ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3249/2012 от 28.02.2013 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-70/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2013 года

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Лаврова В.Г.,

при секретаре Пискловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Челябинской таможне о признании незаконным и отмене решения Челябинской таможни о корректировке таможенной стоимости, возврате излишне уплаченных денежных средств,-

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Челябинской таможне о признании незаконным и отмене решения Челябинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по №; обязании Челябинской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме <данные изъяты>31 руб., взыскании расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб.

В обоснование иска указал, что приобрел в США автомобиль Тойота Тундра за <данные изъяты> долларов. ДД.ММ.ГГГГ представил на Челябинский таможенный пост Челябинской таможни декларацию на товар (ДТ) № №, по которой поместил под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления вышеуказанный автомобиль таможенной стоимостью <данные изъяты> руб. Сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащая уплате, составила <данные изъяты> руб. ФИО1 были предварительно внесены в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. Товар был выпущен в свободное обращение ДД.ММ.ГГГГ под обеспечение уплаты таможенных платежей. В ходе проверки Челябинской таможней была определена таможенная стоимость товара в размере <данные изъяты>,10 руб., то есть таможенные платежи увеличились до <данные изъяты> руб. Полагает это решение Челябинской таможни незаконным и подлежащим отмене, поскольку декларантом в таможенный орган были представлены все документы, необходимые для правильного исчисления таможенной стоимости товара.

ФИО1, а также его представители ФИО2, ФИО5 в судебном заседании на иске настаивали.

Представители Челябинской таможни ФИО3, ФИО7, ФИО4 в судебном заседании в удовлетворении иска просили отказать, поскольку указанная истцом таможенная стоимость автомобиля документально не подтверждена, о чем представили письменный отзыв (л.д. 72-77).

Представитель третьего лица ФТС РФ в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 3 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, - таможенным органом.

На основании п. 2 ст. 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Согласно п. 4 ст. 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В силу ч. 1 ст. 112 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных ТК ТС.

Положениями ст. 1 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза. Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между компанией «Buy Good Deals» (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи автомобиля Toyota Tundra стоимостью <данные изъяты> долларов США (л.д. 11, 68-69, 157-159).

Согласно заявлению на перевод в иностранной валюте от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 перевел <данные изъяты> долларов США получателю <данные изъяты> (л.д. 71, 156).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец внес аванс в общей сумме <данные изъяты> руб. на счет межрегионального операционного УФК (ФТС) (л.д. 12-17).

Из акта таможенного досмотра следует, что на автомобиле Toyota Tundra, № имеются замятие правого и заднего бортов кузова, небольшое замятие и скол краски на левом борту кузова, отсутствие заднего правого фонаря, заднего бампера, аудиомагнитолы, зеркала заднего вида (л.д. 23-27).

Согласно экспертному заключению ЮУТПП № среднерыночная стоимость б/у автомобиля марки Toyota Tundra, «пикап», 2012 года выпуска, в комплектном рабочем состоянии на рынке Америки по состоянию на апрель 2012 года составляет <данные изъяты> долларов США, если автомобиль имеет пробег более 30000км/год, то его стоимость составляет от <данные изъяты> до <данные изъяты> долларов США (л.д. 29)

Согласно заключению об оценке № № <данные изъяты> общая стоимость восстановительного ремонта приобретенного истцом автомобиля Toyota Tundra составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 30-34).

Положениями ст. 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье4 настоящего Соглашения. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Соглашения, применяемыми последовательно.

Названное соглашение устанавливает систему методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров: метод стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2), метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), метод вычитания (метод 4), метод сложения (метод 5), резервный метод (метод 6), причем основным методом назван метод 1.

Согласно ст. 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6-9 настоящего Соглашения, устанавливающего методы с 1 по 5, то таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями настоящего Соглашения. Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6-9 настоящего Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьейдопускается гибкость при их применении.

Согласно частям 1, 3 ст. 204 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» декларация на товары подается в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

До ДД.ММ.ГГГГ по выбору декларанта таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации.

Согласно п.п. 2, 7 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров (утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010года № 376) таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары, заполняется декларантом или таможенным представителем, если таможенное декларирование производится таможенным представителем (далее - лицо, заполняющее ДТС). При определении таможенной стоимости товаров методами определения таможенной стоимости, предусмотренными статьями 6-10 Соглашения, заполняется ДТС-2.

