустройство» в постоянное (бессрочное) пользование под территории общего пользования, предназначенные для формирования земельных участков в целях размещении линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, в связи с чем Департамент прекращает действие решения о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29).

Решением Свердловского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, удовлетворены требования Департамента земельных отношений администрации <Адрес> к ФИО2 о демонтаже объектов, расположенных на земельном участке.

На основании определения Свердловского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменен порядок исполнения решения <Адрес> уда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Департаменту предоставлено право совершить за ФИО2 действия по демонтажу объектов на земельном участке (л.д. 41).

Заместитель главы администрации <Адрес> – начальник Департамента земельных отношений администрации <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ обратился к первому заместителю Правительства – Министру строительства и архитектуры <Адрес> с просьбой организовать работы по образованию земельного участка площадью 6 427 кв.м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по <Адрес> со свободными городскими землями согласно проекту межевания территории (л.д. 135).

ФИО2 в ноябре 2019 г. обратился в Департамент с заявлением о выдаче решения о размещении объектов на землях площадью 48 кв.м, расположенных по адресу: <Адрес>, севернее <Адрес>, а именно для размещения линии связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (л.д. 58-60)

Департаментом земельных отношений администрации <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение -И-8784 об отказе в размещении объектов на основании п. 2.11.6 административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги «Выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории <Адрес>, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденного постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по причине того, что по информации, имеющейся в администрации <Адрес>, земли, испрашиваемые для размещения объекта, полностью расположены в границах земельного участка , предусмотренного для формирования в целях размещения объектов инфраструктуры регионального значения (амбулаторно-поликлинических учреждений), согласно экспликации проекта межевания территории, утверждённого постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной <Адрес> «Звезда», <Адрес>, проспектом Комсомольским в <Адрес>» (л.д. 30-31).

Решением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес> признано незаконным. На Департамент земельных отношений администрации <Адрес> возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о размещении объектов (сооружение связи) на землях, расположенных по адресу: <Адрес>, ул. <Адрес>, севернее <Адрес> (л.д. 32-41)

При этом в содержании решении суда указано на наличие у Департамента земельных отношений администрации <Адрес> права в случае заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на принятие решения о прекращении действия решения о размещении объектов.

Заместителем главы <Адрес>-начальником Департаментом земельных отношений администрации <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес Министерства по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> предложение об организации в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, а также исключения вкрапливания и чересполосицы с существующей красной линией организовать работы по образованию проектируемого земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка (л.д. 100).

Временно исполняющим обязанности губернатора <Адрес>ФИО8ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 39.27 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст. 26.12 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ст. <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПК «О полномочиях органов государственной власти в сфере земельных отношений», постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной <Адрес> «Звезда», <Адрес>, проспектом Комсомольским в <Адрес>» издано распоряжение <Адрес>-р «О перераспределении земель», которым поручено заключить с муниципальным образованием «<Адрес>» соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации<Адрес>, с кадастровым номером: площадью 6 261 кв.м, распложенного по адресу: <Адрес>, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: под амбулаторно-поликлинические учреждения, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с проектом межевания территории, утверждённым постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной <Адрес> «Звезда», <Адрес>, проспектом Комсомольский в <Адрес>» (строка 5 экспликации)

Пунктом 2 данного распоряжения на Министерство по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> возложена обязанность от имени субъекта Российской Федерации<Адрес> подписать соглашения, указанные в п.1 настоящего соглашения (л.д. 42-43).

Как следует из пояснительной записки Министра по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес>ФИО9 к проекту распоряжения <Адрес> «О перераспределении земель», земельный участок с кадастровым номером площадью 6 261 кв.м по адресу: <Адрес> находится в собственности субъекта Российской Федерации<Адрес>, данный земельный участок включен в проект межевания территории, утверждённый постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанным проектом межевания территории предполагается образование земельного участка площадью 6 427 кв.м путем перераспределения земельного участка с землями, государственная собственность на которые не разграничена, с целью исключения вкрапления и чересполосицы земельного участка с существующей красной линией. Таким образом, настоящим проектом предлагается принять решение о перераспределение земельного участка с землями, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с утверждённым проектом межевания территории (л.д.97-99).

Министерством ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <Адрес>ФИО10 направлен проект соглашения о перераспределении земель (л.д. 49).

Между Министерством по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> и Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> заключено ДД.ММ.ГГГГ соглашение о перераспределении земель , по условиям которого в соответствии с распоряжением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп «О перераспределении земель» стороны достигли соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: площадью 6 261 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под амбулаторно-поликлинические учреждения, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации <Адрес> с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с проектом межевания территории (строка экспликации земельных участков), утверждённым постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной <Адрес> «Звезда», <Адрес>, проспектом Комсомольским в <Адрес>».

Согласно п. 1.2 данного соглашения Министерство по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> обеспечивает образование земельного участка общей площадью 6 427 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов, находящегося по адресу: <Адрес> с видом разрешенного использования: под амбулаторно-поликлинические учреждения в соответствии с документацией по планировке территории.

В соответствии с п. 1.3 оспариваемого соглашения в результате перераспределения право собственности на вновь образованный земельный участок возникает у Министерства по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> с момента государственной регистрации права собственности на него в органе, осуществляющем государственный кадастровый учета и государственную регистрацию прав (л.д. 47-48).

Департамент земельных отношений администрации <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес Министерства по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> подписанные сторонами соглашение о перераспределении земель от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения исполнения условий данного соглашения (л.д. 113).

Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> во исполнение решения Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения <Адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено повторно заявление ФИО2 о выдаче решения о размещении линии связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ принято решение -И-4905 об отказе в размещении данных объектов на основании пунктов 2.11.1, 2.11.2 административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги «Выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории <Адрес>, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденного постановлением администрации <Адрес>, поскольку испрашиваемые земли расположены в границах земельного участка с кадастровым номером: площадью 6 427 кв.м. Согласно данным из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером: зарегистрировано право собственности субъекта РФ - <Адрес> право постоянного (бессрочного) пользования ГБУЗ ПК «ДКБ им. ФИО7» (л.д. 61-62).

В результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером: образовался земельный участок с кадастровым номером: , в котором располагаются земли площадью 48 кв.м, истребованные ФИО11 по заявлению о выдаче решения о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ-П9498, что подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ и приложенными к нему схемами границ земельных участков до перераспределения и после перераспределения (л.д. 50-54).

ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент земельных отношений администрации <Адрес> с заявлением о предоставлении ему информации об исполнении решения Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-950/2020 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам <Адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , в ответ на которое Департамент сообщил о том, что его заявление от ДД.ММ.ГГГГ вх о выдаче решения о размещении линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, на землях 48 кв.м, распложённых севернее дома по <Адрес>, рассмотрено. По результатам принято решение об отказе в размещении объекта, поскольку испрашиваемые им земли распложены в границах земельного участка с кадастровым номером: площадью 6 427 кв.м, на которые зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - <Адрес> и право постоянного (бессрочного) пользования ГБУЗ ПК «ДКБ им ФИО7», о чем ему сообщено письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-56).

Заявляя требование о признании недействительным (ничтожным) соглашение, истец ссылается на то, что оно заключено с ненадлежащей стороной, а именно с Министерством по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес>, в то время как вопросы о перераспределении земельных участков входит в исключительную компетенцию Департамента земельных отношений администрации <Адрес>

Данные доводы являются необоснованными.

На основании п. 4 ст. 3.3 ФИО1 закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (ФИО1 собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и ФИО1 законами.

Согласно ст. 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 ФИО1 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 26.12 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ФИО1 законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес>, утверждённого постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, Министерство по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> является исполнительным органом государственной власти <Адрес>, преимущественно осуществляющим функции: по ФИО1 и распоряжению государственным имуществом (за исключением жилых помещений) <Адрес>, в том числе в области земельных отношений и интеллектуальной собственности.

Распоряжением <Адрес>-р «О перераспределении земель» от ДД.ММ.ГГГГ Министерству поручено заключить с муниципальным образованием «<Адрес>» соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации<Адрес>, с кадастровым номером: площадью 6261 кв.м, распложенного по адресу: <Адрес>, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: под амбулаторно-поликлинические учреждения, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с проектом межевания территории, утверждённым постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной <Адрес> «Звезда», <Адрес>, проспектом Комсомольский в <Адрес>» (строка 5 экспликации).

Таким образом, Министерство по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> является уполномоченным органом на заключение с Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> соглашения о перераспределении земельных участков.

Доводы заявителя о нарушении порядка заключения соглашения о перераспределении земельных участков и формирование образуемого земельного участка с нарушением норм действующего земельного законодательства несостоятельны.

Соблюдение Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> и Министерством по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> порядка и процедуры заключения соглашения о перераспределении земельных участков подтверждены материалами дела.

Порядок, установленный административным регламентом представления Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утверждённым постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в данном случае не применяется, поскольку регулирует вопросы перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности.

Как следует из подпункта 1 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории должен включать в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования.

Согласно пунктам 1, 2 ч. 1 ст. 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в случае, если:

- все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута.

-земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута.

Судом установлено, что проектом межевания предусмотрено образование земельного участка площадью 6 427 кв.м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с разрешенным использованием – под амбулаторно-поликлиническое учреждение.

Целью данного перераспределения земельных участков являлось исключение вкрапления и чересполосицы земельного участка с существующей красной линией.

Проект межевания истцом в установленном законом порядке не оспорен.

При этом вопреки позиции истца и заключению кадастрового инженера при формировании земельного участка с кадастровым номером: не допущено нарушений п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, вклинивания земельного участка с кадастровым номером: между земельными участками с кадастровыми номерами: , чересполосицы не имеется, свободный доступ к указанным земельным участкам обеспечен.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).

Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

В пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Вместе с тем, судом не установлено нарушение прав ФИО2 в результате заключения оспариваемого соглашения о перераспределении земельных участков. Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, что разрешение на размещение сооружение связи ему выдавалось в соответствии с Положением о порядке и условиях размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории <Адрес> без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, то есть без возникновения исключительных прав истца на земельный участок. В настоящее время сооружение связи на земельном участке площадью 48 кв.м, расположенном по адресу: <Адрес>, севернее <Адрес>, снесено на основании вступившего в законную силу решения суда. Доводы истца о том, что данное соглашение не позволило исполнить вступившее в законную силу решение суда, суд не может принять во внимание, так как решением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не возлагалась обязанность на Департамент земельных отношений администрации <Адрес> выдать ФИО2 решение о размещении объекта сооружения связи на вышеуказанном земельном участке.

Заместитель главы администрации <Адрес> – начальник Департамента земельных отношений администрации <Адрес> обратился к первому заместителю Правительства – Министру строительства и архитектуры <Адрес> с просьбой организовать работы по образованию земельного участка площадью 6 427 кв.м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: расположенного по <Адрес> со свободными городскими землями согласно проекту межевания территории ДД.ММ.ГГГГ, то есть до обращения ФИО2 в ноябре 2019 г. в Департамент с заявлением о выдачи решения на размещение сооружения связи и принятия по нему решения об отказе в его удовлетворении, которое являлось предметом оценки Ленинского районного суда <Адрес>.

При этом при рассмотрении судом дела Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> не скрывался тот факт, что ведутся работы по заключению соглашения о перераспределении земельных участков на основании проекта межевания.

К позиции истца о том, что сооружение связи является объектом капитального строения и относится к объекту недвижимости, прочно связанному с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в связи с чем он имеет права требования на землю, суд относится критически.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

В подпункте 2 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ указано, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).

Сооружение сотовой связи на спорном земельном участке возводилось истцом без разрешения на его строительство, без предоставления земельного участка и установления сервитута. Следовательно, такая конструкция должна представлять собой сборно-разборную металлическую конструкцию, предназначенную для крепления радиопередающих устройств сотовой связи, сооружения связи, предусматривающую возможность ее демонтажа и перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению. Доводы истца о том, что сооружение связи имело металлические сваи, зарытые в землю, которые при демонтаже сооружения, были срезаны в связи с невозможностью их удаления из земли, доказательством обратного не является.

Как пояснил истец, сама металлическая конструкция объекта сооружения связи после разбора находится у него, в связи чем истец не лишен возможности просит разрешение на размещение сооружения связи на другом земельном участке.

Поскольку оснований для признания недействительным (ничтожным) соглашения о перераспределении земель от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> и Департаментом земельных отношений администрации <Адрес>, у суда не имеется, остальные требования истца о применении последствий недействительности сделки, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об образуемом земельном участке удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении искового заявления Данилова ФИО14 к Министерству по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес>, Департаменту земельных отношений администрации <Адрес> о признании недействительным (ничтожным) соглашения о перераспределении земель от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Департаментом земельных отношений администрации г. Перми, на основании распоряжения Правительства Пермского края от 6 марта 2020 г. № 42-рп и проекта межевания территории, утвержденной постановлением администрации г. Перми от 28 декабря 2005 г. № 1126 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной <Адрес> «Звезда», <Адрес>, проспектом Комсомольским в <Адрес>»; применении последствий недействительности сделки в виде возложения обязанности на Министерство по ФИО1 имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> возвратить земельный участок, полученный по соглашению Департаменту земельных отношений администрации <Адрес>, а также аннулировать и исключить записи о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (постоянное (бессрочное) пользование) и от ДД.ММ.ГГГГ (собственность); аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером: отказать в полном объеме.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: Манько А.В.