ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3249/20 от 25.12.2020 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Строка статотчета 2.091

55RS0005-01-2020-005275-61

Дело № 2-3249/2020

Решение

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть объявлена 25 декабря 2020 года

Мотивированное решение составлено 11 января 2020 года

Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А. при секретаре судебного заседания Нукеновой Н.А., помощнике судьи Митиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании 25 декабря 2020 года в городе Омске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социального развития Омской области и филиалу бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского административного округа города Омска» о признании права на постановку на учет в качестве многодетной семьи и возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с обозначенным иском.

В обоснование ссылается на то, что она является матерью троих несовершеннолетних детей: С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С ДД.ММ.ГГГГ она постоянно зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, совместно со своими детьми. Дочери С. и Е. обучаются в школе , истец не работает, поскольку осуществляет уход за младшим ребенком.

В октябре 2020 года она обратилась в Министерство труда и социального развития Омской области (далее – Министерство) через филиал бюджетного учреждения Омской области бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского административного округа города Омска» с заявлением о постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи. Ранее она имела статус многодетной матери, но по достижении старшей дочерью возраста 18 лет, которая не обучается в учебном образовательном учреждении по очной форме обучения, ДД.ММ.ГГГГ семью сняли с учета как многодетную.

При наличии у истца троих несовершеннолетних детей, считает, что имеет право на установление статуса многодетной семьи и выдачу соответствующего удостоверения.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало истцу в удовлетворении заявления по причине отсутствия совместного проживания с детьми в возрасте до 18 лет, установив, что дочери Е. и С зарегистрированы по адресу их умершего отца по адресу: <адрес>, а, следовательно, и проживают по месту своей регистрации.

Однако совместно с заявлением предоставила предоставила и акт о совместном проживании, в связи с чем полагает решение государственного органа незаконным.

На основании изложенного, просит признать решение Министерства труда и социального развития Омской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи незаконным; обязать Министерство труда и социального развития Омской области признать статус многодетной семьи и выдать удостоверение многодетной матери.

В письменных возражениях представитель Министерства труда и социального развития Омской области исковые требования не признала, полагал их не подлежащими удовлетворению. Указал, что совместное проживание детей с родителями является обязательным юридически важным условием для постановки семьи на учет в качестве многодетной. Документов, подтверждающих совместное проживание детей в возрасте до 18 лет (С. и Е.) с матерью ФИО1, при обращении в БУ МФЦ заявитель не предоставила, в связи с чем был направлен запрос в УМВД. По информации, представленной УМВД, С. и Е. зарегистрированы по адресу: <адрес>, в то время как их мать ФИО1 зарегистрирована по иному адресу: <адрес>. Представленный истцом акт о совместном проживании от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный соседями и удостоверенный печатью жилищной организации не является надлежащим доказательством, подтверждающим факт совместного проживания детей с истцом. Считает, что заявленные истцом требования могут быть удовлетворены только в случае установления судом факта совместного проживания в порядке главы 28 ГПК РФ, поскольку требования истца направлены на установление юридического факта. Одного факта наличия в семье троих детей недостаточно для регистрации семьи в качестве многодетной и предоставления права на получения соответствующих льгот.

Кроме того, Министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку регистрацию многодетной семьи на территории Омской области осуществляют непосредственно БУ МФЦ, которое в рассматриваемом случае приняло решение об отказе в регистрации многодетной семьи и назначении ежемесячной денежной выплаты, следовательно Министерство прав истца не нарушало.

Просит отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований; привлечь Министерство к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании истец ФИО1 и представитель истца по доверенности ФИО2 поддержали доводы и требования по иску по изложенным в нем основаниям, просили признать право истца на постановку на учет в качестве многодетной семьи и выдать удостоверение многодетной семьи. Указали, что ранее истец уже имела статус многодетной матери, который был снят по достижению старшей дочерью 18 летнего возраста. До ДД.ММ.ГГГГ статус многодетной семьи продлевался, при этом дети также были зарегистрированы по иному, чем истец адресу и вопросов данный факт не вызывал. Полагают, что ответчик незаконно не принял к рассмотрению акт о фактическом проживании семьи истца. Истец при подаче заявления предоставила весь необходимый перечень документов. Младший ребенок зарегистрирован с истцом, а С. и Е. зарегистрированы по месту жительства их отца, который умер. При этом все дети проживают по ее (истца) месту регистрации и совместной с ней в квартире бабушки, которая ДД.ММ.ГГГГ, а мать истца еще не ****.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области по доверенности ФИО3 требования иска не признала по доводам приведенного отзыва. Указала, что основанием для отказа истцу в постановке на учет в качестве многодетной семьи явилось только недоказанность совместного проживания заявителя с детьми, поскольку акт о проживании не является таким доказательством.

Представитель филиалу бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского административного округа города Омска» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав истца, представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», полномочия по определению категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в социальной поддержке, возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение данного Указа в каждом субъекте Российской Федерации приняты свои нормативные акты по вопросам социальной поддержки многодетных детей, включая документы, регламентирующие порядок оформления и выдачи документа, подтверждающего статус таких семей.

В Омской области условия регистрации многодетных семей определены Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в редакции от 18.06.2020 года) (далее – Кодекс Омской области)

Согласно ст. 40 Кодекса Омской области право на получение мер социальной поддержки, установленных ст. 41 Кодекса Омской области, имеют зарегистрированные в качестве многодетных семей органами социальной защиты населения по месту жительства семьи проживающих на территории Омской области граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев и вынужденных переселенцев, имеющие в своем составе трех и более детей.

Пунктом 2 ст. 40 Кодекса Омской области установлено, что при регистрации в составе многодетной семьи учитываются:

1) супруги, имеющие трех и более детей из числа учитываемых в составе многодетной семьи, в том числе мачеха, отчим, супруг опекуна (попечителя);

2) родитель (опекун, попечитель, приемный родитель), имеющий трех и более детей из числа учитываемых в составе многодетной семьи;

3) дети в возрасте до восемнадцати лет, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, совместно проживающие с лицами, указанными в подпунктах 1, 2 настоящего пункта, или с одним из них;

4) дети старше восемнадцати лет, в том числе усыновленные (удочеренные), а также находившиеся на попечении (воспитании в приемной семье), совместно проживающие (проживавшие до восемнадцатилетнего возраста) с лицами, указанными в подпунктах 1, 2 настоящего пункта, или с одним из них, обучающиеся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.

Согласно п. 5 ст. 40 Кодекса Омской области, документом, подтверждающим право на меры социальной поддержки многодетным семьям, является удостоверение многодетной семьи установленного образца, форма, порядок выдачи и замены которого утверждаются органом исполнительной власти Омской области в сфере социальной защиты населения.

Порядок регистрации многодетных семей определяется постановлением Правительства Омской области от 13.12.2006 года № 161-п «О некоторых вопросах социальной поддержки многодетных семей в Омской области» (в редакции от 28.03.2018 года).

В соответствии с пунктом 2 Порядка регистрация многодетной семьи производится на основании совместного непосредственного обращения с заявлением о регистрации многодетной семьи по форме, утвержденной Министерством, с предоставлением:

1) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность каждого лица, обратившегося за регистрацией многодетной семьи;

2) свидетельства о рождении детей;

3) документов, подтверждающие совместное проживание детей в возрасте до восемнадцати лет, с лицами, указанными в подпунктах 1, 2 пункта 2 статьи 40 Кодекса Омской области;

4) справки об обучении в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования по очной форме обучения детей старше восемнадцати лет за каждый учебный год начиная с текущего учебного года и до окончания обучения;

5) выписка из решения органов опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства) в отношении ребенка, принятого под опеку (попечительство);

6) договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключенный с органом опеки и попечительства, и (или) копия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, в отношении детей из приемных семей.

Решение о регистрации многодетной семьи (отказе в регистрации) принимается в пятнадцатидневный срок со дня представления всех необходимых документов.

Основаниями в принятии решения об отказе в регистрации многодетной семьи являются (п 4 Порядка):

1. отсутствие обстоятельств, являющихся основаниями для получения мер социальной поддержки в соответствии с Кодексом Омской области;

2. представление лицами, обратившимися за регистрацией многодетной семьи, документов, содержащих недостоверные сведения, имеющие значение для регистрации многодетной семьи;

3. не представление (представление не в полном объеме) документов указанных в пункте 2 Порядка.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является матерью Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 18, 19, 20).

Отцом С. и Е. являлся Щ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 23, 24).

Согласно паспорту гражданина РФ и свидетельству о регистрации по месту жительства соответственно, С. и Е. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 16-17, 21).

Щ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

Согласно акту о совместном проживании от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному жителями квартир дома по <адрес> в г. Омске и заверенному печатью жилищной организации ООО ТСН «****», семья в составе ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Щ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Согласно копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, В., ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 28), аналогичные сведения содержатся в свидетельстве о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

Истец в судебном заседании указал, что собственником указанной квартиры ранее являлась ее бабушка Б., которая ДД.ММ.ГГГГ, наследником после смерти бабушки является мать истца Л., которая в связи установленным законом сроком, пока не оформила наследство. Поскольку В. зарегистрирована в квартире совместно с матерью, она не была указана в акте о проживании. Местом регистрации ее дочерей С. и Е. является адрес проживания их умершего отца. При этом все дети проживают с истцом. Дочери обучаются в школе на <адрес>, куда им приходится ездить на автобусе.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в филиал бюджетного учреждения Омской области бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского административного округа города Омска» с заявлением о постановке на учет в качестве многодетной семьи для получения мер социальной поддержки и выдаче удостоверения многодетной семьи.

Согласно расписке в получении документов на предоставлении услуги, выданной БУ МФЦ ОАО ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 для получения услуги предоставила следующие документы: документы, удостоверяющие личность членов семьи (5 шт.), справка о составе семьи, акт о совместном проживании, удостоверение многодетной семьи, банковские реквизиты.

Также из материалов дела следует, что ранее семья истца имела статус многодетной, а ФИО1 было выдано удостоверение , действовавшее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (продлено до ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ответу БУ МФЦ ОАО от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в регистрации многодетной семьи, в связи с отсутствием обстоятельств, являющихся основанием для получения мер социальной поддержки (нет совместного проживания с детьми в возрасте до восемнадцати лет) (л.д. 27).

Не согласившись с решением ответчика в присвоении их семье статуса многодетной семьи и выдаче удостоверения многодетной матери по названному основанию, истец обратилась в суд.

Разрешая спор, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 5242-1, регистрация не входит в понятие «место жительства», а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Так, правовая норма, установленная п. 2 ст. 20 ГК РФ, согласно которой местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов, является общей правовой нормой по отношению к специальной правовой норме, установленной ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 года № 5242-1 (обязанность подтверждения места жительства регистрацией гражданина по месту жительства).

Таким образом, разрешая спор, суд, при наличии представленного истцом акта о проживании; ранее выданного истцу удостоверения многодетной матери и наличия у ранее у семьи истца статуса многодетной семьи; исходит из того, что наличие подтвержденного документально места жительства несовершеннолетних детей с матерью, при отсутствии доказательств иного, является основанием для возникновения у гражданина права на получение гарантированных государством мер социальной поддержки и соответствующей обязанности государства по реализации этого права.

Иное мнение представителя ответчика не является верным и не основано на приведенных нормах права.

Иных оснований для отказа истцу в регистрации семьи в качестве многодетной представитель Министерства не привела, а решение филиала БУ «МФЦ», не содержит.

Из приведенных норм права о порядке присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи.

С учетом установленного судом факта совместного проживания истца с несовершеннолетними, в том числе С. и Е., при отсутствии иных оснований для отказа в присвоения истцу статуса многодетной семьи и выдачи удостоверения многодетной семьи, суд полагает, что истец имеет право на регистрации многодетной семьи, а исковые требования подлежащими удовлетворению.

При этом, суд полагает заслуживающими внимания доводы представителя Министерств труда и социального развития по Омской области в части удовлетворения данных требований к лицу, принявшему решение об отказе в предоставлении соответствующих мер социальной поддержки.

Так, приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 21.05.2018 года № 85-п «О возложении на бюджетные учреждения Омской области - многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг функции по предоставлению государственных услуг в полном объеме» на бюджетные учреждения Омской области - многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство (далее — учреждения), возложены обязанности по предоставлению государственных услуг, указанных в приложении к приказу, в полном объеме, включая принятие решения о предоставлении государственной услуги или об отказе в ее предоставлении, составление и подписание соответствующих документов по результатам предоставления такой услуги либо совершение надписей или иных юридически значимых действий, являющихся результатом предоставления государственной услуги.

Приказом Министерства руда и социального развития Омской области от 29.01.2014 года № 17-п утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Регистрация многодетной семьи», в соответствии с п. 11 которого Министерство организует, обеспечивает и контролирует на территории Омской области деятельность Учреждений по предоставлению государственной услуги.

Регистрацию многодетной семьи на территории Омской области осуществляют непосредственно Учреждения (пункт 12 Административного регламента).

Таким образом, в рассматриваемом случае именно на филиал бюджетного учреждения Омской области бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского административного округа города Омска» должна быть возложена обязанность выдать ФИО1 удостоверение многодетной семьи.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к филиалу бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского административного округа города Омска» о признании права на постановку на учет в качестве многодетной семьи и возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи удовлетворить.

Признать право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на регистрацию многодетной семьи.

Возложить на филиал бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского административного округа города Омска» обязанность выдать ФИО1 удостоверение многодетной семьи.

В удовлетворении исковых требований к Министерству труда и социального развития Омской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Еленская