Истцом - декларантом представлена таможенная декларация на товар – автомобиль Toyota Tundra, в которой согласно решению Комиссии таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» в графе 42 «Цена товара» указано <данные изъяты> долларов США, в графе 43 «Код МОС», указано – «6» - код метода определения таможенной стоимости декларируемых товаров в соответствии с Классификатором методов определения таможенной стоимости (л.д. 9-10).

В судебное заседание представителями ответчиков представлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-2, согласно которой декларант ФИО1 определил, что таможенная стоимость декларируемых товаров определяется по резервному методу 6, поскольку иные методы не применимы (л.д. 113).

При этом, истец пользовался услугами специалиста по таможенному оформлению ФИО9, которой от имени ФИО1 была заполнена декларация.

Допрошенная в судебном заседании ФИО9, подтвердила, что применила именно 6 метод. Не доверять ее показаниям у суда оснований нет, поскольку они последовательны и согласуются с иными доказательствами по делу.

Таким образом, ФИО1 самостоятельно указал, что основной метод 1 – метод определения таможенной стоимости по цене сделки неприменим в рассматриваемом случае, указал на необходимость использования иного метода определения таможенной стоимости.

По результатам проведения документальной проверки таможенным органом выявлено, что величина заявленной таможенной стоимости товара (<данные изъяты> руб.) отличается от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, а именно: в договоре купли-продажи содержалось следующее условие: «покупатель обязуется выплатить продавцу сумму в размере <данные изъяты> долларов США при получении данного договора, что подтверждается настоящим, и оплатить продавцу сумму задолженности к ДД.ММ.ГГГГ или до этой даты», что поставило под сомнение итоговую стоимость товара, приобретенного истцом (л.д. 157-159).

К переводу, представленному истцом, суд относится критически, поскольку переводчик ФИО10, согласно диплому, является учителем немецкого и английского языков средней школы, то есть не является квалифицированным специалистом (л.д. 68-70). Напротив, делавшая перевод договора купли-продажи ФИО6 имеет соответствующую квалификацию лингвист, переводчик (л.д. 124-125).

В экспертном заключении ЮУТПП от ДД.ММ.ГГГГ № указана среднерыночная стоимость данного автомобиля на рынке США - <данные изъяты> долларов США.

Кроме того, в представленном декларантом документе (тайтл № № от ДД.ММ.ГГГГ) указан пробег автомобиля на момент продажи - <данные изъяты> миль, и указано, что автомобиль новый «new» (л.д. 41, 160, 162), тогда как на момент таможенного осмотра (ДД.ММ.ГГГГ ) пробег составил <данные изъяты> миль, что фактически невозможно.

Таким образом, в результате проверки соблюдения декларантом требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товара, заявленного по указанной ДТ, её структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, должностным лицом Челябинской таможни выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о заявленной таможенной стоимости могут являться недостоверными в части отличия заявленной декларантом таможенной стоимости от ценовой информации, содержащейся, в том числе и в базах данных таможенного органа, что может являться следствием зависимости цены товара от условий или обязательств, влияние которых не может быть учтено.

В соответствии со ст. 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку.

В силу ст. 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств-членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.

Согласно ч. 6 ст. 112 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в соответствии со статьей 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Как следует из материалов дела, таможенным органом было предложено декларанту ФИО1 предоставить дополнительные сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, однако экспортную декларацию декларант отказался предоставить, было представлено экспертное заключение о стоимости ввезенного товара (л.д. 18-20, 28).

В соответствии с пунктом 21 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ № № если в установленный таможенным органом срок декларантом не предоставлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учётом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.

В связи с отказом декларанта по предоставлению дополнительной информации, должностным лицом Челябинской таможни была самостоятельно осуществлена корректировка таможенной стоимости товара.

Согласно ст. 10 Соглашения для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые) товары.

Согласно п. 6 ст. 1 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решением комиссии таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ № при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности: по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций); Информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством государств - членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет.

Для осуществления корректировки таможенной стоимости ввозимого истцом товара использовались данные электронной информационно- аналитической системы таможенных органов «Мониторинг-анализ», принята во внимание № (л.д. 175-177).

В решении о корректировке таможенной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что таможенная стоимость документально и количественно не подтверждена, поэтому определена таможенная стоимость товара в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 8).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о законности решения Челябинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по №, о необоснованности заявленных истцом требований о взыскании излишне уплаченных сумм по таможенной расписке № № и, как следствие, об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. 12, 195-198 ГПК РФ

решил:

в удовлетворении иска ФИО1 к Челябинской таможне о признании незаконным и отмене решения Челябинской таможни о корректировке таможенной стоимости товара, возврате таможенных платежей, взыскании судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд, постановивший решение.

Председательствующий: