РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2015 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,
с участием прокурора Белавцевой Е.А.
при секретаре Фроловой О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по заявлению ООО «Март» об оспаривании постановления администрации г. Пензы от Дата г. № Номер «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от Дата №Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы»,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Март» обратилось в суд с названным заявлением, указав, что ООО «Март» осуществляет деятельность по реализации алкогольных напитков в розницу в баре «Р.», который расположен по адресу: Адрес . Дата ООО «Март» обратилось в Министерство сельского хозяйства Пензенской области с заявлением о продлении срока действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от Дата серии Номер , регистрационный номер Номер . Приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области от Дата г., ООО «Март» было отказано в продлении срока действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в связи с нахождением обособленного подразделения на территории, прилегающей к медицинской организации. ООО «Март» обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным отказа в продлении срока действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. В ходе рассмотрения дела ООО «Март» узнало, что администрация города Пензы, вынесла акта, на основании которого Министерство сельского хозяйства Пензенской области отказало в продлении срока действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Заявитель так же указывает, что в соответствии с лицензией № Номер , выданной Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, ЗАО «Научно-практический центр «П.» осуществляет амбулаторно-поликлиническую медицинскую деятельность. Дата по заявлению директора ООО «Март» - Г.О.Б. была произведена схема замеров с целью определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, по результатам которой выявлено, что расстояние до ближайшего места ограничения и (или) запрещения розничной продажи алкогольной продукции составляет Данные изъяты метров. Учитывая, что основанием для отказа в продлении срока действия лицензии является неверное определение расстояния, на котором не допускается розничная продажа алкогольной продукции, заявитель полагает, что схема границ прилегающих территорий Номер Приложения к постановлению администрации г. Пензы от Дата Номер «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от Дата . Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы» является незаконной, противоречащей положениям закона и нарушающей права Общества на осуществление предпринимательской деятельности.
ООО «Март» просит учесть, что основным видом деятельности ООО является розничная продажа алкогольной продукции, оспариваемое постановление фактически на протяжении длительного времени делает предпринимательскую деятельность общества не возможной. Указанное в п. 2.4. оспариваемого постановления расстояние нельзя считать законным, т.к. в схемах прилегающих территорий к постановлению Номер и фактически у иных организаций, осуществляющих торговлю спиртосодержащими напитками фактически менее Данные изъяты метров.
ООО «Март» полагает, что орган местного самоуправления был вправе установить границы, прилегающие к некоторым объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, указав минимальное значение расстояния границ земельных участков прилегающих к детским, медицинским и спортивным объектам, которые определены в соответствии с методикой, установленной вышеприведенным Постановлением Правительства РФ и учетом положений действующего законодательства, в том числе положений Конституции РФ, касающихся свободы предпринимательской деятельности и нормативных актов, указанных выше. Постановление от Дата Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы» с приложениями к нему также нарушает законные права и интересы ООО «Март» по основаниям, указанным выше.
ООО «Март» просит суд признать незаконными: постановление администрации г. Пензы от Дата Номер «О внесении изменений в постановление администрации г. Пензы от Дата Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы», постановление администрации г. Пензы от Дата . Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы».
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от Дата . производство по гражданскому делу по заявлению ООО «Март» об оспаривании постановления администрации г. Пензы от Дата Номер «О внесении изменений в постановление администрации г. Пензы от Дата . Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы» и постановления администрации г. Пензы от Дата . Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы» было прекращено, в части требований об оспаривании постановления администрации г. Пензы от Дата . Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы».
Заявитель законный представитель ООО «Март» – директор Г.О.Б., действующая на основании устава, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила заявление удовлетворить.
Представитель заявителя ООО «Март» – П.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, сославшись на изложенные в заявлении доводы. Просила заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Пензы – Г.О.М., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, просила отказать в удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен, о причинах не явки не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен, о причинах не явки не сообщил.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы гражданского дела Номер , заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление ООО «Март» об оспаривании постановления администрации г. Пензы от Дата Номер «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от Дата Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы» оставить без удовлетворения, суд приходит к следующему.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от Дата . (вступившем в законную силу Дата .) заявление ООО «Март» об оспаривании схемы границ прилегающих территорий Номер приложения к постановлению администрации города Пензы от Дата . Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы» в части установления минимального значения расстояния от ООО НПЦ «П.» до границ прилегающих территорий в торговый объект, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции было оставлено без удовлетворения (гр.дело Номер , л.д. 100 -103).
Указанным решением суда установлено, что постановление администрации г. Пензы от Дата . Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы» в первоначальной редакции соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и устанавливающим порядок определения органами местного самоуправления границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, принято с соблюдением действующего законодательства, в пределах компетенции администрации г. Пензы и подписано уполномоченным должностным лицом.
Кроме того, указанным решением суда установлено, что расстояние по прямой между входом для посетителей в бар «Р.» и входом для посетителей в ЗАО «НПЦ «П.», составляет Данные изъяты м.
Из материалов дела так же следует, что заявитель по адресу: Адрес , осуществляет деятельность ресторанов, баров и кафе, розничную продажу алкогольной продукции и т.д. (л.д.27-28).
Согласно имеющейся в материалах дела лицензии выданной Министерством здравоохранения Пензенской области от Дата . № Номер (бессрочная), по адресу: Адрес , осуществляет медицинскую деятельность ООО НПЦ «П.».
Статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Закон) установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Так, п. 2 ст.16 Закона установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
В п. 4 ст. 16 Закона указано, что к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям, и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенного требования закона Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012г. N 1425 были утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).
Указанными Правилами установлен порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
В силу подпункта "а" пункта 2 Правил розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта.
Согласно пункту 6 Правил максимальное значение расстояния от медицинских организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.
В силу пункта 8 Правил границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Правительство Пензенской области в постановлении от 29.03.2013г. № 195-пП «Об определении мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Пензенской области» рекомендовало органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области привести правовые акты в соответствие с Правилами.
Соответственно, на основании и в пределах предоставленных нормами законодательства полномочий, администрацией г. Пензы было принято постановление от 28.03.2014г. № 329 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы» (опубликовано в газете Муниципальные новости Пенза, № 19, 18.04.2014г. ), в котором установлено минимальное значение расстояния от организаций (для медицинских организаций: больниц, больниц скорой медицинской помощи, участковых больниц, специализированных больниц, родильных домов, госпиталей, медико-санитарных частей, домов сестринского ухода, хосписов, лепрозориев, диспансеров, женских консультаций, домов ребенка, молочных кухонь, центров, медицинских организаций скорой медицинской помощи и переливания крови, санаторно-курортных организаций, медицинских организаций особого типа) до границ прилегающих территорий в торговый объект, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы: которое составило - 50 метров.
Администрация г. Пензы 14.04.2015г. вынесла постановление N 501/1 "О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 28.03.2014г. N 329 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы" (опубликовано в газете "Муниципальные ведомости. Пенза", N 21, 17.04.2015г.) – (далее Постановление), где установила минимальное значение расстояния от организаций до границ прилегающих территорий в торговый объект, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы (для лечебно-профилактических медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, медицинских организаций особого типа) - 50 метров; (для лечебно-профилактических медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в нестационарных условиях, медицинских организаций по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) в размере - 30 метров.
Приложением Номер Постановления, утверждена схема границ прилегающей территории к научно-практическому центру «П.», согласно которой, бар «Р.» по Адрес находится в зоне запрета розничной продажи алкогольной продукции, так как бар находится на расстоянии менее Данные изъяты метров от научно-практического центра «Психотерапия».
В результате сопоставления указанных правовых норм в сравнении с оспариваемым постановлением администрации г. Пензы суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления был вправе установить границы, прилегающих к некоторым объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, указав минимальное значение расстояния границ земельных участков прилегающих в частности к медицинским объектам, которые определены, в соответствии с методикой, установленной Постановлением Правительства РФ.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 251 и п. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами права и свободы граждан, в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее – Постановление) разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Согласно пункту 24 Постановления в случае, если суд установит, что порядок принятия оспариваемого акта соблюден, он должен проверить соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены:
выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, введение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением;
осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;
внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 6);
определение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, иных, кроме оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, мест массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также установление дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции, а для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), - требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (статья 16, предусматривающая перечень запретов в области розничной продажи и потребления (распития) алкогольной продукции).
В соответствии с п. 3 ст. 31 Устава города Пензы Глава администрации города в пределах своих полномочий издает постановления Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Кроме того, в силу правил ст. 13 Гражданского кодекса РФ и гл. 24, 25 Гражданского процессуального кодекса РФ для удовлетворения требований заявителей необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого постановления администрации г. Пензы закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения, и нарушение этим постановлением прав либо свобод заявителей.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 года основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Как следует из п. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Между тем, заявителем не представлено в суд доказательств несоответствия оспариваемого постановления администрации г. Пензы закону или иному правовому акту.
Таким образом, анализируя нормы законодательства, суд приходит к выводу, что постановление администрации г. Пензы от Дата Номер «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от Дата . Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы» принято в соответствии с предоставленными полномочиями, не противоречит вышеуказанным федеральному закону, постановлению Правительства РФ, постановлению Правительства Пензенской области, не нарушает какие либо права и свободы заявителя или неопределенного круга лиц на осуществление предпринимательской (торговой) деятельности.
Довод представителя заявителя о том, что в приложении к оспариваемому постановлению так же имеются медицинские центры, от которых минимальное расстояние в торговый объект, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, составляет менее Данные изъяты м., по мнению суда, не является в данном случае основанием для признания незаконным постановлении администрации г. Пензы от Дата Номер «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от Дата . Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы», поскольку не относится к предмету спора.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ООО «Март» об оспаривании постановления администрации г. Пензы от Дата Номер «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от Дата . Номер «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Пензы» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2015 года.
Судья Ю.А. Андрианова